Проект "По тропинке в школу". Подготовка руки к письму.
проект (подготовительная группа)

Балдакова Татьяна Александровна

В дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного  и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_podgotovka_k_shkole111.docx119.65 КБ

Предварительный просмотр:

                      Проект «По тропинке в школу». Подготовка руки к письму.

                                          Подготовительная группа.

Актуальность.

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению.  

В числе необходимых навыков детям нужно будет научиться писать. Письмо -  сложный координированный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – длительный и трудоёмкий процесс, который не всем детям даётся легко. Это, прежде всего, уверенное владение ручкой, карандашом, ориентировка на листе бумаги, развитие мелкой моторики и координации движений руки. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.

Проблема.  Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, неуспеваемости, тревожного состояния ребенка в школе.

Гипотеза.

Если выстроить эффективную модель системы подготовки руки к письму – специально подобранные игры, упражнения, задания  и  заниматься систематически, то дети будут более успешно подготовлены к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Новизна. Создать условия, при которых дети приобретут уверенность в своих силах, выстроив эффективную модель системы подготовки руки к письму.

Цель:  обеспечение качественной подготовки детей к школе, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.

Задачи:

Обучающие:

Способствовать развитию тонкокоординированных движений рук, развитию слухового внимания и графического воспроизведения.

Способствовать развитию познавательных способностей, пространственных представлений.

Расширять знания детей о Бурятии.

Развивающие:

Развивать мелкую моторику пальцев рук путем работы с карандашом, выполнения графических заданий, пальчиковых игр, штриховок и т. д.;

развивать зрительно - моторную координацию;

развивать чувство ритма посредством ритмических рисунков;

развивать пространственную ориентировку.

Воспитательные:

Воспитывать организованность, усидчивость и аккуратность в работе;

заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать в школе.

Тип проекта. Практический.

Временные сроки. 1 год.

Исполнители и партнёры проекта. Дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Методы и формы.

Пальчиковая гимнастика.

Игры со счетными палочками.

Игровые упражнения, занимательные задания.

Упражнения для развития графических навыков /рисование прямых, фигурных линий; по контуру, по точкам, по клеточкам; штриховка и т.д. /

Творческие задания (вырезывание).

Направления работы по подготовке руки к письму.

  • Развитие мелкой моторики руки;
  • Тренировка зрительно – моторных и слухо – моторных координаций;
  • Обучение ориентировке на листе бумаги;
  • Формирование графических навыков.

Формы реализации проекта: дополнительные занятия по развитию мелкой моторики руки, графических навыков проводятся в игровой форме в режимных моментах и могут быть использованы, как часть организованной образовательной деятельности  во всех образовательных направлениях.

Ожидаемые результаты.

К концу года дети должны знать и уметь:

Знать гигиенические правила письма:    

      уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме;

      знать правильное расположение тетради и ручки при письме;

уметь правильно держать ручку, карандаш;

знать правила работы с тетрадью;

      уметь ориентироваться на листе бумаги в клетку, в тетради;

      уметь ориентироваться в тетради, на строке, на странице;

      рисовать по клеточкам по слуховому восприятию;

      уметь самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры;       

      знать правила штриховки;

      уметь выполнять штриховку, соблюдая правила;

      уметь правильно держать ножницы и работать с ними.  

 

Работа с родителями. Успешность работы по подготовке детей к школе, предупреждению нарушений и трудностей в овладении письмом зависит от её систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения и семьи.

Мероприятия: Консультации «Гигиенические правила письма»;  «Готовим руку к письму – игры, задания». Чемпионат /родители – дети/ по играм в клеточки.

Этапы проекта.

Этапы реализации

проекта

       Мероприятия

Сроки

  Ожидаемый

    результат

1этап

Подготовительный

Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу, педагогический опыт, законодательные документы по подготовке руки к письму у дошкольников.

Изучить мнение родителей по данной проблеме через их анкетирование.

Подобрать, изготовить   наглядный, дидактический, раздаточный материал по подготовке руки к письму.

Определить модель, систему, содержание, формы работы, структуру занятий по подготовке руки к письму.

Разработать серию тематических занятий по подготовке руки к письму дошкольников.

Сентябрь

Способствует лучшему пониманию отдельных  аспектов теоретических и практических вопросов по данной проблеме.

Способствует лучшему пониманию проблемы и выбору способов их решения.

Обогатится предметно-пространственная, развивающая  среда по данной проблеме.

Создана система методической работы  по подготовке  руки к письму. Обогащена предметно -развивающая среда  по подготовке  руки к письму;

 

2этап.

Основной.

Организовать работу с детьми по подготовке руки к письму (согласно комплексно-тематического планирования)  в ходе режимных моментов и как часть организованной образовательной деятельности.

Структурные элементы занятий:

Пальчиковые игры;

Игры со счётными палочками, бусинами;

Работа в тетрадях: «Прописи», «Байкальская мозаика», «Рисуем по клеточкам»; графический диктант; штриховка;

Правила по гигиене письма;

Вырезывание: симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов, составление композиций.

Октябрь - апрель

Дети овладевают основами правописания, развивают мелкую моторику, подготавливают руку к письму.

Проявляют активный интерес  к учебной деятельности.

3 этап.

Заключительный

Выявление успешности развития системы по подготовке руки к письму детей подготовительной группы:

Чемпионат /родители – дети/ по играм в клеточки.

Открытая образовательная деятельность для родителей «Мы готовы к школе»

Май

Выявлен уровень успешности  работы системы по подготовке руки к письму.

Гигиена письма

Успешность формирования навыка письма во много зависит от того, соблюдаются ли при письме гигиенические правила. Они не сложны, но чаще всего им уделяется внимание лишь на первых порах. Научить ребенка правильно сидеть и правильно держать ручку - задача не из легких. Поэтому направленное внимание педагога к этим вопросам, причем не эпизодическое, а постоянное, а также специальная работа с родителями дают свои положительные результаты.

Еще в 1879 году французское медицинское общество опубликовало ряд правил по гигиене письма, которые сохранили свое значение и сейчас.

Вот эти правила:

Сидеть при письме прямо, не сгибаясь.

Держать оба локтя таким образом, чтобы они опирались на стол или, в крайнем случае, опирались на него равномерно.

Придерживать тетрадь левой рукой (для пишущих правой рукой).

Писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради.

При правильной посадке ребенок должен сидеть прямо, так как такое положение тела с небольшим наклоном вправо наименее утомительно; грудь не должна касаться стола, оба плеча должны быть на одной высоте. Ноги, согнутые под прямым углом в коленях, опираются всей ступнею на пол или подставку для ног. Руки должны лежать так, чтобы локти немного выступали за край стола и находились на расстоянии около 10 см от туловища.

Первое правило письма заключается в том, чтобы пишущая рука двигалась совершенно свободно. Кроме того, нужно, чтобы при письме сгибались и разгибались пальцы, производились вращательные движения; и постепенно, по мере заполнения строчки, передвигалось вправо предплечье.

Тетрадь при письме должна располагаться под углом 65 градусов. При этом то, что пишет ребенок, находится напротив груди (ориентиром может быть угол страницы, находящийся напротив середины груди). По мере заполнения тетради, она продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу - сверху.

Ручку нужно держать под углом 50 - 60 градусов тремя пальцами: большим, указательным и средним - большой и средний удерживают ручку, а указательный придерживает ее сверху. Держат ручку свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Прогибание первого сустава указательного пальца ведет к мышечному напряжению и быстрому утомлению. Расстояние от кончика карандаша до указательного пальца должно быть около 2 см.

Пальчиковые игры. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. "Пальчиковые игры" очень эмоциональны и увлекательны.  В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые  игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и др.

Игры со счётными палочками являются одним их эффективных средств по подготовке руки к письму. Упражнения с палочками способствуют выработке гибкости и точности движений руки, развитию глазомера, мышления, ориентировке в пространстве.

 Графические упражнения. Штриховка.

Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические упражнения.

Выполняя графические диктанты, малыш подготавливает руку к письму, закрепляет понятия «право - лево», «верх - низ», учится ориентироваться в пространстве и на тетрадном листе, закрепляет счет. Дети учатся сосредотачиваться на том, что говорит взрослый, понимать его и работать в соответствии с предлагаемой им инструкцией. Без этого умения учеба в школе будет для них очень сложной.

 Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.

Правила штриховки: штриховать только в заданном направлении.

Не выходить за контуры фигуры. Соблюдать параллельность линий.

Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

 Вырезывание ножницами.

 Педагог уделяет особое внимание усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Задача состоит в том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию способов вырезывания любых предметов. При объяснении задания необходимо учить детей не только пассивно усваивать процесс вырезывания, но и побуждать их давать словесную характеристику движениям рук педагога при показе способов вырезывания. Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети должны усвоить, что они вырезают не целую форму, а ее половину.

Старшие дошкольники начинают овладевать без предварительной прорисовки, подготовки линии контура навыками силуэтного вырезывания. Обучая силуэтному вырезыванию, успешно используется прием обведения контура предмета в воздухе. Развитию умения "видеть" предмет в воздухе способствуют систематически проводимые игры "Угадай, что рисую?", "Загадай, я отгадаю" (дети или педагог очерчивают в воздухе предмет, отгадывают). Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т.е. учиться планировать предстоящее действие.

Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений. Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов - полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.

                                 

                                                    Перспективный план.

Дата

                Содержание

                   Задачи

Октябрь

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Правила гигиены письма /каждое занятие/

Пальчиковые игры: «Подними пальчики», «Осенний букет», «Ванька – встанька», «Собери палочки в корзинку», «Листопад» /каждое занятие/.

Графические упражнения: 1 неделя «Веди линию, не отрывая карандаша от бумаги» /1, 2 лист  пропись  Татаринковой Л.Ю./; 2 неделя (1,2 лист) – рабочая тетрадь «Байкальская мозаика»; 3 и 4 неделя -1 лист прописи «Готовимся к письму».

Игры со счётными палочками:

1.«Осенний лист», 2.«Гриб», 3.«Ёжик», 4.«Зонт».

Графические упражнения в тетради

«Рисуем по клеточкам»: «Дорисуй фигуры до конца строчки, считая клеточки» /1,2,3,4/.

Штриховка: «Выполни штриховку по образцу»: 1. Вертикальные и горизонтальные линии; 2. По диагонали;

3. «Закончи штриховку».

Вырезывание: «Осенние листья»,

«Фрукты» - обводка и вырезывание по контуру.

Продолжать учить детей соблюдать правила по гигиене письма: сохранять при посадке правильную осанку, положение рук; правильно держать карандаш /ручку/, тетрадь.

Через пальчиковые игры активизировать моторику рук.

Учить соединять точки не отрывая карандаша от листа, учить контролировать силу надавливания на карандаш. Развивать точность движений, внимание и контроль за собственными действиями.

Вырабатывать гибкость и точность движений руки, развивать глазомер.

Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради.

 

Развивать умение штриховать в заданном направлении, не выступая за контуры.

Развивать ручную умелость, умение правильно пользоваться ножницами.

Ноябрь

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Пальчиковые игры: «Вертушка»,  «Мячик», «Апельсин», «Котята», «Паучок».

Графические упражнения: 1. «Веди линию, не отрывая карандаша от бумаги» /пропись  Татаринковой Л.Ю./; 2. Работа в  рабочей тетради «Байкальская мозаика»; 3. 4. «Собери машину», «Построй корабль» – прописи «Готовимся к письму».

Графические упражнения в тетради

«Рисуем по клеточкам»: «Дорисуй по клеточкам» /5,6,7,8/

Игры со счётными палочками: «Перестрой кораблик в танк, переложив 6 палочек», «Перестрой вазу в телевизор, переложив 5 палочек», «В фигуре из шести квадратов убери три палочки так, чтобы осталось четыре квадрата.

Графический диктант: «Гриб», «Рыбка», «Цветок», «Гусь».

Штриховка: «Выполни штриховку фигур в заданном направлении», «Заштрихуй элементы картинки в соответствии с цифрами», «Обведи и заштрихуй».

Подготовить детей к предстоящему обучению письму.

Развивать умение правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично; развивать лёгкость и свободу движений руки.

Совершенствовать навыки  ориентировки на листе в клетку.

  • Продолжать развивать зрительное  и пространственное восприятие, зрительную память, внимание,    мелкую моторику рук, координа-цию в системе глаз-рука.    

Развивать логическое мышление, мелкую моторику рук.

Учить ориентироваться в пространстве и на тетрадном листе, закреплять счет, сосредотачиваться на том, что говорит взрослый, понимать его и работать в соответствии с предлагаемой им инструкцией.

Вырабатывать уверенность штриха, развивать точность движений.

Декабрь

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Пальчиковые игры: «Малыши», «Собака», «На зарядку становись», «Снеговик», «Снежинки».

Графические упражнения: 1.«Дорисуй каждый элемент, не отрывая карандаша от бумаги» пропись  Татаринковой Л.Ю./; 2. Работа в рабочей тетради «Байкальская мозаика»; 3. 4. «Построй дом», «Собери паровоз» – прописи «Готовимся к письму».

Вырезывание снежинок.

Графические упражнения в тетради

«Рисуем по клеточкам»: «Дорисуй узоры, считая клеточки», «Дорисуй вторую половину картинок» /9,10,11,12/.

Графический диктант: «Черепаха», «Кораблик», «Ключ», «Собака».

Штриховка: «Заштрихуй элементы картинки в соответствии с цифрами» -«Сова», «Заштрихуй фигуры» - тетрадь

«Готовимся к письму».

Развивать координированность движений отдельных пальцев и всей кисти, умение удерживать нужное положение при выполнении задания.

Развивать графические движения, зрительное восприятие; воспитывать старательность, аккуратность.

Формировать умение вырезать по заданным линиям, развивать зрительнь – моторную координацию, двигательную активность пальцев.

Развивать мелкую моторику, графические навыки; способствовать приобретению навыка ориентации на листе бумаги в клетку.

Развивать зрительное и слуховое восприятие, пространственное мышление.

Развивать у детей мелкую моторику руки, координацию движений, глазомер.

Январь

/2 недели/

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Пальчиковые игры: «Помощники», «Прогулка».

Графические упражнения в тетради

«Рисуем по клеточкам»: «Дорисуй до конца строчки, считая клеточки» /13,14,15,16/ - 2 занятия.

Игры со счётными палочками:

Выкладывание из палочек школьных принадлежностей;  логические игры - из 5 палочек составить 2 треугольника; из 5 палочек составить квадрат и 2 треугольника и т.д.

Графический диктант: «Ёлочка», «Снеговик».

Штриховка: «Пофантазируй и заштрихуй замок и корабль» - 2 зан-я - тетрадь «Готовимся к письму».

Графические упражнения: 1. Пропись по Татаринковой Л.Ю;

2. Работа в рабочей тетради «Байкальская мозаика»

Развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений.

Развивать у детей пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость.

Развивать логическое мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук.

Развивать зрительно – пространственное восприятие, мелкую моторику пальцев рук, умение понимать и точно выполнять указания взрослого.

Развивать глазомер, мелкую моторику; точность движений.

Развивать графические навыки через упражнения и задания, способствующие подготовке руки к письму. Формировать интерес к выполнению графических заданий. 

.

Февраль

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Пальчиковые игры: «Подарки», «Дружная семейка», «Паучок», «Гости»,

«Прогулка».

Графические упражнения в тетради «Готовимся к письму» по клеточкам:

1. «Продолжи ряды»; 2. «Нарисуй солнышко по клеточкам», «Нарисуй веточки по клеточкам»; 3. «Нарисуй варежки по клеточкам»; 4. «Нарисуй снежинку по клеточкам».

Вырезывание ножницами. Силуэтное вырезывание; вырезывание геометрических фигур и составление из них предметов.

 

Графические упражнения. 1,2 зан-я «Посади деревья в парке», «Посади цветы» - прописи «Готовимся к письму».

3.4 зан-я. Рабочая тетрадь «Байкальская мозаика» - «Обведи по точкам узоры на кокошнике, сарафане и раскрась», «Обведи по точкам орнамент на бурятской одежде и раскрась»

Графический диктант: «Самолёт», «Ракета», «Заяц», «Олень».

Штриховка: «Заштрихуй узоры в разных направлениях» - 2 зан-я. - тетрадь

«Готовимся к письму». Рабочая тетрадь «Байкальская мозаика» - «Заштрихуй льдинки», «Заштрихуй веточки на ёлочке».

Развить и совершенствовать точные движения пальцев рук и скоординировать ловкость движений.

Разрабатывать мелкие мышцы руки; закреплять пространственное расположение; развивать умение пояснять выполненное задание.

Развивать мышцы пальцев и кисти, глазомер. Подготовка руки к письму.

Разрабатывать мелкие мышцы руки, правильную координацию пальцев при письме.

Закреплять знания детей о культуре народов Бурятии.

Формировать интерес и желание заниматься.

Способствовать развитию тонкокоординированных движений рук, развитию слухового внимания и графического воспроизведения.

Развивать зрительную память; умение соблюдать правила штриховки.

Март

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Пальчиковые игры: «Деревья в лесу», «Вертушка», «Компот», «Апельсин», «Шаги».

Графические упражнения. 1. Пропись  Татаринковой Л.Ю.

2, 3. Прописи «Готовимся к письму» - «Найди в картинке очертание буквы», стр.29. 4. Рабочая тетрадь «Байкальская мозаика» - «Помоги зверятам».

Графические упражнения в тетради «Готовимся к письму» по клеточкам:

«Нарисуй сказку по клеточкам». 4 зан-я.

Игры - головоломки со счётными палочками.

Графический диктант: « «Портфель»,  «Карандаш», «Лебедь», «Лягушонок».

Обводка и вырезывание по контуру – по желанию детей.

Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Совершенствовать четкость и красоту изображения линий, легкость и свободу движений руки; развивать логическое мышление.

Формировать графические навыки; совершенствовать умение ориентироваться на листе в клетку; развивать зрительное восприятие.

Развивать логическое мышление; совершенствовать мелкую моторику.

Тренировка логического мышления, памяти, ориентировки на листе бумаги, математических и графомоторных навыков.

Развивать самостоятельность; совершенствовать ручную умелость.

Апрель

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Пальчиковые игры: «Кто в деревне живёт?», «Мячик», «Котята», «Плюшки», «Вертушка».

Графические упражнения в тетради «Готовимся к письму» по клеточкам: 1. 2. «Потренируй руку», 3.4. «Написание цифр по клеточкам».

Игры - со счётными палочками:

«Выложи цифры, буквы».

Графические упражнения. Рабочая тетрадь «Байкальская мозаика» - «Обведи узоры по точкам»; рабочая тетрадь «Готовимся к письму» - «Обведи, не отрывая карандаш от бумаги. Дорисуй и раскрась».

Штриховка: Рабочая тетрадь «Байкальская мозаика» - «Раскрась тетеревов, оленя, используя указанные направления штриховки», рабочая тетрадь «Готовимся к письму» - «Продолжи штриховку и реши примеры»

Графический диктант: «Бабочка», «Бегемот», «Медведь», «Кенгуру».

Активизировать мелкую моторику рук.

Формировать графические навыки; совершенствовать умение ориентироваться на листе в клетку; закреплять знания и написания цифр.

Совершенствовать моторику; пространственную ориентировку; закреплять знание цифр; способствовать запоминанию букв.

Совершенствовать графические навыки, закреплять знания элементов бурятских и русских узоров.

Совершенствовать умение закрашивать в заданном направлении. Развивать логическое мышление.

Формировать графические умения, необходимые для подготовки руки к письму. развивать мелкую моторику и координацию движений руки, пространственное мышление.

Литература:

  1. Гризик Т.И. Подготовка ребенка к обучению письму: пособие для родителей.  - М. 2007
  2. Щербина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать.
  3. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики – Дрофа, 2000.
  4. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI век, 2010. – 186 с.
  5. Татаринкова Л.Ю. Готовим руку к письму. Штриховка – дорисовка.
  6. Татаринкова Л.Ю. Готовим руку к письму. Рисуем по клеточкам.
  7. Л.П.Майорова, З.И.Пазникова. Байкальская мозаика. Рабочая тетрадь по подготовке детей к школе. – Улан –Удэ.
  8. Готовимся к письму: прописи, раскраски, упражнения. – М.:РОСМЭН, 2017. – 72с.
  9. Интернет – ресурсы.

Приложение к проекту.

Логические игры со счётными палочками.

Из 5 палочек составить 2 треугольника.

Из 5 палочек составить квадрат и 2 треугольника.

Из 7 палочек составить 2 квадрата.

Из 7 палочек составить 3 треугольника.

Из 7 палочек составить 2 треугольника: большой и маленький.

Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 треугольника.

Из 9 палочек составить 1 квадрат и 4 треугольника.

Из 10 палочек составить 2 квадрата: большой и маленький.

Перестроить корабль в танк, переложив шесть палочек.

http://kladraz.ru/images/15(57).jpg

Перестроить вазу в телевизор, переложив пять палочек.

http://kladraz.ru/images/16(58).jpg

В фигуре из шести квадратов убрать три палочки так, чтобы осталось четыре квадрата.

http://kladraz.ru/images/17(49).jpg

Пальчиковые игры.

 «Помощники»

Вот помощники мои,

Как их хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

Поработали немного,

Но дадим им отдохнуть.

(Выполнять движения пальцами в соответствии с содержанием стихотворения.)

 «Прогулка»

Пошли пальчики гулять,

(Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)

А вторые догонять,

(Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)

Третьи пальчики бегом,

(Движения средних пальцев в быстром темпе.)

А четвертые пешком,

(Медленные движения безымянных пальцев по столу.)

Пятый пальчик поскакал

(Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)

И в конце пути упал.

(Стук кулаками по поверхности стола.)

«Подарки»

Пальцы в гости к нам пришли

И подарки принесли.

Будем мы их представлять

И подарки принимать.

Вот большой, он палец мудрый,

Книгу хочет нам вручить.

Указательный придумал

Нам фонарик подарить.

Средний нам принес коробку.

Интересно, что же в ней?

Пластилин есть и бумага

И набор карандашей.

Безымянный — славный мальчик,

Всем друзьям принес он мячик.

А малыш — мизинчик

Игрушечный автомобильчик.

Скажем мы: «Спасибо, пальцы!»

И продолжим заниматься.

(Выполнять движения соответственно тексту.)

 

«Дружная семейка»

Этот пальчик большой —

(Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.)

Это папа дорогой.

Рядом с папой — наша мама.

Рядом с мамой — брат старшой.

Вслед за ним сестренка —

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш —

Это славный наш малыш.

Дружная семейка!

(Сжать руку в кулак несколько раз.)

«Гости» 

В гости к пальчику большому 
Приходили прямо к дому 
Указательный и средний, 
Безымянный и последний 
Сам мизинчик-малышок 
Постучался об порог. 
Вместе пальчики-друзья, 
Друг без друга им нельзя.

Кто в деревне живет? 
Лежебока – рыжий кот. 
Маленький теленок, 
Желтенький цыпленок, 
Белая овечка, 
Мышка под крылечком! 
Раз, два, три, четыре, пять, 
Их не трудно сосчитать! 
Кто в лесочке живет? 
Под корягой - старый крот, 
За горой лисенок, 
В ельнике - лосенок. 
Под кустом – лисичка, 
На сосне – синичка! 
Раз, два, три, четыре, пять, 
Будем пальцы загибать 

«Деревья в лесу».

 Друг от друга деревья росли далеко    Показать дерево обеими кистями)

Человеку пройти этот путь нелегко,   Шагать указательным и средним  пальцами

Только корни деревьев                         Приложить кисти друг к другу тыльными

Однажды сплелись,                               сторонами, пальцы вниз)

Будто дерева два навсегда обнялись.  

«Осенний букет».

 Раз, два, три, четыре, пять                        Поочерёдно загибают пальчики на руке,            

                                                                 начиная с большого.

Будем листья собирать                              Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Листья берёзы, листья рябины,                Поочерёдно загибают пальчики на руке,           

листики тополя, листья осины,                начиная с большого.

Листики дуба мы соберём

Маме осенний букет отнесём.   «Шагают» по столу средним и указательными пальчиками.

«Листопад».

Листопад, листопад! Листья по ветру летят:

Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают).

С клёна – кленовый, /Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны/.

С дуба – дубовый, /Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу/.

С осины – осиновый, /Указательный и большой соединить в виде колечка/.

С рябины- рябиновый. /Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны/.

Полны листьев лес и сад. То-то радость для ребят! /Хлопки в ладоши/.

«Компот».

Будем мы варить компот,

Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание.

Фруктов нужно много вот:

Будем яблоки крошить,

Загибают пальчики начиная с большого.

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим на песок.

Варим, варим мы компот.

Опять «варят» и «помешивают».

Угостим честной народ.

Развести руки в стороны.

«Плюшки».

 Муку в тесто замесили,      (Сжимают и разжимают кулачки)

А из теста мы слепили:          (Прихлопывают ладошками, «лепят»)

 Пирожки и плюшки,          (Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук,

                                                         начиная с мизинца)

 Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

Всё мы испечём в печи.            (Обе ладошки разворачивают вверх)

Очень вкусно!                       (Гладят живот)


«Снеговик».

Давай, дружок, смелей, дружок           Хлопки

Кати по снегу свой снежок -                 Показать руками, как лепим снежок.

Он превратится в толстый ком             Сомкнуть и округлить кисти рук

И станет ком снеговиком.                     Обвести руками в воздухе две окружности

Его улыбка так светла!                          Хлопки

Два глаза… шляпа…нос…метла…      Показывать по тексту

Но солнце припечет слегка -                Ладонь правой руки приложить к левой,

                                                                 пальцы растопырить (солнце)

Увы! – и нет снеговика.                         Развести руками.

«Снежинки».

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Туча по небу плыла.

Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (туча).

Вдруг из тучи над землёй

Полетел снежинок рой.

Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).

Ветер дунул, загудел –

Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд).

Рой снежинок вверх взлетел.

Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими (снежинки летят).

Ветер с ними кружится,

Может быть подружится.

Вращать кистями, попеременно скрещивая руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Подготовка руки к письму как этап формирования готовности ребёнка к школе»

В данной статье раскрываются основные причины неудач детей при обучении письму....

Подготовка руки к письму как важный фактор успешности ребенка в школе. Быкова Л.А, учитель-дефектолог, логопед, I квалификационной категории

Психомоторное развитие ребенка является базовым уровнем для дальнейшего психического развития как основы для полноценного обучения в школе и формирования учебных навыков....

Конспект занятия по подготовке руки к письму для детей подготовительной к школе группы

Конспект занятия по подготовке руки к письму для детей подготовительной к школе группы...

Статья "Рисование при помощи медиатора с детьми старшего дошкольного возраста как средство развития мелкой моторики и подготовки руки к письму в школе"

Известно, что развитию мелкой моторики способствуют и дидактические игры и пальчиковая гимнастика и разные виды изобразительной деятельности. В статье описан способ рисования с помощью медиатора....

Перспективное планирование по подготовке руки к письму детей подготовительной к школе группы

Уровень развития мелкой мотрики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Поэтому проблема подготовки руки к письму является актуальной в настоящее время.В дошкольном воз...

Ребёнок на пороге к школе: подготовка руки к письму.

Ребенок на пороге к школе. Подготовка руки к письму предполагает развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций. Чем больше и разнообразнее работа кисти, тем лучше и быстрее с...

Проект «Развитие мелкой моторики руки, подготовка руки к письму детей старшего дошкольного возраста - одно из условий успешного обучения в школе» (подготовительная группа)

Проект исследовательский, практико–ориентированный, реализуется в рамках ДОУ, в течение года.В проекте участвуют дети группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет, педагог-психолог, воспи...