Конспект открытого занятия на окружной конкурс "Воспитатель года 2022" тема: "Магнит и его свойства"
опыты и эксперименты (старшая группа)

Ермилина Мария Анатольевна

Цель: Расширение знаний детей о магните и некоторых его свойствах;
Задачи:

1.познакомить детей с понятием магнит и его свойствами. 

2.формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы. 

3. Воспитывать у детей желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ermilina_m.a.konspekt.docx27.55 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с.Елховка имени Героя Советского Союза Матвея Никифоровича Заводского муниципального района Елховский Самарской области

446870, Самарская область, Елховский район, с.Елховка, ул.Школьная 8 «А»

Тел: 8(84658)33-3-17, 33-2-66

Магнит и его свойства.

Для детей старшего дошкольного возраста.

                                                                                 Выполнила:

воспитатель высшей категории

ГБОУ СОШ им.М.Н.Заводского

                                                                 ДО «Улыбка» с.Елховка

                                                        Ермилина Мария Анатольевна

                                                                           

                                             с. Елховка 2022г

Конспект НОД по экспериментированию с магнитом для детей старшей группы;

Интеграция образовательных областей
"Познавательная", "Социально-коммуникативная.
Цель: Расширение знаний детей о магните и некоторых его свойствах;
Задачи:

1.познакомить детей с понятием магнит и его свойствами. 

2.формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы. 

3. Воспитывать у детей желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга. 

Методы и приемы:
1. Практические (Эксперименты, опыты,)
2. Наглядные (Рассматривание картинок)
3. Словесные (Вопросы, пояснения, выводы) 
Материал: письмо, фартуки с эмблемами.
Демонстрационный: карточки-символы, плакат «Цветочная поляна», бабочка из бумаги, железный ключ, палка, ленточка, магнит, камень, пустая бутылка, кувшин с водой  
Раздаточный: магниты, наборы предметов в тарелках (
пластмасса, дерево, ткань, бумага,  скрепки, болтики), набор скрепок, 2 тарелки с манной крупой и металлическими предметами,

Планируемые результаты: Дети с интересом участвуют в проведении исследований и экспериментов, наблюдают, делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи.

                        Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Познавательно- исследовательская

Наблюдение, экспериментирование, решение проблемных ситуаций,

Коммуникативная, речевая

Беседа, вопросы- ответы, загадывание- отгадывание загадок, обсуждения, выводы

                                                 

                                         

Логика ООД

Этап занятия

Задачи (с обозначением образовательных областей

Действия воспитателя

Действия воспитанников

Результаты

Мотивационно-

организацион-ный

Форма            коммуникативная

Личностные: желание и стремление к познавательной деятельности.

Воспитатель. Ребята, у нас сегодня с вами гости. Давайте поздороваемся,

Дети здороваются

деятельный

Познакомить детей с магнитом и его свойствами

Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи на основе

Элементарного эксперимента и делать выводы

Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.

 Воспитатель. Ребята, пришла я сегодня в группу, а на столе у меня лежит письмо, я обратила внимание на адрес. Письмо  вам, в вашу группу.  Мне очень интересно что там в письме, а вам? Посмотрим? (Открывает письмо).

В: Дети, нам с вами пришло письмо от доброго волшебника Добромира. (воспитатель читает письмо)

«Здравствуйте, ребята!

Пишет вам профессор Добромир. Я узнал, что вы интересуетесь окружающим вас миром. Приглашаю вас к себе в лабораторию в гости. А о чем мы поговорим, вы узнаете посмотрев театр.

Воспитатель: -. Да это театр, да не простой. Посмотрите. « Летающая бабочка».

Воспитатель: Я вам сейчас покажу фокус «Летающая бабочка»

  (Бабочка на плотной бумаге, магнит под бумагой).
Воспитатель: Почему она летает?

Подумайте, с помощью чего я ею управляю? Почему она двигается?

Дети высказывают свои предположения). Если затрудняются, то воспитатель помогает наводящими вопросами.
Воспитатель: - Обратите внимание, Посмотрите, к бабочке прикреплена скрепка, а за картонной перегородкой находится магнит, стоит мне магнит отвести в правую сторону и бабочка  последует за магнитом
Воспитатель: - Профессор предлагает узнать все о магнитах. Для этого нам нужно пройти в лабораторию

Воспитатель: Ребята, Сегодня мы с вами поговорим о магните как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где

 

много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.

Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила, какие?

Д: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. - Молодцы! Надеюсь, все будут соблюдать правила безопасности. Для работы в лаборатории есть специальная одежда. Оденем её.
-Сегодня нам предстоит очень трудная задача: узнать, что такое магнит, какими свойствами он обладает. Давайте пройдем в нашу лабораторию и приступим к исследованиям.

Воспитатель:

 Опыты мы начинаем

Интересно здесь бывает.

Постарайтесь все понять-

Много можно здесь узнать!

 (дети проходят за столы)
Воспитатель
:  Сегодня, в нашей лаборатории мы проведем эксперименты для того, чтобы узнать о чудесных свойствах магнита. И после каждого опыта нам необходимо как научным сотрудникам сделать определенные выводы.
- А какие интересные свойства есть у магнита, с которыми вы уже знакомы?
ДЕТИ
Воспитатель: - Я вам предлагаю подтвердить это свойство магнита притягивать предметы.

Воспитатель: - Я вам предлагаю подтвердить это свойство магнита притягивать предметы. Придвиньте к себе контейнеры с образцами.
Опыт №1 «Притягивает, не притягивает?
Перед вами контейнер, в котором находятся предметы, сделанные из различного материала, давайте назовём, из чего сделаны предметы:
- Этот предмет сделан из пластмассы (ткани, бумаги, металла и резины, дерева)

Воспитатель: - на доске у нас висит таблица с изображением предметов из контейнера, если данный предмет взаимодействует с магнитом, т.е. магнит притянул предмет к себе, то в карточке напротив этого предмета я  ставлю плюс. Если не притягивается, то ставлю минус. А вы мне подсказываете
Воспитатель: - Предлагаю взять магнит
Прикладываем магнит к кубику.Из чего он сделан?, притянулся он к магниту или нет?
Воспитатель демонстрирует опыт с кубиками
ДЕТИ: - Нет, не притягивает.
Воспитатель: - Значит в карточке напротив деревянного образца, какой знак надо поставить?
ДЕТИ: - Минус.

Продолжите экспериментирование самостоятельно.
Воспитатель: - Давайте проверим результаты вашего опыта. На какие предметы не действует сила магнита?

ДЕТИ: - На железные предметы.
Воспитатель: - Давайте подумаем, какой вывод можно сделать из этого эксперимента? Чтобы вам помочь, я начну, а вы продолжите.
Вывод: магнит притягивает (какие?) железные предметы и не действует на (какие материалы?) другие материалы: пластмассу, дерево, ткань, бумагу, стекло)

Воспитатель: - Интересно быть учеными? Узнавать новое об обычных предметах?

Физкультминутка

Мы немножко отдохнем,

 вместе глубоко вздохнем,

 руки в стороны, вперед,

 вправо, влево поворот.

 Дружно хлопаем руками(1-2-3)

 Дружно топаем ногами(1-2-3)

   Тихо встанем мы за стол

    И продолжим разговор.

Воспитатель: - Продолжим знакомство с чудесными свойствами магнита.

Опыт№3 « Намагничивание»
Воспитатель: - Посмотрите, для следующего эксперимента мне понадобятся магнит и скрепки. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. Подношу вторую, и она то - же притянулась. Теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно сниму цепочку из скрепок с магнита. Смотрите внимательно – цепочка не разорвалась
- Почему скрепки не рассыпались?
- Почему так произошло?
ДЕТИ: - Они намагнитились (они превратились в магниты).
- Правильно, под действием магнита скрепки намагнитились и сами на короткое время стали ВРЕМЕННЫМИ магнитами.
Воспитатель: - Предлагаю этот эксперимент - Волшебная цепочка выполнить самостоятельно.
Дети выполняют опыт.
Воспитатель: - Молодцы, вы у меня настоящие волшебники – умело справились с опытом.
Воспитатель: - Задание от Добромира, к нам за помощью в нашу научную лабораторию, обратились герои сказок.
Опыт - игра №4 «Поможем Золушке».
Воспитатель: а кто обратился за помощью- угадайте

В королевстве скоро бал,
Кто попасть туда мечтал?
У кого работы – тьма?
Кто всё делает сама?
 

Она красива и мила,
Имя ее от слова «зола».

 Посмотрите ребята, вы узнаете героиню сказки?.
ДЕТИ: - Золушка
Воспитатель: - Золушка очень хочет попасть на бал, но она должна выполнить поручение злой мачехи, которая подкинула Золушке очередную работу, она смешала манную крупу с металлическими предметами и наказала всё быстро разобрать. Давайте поможем Золушке? Я предлагаю разделиться на две команды (дети выходят.)

Воспитатель: - Одна команда будет выбирать из крупы железные предметы руками, а другая команда выбирает при помощи волшебных магнитов(по сигналу начинают выбирать предметы из крупы).
Воспитатель: - У кого быстрее получилось перебрать крупу?
Воспитатель: - Какой вывод с проделанного опыта с рассыпанными металлическими предметами можно сделать?
Вывод: металлические предметы, легче и быстрее всего собрать с помощью магнита.

Воспитатель: - Мы помогли Золушке, и ей нужно поспешить на бал.
- Ещё один сказочный герой обратился к нам за помощью.
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный...
Кто же это? Ответ: Буратино

Опыт - игра №5 «Золотой ключик».
Воспитатель: - Беззаботный Буратино бежал вдоль берега озера, размахивая золотым ключиком. Вдруг ключик выскользнул из рук и упал в озеро. Ах, бедный Буратино! Что же теперь делать? Поможем бедному Буратино достать ключик? (Перед детьми стоит таз с водой на дне, которого лежит ключ)
- На берегу озера были разбросаны различные предметы. Это палка, ленточка, магнит, камень, пустая бутылка. Может нам их как то использовать, что бы достать ключик?
- Подумайте, как можно достать ключик со дна озера?
Перед тем как опустить магнит в воду, воспитатель спрашивает:
Воспитатель: - Как вы думаете, а в воде будет действовать сила магнита? (ответы детей)
- Ну, теперь пробуем достать ключик (достают ключик).

Воспитатель: - Молодцы. А я вам задам задачку посложнее. С трудной задачей справитесь?
- Как из кувшина с водой достать ключик, при этом, не намочив руки водой и веревочки у вас нет. Есть только магнит (сюрпризный момент)
Воспитатель: - Ребята, какой вывод можно сделать из наших опытов?
Вывод: магнитная сила может действовать через стекло и воду.

Слушают воспитателя и рассматривают письмо и слайд с волшебником

Наблюдают, выдвигают гипотезы

Рассматривают карточки- правила поведения в лаборатории.

Готовятся к работе в лаборатории

Дети определяют из какого материала сделан предмет

Дети экспериментируют

С помощью воспитателя делают выводы.

Дети активно включаются в двигательную деятельность

Самостоятельное экспериментирование

Отгадывают загадку

Проводят опыт, делают выводы

Отгадывают загадку

Дети выдвигают свои предположения.

Предлагают сделать из веревочки и магнита удочку.

У детей проявляется интерес к сказочному герою.

Проявляют желание исследовать окружающий мир всеми доступными способами.

Развиваются познавательные интересы детей в процессе экспериментальной деятельности

Дети удовлетворяют потребность в двигательной активности.

У детей формируются навыки сотрудничества

Развивается логическое мышление, память

Получили удовлетворение от своей деятельности.

Дети с интересом следят за опытом воспитателя.

Заключительный

   Форма:  коммуникативная

Дети с интересом участвуют в проведении исследований и экспериментов, наблюдают, делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи.

 Опытным путём выявили свойства магнита: притягивает только металлические предметы, действует через различные предметы, магнит не боится препятствий. 

Воспитатель:- Уважаемые коллеги, мы с вами сегодня провели много интересных опытов. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Снимаем спец.одежду и проходим на палас, присаживаемся. Давайте вспомним, что нового и интересного мы узнали о свойствах магнита.
ДЕТИ:- Магниты притягивают к себе железные предметы и не действуют на другие материалы.
- Под действием магнита железные предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.
- Сила магнита действует через воду и стекло.
Воспитатель: - Вот сколько интересного про магниты мы узнали в лаборатории волшебника Добромира.
- Теперь давайте попрощаемся с нашими гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по экспериментально - познавательной деятельности в старшей группе " Удивительные свойства воздуха"

Это занятие позволяет познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения . Развивает познавательную активность в процессе эксперементирования ....

Конспект открытого занятия для детей третьего года жизни.Тема:"Игрушки"

Конспект открытого занятия для детей третьего года жизни.Тема:"Игрушки"...

Конспект открытого занятия на конкурс "Воспитатель года"

На занятии дети отправляются на Луну, где встречают Незнайку. Знакомятся со свойствами магнита. ...

Конспект открытого занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Знакомство свойствами воздуха (не имеет цвета, запаха, вкуса, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о способах  обнаружения....

Конспект открытого занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Свойства воздуха».

Конспект открытого занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Свойства воздуха»....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности. Тема: Свойства соли.

Тема: Свойства соли.Цель: формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.Программное содержание:- Воспитывать интерес к экспериментальной и опытнической де...