«Самая необычная новогодняя елочка» Творческая работа
методическая разработка (подготовительная группа)

Воржакова Нина Николаевна
 Всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год. Каждый год почти все елки украшены однотипно, елочными шарами из магазинов. В целях развития творческой фантазии была поставлена цель перед педагогом и детьми создать необычную новогоднюю елочку. Идеей украшения помещений детского сада было украшение  элементами народного творчества. На педагогическом совете было предложено украсить детский сад элементами гжельской росписи.
•Таким образом я, как педагог, вместе со своими детьми подготовительной группы, решила поддержать и воплотить эту идею в интерьере подготовительной группы. Попутно расширить кругозор детей и создать праздничную атмосферу в преддверии праздника, и воплотить творческую идею.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Самая необычная новогодняя елочка» Творческая работа Подготовила: Воспитатель подготовительной группы Воржакова Нина Николаевна «Октябрьский детский сад №7»

Слайд 2

Актуальность создания творческой работы Всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год. Каждый год почти все елки украшены однотипно, елочными шарами из магазинов. В целях развития творческой фантазии была поставлена цель перед педагогом и детьми создать необычную новогоднюю елочку. Идеей украшения помещений детского сада было украшение элементами народного творчества. На педагогическом совете было предложено украсить детский сад элементами гжельской росписи. Таким образом я, как педагог, вместе со своими детьми подготовительной группы, решила поддержать и воплотить эту идею в интерьере подготовительной группы. Попутно расширить кругозор детей и создать праздничную атмосферу в преддверии праздника, и воплотить творческую идею.

Слайд 3

Описание создания творческой работы Перед педагогами была поставлена цель: 1.Популяризация педагогического опыта работников образования; 2.Мотивация педагогов и воспитателей к развитию инновационной и экспериментальной деятельности в процессе разработок и внедрения образовательных технологий в процесс обучения. 3.Развитие творческого потенциала и повышение профессиональной компетентности педагогов. Исходя из поставленных целей мы с педагогами приступили к выполнению своих творческих идей. Моей идеей было создание необычной новогодней елочки с привлечением детей. Просмотрев материал, я пришла к выводу подготовить елочку и вместе с детьми украсить ее игрушками из соленого теста.

Слайд 4

Описание создания творческой работы Перед детьми были поставлены цели и задачи для выполнения творческой работы стимулирование познавательных интересов; воспитание в подрастающем поколении любви к творчеству, красоте, традициям прикладного творчества; развитие и реализация творческих способностей; развитие творческой активности; привлечение детей к творчеству; пропаганда возможности дополнительного развития детей; предоставление участникам возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки учреждения и региона.

Слайд 5

Этапы создания творческой работы Расширенное знакомство с детьми о росписи «Гжель» (презентации); Рассматривание с детьми элементов гжельской росписи; Рисование на тему «Гжель»; Чтение былин и сказок на тему «Гжель»; Привлечение родителей и детей в изготовлении игрушек для новогодней елочки в технике «Гжель»; Участие в украшении интерьера детского сада в технике «Гжель»; Рассматривание интерьера детского сада украшенного в технике «Гжель»; Создание игрушек в технике «Гжель» из соленого теста; Презентация елочки для родителей

Слайд 6

Узор гжель для украшения саней

Слайд 7

Фотозоны

Слайд 8

Совместные работы детей и родителей

Слайд 9

Работы детей

Слайд 10

«Самая необычная новогодняя елочка» Творческая работа

Слайд 11

Наши достижения


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила : воспитатель подготовительной группы Воржакова Нина Николаевна «Октябрьский детский сад№7»

Слайд 3

.

Слайд 8

Незатейливый узор Из оттенков краски, Глина белая, фарфор – Атрибуты сказки! Словно детская рука На кусочках глины Рисовала в три мазка Синие картины.



Предварительный просмотр:

Легенда «Откуда в Гжели синий цвет»

   

Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо синее в ней. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду.

Сказка «Как появилась гжель?»

    В далёкой стране, где всегда царит лето, у одного купца была жена. В её саду росло много красивых роз разного цвета - и белые, и красные, и розовые.

Вот однажды собрался купец за товаром в разные страны. Собирая в дорогу мужа, жена дала ему розу и попросила  беречь её: «Она никогда не завянет, потому что я очень люблю тебя!» - сказала она. И купец уехал.

Он долго путешествовал и заехал в Россию. А у нас холодная зима. Роза от мороза не завяла, а просто посинела.

Когда гжельские мастера увидели эту необычную розу, очень удивились и захотели нарисовать её на своей посуде. Купец же вернулся домой и подарил жене красивую расписную посуду с синей розой.

Так появилась гжель.

***

О том, почему в гжельской росписи всего два цвета, можно узнать из сказки «Нежно-голубое чудо»:

История эта случилась в рождественский сочельник. Жила в одной деревне с удивительным названием Гжель бедная женщина. Муж у нее умер, и, чтобы прокормить свою единственную дочь, женщине приходилось горшки глиняные обжигать да на рынке их продавать. Чуть свет, она уж на ногах: печь затопит, за работу берется. Да и дочка Настенька такая умница уродилась, и пол подметет, и хлеб замесит, и на колодец за водой сбегает. Так вдвоем они и жили, а вдвоем любая работа спорится.

Наступила зима, да такая суровая, с ветрами сильными, метелями-завирухами, морозами лютыми. И надобно же было случиться большому несчастью. Заболела Настенька, лежит, с постели встать не может. Какие только доктора не смотрели девочку, а вылечить не смогли. Приближалось Рождество. Снегу намело столько, что сугробы до самых окон доставали, деревья в лесу стояли в белых кружевах, снежинки весело кружились, поблескивая разноцветными искорками. По всему было видно, что природа радовалась наступающему празднику - Рождеству Христову.

Только в доме у Настеньки не до праздника, с каждым часом ей становилось все хуже и хуже. Матушка не знала, чем порадовать дочку, как облегчить ее страдания. "Настенька, скоро праздник придет - веселье, радость принесет. Может, это тебе силы придаст?" - говорит матушка. "Не до праздника мне, матушка, не до веселья. А вот есть у меня заветное желание - хочется мне голубые васильки да колокольчики в руках подержать, на нежную красоту их полюбоваться!" - отвечает Настенька. "Да где ж я тебе среди зимы васильки да колокольчики отыщу? Подожди, придет весна, появятся и васильки, и колокольчики!" Ничего не ответила Настенька, только грустнее еще стала.

А этот разговор матушки с дочерью услышала звездочка юная, которая только что на небе зажглась. Стало ей жалко Настеньку. И решила она помочь больной девочке, ведь известно, что под Рождество всякие чудеса случаются. Разукрасила звездочка оконное стекло такими причудливыми узорами, что ни в сказке сказать, ни пером описать! Чего там только не было! И васильки, и колокольчики, и волшебные птицы ягоды клюют. Всю ночь трудилась звездочка, но так и не успела закончить свою работу: ночь к концу подошла. Тогда обратилась звездочка за помощью к ясному солнышку: "Солнышко- батюшка, время мое закончилось, не успела я Настенькино желание до конца выполнить. Помоги мне, надели силой волшебные узоры мои сказочные, ты же все можешь!"

Солнышко согласилось и осветило своими волшебными лучами узоры дивные, и заиграли они весело! Да и Дед Мороз от Солнышка не отстал: разукрасил узоры чудные в нежно-голубой цвет. Как увидела матушка такое чудо, так руки сами к краскам потянулись. И расцвели нежно - голубые цветы на кувшинах, и на блюдцах, и на чашках. И Настенька, глядя на красоту такую сказочную, радовалась несказанно, а радовавшись, постепенно поправлялась. А вскоре и совсем выздоровела. С тех самых пор посуду, расписанную голубой краской, называют небесно- голубая Гжель.

***

Легенда  о том, как появилась бело-голубая красота:

Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его. Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница. Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?

Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

Стихи про гжель

Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из – под белого снежочка.
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели?

***

Незатейливый узор

Из оттенков краски,

Глина белая, фарфор –

Атрибуты сказки!

Словно детская рука

На кусочках глины

Рисовала в три мазка

Синие картины.

Чашек круглые бока

Расписав в колечки,

В лепестки и облака –

Изразцы для печки,

Голубые  кружева,

Кобальтовый иней,

Будто вьюга намела

Завитушки линий.

Налепила для игры

Синие фигурки,

Для забавы детворы,

Зайцев и свистульки.

Скрыта в лёгкости мазка

Тайна чудо - глины.

На Руси  живёт века

Промысел старинный.

Поколенья мастеров

Бело-синей Гжели –

Чародеи двух цветов,

Наши Боттичелли!

Из глубины веков до наших дней,

Старанием мастеров умелых,

Русь украшает чудо-Гжель

Узором синим в платьях белых.

 ***

Весеннее украсят утро

Чудесной гжели нежные букеты,

И легким ветерком как будто,

На нас подует жарким летом.

Порой осенней в ярких красках

Природы милого творенья,

К нам гжель приходит снежной сказкой,

Зимы, предвидя приближение.

Ну а зимой, холодной, вьюжной,

Согреет нас огнем камин,

В котором, жаркий пламень дружит

С узором сине-голубым.

***

Есть в Подмосковье такое местечко –

Белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлее вода родничковая,

И дыхание ветра свежей,

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель.

Вот, смотрите, «Рыба – кит»,

А под ней вода кипит,

На спине стоит дворец,

Рядом скачет удалец.

Здесь две барыни сидят,

Пьют чаёк и говорят,

Ну а кошка возле ножки

Ждёт, когда дадут немножко.

***

Узоры Гжели

Неужели, неужели

Вы не слышали о Гжели?

Про фаянсовое чудо –

Статуэтки и посуду?

Только скажем слово «Гжель»,

И увидишь зимний день –

Небо, снега белизну

И теней голубизну.

Все изделия из Гжели

Фон имеют только белый,

А на нём лишь синий цвет.

А других здесь красок нет.

Расцветают на морозе

Колокольчики и розы,

Хризантемы и ромашки

Украшают вазы, чашки…

То мазочек, то листочек,

Там цветок, тут завиточек,

Три мазка широкой кистью –

Появился синий листик,

Поработал кисти кончик –

Распускается бутончик.

И прекрасные узоры

Там притягивают взоры

К сине – белому фаянсу,

Сколько блеска, сколько глянца!

Неужели, неужели

В вашем доме нету «гжели»?

***
Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса!..

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

Л. Куликова.



Предварительный просмотр:

Обучение техники рисования Гжель

Для работы необходимо иметь:

  • Гуашь художественную белого и синего цветов
  • Кисти круглые беличьи или колонковые:
    большую(№10-12), среднюю (№6-8) и маленькую (№2-4)
  • Баночку с водой
  • Мягкую тряпочку для снятия лишней краски
  • Пластмассовую палитру для получения различных
    оттенков синего цвета.

 

Начинать изучение техники нужно с прямых линий различной толщины, точек, сеточек, завитков, дуг, травинок.

Необходимо научиться проводить прямые параллельные линии, рисовать точки и кружочки, повторяя и дорисовывая предложенные узоры. Для этого лучше воспользоваться кистью №2-№4.

Для просмотра картинок в полном размере кликните на изображении.

http://kids.moy.su/_si/0/s93620590.jpg

Далее предложите изучить ребенку орнаменты для гжельских бордюров.

http://kids.moy.su/_si/0/s91208266.jpg  http://kids.moy.su/_si/0/s18897894.jpg

Мазок «Капелька»

Этот мазок лежит в основе многих узоров и мотивов. Название его связано с внешним видом, который напоминает дождевую капельку.  «Капелькой»
изображают листочки веточки и лепестки многих цветов. Очень красиво смотрятся капельки, расположенные с одной или двух сторон от стебля, особенно если размер их меняется

http://kids.moy.su/_si/0/s10806728.jpg  http://kids.moy.su/_si/0/s79226856.jpg

Мазок с тенью.

http://kids.moy.su/_si/0/s71449254.jpg

Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок «мазок на одну сторону» или «мазок тенями».

В нем виден постепенный переход от светлого, к темному. Этот мазок представляет особую трудность при его освоении и требует определенных навыков. Мазок с тенями – это особый тональный мазок, в котором отчетливо виден переход от темного к светлому
оттенку синего цвета. Очень важным для получения хорошего мазка является
правильное распределение краски по кисти – к краю ее должно быть больше, а к середине меньше. Для этой работы лучше всего брать толстые кисти (№8, №10) с тупыми закругленными по типу «лопаточки» концами. Кисть аккуратно прикладывается к бумаге, а затем уверенным движением руки наносится соответствующая линия.

Узор –гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности.

 http://kids.moy.su/_si/0/s12789191.jpg

Какие розы и пионы

На чашках пишут мастера.

И сине-белые бутоны

Прекрасны нынче, как вчера!

Л. Куликова.

 Для выполнения синей розы используется кисть
среднего размера (№6- №8). Дети учатся наносить мазок сначала в одну сторону, потом в другую. Роспись самого цветка необходимо начинать с середины, затем наносятся два мазка слева и два мазка справа.

 

Элементы Гжельской росписи: цветы - розы, тюльпаны, астры, гвоздики, листья, штриховка – сеточка, жилка, завитки.
1 (450x355, 40Kb)
2 (448x239, 12Kb)
3 (366x256, 12Kb)
3ф (346x252, 10Kb)
4 (376x376, 40Kb)
5 (376x376, 30Kb)
6 (376x376, 22Kb)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новогодняя выставка творческих работ "Терем Деда Мороза"

Новогодняя выставка творческих работ "Терем Деда Мороза"...

Познавательно-творческий проект в старшей группе «Украсим новогоднюю елочку»

1.            Цель проекта: Расширять и обогащать знания и представления детей о новогодних игрушках и научиться их изготавливать....

Новогодняя выставка творческих работ

Благодарность семьям воспитанников за участие в конкурсах...

Выставка-конкурс «Лучшая новогодняя игрушка», номинация: «Самая необычная новогодняя ёлочная игрушка», 2021 год.

Выставка-конкурс «Лучшая новогодняя игрушка», номинация: «Самая необычная новогодняя ёлочная игрушка», 2021 год....

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении семейного новогоднего конкурса творческих работ «В объективе Новый 2022 год»

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении семейного новогоднего конкурса творческих работ «В объективе Новый 2022 год»...