Консультация для воспитателей
консультация (подготовительная группа)

Матросова Елена Николаевна

Консультация для воспитателей "Развитие детского интеллекта в процессе игровой деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_razvitie_intellekta_20.02.20.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Детский сад «Теремок» с.Шаран муниципального района

Шаранский район Республики Башкортостан

Консультация для воспитателей:

Развитие детского интеллекта

в процессе игровой деятельности

Подготовила: Матросова Е.Н.

воспитатель

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка.  В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, труд, серьезная форма воспитания, способ познания окружающего мира.

Руководя игрой, организуя жизнь  детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю.

Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, творческих способностей, направлены на умственное  развитие дошкольника в целом.

Развитие интеллекта - это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов, и способов умственной деятельности. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать свое  место в нем.  Специфика содержания образования позволяет детям в образной форме воспринимать общие связи и отношения, объективно существующие в окружающем мире: качество - количество, пространство - время, целое - часть, последовательность.

Формированию у детей интеллектуальных умений и навыков предоставляют возможность использование разнообразных игр, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей - одна из актуальных проблем современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, лучше подготовлены к школе.

Данной проблемой занимались В. Воскобович,  Б.П. Никитин, Л. А. Вегнер, Дьенеш, Кьюнизер, которые считали, что важным средством формирования мыслительной деятельности ребенка, его интеллекта является игра.

Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий - организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.

Очень важно использовать игровые задания, посредством которых у детей вырабатываются основы логического мышления.  Развитие начал логического мышления относится к  числу важнейших задач, которые стоят при подготовке ребенка к обучению. К числу логических операций относятся умение находить закономерности и строить упорядоченные ряды , умение осуществлять классификацию и строить высказывания и суждения. Методы и приемы развития логического мышления реализуется в различных игровых упражнениях.

Главное назначение этих игр - развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны ребенку предлагается пища для подражания, а с другой - предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию, и конструированию, формируются представления о математических понятиях.

Особое значение приобретают новые игровые формы обучения и воспитания детей, в частности, развивающие и дидактические игры.

Классификация игр.

Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок - дает основание для их классификации, классифицировать можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.

Условно выделяют три основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения.

Развлечения: загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические квадраты, математические фокусы.

Математические игры и задачи: игры на плоскостное моделирование («Танграм», «Волшебный круг»,  «Листик», «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Пентамино»);

Игры на моделирование из объемных фигур: «Кубики и цвет», «Кирпичики», «Кубики - Рубики »;

Игры на перестройку фигур и передвижение их: «Поменяй местами», «Сделай так же», «Составь картинку»;

Игры на построение фигур с использованием спичек, счетных палочек, шнуров, ниток;

Развивающие упражнения: игры с блоками на включение и нахождение, шашки, шахматы, словесные игры, с наглядным материалом, «Логические кубики», «Лото», «Домино»;

Исходя из классификации занимательного материала, можно выделить следующие необходимые средства реализации:

-шашки, шахматы

-головоломки

-разнообразное лото

-рамки вкладыши

-Блоки Дьенеша

-Палочки Кьюзенера

-игры на классификацию

-мозаики

-строительные наборы

-игры на составление узоров

-лабиринты

-игры на составления целого из частей, на воссоздание фигур

-игры для ориентировки на листе бумаги

-игры на передвижение

-настольно-печатные игры

-занимательные вопросы, загадки, считалки, стихи - шутки, задачи- шутки, головоломки

-математические сказки

Этапы знакомства детей с новой игрой

1 этап: Внесение новой игры в группу.

Цель: знакомство детей с новой игрой, с ее особенностями и правилами.

2 этап: Собственно игра.

Цель: развивать логическое мышление, представление о множестве, умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов.

-познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов

-развивать пространственные отношения

-развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

3 этап: Самостоятельная игра детей с развивающим материалом.

Цель: развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию.

В соответствии с принципом наращивания трудностей предусматривается то, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования играми, первичного знакомства. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с игрой, после чего посредством этих игр развивать мыслительную активность.

Игры и упражнения применяются в определенной системе. Постепенно усложняются по содержанию, так и по способам взаимодействия со средством. Все игры и упражнения носят проблемно-практический характер.        

Дидактические игры в процессе математического развития детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознании этого процесса. Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них.

В процессе игры  у детей вырабатывается привычка  мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Они познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.

Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом одно из основных противоречий игры как средства воспитания: С одной стороны - отсутствие цели в игре, а с другой - игра есть средство целенаправленного формирования личности.

В наибольшей степени это проявляется в дидактических играх. Если достижение дидактической цели будет осуществлено в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет наиболее значимой.

Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринужденный и эмоциональный характер.

Таким образом, дидактическая игра - целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и  познают мир.

Логические игры и упражнения.

Логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Логические приемы умственных действий:  сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, аналогия, систематизация, абстрагирование. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая задачка содержит в себе некий «подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

Логические задачи могут быть следующими:

-У двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье? (ответ:3)

Очевидно, что конструктивная деятельность ребенка в процессе выполнения данных упражнений развивает не только математические способности и логическое  мышление, но и его внимание, воображение, тренирует моторику, глазомер, пространственные представления, точность.

Логическое развитие ребенка предполагает также формирование умения понимать и прослеживать причинно - следственные связи явлений и умений выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно - следственной связи.          

Заключение.

Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, представляют собой систему игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр осуществляется личностно - ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение - они перемещаются по группе, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.

Игра является единственным видом деятельности детей, в связи с которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития. Игра включает в себя такие виды деятельности как учение и труд, происходит постепенное перерастание игры в трудовую деятельность.

Таким образом, в игровой форме прививание ребенку знаний научит его выполнять различные действия, разовьет память, мышление, творческие способности.

Нетрадиционные развивающие игры помогают воспитывать интерес, способность к исследованию и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели - составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат - стимулирует активность, проявление нравственно - волевых усилий.

Использование нетрадиционного дидактического материала, как во время занятий, так и в свободной деятельности детей, помогает развитию интеллектуальных способностей и логико - математического мышления.

Взаимодействуя с играми, открывается мир количественных, пространственно- временных отношений. Это обеспечивает развитие самостоятельности мышления, творческих начал, формирует детскую индивидуальность.

        

Логико - математические игры.

ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША.

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Наиболее эффективным являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней  логической подготовки мышления детей к усвоению математики.

Весь комплекс заданий - это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения - ее ступеньки. На каждую из этих ребенок обязательно должен подняться. Если какую - то из них пропустит,  до следующей дотянуться будет значительно труднее. Если же он быстро  побежит по лесенке, значит эти ступеньки он уже «перерос» - и пусть бежит. Но впереди обязательно появиться такая, перед которой он приостановиться и возможно здесь ему надо помочь.

Так как в образование остаются приоритетным интеллектуальное развитие, задачи, поставленные в программе, остаются актуальными.

Цели: Развитие логического мышления и психических функций, формирование мыслительных умений и способностей, тренировать у детей внимание, память, восприятие.

Задачи:

  1. Способствовать освоению детьми умения выявлять только одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств.
  2. Развивать у детей умения оперировать одним свойством (выявлять и отличать одно свойство от другого, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы).
  3. Формировать умения оперировать двумя и даже тремя свойствами
  4. Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование)
  5. Развивать знания, умения и навыки для самостоятельного решения учебных задач.
  6. Развивать мыслительные операции, познавательные процессы
  7. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
  8. Развивать творческие способности, фантазию воображение, способности к моделированию и конструированию.
  9. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

Логические  блоки Дьенеша представляют собой эталоны форм - геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник, красного, желтого, синего цветов) и является прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами. Для работы с детьми одной группы на протяжении всего дошкольного детства требуется один - два набора объемных логических блоков.

Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование карточек с отрицанием свойств позволяет развивать способность к замещению и моделированию свойств, умение запоминать информацию о них.

На основе логических блоков разработан игровой материал. Игровые игры и упражнения отличаются занимательностью, и соответствует уровню сложности заданий, предусмотренных современными вариативными программами. Для того чтобы реализовать индивидуальный подход, целесообразно организовывать работу с учетом трех уровней (высокий, средний, ниже среднего).

Все игры  и занятия можно использовать в работе с детьми разного возраста, в зависимости от уровня их развития. Задания в играх можно усложнять и упрощать, используя большее или меньшее количество признаков фигур, меньшее или большее количество элементов набора.

В соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей предусматривается, чтобы дети начинали усвоение материала с простого манипулирования геометрическими фигурами. Предоставляется возможность самим познакомиться с логическими блоками. Дети используют их по своему усмотрению в различных видах деятельности.

Работа по формированию познавательных способностей целесообразно начинать со знакомства с формой, затем с цветом. Предлагаются игры  и упражнения на развитие умения оперировать одним свойством (обобщать и классифицировать, сравнивать объекты по одному свойству).

Строгое следование одного этапа за другим не обязательно. В зависимости от того, какого возраста начинается работа с блоками, а также от уровня развития детей, можно исключать или объединять некоторые этапы.  

Особенности структуры  игр и упражнений позволяют по - разному варьировать возможность их использования на различных этапах обучения. Каждую игру можно использовать в любой возрастной группе, тем самым предоставляется огромное поле деятельности для педагога.

Логические блоки можно использовать:

- в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);

- как настольно – печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Найди место фигуре»;

- в сюжетно - ролевых играх: «Магазин» - деньги обозначаются блоками. «Почта» - адрес на доме обозначается кодовыми карточками.

Использование логических блоков в аппликации, рисовании, конструировании и моделировании предметов из геометрических фигур разнообразит занятия детей, делает их интересней, помогает легче ориентироваться в пространстве и закономерностях.

«ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА»

Комплект цветных счетных палочек изготовлен по аналогии с венгерским вариантом учебного пособия, известного под названием «Кюизенер». С математической точки зрения палочки - множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число , подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка естественно как результат его самостоятельной практической деятельности.

Использование «чисел в цвете» позволяют одновременно развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения.

С помощью цветных палочек детей можно подвести к осознанию отношений больше - меньше, больше - меньше на, научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, поупражнять в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, подойти вплотную к сложению вычитанию чисел.

Кроме того играя с палочками, дети осваивают такие понятия как «левое», «длинное», «между», «каждый», «одна из», «какой- нибудь», «быть одного и того же цвета», «иметь одинаковую длину» и другие.

Палочки Кюизенера (цветные числа) - это набор цветных палочек сечением 1 см и длиной 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 см. Эти палочки представляют следующие классы чисел:

- класс белых чисел число 1, представлен белыми палочками;

- класс красных чисел - числа, кратные двум (2, 4, 8). Палочки розового цвета-2, красного- 4, бордового- 8;

- класс синих чисел - числа, кратные трем (3, 6, 9 ).Палочки голубого -3, фиолетового - 6, синего - 9 цветов;

- класс желтых чисел - числа, кратные пяти (5, 10) Он представлен палочками желтого -5 и оранжевого -10 цвета;

- класс черных чисел образуют число- 7. Это палочки черного цвета.

Используются» цветные числа» и в виде плоских полосок, окрашенных в те же цвета.

Вначале палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала - цвет, длина, форма.

Однако уже во время игры с палочками дети открывают некоторые отношения: они замечают одинаковость длины палочек.

«ГЕОКОНТ»

«Геоконт» - оригинальный конструктор. С помощью разноцветных резинок на игровом поле можно создавать геометрические фигуры различно размера, разнообразные контуры предметных форм окружающего мира, симметричные и несимметричные узоры.

Игры представляют собой деревянное поле с закрепленными на нем «гвоздиками», на которые в ходе игры натягиваются разноцветные резинки. Каждый «гвоздик»  имеет свои координаты. Все развивающие игры центра объединяет некое сказочное пространство. Сказка «оживляет» геометрические понятия, делает их интересными и доступными для дошкольников. Сюжет построен таким образом, что ребенок, выполняя задания, помогает сказочным персонажам преодолеть возникающие на их пути препятствия.

ИГРА «ТАНГРАМ»

«Танграм» - одна из несложных игр. Называют ее и «Головоломкой из картона», «Геометрическим конструктором». Игра проста в изготовлении: квадрат размером 8х8 см из картона , пластика, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей. В результате получается 2 больших , 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить различные изображения.

Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей.  Дети должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования форм зрительным осязательно - двигательным путем, свободно перемещать их с целью получения новой фигуры. У них должно быть развито умение анализировать простые изображения, выделять в них геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.

Данная игра развивает восприятие формы, способность выделять фигуру из фона, выделение основных признаков объекта, глазомер, воображение, зрительно - моторную координацию, зрительный анализ - синтез, умение работать по правилам.

Основным правилом классических головоломок является т, что для построения изображения должны использоваться все входящие в комплект детали.

«КОЛУМБОВО ЯЙЦО»

Овал размером 15х12см разрезают, в результате получается 10 частей: 4 треугольника (2 больших и 2 маленьких), 2 фигуры, похожие на четырехугольник, одна из которых округлой формы, 4 фигуры (большие и маленькие), имеющие сходства с треугольником, но с закругленной одной стороной. Для изготовления игры используют картон, пластик, одинаково окрашенный с обеих сторон.

На начальном этапе освоения игры детям предлагают найти сходства по форме ее частей и комбинаций из них с реальными предметами и их изображениями. В результате беседы выясняют, что фигуры треугольной формы с закруглением имеют сходства с крыльями птиц, большие по размеру фигуры похожи на туловища животных, птиц, морских обитателей. Такое соотношение и сравнение частей игры с предметами развивают у детей воображение, умение анализировать предметы и изображения сложной  формы, выделять составляющиеся части,  собрать картинку наложением их на образец.

Сложнее собрать картинку рядом с ее контурным изображением. В этом случае тоже можно предложить ребенку уже отобранные детали или предоставить самостоятельно выбирать их.

Данный вид игры развивает сенсорные способности детей ,пространственные представления, образное и логическое мышление, сообразительность и смекалку.

Дошкольники овладевают практическими и умственными действиями, направленными на анализ сложной формы и   воссоздание ее из частей на основе восприятия и сформированного представления. У детей формируется привычка к умственному труду.

Приемы руководства направлены на воспитание у детей интереса к играм и обучение их соответствующим практическим умениям. В случае затруднения воспитатель предлагает образец, выполненный в том же масштабе, что и части игры, с указанием места расположения1-ой и 2-ой частей. В ходе игры воспитатель указывает сначала мысленно представить составляемую фигуру, расчленить ее форму и строение на части, а затем воссоздавать. В качестве приема, облегчающее составление фигуры - силуэта можно использовать цветовое указание мест расположения частей.

Воспитатель стимулирует проявление детьми творчества. Фигуры - силуэты, придуманные детьми, зарисовываются ими в альбом, рассматриваются и оцениваются коллективно.

Игра « ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТ».

Игра развивает восприятие формы, способность выделять фигуру из фона.

Выделение основных признаков объекта, глазомер, воображение, зрительно - моторную координацию, зрительный анализ/синтез, умение работать по правилам.

Состав игры

-2 больших  равнобедренных прямоугольных треугольника;

-2 маленьких равнобедренных треугольника;

- большая прямоугольная трапеция;

- маленькая прямоугольная трапеция;

- пятиугольник с двумя прямыми углами;

Основным правилом классических головоломок  является то, что для построения изображения должны использоваться все входящие в комплект детали. Начинать освоение лучше с варианта использования головоломки в качестве геометрической мозаики.

Рассмотрите с детьми каждую деталь, обратите внимание на разные размеры похожих деталей, придумайте, на что похожа каждая из деталей.

Примеры:

- прямоугольный треугольник (большой) : крыша, горка, гора, парус..

- прямоугольный треугольник (маленький) : флажок, шляпа, крыло мотылька…

- пятиугольник: дом, верх забора, борода…

-прямоугольная трапеция: лодка, лезвие ножа, утюг без ручки…

Пусть ребенок обведет фигурку карандашом, а вы дорисуйте недостающее: к дому окошки, дверь; к шляпе голову; к бороде лицо; к утюгу ручку…

Затем попробуйте собрать «картинку» из 2-3 деталей головоломки - дать ребенку необходимые для собирания детали. Для того, чтобы собирать картинки, покажите ребенку как из деталей головоломки получить необходимые геометрические формы.

В комплект входят контурно - силуэтные изображения картинок. Пусть ребенок попробует, выбрав нужные детали из полного комплекта головоломки.

Также можно предложить выбрать необходимые детали (они нарисованы непосредственно на картинке) и, правильно их, расположив, соберет картинку. Это упражнение развивает восприятие, ориентировку, зрительно - моторную координацию.

Детям 5-6 лет предложить собрать картинку по уменьшенному изображению, на котором прорисовано расположение деталей головоломки. В процессе игры ребенок учиться видеть соотношение формы и размеров фигур, их пространственную ориентацию, тренирует зрительно - моторную координацию.

Самым сложным является собирание картинок по уменьшенному силуэтному изображению.

Головоломка позволяет не только собирать предложенные картинки, но и придумывать свои, полезно зарисовывать придуманную и собранную картинку. Все предложенные задания позволяют ребенку впоследствии самостоятельно выделять значимые признаки окружающих объектов, стать более внимательным.

Игра «ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ».

Детали игры получаются в результате деления круга на десять частей. В наборе образуется несколько пар одинаковых по форме и симметричных частей, поскольку деление круга происходит по принципу « каждый раз пополам».

Величина круга существенного значения не имеет: большие наборы можно использовать для игр на полу, фланелеграфе, меньшие - на столе.

В составлении силуэтов должны быть использованы все части набора. Однако на первых порах можно не требовать строгого выполнения этого правила. По мере овладения игрой ребенок использует все детали 1-2 наборов.

Игра «Волшебный круг» дает возможность создавать силуэты человека, диких и домашних животных, рыб, птиц, предметов обихода и т. д.

Округлость форм придает им особую выразительность. По желанию дети раскрашивают силуэты,0 дорисовывают их, наклеивают в виде аппликации на лист бумаги, включают силуэтные изображения в сюжетно - ролевые игры.

Интерес к игре возрастает при внесении элементов соревнования: «Кто лучше составит», « У кого быстрее получится». Взрослый может одновременно с детьми составлять силуэты, а затем сравнивать их между собой. По-иному разделив круг на части,  ребята могут создавать свои варианты игры и, сопоставив их изобразительные возможности, выбрать лучшую.  Детям, играющим «в школу»,  можно предложить обучать составлению силуэтов своих товарищей.

Игра «СФИНКС»

В наборе 7 простых геометрических фигур: 4 треугольника и три четырехугольника с разными соотношением сторон. Эти элементы получаются в результате разрезания прямоугольника.

Внимание детей привлекают, прежде всего, образцы ракеты, самолета, парусника, птиц. Опора на образец поможет справиться с задачей. В дальнейшем ребенку следует предлагать более сложные образцы разных размеров без указания составных частей или с обозначением места расположения одной из 7 частей цифрой, точкой и т.д. Разнообразие образцов побуждает детей к творческому поиску и использованию различных приемов. Дети овладевают умением самостоятельно реализовывать задуманное, свободно осуществляя практические  действия, отыскивая нужное расположение элементов игры.

Относительно небольшое количество элементов игры дает возможность составлять из 2 одинаковых наборов силуэты человека, животных, видов транспорта.

Игра «ЛИСТИК».

Набор игры включает 9 элементов, получаемых в результате разрезания геометрической фигуры сложной конфигурации, напоминающей схематическое изображение сердца или форму листа растения. Округлые и угловые детали набора позволяют составлять всевозможные силуэты, передавать многообразие окружающего предметного мира. Полученные силуэтные изображения своей  выразительностью, схематичностью и условностью напоминают детские рисунки.

Способы создания силуэтов остаются прежними, основанными на принципе: от простого к боле сложному.

Дошкольник может создавать силуэты, которых нет в образцах. Творческие поиски ребенка следует поощрять и стимулировать. Надо стремиться к полному использованию вначале одного, а потом и нескольких наборов. Так, изображение вертолета составлено из 2 комплектов. Полезны попытки изменить, усовершенствовать, перестроить уже готовое силуэтное изображение, добиваясь наибольшей выразительности, полного сходства его с реальным предметом.

Упражнения детей в составлении силуэтов благотворно сказываются на результатах изобразительной деятельности, в частности предметного рисования. Силуэты вполне пригодны для аппликации.

Игра «ГОЛОВОЛОМКА ПИФАГОРА».

Эта игра во многом напоминает «Танграм»: квадрат делится на семь частей. Однако детали игры получаются иные. Набор «Головоломки Пифагора» входят 2 квадрата (большой и маленький), 4 треугольника (2 больших и 2 маленьких) и 1 параллелограмм.

Изобразительные возможности игры достаточно велики и позволяют создавать силуэты разнообразных предметов и геометрических фигур сложной конфигурации, которые отдаленно напоминают объекты реальной действительности.

Самый простой вариант игры- это создание силуэтного изображения путем  последовательного укладывания деталей на расчлененный образец, выполненный в том же масштабе, что и набор игры. Такой способ действия практически исключает поиски, пробы, ошибки.

Когда в качестве образца используется рисунок предмета или силуэт составляется по замыслу, то для достижения цели дети должны прибегать к мысленным или практическим пробам. На этом пути возможны ошибки  неудачи, но это полезный опыт, который научит дошкольника.  Не стоит искусственно оберегать его от неудач, подсказывая каждый раз решение. Вместе с тем необходимо предотвратить постоянные разочарования, действия, не ведущие к  положительному результату. Предлагая образцы разной степени сложности, можно поддерживать интерес к игре, достижению результата, учить преодолевать трудности.

Полезно составление силуэтов на одну тему: человек, выполняющий разные движения; разные породы собак; различные виды кораблей.

Составленные детьми силуэты могут стать подарками друзьям, мамам к 8 Марта, папам к 23 Февраля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...