Уголки экспериментирования в группах детского сада (с мультимедиа презентацией)
методическая разработка

Багинова Гульфина Адгамовна
Исследование — ведущий вид деятельности дошкольников наряду с игрой. В раннем возрасте игровые и исследовательские действия кажутся единой активностью ребёнка. Малыш нажимает на резиновую игрушку с пищалкой и радуется возникающему звуку: взрослые думают, что ребёнок играет, развлекается и потому весел, однако простое действие (нажим) является практическим исследованием свойств объекта (мнётся, пищит, принимает первоначальную форму). Год от года опыты усложняются, ребёнок стремиться узнать как можно больше об окружающем мире. Он исследует вещества, материалы, природные явления, использует различные инструменты и приборы. Федеральным государственным образовательным стандартом установлен ориентир на поощрение инициативности и развитие самостоятельности воспитанников в учебном процессе. Стимулирование независимой опытно-исследовательской деятельности происходит через грамотно организованную предметно-пространственную среду в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_baginova_g_a.docx20.11 КБ
Файл prezentatsiya_baginova_g.a.pptx1.08 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №97 комбинированного вида»

Московского района города Казани

Уголки экспериментирования в группах детского сада

(с мультимедиа презентацией)

Презентация опыта работы

на Семинаре -практикуме

 МО воспитателей дошкольных

Образовательных организаций

Кировского и Московского районов

Г. Казани по направлению

«познавательное развитие»

«Детское эксперементирование

 как средство познавательного

 развития дошкольников

Воспитатели  МАДОУ №97:

Багинова Г.А.

Зиганшина Г. Г.

Казань, 2019г.

Уголок экспериментирования в детском саду

Исследование — ведущий вид деятельности дошкольников наряду с игрой. В раннем возрасте игровые и исследовательские действия кажутся единой активностью ребёнка. Малыш нажимает на резиновую игрушку с пищалкой и радуется возникающему звуку: взрослые думают, что ребёнок играет, развлекается и потому весел, однако простое действие (нажим) является практическим исследованием свойств объекта (мнётся, пищит, принимает первоначальную форму). Год от года опыты усложняются, ребёнок стремиться узнать как можно больше об окружающем мире. Он исследует вещества, материалы, природные явления, использует различные инструменты и приборы. Федеральным государственным образовательным стандартом установлен ориентир на поощрение инициативности и развитие самостоятельности воспитанников в учебном процессе. Стимулирование независимой опытно-исследовательской деятельности происходит через грамотно организованную предметно-пространственную среду в группе. 

 - Цель создания уголка экспериментирования в детском саду (слайд2)

       В уголке экспериментальной деятельности воспитанники формируют и совершенствуют навыки и умения, которые могут быть применены в любой сфере обучения и жизни в целом, когда требуется поиск решения в проблемных вопросах, исследование неизвестных ситуаций. Важно, чтобы материальная база и набор инструментов соответствовали возрастной категории детей, положительные эмоции приносит получение результата и практическая деятельность, не вызывающая переутомления.

- Задачи создания и функционирования уголка опытно-экспериментальной направленности (слайд 3, 4)

Расширение представлений об объектах живой и неживой природы;

Расширение представлений о свойствах объектов действительности и связей между ними;

Совершенствование навыка предметной деятельности;

Обучение умению использовать инструменты в практических исследованиях;

Развитие внимания и памяти;

Обучение самостоятельному планированию эксперимента: формулировка цели  исследования, выдвижение гипотез, выбор способа проверки гипотезы, оценка

результата;

Развитие речевых способностей;

Развитие логического типа мышления;

Обучение проводить опыты с использованием приборов (весы, увеличительные

    стёкла,   микроскоп);

    Формирование навыка коллективной деятельности

- Общие для всех возрастных групп детского сада воспитательные задачи для работы уголка экспериментирования (слайд5)

  • Создание положительной мотивации к проведению опытов и экспериментов;

  • Создание дружеской атмосферы внутри детского коллектива;

воспитание усидчивости и аккуратности;

  • Развитие умения выслушивать и выполнять задания воспитателя, трудовые поручения;

  • Развитие интереса к групповой деятельности, воспитание чувства взаимопомощи.

Паспорт уголка экспериментирования

Воспитатель подготавливает паспорт уголка опытно-экспериментальной деятельности, в котором указывает его расположение, оснащённость, наполнение, элементы украшения. В паспорте прописываются цели организации мини-лаборатории в группе, задачи и формы функционирования, описываются игры-эксперименты, опыты, практические упражнения. Паспорт хранится в уголке группы или в шкафу с документами и методическими материалами воспитателя.

 - Шаблон для составления паспорта уголка опытных исследований (Слайд 6)

Средства оформления уголка

Экспериментальный уголок является зоной практической деятельности и потому должен быть оформлен наглядными материалами, рассказывающими и напоминающими детям о порядке проведения исследований. Обязательно в мини-лаборатории размещаются иллюстрированные правила техники безопасности. Второй важный компонент оформления опытной лаборатории — распечатанные или нарисованные алгоритмы и схемы проведения экспериментов. Плакаты для рассматривания могут быть постоянными в уголке («Алгоритм подготовки к опыту») и временными, соответствующими тематической неделе работы в центе активности («Схемы опытов с водой», «Моделирование вулкана», «Схемы экспериментов с магнитами»).

- Фото на слайде 7,8,9

Наполняемость уголка экспериментирования

Правильный выбор материалов и инструментов для детского экспериментирования, оптимально удобное и понятное их расположение в уголке — условия успешного формирования и развития практических навыков воспитанников в познании окружающего мира.

- Варианты наполнения опытно-экспериментального центра (слайд 10,11,12,13)

Оформление уголка экспериментирования своими руками

Уголок экспериментирования представляет собой тихую зону в помещении группы. Традиционно он размещается рядом с центрами книги и продуктивного творчества, на отдалении от уголков двигательной активности и шумных игр. Оформить место для опытной деятельности можно в классическом стиле любого уголка детского сада: набор мебели, распределённая по полкам материальная база, эстетические элементы (картинки, эмблема, игрушки). Сильнее привлекает детей уголок, созданный по образцу научного центра — мини-лаборатория.

Для эффективного функционирования опытного уголка необходимо наличие в нём оборудования:

  1. Стенд (настенный или напольный): здесь размещаются текущая информация, отчёты о проведённых экспериментах, названия будущих тем. На стенде можно сделать карманы для бланков наблюдений, распечатанных алгоритмов.
  2. Рабочая зона: демонстрационный стол, парты и стулья для проведения опытов.
  3. Проекторное оборудование: полотно/доска и проектор для просмотра познавательных видеозаписей и презентаций.
  4. Место для организации временных выставок, размещения макетов и моделей: столик, полка

- Фото уголков в детском саду (слайд 14)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Уголки экспериментирования в группах детского сада МАДОУ «Детский сад № 97» Подготовили : Багинова Г. А .

Слайд 2

Цель создания уголка экспериментирования в детском саду — создание благоприятных условий для практических исследований воспитанников и заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации.

Слайд 3

Задачи создания и функционирования уголка опытно-экспериментальной направленности Возрастная категория Образовательные и развивающие задачи экспериментального уголка Вторая младшая группа ( 3–4 года ) Расширение представлений об объектах живой и неживой природы ; Совершенствование навыка предметной деятельности; Обучение умению использовать инструменты в практических исследованиях ; Развитие внимания и памяти; Ф ормирование речевых навыков . Средняя группа (4–5 лет) Формирование системы первоначальных научных представлений о свойствах предметов; Обучение планированию исследования совместно с воспитателем; Р азвитие наблюдательности и концентрации внимания; Р азвитие долгосрочной памяти; Р азвитие мыслительный способностей: сравнивание, обобщение, подведение итогов; Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи.

Слайд 4

Задачи создания и функционирования уголка опытно-экспериментальной направленности Возрастная категория Образовательные и развивающие задачи экспериментального уголка Старшая группа (5–6 лет) Расширение представлений о свойствах объектов действительности и связей между ними; Обучение самостоятельному планированию эксперимента: формулировка цели исследования, выдвижение гипотез, выбор способа проверки гипотезы, оценка результата; Развитие речевых способностей; Развитие логического типа мышления; Обучение проводить опыты с использованием приборов (весы, увеличительные стёкла, микроскоп); Формирование навыка коллективной деятельности Подготовительная к школе группа (6–7 лет) Расширение представлений об окружающем мире, формирование способности изучать отдалённые явления (происходящие в атмосфере, земной коре, в космическом пространстве); Совершенствование способности самостоятельного планирования эксперимента и прогнозирования его результатов; Р азвитие аналитического и логического типов мышления; Включение в активный словарный запас дошкольников научных терминов; Совершенствование умения проводить исследования с использованием приборов (микроскопа, телескопа).

Слайд 5

Выделяются общие для всех возрастных групп детского сада воспитательные задачи для работы уголка экспериментирования: Создание положительной мотивации к проведению опытов и экспериментов; Создание дружеской атмосферы внутри детского коллектива; воспитание усидчивости и аккуратности; Развитие умения выслушивать и выполнять задания воспитателя, трудовые поручения; Развитие интереса к групповой деятельности, воспитание чувства взаимопомощи.

Слайд 6

Шаблон для составления паспорта уголка опытных исследований: название уголка; номер группы/название, возрастная категория детей; цели и задачи функционирования уголка; предметы мебели, их количество; материалы, инструменты, приборы, их количество; дидактические материалы (настенные плакаты, атласы, схемы, энциклопедии, журналы наблюдений, бланки фиксирования результатов); картотека опытов и экспериментов (возможных в условиях уголка: самостоятельных и проводимых совместно с педагогом).

Слайд 7

Средства оформления уголков

Слайд 9

Возрастная группа Дидактический компонент Материалы Инструменты и ёмкости Приборы Вторая младшая (3–4 года) Книги познавательной направленности с красочными иллюстрациями (желательно, со страницами из плотной бумаги или картона); расширенная подборка тематических альбомов («Вода в природе», «Как вырастает яблоня», «Какой бывает ветер», «Время суток»); наборы предметов для игровых упражнений и самостоятельного экспериментирования: конструктор из крупных деталей, деревянные кубики, игрушки для занятий с водой, песком и ветром. Расширенная база природного и бросового материала: добавляются ореховые скорлупки, образцы древесины и ткани, крупные пуговицы, катушку, спичечные коробки; из веществ добавляется глина и кинетический песок, мыло; медицинские материалы: безопасные пипетки (из пластика), ватные диски. Этот раздел состоит из того же наполнения, что и для первой младшей группы. Добавляются приборы для изучения света и тени (игрушки театра теней, разноцветные линзы, бинокль, весы с двумя чашами). Наполняемость уголка экспериментирования

Слайд 10

Возрастная группа Дидактический компонент Материалы Инструменты и ёмкости Приборы Средняя (4–5 лет) Расширенная подборка познавательных книг и альбомов; Тематические коллекции образцов: «Запахи», «Камни», «Семена», «Ткани»; дидактические игры: задания с картинками «Что будет, если…», «Какой предмет отбрасывает тень?», «Что будет если эти предметы нагреть?». К природным материалам добавляются: камешки, ракушки, семена, образцы почвы и бумаги; новые вещества: пищевые красители, сода, мука; новые мед. материалы: марганцовка, зелёнка, марля, ватные палочки. Новые инструменты: воронки для фильтрования, пинцеты; пополнение набора посуды: стеклянные сосуды. Новые приборы: магниты разных размеров, компас, секундомер, линейки .

Слайд 11

Возрастная группа Дидактический компонент Материалы Инструменты и ёмкости Приборы Старшая (5–6 лет) Пополнение коллекции познавательных книг: иллюстрированные энциклопедии и атласы; альбомы с алгоритмами выполнения опытов; новый наглядные материалы: таблицы, макеты; дидактические игры для возраста 5–6 лет: «Найди пару», «Укажи причину», «Найди все формы воды на картинке». Новые материалы: мох, образцы стекла, пластмасс и металлов, проволока, верёвки и нитки, наждачная бумага, копирка; технические материалы: шурупы, гайки, болты, скрепки, детали для сборки; новые вещества: крахмал, уксус; новые мед. материалы: шприцы без игл, спринцовки, зелёнка Пополнение инструментов: мерные ложки, отвёртки; новая посуда: мерные стаканчики, колбы. Новые приборы: песочные часы, микроскоп, подзорная труба.

Слайд 12

Возрастная группа Дидактический компонент Материалы Инструменты и ёмкости Приборы Подготовительная к школе (6–7 лет ) Новые познавательные книги: сборники опытов и экспериментов для детей, тематические энциклопедии; новый наглядный материал: функциональные модели (работы, Автоматизирован- ные приборы); настольные игры: «Магнитные эксперименты», «Природное электричество», «Секреты фокусов». Этот раздел состоит из того же наполнения, что и для старшей группы . Этот раздел состоит из того же наполнения, что и для старшей группы. Этот раздел состоит из того же наполнения, что и для старшей группы.

Слайд 13

Опытно – экспериментальные центры в группах детского сада

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация уголка природы в группе детско сада

Организация  уголка  природы в  группе  детского  сада.Природа  с  ее  необычайным  разнообразием явлений, животных  и  растений производит...

Организации книжного уголка в средней группе детского сада как совместная деятельность педагога и детей по приобщению к художественной литературе.

В статье описан опыт работы по организации книжного уголка в группе детского сада, его наполняемость, работа проводимая с детьми и родителями по приобщению к художественной литераатуре....

Рекомендации к оформлению уголка природы в группах детского сада

Оформление уголка природы в группах детского сада...

28.02.2020 Организация уголка природы в группе детского сада.

Природа  с  ее  необычайным  разнообразием явлений, животных  и  растений производит  на  детей  сильное  впечатление. Непосредственное  общение ...

паспорт физкультурного уголка в старшей группе детского сада

подробное описание всего физкультурного уголка с учетом требований ФГОС ДО...

Консультация для педагогов по созданию центра экспериментирования в группе детского сада

 Одним из эффективных методов познания является метод экспериментирования.Воспитатель же может лишь создать условия для поддержки и развития в ребенке интереса к исследованиям, открытиям....

Проект "Оформление патриотического уголка в младшей группе детского сада"

Проект по организации РППСТема проекта:«Центр по патриотическому воспитанию, способствующий развитию нравственных качеств и патриотизма в младшей группе детского сада»...