"Эксперимент, виды и организация проведения"
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Деревянко Светлана

Содержание

  1. Введение………………………………………………………….2 стр.
  2. Основная часть…………………………………………………..4 стр.

         2. 1 Виды экспериментов…………………………………………5 стр.

         2. 2 Структура детского  экспериментирования…………………7 стр.

         2. 3 Организация  и проведение экспериментов…………………9 стр.

      3. Заключение………………………………………………………...12 стр.

      4. Используемая литература…………………………………………13 стр.

                                     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperiment_vidy_i_organizatsiya_provedeniya.docx40.36 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Введение………………………………………………………….2 стр.
  2. Основная часть…………………………………………………..4 стр.

         2. 1 Виды экспериментов…………………………………………5 стр.

         2. 2 Структура детского  экспериментирования…………………7 стр.

         2. 3 Организация  и проведение экспериментов…………………9 стр.

      3. Заключение………………………………………………………...12 стр.

      4. Используемая литература…………………………………………13 стр.

        

  1. ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с введением ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать. ФГОС ДО направляют содержание образовательной области «Познание» на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем.

Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал. Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает…, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности и повышается познавательная активность.

На сегодняшний день слова великого философа Конфуция: «Что я слышу – забываю, что я вижу– я помню, что я делаю – я понимаю» как никогда становятся значимыми и востребованными. Когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам, то знания надолго остаются в памяти ребенка. Поэтому задача педагогов – помогать развитию самостоятельной поисковой, исследовательской активности детей.

Исследовательская деятельность – это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. С помощью поисково-исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, развитию восприятия, мышления, а главное формировать умения размышлять, рассуждать и анализировать.

Одной из основных форм развития познавательно-исследовательской деятельности в свете требований ФГОС ДО - это экспериментирование.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Слово «эксперимент» происходит от греческого и переводится как «проба, опыт». «Современный словарь иностранных слов» содержит такое определение:

Эксперимент – это научно-поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно - учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий»; «вообще опыт, попытка осуществить что-либо.

«Эксперимент…- планомерное проведение наблюдения. Тем самым человек создаёт возможность наблюдений, на основе которых складывается его знание о закономерностях в наблюдаемом явлении»

«Эксперимент…чувственно-предметная деятельность в науке; в более узком смысле слова – опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотез и т.п.».

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности - это опыты. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически естественным способом познания мира. Важно, чтобы каждый ребёнок проводил собственные опыты. Ребёнок должен всё делать сам, а не быть в роли наблюдателя. Какими бы не были интересными действия педагога, ребёнок быстро устаёт наблюдать за ними. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез, догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты, выбирают способы решения познавательной задачи.

Проведение опытов - один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников, помогает развивать мышление, логику, творчество ребёнка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?" и «почему?".

2.1 ВИДЫ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

По способу применения эксперименты можно классифицировать по разным принципам:

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:

— опыты с растениями;

— опыты с животными;

— опыты с объектами неживой природы;

— опыты, объектом которых является человек.

2. По месту проведения опытов:

— в групповой комнате;

— на участке;

— в лесу, в поле и т. д.

3. По количеству детей:

— индивидуальные (1—4 ребенка);

— групповые (5—10 детей);

— коллективные (вся группа).

4. По причине их проведения:

— случайные;

— запланированные;

— поставленные в ответ на вопрос ребенка.

5. По характеру включения в педагогический процесс:

— эпизодические (проводимые от случая к случаю);

— систематические.

6. По продолжительности:

— кратковременные (от 5 до 15 минут);

— длительные (свыше 15 минут).

7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

— однократные;

— многократные, или циклические.

8. По месту в цикле:

— первичные;

— повторные;

— заключительные и итоговые.

9. По характеру мыслительных операций:

— констатирующие (позволяющие увидеть какое - то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);

— сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);

— обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

10. По характеру познавательной деятельности детей:

— иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);

— поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);

— решение экспериментальных задач.

По способу применения эксперименты делятся на:  демонстрационные и фронтальные, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.)

Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).

Фронтальный метод – это, когда эксперимент проводят сами дети.

Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса.

1.Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, воспитателями разработан перспективный план опытов и экспериментов.

2.Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности

3.Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).

4.Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).

2.2 СТРУКТУРА ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

1.Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте)

2.Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст)

3.Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования

4. Выполнения эксперимента

5.Обсуждение.

Например, рисуя для бумажных кукол одежду задумались – а могут ли люди ходить в бумажной одежде?

Выдвижение гипотезы – обладает ли бумага такими же свойствами ткань?

Поиск и предложение возможных вариантов решения: Составили план исследования. Рассмотреть, провести опыты. Рассмотрев, установили, что бумага и ткань бывают разной плотности и цвета, бумагу и ткань легко резать.

Сбор материала: Сначала решили выяснить - откуда появилась бумага и ткань. Рассмотрели иллюстрации из энциклопедии. Прочитали историю создания бумаги, историю получения шелка, рассказ Ушинского «Как рубашка в поле выросла». Отгадывали загадки о тканях, бумаге. Провели опыты: бумагу и ткань мяли, пробовали разорвать, опускали в воду, сушили.

Обобщение полученных данных.

По результатам проведённого исследования делаем вывод:

Ткань состоит из ниток, а бумага нет;

Бумага и ткань мнутся;

Если намочить бумагу и ткань, то бумага легко рвется, а ткань остается целой;

После высыхания у ткани остаются прежние свойства, а у бумаги нет.

Таким образом, гипотеза подтвердилась – бумага и ткань обладают разными свойствами поэтому одежду шьют из ткани.

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Создание условий для детского экспериментирования позволяет создать атмосферу творческого единодушия. Рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям.

В условиях ДОУ используются только элементарные опыты и эксперименты.

Их элементарность заключается:

-  в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;

-  в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;

-  они практически безопасны;

- в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

2.3  ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. С данной задачей помогут справиться уголки экспериментирования в группе, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы.

В мини - лаборатории (центре науки) могут быть выделены зоны:

для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.д.);

для приборов;

для выращивания растений;

для хранения материалов (природного, «бросового»);

для проведения опытов;

для неструктурированных материалов (стол «песок - вода» или ёмкость для воды, песка, мелких камней и т.д.).

Приборы и оборудование, которые могут быть размещены в мини - лаборатории:

Микроскопы, лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные, аптечные, настольные); магниты, термометры, бинокли, электрическая цепь, верёвки, линейки, песочные часы, глобус, лампа, фонарик, венчики, взбивалки, мыло, щётки, губки, пипетки, желоба, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, ножницы, отвёртки, винтики, тёрка, клей, наждачная бумага, лоскуты ткани, клей, колёсики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, метал), мельницы.

Ёмкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сито, формочки, лопатки.

Материалы: природный (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы, крупа и т.п.); «бросовый» (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т.п.).

Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельчённый пенопласт.

Необходимо также учитывать особенности экспериментирования в разных возрастных группах. Проводятся опыты чаще всего в старших группах детского сада. В младшей и средней группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия.

В младшем дошкольном  возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего, младшего возраста.

Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки.

С помощью игровых персонажей можно предложить детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

Детям второй младшей группы надо стараться по возможности не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребёнку получить их самостоятельно, поставив несложный опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели. Дети в этом возрасте уже способны устанавливать простейшие причинно – следственные связи. Участие педагога в совершении любых действий является обязательным.

У детей средней группы появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро затухает.

В этой возрастной группе можно проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, дети изучают свойства воды и снега, песка.

Детям старшей группы становятся доступными уже более сложные цепочки причинно – следственных связей. Надо стараться им в этом возрасте чаще задавать вопрос «Почему?» Очень часто они задают его сами, что свидетельствует об определённых сдвигах в развитии логического мышления.

В этой группе можно вводить уже длительные эксперименты, а также простейший мониторинг (например, по определению уровня загрязнения воздуха на участке и в помещении ДОУ). Дети продолжают изучать свойства воды, снега, песка, почвы, глины, узнают о свойствах воздуха, делают вывод о том. Что не бывает плохой погоды, что снег зимой нужен растениям и животным, изучают круговорот воды на примере комнатных растений, знакомятся с влиянием факторов окружающей среды на живые организмы.

В подготовительной группе дети уже стараются выдвигать какие – либо гипотезы, они способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, зачастую они уже самостоятельно делают выводы без наводящих вопросов.

Они узнают в экспериментаторской деятельности о природных особенностях некоторых климатических зон (вечная мерзлота в тундре, тропические ливни и т.д.), продолжают изучать влияние факторов окружающей среды на живые организмы, знакомиться с приспособлениями организмов к среде обитания, изучают влияние человеческой деятельности на природные сообщества (разливы нефти в море, вытаптывание почвы и т.д.)

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и педагогов.

Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание. Для этого мы создаём специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности. Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в ДОУ. Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.

Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

  1. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Деревова С.Н. Экспериментальная деятельность старших дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ / Сайт «Академия дошкольного образования» (https://www.adou.ru/categories/2/articles/160)

2.Дорохова Т.М. Организация и проведение опытно – экспериментальной деятельности с дошкольниками / Всероссийский электронный журнал «Педагог ДОУ» (https://www.pdou.ru/categories/2/articles/2028)

3.Краткая философская энциклопедия.- М.: Прогресс, 1994. - 576 с.

Поддьяков, А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Автореф. дис. ... докт. псих.наук. –М., 2001.

4.Советский энциклопедический словарь. ред. А. М. Прохоров. М. Советская Энциклопедия. 1987.

5.Современный словарь иностранных слов. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012.

6.Чемоданова М.В. Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития старших дошкольников // Сборник материалов 7.Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - №5. - С.970-972.

8.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: Режим доступа - http://www.firo.ru/wp-content/ uploads/2013/11/PR_1155.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды и условия проведения зрительной гимнастики для детей с нарушениями зрения.

ВИДЫ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИТРЕНАЖ СО ЗРИТЕЛЬНЫМИ МЕТКАМИ...

Основные виды рассказывания, методика проведения занятий.

Целенаправленное формирование связной речи  в общей системе дошкольного образования....

Положение о проведении семинара «Организация проведения мероприятий по профилактике сколиоза и плоскостопия в детском саду» (в рамках партнёрского взаимодействия)

Семинар проводится с целью сохранения и укрепления здоровья детей. Профилактики сколиоза и плоскостопия в детском саду....

Организация проведения опытов и экспериментов с детьми во время новогодних каникул

5 волшебных Зимних экспериментов для детей Зимние праздники - отличное время! У родителей - длинные выходные . Много свободного времени, которое можно провести за интересными занятиями! Я предлагаю ...

Организация проведения опытов и экспериментов с детьми во время новогодних каникул

Зимних эксперименты для детей Зимние праздники - отличное время! У родителей - длинные выходные . Много свободного времени, которое можно провести за интересными занятиями! Я предлагаю зимние опыты, к...