Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»
план-конспект урока (старшая группа)

Титоренко Елена Викторовна

В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx28.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.

Задачи:

Обучающая задача:В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова, различать гласные и согласные, твёрдые, мягкие, звонкие и глухие звуки. Закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове. Упражнять в чтении слогов, слов.

Развивающая задача: Развивать связную речь (монологические и диалогические формы), закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы, развивать фонематический слух, обогащать словарь, развивать внимание, мышление, память.

Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения работать в коллективе, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Оборудование:Карта страны «Пиши-Читай»,мяч, шифровка, звуковые карточки, колокольчики, домик Знайки, кукла Знайка, письмо Знайки, карточки с буквами, кроссворд, разрезная азбука, новогодние открытки.

Ход занятия

Воспитатель:

Игра: "Перекличка"(с мячом).

Мяч ловит ребенок, чье имя начинается на гласный звук, на согласный звук.(Дети называют свои имена и садятся).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня на нашей карте страны «Пиши-Читай»  появился домик. Интересно, кто там живет? Туда-то мы и отправимся. Пойдем в гости? (Да).

Воспитатель: Посмотрите, здесь какое-то письмо. Давайте посмотрим, что в нем. (воспитатель достает записку и читает.)

Хотите в домик вы попасть?

Должны вы имя мое отгадать.

Воспитатель: Ну, что, отгадаем имя загадочного хозяина домика? (Да)

Дидактическая игра «Угадай, имя?»

На листе бумаги изображен мальчик, внизу на листе наклеены в ряд несколько мелких картинок. По первым буквам этих картинок дети читают и называют имя хозяина домика. (Знайка)

картинки: зонтик, ножницы, арбуз, йогурт, корабль, апельсин.

Воспитатель: Что-то Знайка не хочет нам дверь открывать. Может в письме еще, что-то написано (воспитатель достает еще одну записку)

        Назовите звуки, которые жувут в моем имени и разберите их.

Воспитатель: Вот так Знайка, молодец, не дает нам скучать. Ну что, делаем звуковой разбор слова Знайка.  (Выполняется звуковой анализ слова. Воспитатель делает у доски, дети на своих местах, можно чтобы у доски работал один из воспитанников.)

Воспитатель: (смотрит в конверт и достает еще одну записку)

Молодцы, а теперь определите количество слогов в слове и назовите ударный слог.

        Прежде чем выполнить задание Знайки, нужно вспомнить, что мы знаем про слоги. (дети высказывают свое мнение).

Молодцы, но вам ребята, о слогах нужно знать еще кое-что. Послушайте меня внимательно.В каждом слоге есть гласная и согласная. Согласных может быть и две и даже три, но гласная всегда в слоге одна. Поэтому количество слогов определяется по количеству гласных в слове.

Давайте прохлопаем слово Знайка. Хлопок нужно делать когда произносится гласный звук. (прохлопывается слово).Сколько раз мы хлопнули?(два раза).Посмотрите, сколько гласных букв в слове? (две).Назовите их. (А и А).Сделайте вывод. Сколько в слове слогов?(в слове два слога).Осталось только определить ударный слог. Вы спросите: «Что это такое?»

Ударение – это выделение голосом гласного звука. На какую гласную падает ударение, тот слог и ударный. Давайте определим ударный звук. Для этого нужно голосом попробовать «ударить» каждый гласный звук в этом слове. Послушайте, как буду делать я: ЗнАй-ка, Знай-кА. (дети делают вывод, что первый гласный ударный, поэтому и первый слог ударный).

        Появляется кукла-мальчик Знайка.

Воспитатель:  А вот и Знайка. Значит, все задания мы выполнили правильно. Знайка встречает нас не с пустыми руками, он  предлагает нам  с вами решить кроссворд, а для этого нужно отгадать загадки и записать их вот в эти клеточки.

с

н

ж

и

н

к

а

с

н

е

г

д

е

к

а

б

р

ь

г

о

р

к

а

м

о

р

о

з

в

ь

ю

г

а

и

н

е

й

к

о

н

ь

к

и

Что за звездочка такая
На пальто и на платке —
Вся сквозная, вырезная,
А возьмешь — вода в руке?

Бел как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал.

Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год.

Нелегко иногда

Забираться туда,

Но легко и приятно

Прокатиться обратно!

Все его зимой боятся
- Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице …

Кружит снег она вдоль улиц,
Словно перья белых куриц.
Зимушки-зимы подруга,
Северная гостья …

Не снег, не лед, а серебром деревья уберет

Мчусь, как пуля, я вперед,
Лишь поскрипывает лед
И мелькают огоньки.
Кто несет меня?

Воспитатель: Кто сможет прочитать слово, которое получилось? (читающие дети читают слово снеговик).Давайте прохлопаем слово. Сколько раз мы хлопнули? Сколько гласных в этом слове? (в этом слове три гласные). Значит сколько слогов в этом слове? (в этом слове три слога).Давайте произнесем слово с ударением. Попробуем «ударить» голосом каждый гласный. (снЕговик, снегОвик, снеговИк). (Дети делают вывод)

Разминка.

. «Слушай внимательно»

Воспитатель предлагает детям подвигаться, но не просто бегать, прыгать, ходить, а по специальному заданию:

Когда воспитатель скажет названия зимних видов спорта (лыжный спорт, фигурное катание, хоккей и т.д.), то дети должны имитировать катание на коньках, лыжах и т.д.;

Если он произнесет названия зимних месяцев (декабрь, январь февраль), то детям нужно быстро бегать друг за другом паровозиком;

Если же педагог говорит названия зимних явлений природы (метель, снегопад, мороз и т.д.) дети должны ползать по комнате.

Воспитатель: Пока мы играли, Знайка приготовил нам еще одно интересное задание. Нам нужно в карточках, которые лежат у вас на столах найти лишнюю букву.(дети парами выполняют задание).

Воспитатель:  А теперь я предлагаю перед следующим заданием поработать язычком.

Речевая разминка.

Чики-чики-чики-чок-

        Не стесняйся язычок,

        Не пугайся, не ленись,

        Повторяй, не ошибись:

 Где-то собаки рычали: р-р-р.

 В стойле коровы мычали: м-м-м.

 В комнате мухи жужжали: ж-;-;/

        Мимо машины бежали: тр-р-р.

        Листья под ветром шумели: ш-ш-ш.

        А комары все пели: з-з-з.

Воспитатель: Молодцы, язычки работают хорошо. А вот и еще одно задание.

Чтение слов.

Воспитатель  выставляет гласные буквы и просит детей назвать их. После этого педагог усложняет задание и приставляет к гласным согласные буквы и просит детей прочитать, что получилось. Затем задание еще усложняется и детям предлагается прочитать следующие слова: Оса, коса, косы, куст, утка, каток.

Воспитатель:

  • Какие вы знаете звуки речи? (гласные и согласные)
  • Чем отличается гласные и согласные звуки? (гласные можно петь, согласные нельзя, есть преграда во рту)
  • Как определить количество слогов в слове? По количеству гласных в слове)
  • Что такое ударение? (выделение голосом одного гласного звука)
  • Как определить ударный слог? (на какую гласную падает ударение, тот слог и ударный)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо потрудились, и Знайка приготовил вам подарки. Приближается самый любимый праздник и взрослых ,и детей. Это… (Новый год).Знайка дарит вам новогодние открытки.

И ждет с вами встречи уже в Новом году. Наше путешествие на сегодня заканчивается. В следующий раз мы продолжим путешествие по стране «Пиши-Читай». И путь наш будет лежать на гору, на вершине которой живет маленький народ «Умники и Умницы».