Консультация. Тема: "Детский совет это реальность или утопия?"
консультация

Реброва Людмила Александровна

Технология «Детский совет» дает возможность развивать познавательную инициативу дошкольника, быть им активными в выборе содержания своего образования, предоставляет возможность, где каждый ребенок занимается интересным именно ему делом, что позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vysuplenie_1.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация.  Тема: «Детский совет это реальность или утопия?»

«Перед человеком к разуму три пути:

Путь размышления – самый благородный;

Путь подражания – самый лёгкий;

Путь личного опыта – самый тяжёлый путь»

Конфуций

       Ребенок – любознательный и прирожденный исследователь. Ему свойственно быть любопытным и интересоваться всем, что происходит вокруг. Никогда больше человек не обучается так быстро и так много, как в детстве. Ребенок наделен врожденным стремлением к познанию своего социального и материального окружения. Движущие силы развития заложены в самом ребенке. Это врожденная любопытность и собственная активность. Детское любопытство, выражающееся интересом и радостью, пробуждается больше всего и сохраняется дольше всего, если ребенок может активно действовать. Кроме того, ребенок может усвоить только тот опыт, который ему интересен. Смысл детского учения заключается не в конечном продукте, а в самом процессе. Ошибки и неудачи, как и успех, тоже являются частью процесса обучения.

       Поиск и исследование – детские потребности. Но чтобы извлечь из них пользу, не достаточно одного любопытства. Необходимы организация и руководство педагога, чтобы дети пришли к новым знаниям и стали постоянными исследователями, приобретая умения и навыки, которые будут служить им на протяжении всей жизни.

      Принятый ФГОС ДО направлен на «сохранение уникальности и  самоценности детства». Именно полноценное проживание ребенком неповторимого и самобытного периода детства обеспечивает естественный переход на следующий этап развития.

Сегодня каждое дошкольное образовательное учреждение занялось поиском возможностей выполнить одну из основных задач дошкольного образования по созданию условий для «возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы, познавательных и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности». В соответствии с ФГОС ДО,  учебная модель не актуальна, поэтому блок совместной и самостоятельной деятельности  необходимо нам, педагогам, расширить в организационном и содержательном плане за счёт использования новых технологий работы с детьми, которые рекомендуется проводить в форме игровых развивающих ситуаций, способствующих развитию познавательной активности и ситуаций общения.  Все это отражено в основных принципах дошкольного образования, реализовать которые позволяет технология «Детский совет» (автор Л.В.Свирская).

      Что такое «Детский совет»? Это технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, то есть предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе, основанном на «субъект - субъектном» подходе. Именно детям принадлежит роль инициаторов и активных участников образовательного процесса. Технология «Детский совет» дает возможность развивать познавательную инициативу дошкольника, быть им активными в выборе содержания своего образования, предоставляет возможность, где каждый ребенок занимается интересным именно ему делом, что позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО. В процессе у ребят формируются учебные умения, и эти умения функциональны, то есть сформировались и используются детьми не как теоретические знания и умения, а как востребованные в жизни прикладные знания и умения.

      «Детский совет» предполагает активное участие детей в обсуждении проблем и принятии решений. Каждый ребенок может учиться участию. Участвовать – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим твою жизнь и жизнь группы.

      Чтобы начался процесс учения, дети должны иметь интерес к тому, что они делают, слышат, видят. Одним из путей достижения интереса является право на самостоятельный выбор. Организация образовательной деятельности на основе свободного, осознанного и ответственного выбора детьми содержания своего образования учит детей пробовать делать что-то новое, рисковать, ошибаться и находить ответы.         

       Важно помнить, что детский совет – это не занятие, поэтому участие в нём конкретного ребёнка не вменяется ему в обязанность, а предоставляет возможность приятного, эмоционально и познавательно насыщенного общения со сверстниками и взрослыми; позволяет вместе с другими мечтать и претворять мечты в реальность, учиться управлять собой, своим временем, своим учением, даёт возможность руководить другими по согласованию, влиять на текущие события и формировать будущие.

 Ребёнок вправе самостоятельно принять решение: продолжить начатую до детского совета работу или игру или принять участие; включиться в него сразу или когда он сам будет готов это сделать. Разумеется, если такое поведение не нарушает сложившуюся к этому моменту общую атмосферу или логику обсуждения какого-либо вопроса. Ребёнку не запрещается включение с опозданием. Ему лишь дают понять, что если он хочет быть вместе с другими, хочет вместе играть, петь, радоваться, влиять на события, следует рационально планировать свои действия, учиться управлять своим временем и поведением.

      Итак,  подводя итог всему выше сказанному, я хочу подчеркнуть, что право ребенка быть услышанным и серьезно воспринятым составляет одну из жизненных ценностей, а умение свободно выражать свое мнение один из показателей социально развитой личности. Участие каждого ребенка в принятии решений, затрагивающих его интересы, приобретает особую важность для достижения социальной справедливости и социальной включенности для равенства возможностей. И еще, детская инициатива  выражается не в том, что ребенок захотел  помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений. 


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему "Детские травмы и советы по оказанию первой помощи детям"

Когда малыш научился передвигаться по комнате ползком или ходить, родители понимают, что необходимо набраться терпения и проявлять предельное внимание. Потому как изучение окружающего мира и неуемное ...

Педагогический совет на тему: "Детское экспериментирование, как средство интеллектуального развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс дошкольного учреждения"

Педагогический совет на тему: "Детское экспериментирование, как средство интеллектуального развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс дошкольного учреждения&qu...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Детское экспериментирование – как метод познавательного развития дошкольников»

Выступление на педагогическом совете в детском саду. "Детское Экспериментирование - как метод познавательного развития дошкольников"...

Выступление на педагогическом Совете на тему: «Детско-родительский клуб «Доверие» как инновационная модель социального партнёрства ДОУ и родителей»

Одним из направлений в системе работы семьи и дошкольной организации в современном образовательном процессе можно считать организацию деятельности родительского клуба, который объединяет в себе различ...

Выступление на педагогическом совете Тема: «Детская игра и современная игрушка для дете

Выступление на педагогическом совете «Исследование современной детской субкультуры (художественная литература, анимация, мультипликация, кино, музыка и пр.) в рамках художественно-эстетического ...

Мастер -класс для студентов на тему: «Детский совет как форма поддержки детской инициативы»

         Программа «Вдохновения» решает задачи, обусловленные новыми веяниями современного мира,  новые тенденции  в области дошкольного образован...