Индивидуализация РППС
презентация

Мальцева Наталья Ивановна

Это развитие предметно - пространственной среды группы с учётом интересов, склонностей, особенностей эмоциональной сферы, характера детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maltseva_n.i._individualizatsiya_rpps_.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

Межрегиональная научно-практическая конференция

 «Современные аспекты гуманизации дошкольного образования (к 85-летию Ш.Амонашвили)»

ГБОУ ДПО НИРО 31.03.2016

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

Мальцева Наталья Ивановна

г.Саров, Нижегородская область

mdou31skazka@mail.ru

В статье представлены идеи, позволяющие индивидуализировать  развивающую предметно-пространственную среду группы с учетом интересов, склонностей, особенностей эмоциональной сферы, характера детей.

Изучив проблему индивидуализации детей в контексте ФГОС, мы поняли, что нам необходимо  пересмотреть содержание среды нашей группы. Если прежде, осуществляя индивидуальный подход,  мы ориентировались в основном на результаты освоения детьми программы, то теперь поняли, что индивидуализация – более широкое понятие.  Развивающая предметно-пространственная среда, нацеленная на реализацию принципа индивидуализации, должна строиться с учетом  интересов  и склонностей детей, особенностей их характера, темперамента, эмоционального развития, жизненной ситуации.

Если театр начинается с вешалки, то группа детского сада начинается с приемной. Заходя в нашу приемную, уже можно составить представление о жизни наших воспитанников. Практически круглый год выставляются фотогазеты о событиях  нашей жизни  – праздниках, экскурсиях, играх. Конечно, мы стремимся широко использовать возможности  информационных уголков для   отражения ярких событий из жизни семей - их путешествиях, просто выходных, праздниках и т.д. Очень часто устраиваем выставки рисунков, поделок отдельных семей.  Есть постоянно пополняемая папка  «Творческая инициатива родителей», в которой можно увидеть, каков мир увлечений каждой семьи, а также участие  родителей в наших совместных мероприятиях

Нашим  детям 4-5 лет, они  ещё не умеют читать,  поэтому мы активно используем их небольшие портреты. Фотографиями обозначаются персональные выставки детей. Мы устраиваем выставки не только рисунков, но и  - любимых игрушек детей. Считаем персональные и коллективные выставки любимых игрушек великолепным способом индивидуализации среды и образовательного процесса в целом. Выставки игрушек позволяют «разговорить» даже самых стеснительных и замкнутых детей, объединяют детей по интересам, способствуют  их самоутверждению.

У детей 4 -5 лет ярко проявляется потребность делиться своим умениями, достижениями, особенно в области развития движений.
В физкультурном уголке мы сделали уголок « Мне нравится». Здесь дети могут продемонстрировать то, что у них особенно хорошо получается и даже, чему они могут научить других.

У нас очень много тематических  фотоальбомов. Они касаются как отдельных детей, их семей, так и различных событий в группе. Как и все мы, дети любят отыскивать себя на фотографиях, рассматривать, делиться впечатлениями.

Детские портфолио мы собираем не только для аттестации. Они всегда лежат у нас в группе, постоянно пополняются. Дети очень любят их рассматривать, показывать друг - другу  и гостям группы.

Тематические фотоальбомы, портфолио очень хорошо развивают речь детей. Ведь им так нравится рассказывать о событиях, запечатленных на фотографиях!

Мы переняли опыт кемеровских детских садов,  приобрели небольшие коврики, которые позволяют ребенку ограничить свое игровое пространство. Это особенно важно для детей, нуждающихся в уединении. Кроме того, индивидуальные коврики побуждают детей договариваться, ведь ковриком можно пользоваться вдвоем, а можно и по очереди.

На отдельной полочке имеются материалы и пособия по решению задач, прописанных в индивидуальных траекториях развития. Или, проще говоря, материалы для индивидуальной работы с детьми. Здесь есть материалы как для детей с проблемами в усвоении программы, так и для тех, кто идет опережением. Конечно, использовать эти пособия могут и воспитатели, и дети самостоятельно.

Книжный уголок является отличным средством расширения кругозора детей, обогащения их представлений об окружающем. Его содержание меняется в соответствии с темой недели, но есть полки и для любимых книг детей.  Они приносят их из дома, могут на них поставить и групповые книги. Здесь же мы выставляем первые детские энциклопедии, подбираем книги в соответствии с интересами отдельных детей.

В каждой группе есть дети, которые особенно любят рисовать. Как правило, они часто  приносят наборы фломастеров, ручек, маркеров, раскраски и хранят все это в шкафу. Наши дети имеют свои коробочки, в которые они могут сложить все, что им нужно.

В нашей группе очень много самодельных маркеров игрового пространства, макетов. Их особенность в том, что сделаны они с активным участием детей. Мы периодически проводим  совместные мероприятия, где дети вместе с родителями вырезают, красят, клеят. И совсем не важно, если что-то получилось не так ровно и красиво. Важно, что дети становятся действительными хозяевами группы,  ее создателями и преобразователями. Они заметно более бережно относятся к поделкам и игрушкам.

А как меняется позиция родителей! Они – не сторонние наблюдатели. По их инициативе наша группа пополняется необычными маркерами,  украшается к праздникам.

Очень важно, чтоб КАЖДЫЙ ребенок осознавал свою успешность и значимость. На КАРУСЕЛИ УСПЕХА может побывать каждый за самые разные моменты – за то, что помог расчистить снег,  за интересный рассказ, за добрый поступок.

Конечно, Героем Дня становится каждый именинник. Для него есть не только нарядный стульчик,  красивая посуда, но и необыкновенный торт, внутри которого спрятан подарок

Хочется отметить, что нам, воспитателям  понятна идея индивидуализации. Мы считаем, что это действительно важно и необходимо. Ведь каждый ребенок – индивидуальность, личность. А каждая личность требует особого подхода, и специально созданная развивающая предметно-пространственная среда  способствует его осуществлению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РППС средняя группа (2013г.) и РППС старшей группы,мини-музей "Чудеса со всего света" (лето-осень).2017г.

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействииСуть принципа создать условия установления контакта между взрослым и ребенком, дать возможность детям и воспитателям  общаться «глаза в глаза...

Индивидуализация РППС в соответствии с ФГОС ДО

Представлены методические рекомендации к организации современной РППС в ДОО в соответствии с ФГОС ДО...

План педагогической площадки. Тема: «Обновление РППС – фактор, способствующий индивидуализации дошкольного образования».

Цель: способствовать развитию у педагогов ДОУ профессионально значимых компетенций, необходимых для решения задач формирования развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. Задачи: 1. Способ...

Индивидуализация РППС как средство реализации содержания образовательных областей

Способы индивидуализации развивающей предметно-пространственной среды...

Презентация "Индивидуализация РППС групп дошкольного возраста в ДОУ"

Создание психологически комфортной и безопасной образовательной среды возможно, используя и воплощая идеи индивидуализации образовательного пространства на всех уровнях: персональной, подгрупповой и г...

Реализация принципа индивидуализации в образовательном процессе через организацию РППС в работе учителя-логопеда.

В дошкольном учреждении предлагается рабта со средой, специальными зонами, позволяющими каждому ребенку проявить и реализовать свой интерес. Эти специально организованные места проявления личного инте...