Конспект занятия в подготовительной группе «Что такое Новый год?»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Санькова Ирина Анатольевна

Цель: закреплять  представление детей о новогоднем празднике.

Задачи:

- уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Новогодний праздник»;

 - развивать зрительно-моторную координацию, зрительно-пространственную ориентировку,  цветовосприятие;

- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нейропсихологический подход в работе учителя-дефектолога с  детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами дошкольного возраста с нарушением зрения

Санькова И.А., учитель-дефектолог МБДОУ ДС №32 «Дружные ребята», г. Старый Оскол, Россия

Зрение дает людям 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, работы, отдыха, повседневной жизни. Кроме того, свет, воспринимаемый глазом, оказывает воздействие на кору головного мозга и подкорковые структуры, которые стимулируют выработку гормонов эндокринных желез и таким образом влияют не только на психическое, но и на физическое развитие ребенка. Все дети,  имеющие  трудности зрительного восприятия, имеют недостаточную координацию между зрением и двигательными реакциями, плохую способность к управлению движениями тела, то есть неэффективно им управляют, что приводит к сложностям ориентировки в пространстве, трудностям в восприятии формы, размера, оценке положения, точности и полноте восприятия окружающего мира.

От правильного функционирования межполушарного взаимодействия зависит успеваемость ребенка в образовательной деятельности и его успешная социализация в последующем.

Межполушарное взаимодействие  – это единая система, в которой функционируют оба полушария. При этом каждое из них осуществляет свои функции. Для полноценной работы психических процессов необходимо гармоничное  взаимодействие обеих полушарий.

Правое полушарие   ответственно за:

  • Процесс воображения;
  • креативность и творческие способности;
  • эмоциональный диапазон;
  • движения левой  части тела;
  • ориентировку  в пространстве;
  • интуицию;
  • музыкальные способности;
  • понимание информации, произнесенной вслух.

Левое  полушарие ответственно за:

  • осмысление вербальной информации;
  • движения правой частью тела;
  • память;
  • способность  делать анализ;
  • логическое мышление;
  • речь;
  • способности в точных науках.

Успешное  функционирование обеих полушарий  обеспечивает психоэмоциональную стабильность ребенка, координацию движений, качество восприятия и переработку информации.  

Причины слабого развития межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ и детей - инвалидов дошкольного возраста с нарушением зрения

Одной из причин слабого развития межполушарных связей у детей обуславливается болезнями одного из родителей или частыми стрессами матери во время беременности. Так же причинами слабого развития  межполушарного взаимодействия  могут стать неврологические расстройства ребенка, индивидуальные особенности строения мозга или различные патологии мозолистого тела. Однако,  чаще всего на межполушарное взаимодействие сказывается отсутствие развивающих упражнений и занятий в жизни ребенка. С самых первых дней жизни ребенка необходимо всестороннее развитие через элементарные игры. С возрастом игровая деятельность расширяется, углубляется, игровые навыки совершенствуются. Родителям нужно обратить внимание, если у ребенка проявляются следующие симптомы:

  • плохая память;
  • агрессивное поведение;
  • нарушения речи ( сбивчивая, нечеткая речь);
  • сложности в общении со сверстниками;
  • пишет в зеркальном отражении;
  • испытывает трудности в описании сюжета  по рисунку;
  • проблема при переписывании текста или написании под диктовку.

 В младенчестве, пропуск этапа ползания считается нарушением.

Как развивать межполушарное взаимодействие у дошкольников?

Нейропсихологический подход предполагает построение коррекционно-развивающей работы с ребенком с учетом его индивидуально-физиологических особенностей: состояния высших психических функций, выделении его компенсаторных сторон при нарушении зрения.

Мозговая гимнастика будет полезна не только детям, но и взрослым.

На развитие межполушарного  взаимодействие позитивно сказываются:

  • кинезиологические упражнения;
  • самомассаж;
  • дыхательные упражнения;
  • слушанье классической музыки;
  • творческие задания;
  • пальчиковая игры;
  • логоритмика.

Чем более развито взаимодействие двух полушарий у детей, тем проще ему обучаться новому, строить отношения с людьми, достигать спортивных высот.

Упражнения, направленные на развития межполушарных связей у детей с ОВЗ и детей - инвалидов дошкольного возраста с нарушением зрения.

Задачи: развить концентрацию внимания, мелкую моторику.

Все упражнения выполняются попеременно обеими руками и одновременно обеими руками. Использование подобных упражнений в организованной образовательной деятельности позволяет лучше усваивать предложенный материал, а также способствует  развитию мышления,  внимания, концентрации.

1.«Накорми птичку». Для игры потребуются ложки (столовая, десертная, чайная). Ребенку предлагается пересыпать с помощью ложек гречку и фасоль из одной емкости в другую сначала правой, а потом левой рукой. Для усложнения задания, расстояние между мисками постепенно увеличивают.

2.Логоритмика. Одновременное проговаривание стихотворения и выполнение движений.

3.Нейродинамическая гимнастика. Включает в себя различные  упражнения (имитация):  элементы плавание, катание на велосипеде,  ползанье на четвереньках. 

4.Нейродинамические упражнения развивают ловкость, ориентацию в  пространстве, мелкую моторику.

5.«Зеркальное рисование». Ребенку предлагается чистый лист бумаги размер А4. Ребенок берёт в обе руки любые пишущие инструменты и одновременно рисует симметричные картинки. Подобные упражнение можно выполнять в специальных тетрадях (прописях).

6.«Колечки». Дети поочередно соединяют большой и указательный палец, затем большой и средний и так далее все пальцы. Упражнение выполняется одновременно обеими руками.

7.«Нос и ухо». Детям предлагается правой рукой взяться за кончик носа, а левой – за противоположное ухо. По команде дети выполняют хлопок и дети меняют руки.

8.«Перекрестные движения». Поднимают вверх прямую ногу вверх и дотрагиваются до нее вытянутой левой рукой. И наоборот.

9.«Восьмерка». Дети рисуют в воздухе цифру 8 горизонтальную или вертикальную сначала одной рукой, потом другой. Затем одновременно двумя руками, внимательно прослеживания глазами за движениями.

10.«Перекрестные шаги». Данное упражнение дети могут выполнять сидя на стульях или стоя. Попеременно поднимают колено и касаются им противоположного локтя. Упражнение выполняется  медленно, сопровождается с применение дыхательной техникой.

11.«Танец». Педагог показывает ребенку простые движения, а ребенок выполняет движения наоборот.  Например, взрослый  приседает – ребенок встает, взрослый поднимает руки – ребенок опускает руки и т.д.

12.«Назови предмет». Ребенку предлагается  назвать предметы, находящиеся вокруг, называть следует быстро, не повторяясь. Подобную игру можно проводить по дороге домой, во время прогулки или путешествия.

Предложенные упражнения и игры предлагаются ребенку в непринужденной обстановке. Все задания выполняются в момент положительного настроя.

Нейропсихологическая коррекция – одна из наиболее эффективных технологий работы, позволяющая получить результат и в познавательном развитии, и в развитии зрительного восприятия, а также способствует эмоциональному, личностному и коммуникативному развитию детей с нарушением зрения. 

Список использованных источников:

1.  Агафонова А. И. Учимся думать.  - С-П: «МиМ – Эспресс», 1996

2.  ВиноградоваА. Л., Константинова И.С., Цыганок А.А. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий.  – М.: Издательство: Теревинф, 2006.

3. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М., 1973.

4. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг.  - С-П.: издательство «Сага», 2002.

6.Интернет источник https://www.defectologiya.pro/zhurnal/kak_i_zachem_razvivat_mezhpolusharnoe_vzaimodejstvie_u_detej/  



Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе

  «Что такое Новый год?»

Подготовила учитель-дефектолог

 МБДОУ ДС №32 «Дружные ребята»

Санькова И.А.

Цель: закреплять  представление детей о новогоднем празднике.

Задачи:

- уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Новогодний праздник»;

 - развивать зрительно-моторную координацию, зрительно-пространственную ориентировку,  цветовосприятие;

- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Оборудование: 

Игрушка Медведь, игра «Украсим ёлочку», снежинки для дыхательной гимнастики, трубочки для коктейля, снежинки для зрительной гимнастики, лабиринт «Подарки животным», индивидуальные задания для самостоятельной работы «Новогодняя ёлка», цветные фломастеры, магнитофонная запись песен «В лесу родилась ёлочка», «Что такое Новый год?» угощение для детей, предметные картинки (жук, синица, кабан, олень), контурные изображения геометрических фигур.

Предварительная работа: Экскурсия с родителями по улицам празднично украшенного города, украшение групповой комнаты к празднику, изготовление новогодних поделок с родителями для выставки совместных работ в детском саду, разучивание стихотворений к празднику, разучивание упражнений для коррекции зрения со снежинками.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

 В группу учитель-дефектолог приводит Медведя Мишу (игрушка). Медведь здоровается с детьми и говорит, что он проснулся от звуков музыки, которую он услышал, когда спал в своей берлоге. В песенке пелось про Новый год. А он не знает, что это такое и очень просит детей рассказать ему про Новый год. Медведя усаживают в группе на стул.

2. Беседа о празднике Новый год.

 Учитель-дефектолог: - Ребята, а вы знаете, что такое Новый год?

 - Почему медведь никогда не встречает Новый год?

 - Что надо сделать для того, чтобы встретить Новый год?

 - Как украшают к Новому году город и дома люди?

 - Кто приносит подарки детям на Новый год?

- Как веселятся дети в Новый год?

 3. Дыхательная гимнастика.

- Вы сказали, что Новый год это зимний праздник. Послушайте, как дует зимний, холодный ветер. Ведь Медведь не знает, какой сильный ветер бывает зимой, и как летят снежинки, когда их крутит вьюга. Как подул Дед Мороз, в воздухе морозном полетели, закружились Ледяные звёзды. Давайте покажем ему это. Выберите себе снежинку возьмите трубочку и покажите Медведю настоящую зимнюю бурю. Дети дуют через коктейльную трубочку на снежинки, подвешенные к потолку.

4. Игра «Украсим ёлочку».

- Обычно к Новому году, обязательно наряжают, украшают ёлку. Вот и мы сейчас Мишка украсим ёлку, чтобы ты знал, как выглядит праздничная, нарядная ёлка. Детям предлагается украсить ёлку, подобрав нужную игрушку, по силуэту, который есть на ёлке. (На ёлке силуэты: солнышко, самолёт, сова, сердце, свеча, собака, смородина, снежинка, снеговики, свинья, слон, снегурочка, звезда). Медведь удивляется, что ёлка может быть такой красивой.

5. Лабиринт «Подарки животным».

У-д.: Мишке рассказали его друзья, лесные жители о том, что Дед Мороз им на Новый год подарил подарки, но медведь забыл, кому и что было подарено. Давайте поможем ему вспомнить. Работа за столом. Инструкция: Провести фломастером линию по дорожке лабиринта от животного к его подарку. У-д.: подводит итог этой работы, уточняя кто и какие подарки получил.

6. Упражнение для коррекции зрения.

 У-д.: Пока мы с вами узнавали, кто какие подарки получил, взгляните, какие сугробы намело, сколько снежинок нападало. Дети выходят на ковёр и выполняют упражнение для коррекции зрения. Мы снежинку увидали,- Со снежинкою играли. (Дети берут снежинку в руку. Надо вытянуть снежинку вперёд перед собой, сфокусировать на ней взгляд). Снежинки вправо полетели, глазки вправо посмотрели. (Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом). Снежинки влево полетели, глазки влево посмотрели. (Отвести снежинку влево, проследить движение взглядом). Ветер вверх поднял снежинки Вниз потом их опустил… Вверх поднял и снова вниз (Поднимать снежинки вверх и опускать вниз). Закружились все снежинки. И на землю улеглись. (Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол). 7.Развитие зрительного и цветовосприятия.

 У-д.: Дети, все подарки получили, а Мишка остался без подарка. Может быть, мы ему сделаем подарок?

Инструкция: Чтобы узнать, каким цветом будем раскрашивать игрушки на ёлке, необходимо определить с какого звука начинаются эти слова.

Жук – овал – жёлтый

 Синица – треугольник - синий

Кабан – звезда - красный

Олень – круг – оранжевый

8. Итог. 

У-д.: Какие красивые, нарядные ёлочки у нас получились! Давайте их подарим Мишке. Пусть он вспоминает нас и Новый год! Дети дарят свои работы Мишке. А Медведь в ответ благодарит детей и дарит им угощение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Новый год».

Цель:  Формировать представления о Новом годе как веселом и добром празднике.Задачи: Обогащать представления о праздновании Нового года, о символах и традициях праздника. Создать атмосферу праздн...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: "Новый год"

Цель: Формировать представления детей о праздновании Нового года.Задачи: Создать атмосферу праздничного настроения.Углублять знания детей о праздновании Нового года у нас в стране. Познакоми...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Новый год. Родина Деда Мороза. Игры на доске Мимио».

Цель: Формировать представления о Новом годе как веселом и добром празднике.Задачи: Обогащать представления о праздновании Нового года, о символах и традициях праздника. Создать атмосферу праздничного...

Конспект занятия в подготовительной группе «Что такое доброта?»

Конспект  занятия в подготовительной группе «Что такое доброта?»Составила воспитательПервой квалификационной категории Лобашева Ольга ПавловнаЦель: формирование у детей моральных...

Конспект занятия в подготовительной группе "Что такое аллергия"

Конспект занятия в подготовительой группе "Что такое аллергя?"...

Конспект занятия в средней группе Что такое Новый год.

ull; Формировать представление детей о праздновании Нового года в нашей стране и других странах, о символах, традициях и обычаях праздника;•Продолжать учить отгадывать загадки;• Развивать ...

Конспект занятия в подготовительной группе "Что такое доброта?"

laquo;Как научиться доброте?Ответ простой – она везде:В улыбке доброй и в рассвете,В мечте и в ласковом привете.По всей земле добра частицы,Их надо замечать учитьсяИ в сердце собирать своем,Тог...