Доклад. Представление из опыта работы «Психологическое сопровождение сенсомоторного развития и активизации речевой деятельности детей младшего и среднего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения»
методическая разработка

Шелковая Елена Александровна

Участвую в обмене опытом с коллегами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад. Представление из опыта работы

«Психологическое сопровождение сенсомоторного развития

и активизации речевой деятельности детей младшего и среднего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения»

подготовил: педагог - психолог МАДОУ «Детский сад №33» г. Хабаровска

Шелковая Елена Александровна

Успешность физического, умственного, эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее, насколько качественно он может оперировать этой информацией, и насколько точно он может это выразить в речи. Сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе. Л.С. Выготский придавал решающее значение процессу восприятия ребенка для развития речи, считая, что ребенок может говорить и мыслить только воспринимая: «Развитие восприятия различной модальности создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь», а также психическое развитие и развитие интеллектуально – познавательной сферы».

В условиях нашего дошкольного учреждения возникла задача организации психолого – педагогического сопровождения процесса сенсомоторного и речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста. 

Актуальность данной проблемы заключается в необходимости своевременного и полного развития ощущения и восприятия всех модальностей, так как сенсорная сфера ребенка является базой для дальнейшего формирования основных психических функций.

В младшем и среднем дошкольном возрасте сенсомоторное и речевое развитие находится в сенситивном периоде, то есть, развивается наиболее активно и требует особого внимания со стороны педагогов.

Участие в процессе сенсорного воспитания детей младшего и среднего дошкольного возраста педагога – психолога ДОУ позволяет наиболее достоверно оценить уровень развития детей, организовать комплексную работу по развитию и коррекции речевого и сенсомоторного развития детей.

Нами была предпринята попытка обобщить и структурировать  различные подходы, касающиеся сенсорного и речевого развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Цель проведения данной работы: представление системы работы педагога – психолога, направленной на сенсорное развитие и активизацию речевой деятельности детей дошкольного возраста, и результатов, полученных при организации коррекционно – развивающей работы с детьми.

Проблема: поиск эффективных путей сенсомоторного развития детей в условиях организации образовательно – воспитательного процесса в ДОУ

Задачи:

  1. Развивать тонкую общую и тонкую моторику у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
  2.  Способствовать приобретению детьми нового сенсорного опыта, стимуляция всех анализаторных систем.

3.        Развивать игровой репертуар у дошкольников и  стимулировать активизацию речевого развития.

4.        Формировать навыков исследовательской деятельности.

5.        Развивать интерес к окружающему миру.

ПРОЦЕСС:

  • обеспечение атмосферы психоэмоционального комфорта личностно – ориентированным взаимодействием педагога – психолога с детьми в процессе усвоения материала;
  • создание условий (предметно – развивающей среды) для развития  тактильных ощущений, зрительного и слухового восприятия, усвоению общепринятых эталонов;
  • обеспечение условий, побуждающих дошкольников к проявлению интеллектуальной активности и самостоятельной деятельности.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

  1. Сформированность у детей навыков качественного оперирования информацией, получаемой от органов чувств.
  2. Усвоение сенсорных эталонов.
  3. Активизация речевой активности посредством сенсорного воспитания.
  4. Развитие сенсомоторной сферы, общей и тонкой моторики.

Временное обеспечение: четыре года (опыт работы 2 года).

ПРОДУКТ: Система работы, включающая в себя: пакет диагностических методик, перспективные планы и конспекты занятий, материал для работы с родителями, список методической литературы, картотека дидактических игр и методик.

Новизна предложенной нами системы работы заключается в использовании сенсорных модулей. Основными целями занятий с использованием сенсорных модулей на занятиях в детском саду являются расширение жизненного опыта детей, обогащение их чувственного мира, развитие сенсорных ощущений, стимулирование зрительной, слуховой, тактильной модальностей. В отличие от традиционных методов педагогической коррекции, для которых характерно однообразие материала, сенсорные модули воспроизводит разнообразные стимулы.

Предлагаемые сенсорные модули

  • универсальны;
  • мобильны;
  • многофункциональный.

Этапы проведения работы по психолого – педагогическому сопровождению сенсомоторного и речевого развития включают в себя несколько этапов:

  • Ориентировочный;
  • Диагностический;
  • Формирующий;
  • Заключительный.

Для достижения оптимального результата при реализации предложенной нами программы сенсомоторного и речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста была выстроена система работы, включающая в себя такие направления, как:

  • Проведение психологической и педагогической диагностики уровня сенсомоторного, социального, речевого развития детей младшего и среднего возраста. Для решения   задач, поставленных программой, на основе методики Прохоровой Г.А был адаптирован лист – опросник  «Оценка особенностей развития ребенка младшего дошкольного возраста».
  • Проведения консультаций с воспитателями групп младшего и среднего дошкольного возраста по вопросам педагогического сопровождения сенсомоторного развития детей.
  •  Разработка тематических занятий по вопросам сенсомоторного развития ребенка на различных этапах его развития.
  • Подбор и оформление стендовой информации для родителей по актуальной теме.
  • Реализация предложенной корекционно – развивающей программы. Режим, время проведения: подгрупповые занятия, один раз в неделю, продолжительность занятий – младший дошкольный возраст – до 15 минут, средний дошкольный возраст – 20 минут. Наполняемость группы – от 6 до 12 человек.
  • Формирование банка методических материалов по сенсорному воспитанию, речевому развитию детей младшего и среднего дошкольного возраста.
  • Проведение консультаций по созданию в групповых комнатах предметно - развивающей среды, стимулирующей психофизическое развитие детей.
  • Мониторинг развития основных психических процессов у детей, в том числе восприятие разной модальности на всех этапах пребывания ребенка в ДОУ.
  • Индивидуальная работа по запросу включала в себя дополнительное изучение психосоциальных условий развития ребенка, при проведении индивидуальных занятий для детей с особыми образовательными потребностями. Возможно дополнительное привлечение специалистов (логопеда, невропатолога, сурдолога).
  • Работа с родителями детей – участников программы предполагала проведение открытых занятий, семинаров, круглого стола по вопросам воспитания и развития детей.

Результативность работы:

  • Количественные показатели;
  • Качественные показатели:

-        повышение уровня сенсомоторного и речевого развития у детей – участников программы;

-        повышение уровня развития зрительной, слуховой памяти;

-        развитие общей и тонкой моторики, формирование предпосылок для развития графомоторных функций у детей;

-        расширение игрового репертуара, приобретение коммуникативных навыков;

-        вовлечение в образовательный процесс в ДОУ всех его участников;

-        повышение психологической грамотности воспитателей и родителей.

Считаю необходимым продолжать работу по психологическому сопровождению сенсомоторного развития и активизации речевой деятельности детей младшего и среднего дошкольного возраста

В течение следующего учебного года считаю необходимым расширить цели и задачи по данной проблеме вопросами развития воображения и элементов творческого мышления