Сообщение для педагогов "Амплификация - основной принцип ФГОС ДО".
методическая разработка

Постольник Татьяна Геннадьевна

В помощь педагогам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл В помощь педагогам.17.1 КБ

Предварительный просмотр:

Амплификация - один из основных принципов ФГОС ДО.

В настоящий Стандарт ФГОС ДО введено одно из основных понятий - амплификация развития. 

Амплификация - это обогащение или углубление детского развития, которое необходимо для разностороннего воспитания детей. 

поэтому она должна охватывать все образовательные области:

- познавательное развитие;

- социально-коммуникативное развитие;

- речевое развитие;

- художественно - эстетическое развитие;

- физическое развитие;

- музыкальное воспитание

 

     В раннем возрасте (1 год - 3 года) – это  предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.

    Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - это ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Путь, основанный на амплификации детского развития — значительно более сложный и трудный, чем путь акселерации. Здесь невозможен прямой перенос на ребенка собственных ценностей и представлений. Напротив, нужно строить работу, «учитывая индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.»

Психолог А. В. Запорожец считал альтернативой акселерации амплификацию детского развития — т. е. «полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста) , обогащение ( амплификация ) детского развития», согласно которой каждый этап возрастного развития имеет огромные резервы, которые далеко не всегда реализуются. Эти резервы скрыты в специфических формах деятельности ребенка, которые в наибольшей мере соответствуют его потребностям и возможностям. Для дошкольника — это ролевая игра, рисование, конструирование, восприятие сказок, детское экспериментирование и пр.

Именно амплификация способствует решению следующих задач, поставленных в Стандарте:

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

2. Обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства,  независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

3. Создание  благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

4. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

5. Формирование общей культуры личности детей, развитие  социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование  предпосылок учебной деятельности.

6. Формирование  социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

Для успешного овладения программой развития нельзя забывать об " уважении взрослых к человеческому достоинству детей, формированию и поддержке их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях ".

   

Образовательная деятельность должна быть построена  на основе взаимодействия взрослых с детьми.

Взрослый должен быть ориентирован на интересы и возможности каждого ребенка:

- учитывать  социальную ситуацию его развития,  

- поддерживать положительное,  доброжелательное  отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности,  

- поддерживать   инициативу  и самостоятельность   детей в специфических для них видах деятельности,  

- предоставлять  возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения,  

- защищать детей от всех форм физического и психического насилия,

- поддерживать  родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлекать  семьи  непосредственно в образовательную деятельность.

Для того, чтобы ребёнку хотелось участвовать в какой-либо деятельности, необходимо

-  организовать образовательное пространство,

- обеспечить разнообразие материалов, оборудования и инвентаря.

   Тогда это будет побуждать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментировать с доступными детям материалами, быть двигательно- активными, участвовать в подвижных играх и соревнованиях, получать эмоциональное удовлетворение  от взаимодействия с предметно-пространственным окружением,   самовыражаться каждому ребенку.

Дошкольное детство - очень важный и сложный этап развития личности ребенка. Его надо прожить в полной мере. Если этот период не скомкать, то и дальнейшая учеба в школе, и вся жизнь человека сложится более успешно.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов по введению ФГОС "Основные принципы дошкольного образования и их реализация"

С 1 января 2014 вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В докладе более подробно раскрываются основные принципы и необходимость их реализации....

Основные принципы ФГОС ДО

Консультация для воспитателей...

ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПРИ ДЕЛЕНИИ ГРУППЫ НА ПОДГРУППЫ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     Моя главная  задача - не навязывать детям свой вариант решения. На моих занятиях дети свободно передвигаются по группе, разговаривают, спорят. Чтобы не потерять контрол...

Основные принципы образовательной программы дошкольного образования с учетом ФГОС ДО

раздел основной общеобразовательной программы дошкольного образования...

Основные принципы образовательной программы дошкольного образования с учетом ФГОС ДО

Раздел к основной общеобразовательной программе дошкольного образования с учетом ФГОС ДО...

"Индивидуализация образовательного процесса в ДОО как основной принцип ФГОС ДО: метод выбора"

Как и перед всеми педагогами нашей страны перед нами встали задачи реализации ФГОС по переходу на новый уровень образования. Мы стараемся идти в ногу со временем, работаем над решением этих задач. Сег...