Организация эффективного сенсорного развития младших детей в дошкольном учреждении посредством ручного труда
методическая разработка (младшая группа)

Сенсорное воспитание в силу возраста младших дошкольников имеет особую актуальность и осуществляется в процессе ручного труда и занимательных дидактических игр. Именно этот возраст благоприятен для накопления представлений о мире, что подтверждает зарубежная и отечественная теория дошкольного воспитания. С восприятия окружающих предметов и явлений начинаются все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация эффективного сенсорного развития младших детей в дошкольном учреждении посредством ручного труда

Каждому ребенку с момента его рождения предстоит освоить окружающий мир, представленный многообразием красок, форм и свойств предметов. Осваивая этот сложный мир, он знакомится с народным творчеством, с музыкальными произведениями, со всеми достижениями человеческой культуры, включая способы общения людей. Эта деятельность является значительной и достаточно трудной без помощи взрослых, может оказаться поверхностной и неполноценной без разумного педагогического руководства воспитателей в лице родителей и педагогов. Взрослые имеют развитую систему сенсорного воспитания, с ее помощью организуют последовательное и планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

Сенсорное воспитание в силу возраста младших дошкольников имеет особую актуальность и осуществляется в процессе ручного труда и занимательных дидактических игр. Именно этот возраст благоприятен для накопления представлений о мире, что подтверждает зарубежная и отечественная теория дошкольного воспитания. С восприятия окружающих предметов и явлений начинаются все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение.

          На современном этапе каждому педагогу необходимо уметь организовывать такую предметно-развивающую среду в детском учреждении, которая будет способствовать воспитанию сенсорной культуры детей, так как это является одним из важнейших показателей развития гармоничной личности ребенка.

В требованиях Федерального государственного стандарта, предметно-пространственная среда обозначена одним из главных условий успешного образовательного процесса. А создание предметно-пространственной развивающей среды соответствовать требованиям ФГОС это является важной задачей дошкольных организаций. Она должна стимулировать детей к активности в разных видах деятельности, развивать способности. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения – важный компонент в развитии ребёнка.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предъявляет к развивающей предметно - пространственной среде определённые требования: (насыщенность, полифункциональность, вариативность, доступность, трансформируемость, безопасность).  

            В группе обязательно должен присутствовать уголок ручного труда, в которых находятся разные инструменты и материалы: (цветные и простые карандаши, заготовки, трафареты, краски, кисточки, пластилин, глина, камешки, ракушки, клей, различный бросовый материал, цветная бумага, картон, фольга и м.д.).

            Содержание предметной среды данного уголка должно соответствовать программному содержанию конкретного возраста воспитанников, а также включать в себя дополнительные развивающие, дидактические игры, пословицы, загадки, схемы изготовления поделок, шаблоны, место для выставки лучших работ и многое др.

      Составляющие элементы предметной среды в уголке ручного труда необходимо систематически обновлять. Вносятся новые заготовки, трафареты, материалы, инструменты, которыми будут пользоваться дети в самостоятельной деятельности, на основе полученных знаний. О предыдущем способе работы детям будут напоминать оставленные на выставочном стенде отдельные работы ребят.

Уголок ручного туда в группе должен находиться в хорошо освещённом месте, быть всегда доступным для самостоятельной деятельности детей. В нём дети могут самостоятельно исследовать различные материалы, самостоятельно или при помощи воспитателя сделать подарки на день рождения маме или папе, смастерить интересную поделку для друга. Также он способствует усвоению знаний и умений, полученных на занятиях. В уголке ручного труда проводятся выставки детских работ и работ, сделанных родителями совместно с детьми.

          Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности: ребенок осваивает свойства и признаки предметов (цвет, форма, величина), овладевает пространственными отношениями; овладевает миром звуков, приобщается к музыкальной культуре; развивается физически, познает особенности устройства собственного организма; экспериментирует с цветом, формой, создает продукты собственного творчества.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Повышается ответственность родителей за воспитание детей, расширяется взаимодействие между семьей и общественными организациями, которые занимаются воспитанием подрастающего поколения.

          В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка», а также «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» (ФГОС ДО п.3.2.5.п.п.5.).

            Проводя работу с родителями, объяснить им, что совместная деятельность детей и родителей по ручному труду очень положительно влияет на взаимоотношения в семье, вселяет уверенность в ребенке, он чувствует поддержку со стороны своих близких.

В родительском уголке создаются выставки детских работ, чтобы родители могли ознакомиться с успехами своих детей. Популярностью пользуются совместные выставки детей и родителей. Поделки, картины, коллажи, которые взрослый создаёт в сотворчестве с ребёнком, в таких работах удивительным образом сочетаются детская непосредственность и опыт взрослого.

  Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями являются родительские собрания в виде мастер-классов где родители погружаются в атмосферу творчества.

Без активного взаимодействия в системе «ребенок - родитель - педагог» невозможно эффективное сенсорное развитие ребенка.

Жажда серьезного труда возникает в малом возрасте, когда ребенок знакомится с первым несложными трудовыми операциями. Трудовое воспитание в дальнейшем приводит к развитию ума, вооружает знаниям, способствует формированию мыслительной деятельности, умению обобщать и анализировать, наблюдать и сравнивать.

Воспитание сенсорной культуры детей в области восприятия формы, величины и цвета. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. И это естественно, так как именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности, лучше всего дети получат это представление на занятиях по художественному и ручному труду.

Художественный ручной труд - это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты, исследует свойства различных материалов (бумага, ткань, тесто, фольга, листья и м. д.) и преобразует их культурными способами в целях получения конкретного результата. Объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно формируется система специальных навыков и умений.

При проведении занятий необходимо учитывать возраст детей и использовать соответствующие методы и приемы обучения. 

Объяснительно - иллюстративные: беседа,  чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы, скороговорки), объяснение,  поощрение.

 Большое место отводится  наглядности (показ педагога, пример), то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок.

Игровые приемы могут быть использованы в любом типе занятий и в каждой её части: в процессе постановки и мотивации задачи, в исполнительской части деятельности, в анализе детской деятельности, в анализе и оценке детских работ.

Для того чтобы занятия ручным трудом сделать более интересными и увлекательными для детей, их можно проводить по следующей схеме:

1.  Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.

2.  Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру, другие особенности.

3.  Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.

4.  Объяснение приёмов создания. Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом.

5.  Пальчиковая гимнастика, разминка рук.

6.  Самостоятельное изготовление, самостоятельный выбор материала для поделки.

7.  Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.

Самым распространенным видом ручного труда является аппликация.

Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект.

          Дети успешно овладевают техническими навыками аппликационных операций: выкладывают, составляют из отдельных частей целое, упражняются в равномерном размещении элементов по площади листа; успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; активно общаются друг с другом и воспитателем.

 Ручной труд дает навыки конструирования, развивает творческие способности, совершенствует умственное развитие детей, мотивирует на приятное общение с родственниками при подготовке для них подарков, выполненных своими рукам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт: "Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством художественного труда"

         В работе раскрываются организационные и содержательные подходы к организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способн...

«Организация оздоровительной работы в ДОУ» «Профилактика плоскостопия у детей в дошкольных учреждениях посредством игровых приемов»

Результатом  плоскостопия является формирование «молоткообразных» пальцев стоп – они сгибаются, перестают помещаться по высоте в обувь и натираются по тыльной поверхности. Возникает это незаметно...

Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, как средства облегчающего адаптацию при поступлении детей в дошкольное учреждение посредством внедрения проектной деятельности

Современное дошкольное образование предполагает создание новых альтернативных форм работы с детьми дошкольного возраста.Неоспоримо,  что ранний возраст от одного года до трех лет требует наибольш...

Обощение опытом "РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТРУДА В ПРИРОДЕ"

Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания ученых, преподавателей и педагогов. Это связано не столько с реализацией личностно-ориентированн...

Презентация самообразование «Развитие творческих способностей детей 5-6 лет посредством ручного труда»

Известный советский педагог В. А. Сухомлинский отметил,, что «источники творческих способностей на кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».    ...

Презентация. Развитие творческих способностей детей 4-5 лет посредством ручного труда.

Презентация. Развитие творческих способностей детей 4-5 лет посредством ручного труда....

Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста через ручной труд

Занятие ручным трудом способствует развитию познавательных способностей....