Выступление на городском методическом объединении воспитателей раннего возраста. Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста
методическая разработка

Шелковая Елена Александровна

Участвую в обмене опытом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на городском методическом объединении воспитателей раннего возраста

Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста

подготовил: педагог - психолог МАДОУ «Детский сад №33» г. Хабаровска

Шелковая Елена Александровна

Современный подход к воспитанию и образованию дошкольника предполагает построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования,  содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником  образовательных отношений; поддержку инициативы детей в различных видах деятельности; формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастную адекватность дошкольного образования

Основным механизмом когнитивного развития ребёнка раннего возраста является потребность в познавательно – исследовательской  деятельности, которая в свою очередь обеспечивает малышу успешное освоение предметно – манипулятивной, игровой и продуктивной  видов деятельности. Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Искусственно создаваемая сенсорная депривация ребёнка раннего возраста, связанная с многочисленными ограничениями в деятельности ребёнка, общение ребёнка с «вредными » играми и игрушками, задерживающими его сенсомоторное и речевое развитие, низкий уровень педагогической компетентности родителей дошкольника в значительной степени ограничивает возможности его когнитивного развития.

Таким образом, становится актуальным использование в работе воспитателя экспериментирования, как метода соответствующего возрастным особенностям и познавательным потребностям ребёнка раннего возраста.

Экспериментировать дети могут практически во всех видах деятельности под присмотром взрослого (воспитателя, родителя). В детском саду экспериментирование позволяет детям научиться логически мыслить, строить причинно-следственные связи, делать выводы самим и при этом всё что видят дети они запоминают лучше чем при беседе с взрослым, потому что это сопровождается деятельностью самих детей.

Опыты — это наблюдения, которые проводятся в специально организованных условиях взрослых. При этом взрослым необходимо в доступной для ребенка форме удовлетворить возникший у ребенка интерес. Получив от взрослых понятные ответы на свои вопросы, ребенок затем в игре отображает полученные сведения и тем самым закрепляет их в своей памяти. Если наблюдения ребенком окружающей действительности сопровождаются умелыми, правильными объяснениями старших, развивают его представления, он начинает лучше ориентироваться в окружающем, сравнивать, сопоставлять, устанавливать связи между отдельными явлениями, их причины и т. д. Взрослые, давая правильные и доступные пониманию ребенка объяснения встречающихся явлений, развивают у него пытливость ума, еще большее стремление узнать, понять. Привыкая всему искать объяснения, он потом сам старается найти причину того или другого факта. Это очень ценно для развития мышления ребенка. В два-три года можно и нужно начинать экспериментировать с детьми с окружающими предметами: песком, снегом, водой, ветром, солнцем. Экспериментировать с детьми нужно начинать с предметами, которые ребенок может подержать в руках, потрогать. Поэтому главными задачами экспериментирования является создание условий для получения детьми реальных представлений о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; развитие и обогащение памяти ребенка, активизация его мыслительных  процессов; развитие  речи детей  посредством обогащения активного словаря и желания детей отвечать на вопросы воспитателя; формирование у детей самостоятельности, целеполагания, способности преобразования каких-либо предметов и явлений для достижения определенного результата. Развитие эмоциональной сферы ребенка, творческих способностей, формирования трудовых навыков, укрепление здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

В организации и проведении опытов можно выделить несколько этапов: Постановка проблемы (задачи).

Поиск путей решения проблемы.

Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе проведения экспериментирования.

Проведение опытов соблюдая технику безопасности.

Фиксация наблюдений с помощью рисунков, фотографий, схем.

Обсуждение результатов и формулировка выводов.

Оборудованием для экспериментирования дома являются все безопасные для детей предметы. При проведении экспериментирования следует помнить, что выбранный объект экспериментирования должен быть выбран самим ребенком, эксперимент должен быть краткосрочным в связи с возрастными особенностями детей. Проблемная задача должна быть понятной и содержать новизну для ребенка. Она должна мотивировать ребенка на поиск ответа, однако не должна быть сложной для ребенка.

Взрослый при проведении опытов лишь организовывает активную деятельность в форме диалога используя эвристический метод. Необходимые объяснения проходят с использованием только понятных ребенком слов.

Во время экспериментирования взрослый не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивая мелкую моторику ребенка и т. д.

Фиксация опытов для детей данного возраста еще сложна, однако только при фиксации увиденного эксперимент приобретает завершённость. Изобразительный способ фиксации (рисование) наблюдений самый распространенный. Однако при низком уровне изобразительных навыков, дети не всегда могут соотнести изображение с теми реальными событиями, которые они наблюдали. Фотографирование наиболее ценный, т. к. имеет ряд преимуществ - передает точно особенности объекта и фотографии впоследствии можно использовать вторично при проведении беседы с детьми, кроме того дети рассматривая фотографии вспоминают увиденное и еще раз запоминают проведенный опыт, фотографии можно использовать в игре «сначала-потом». Другие способы фиксации опытов еще очень сложны для детей младшего дошкольного возраста (письменные (запись рассказа ребенка и т. д.), планы-схемы и т. д.).

Для формирования у детей раннего возраста познавательно-поисковой активности рекомендуется использовать приемы, повышающих общую продуктивность взаимодействия ребенка и взрослого:

-        приемы эмоционально-речевого воздействия (комментирование всех действий с предметами, игрушками, изменение интонации, высоты голоса, ласковый взгляд и разговор, использование потешек, стихов, подвижных игр с речевым сопровождением и т. д.);

-        приемы тактильного воздействия (поглаживания, прижатие к себе, демонстрация доброжелательного отношения к ребенку, ласковое обращение к ребенку по имени, зрительный контакт «глаза в глаза» и т. д.);

-        приемы поощрения (похвала, возможность поиграть с новой игрушкой после занятия, иногда – долька мандарина или печенье и т. д.);

-        приемы, привлекающие внимание ребенка (волшебные мешочки, сюрпризные моменты, различные механические игрушки, игрушки с музыкальным сопровождением, с различными звуковыми эффектами, включающие элементы новизны, неожиданности и т. д.);

-        прием отсроченного речевого сопровождения - подхватывание встречных действий ребенка – манипуляций с предметом.

Приемы и направления работы по формированию предметных действий у детей раннего возраста при реализации экспериментальной деятельности способствуют развитию интереса к сотрудничеству со взрослыми и к действиям с предметами, мотивируют к самостоятельным действиям с игрушками в соответствии с их функциональным назначением, положительно влияют на становление у детей ведущего вида деятельности (предметно-игровой, на развитие связной речи, способствуют появлению предпосылок к продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование, самостоятельности в быту, овладении бытовыми навыками.

В качестве объектов экспериментов с детьми раннего возраста могут быть предложены  песок, вода, камни, ракушки, семена бобовых растений, краски, бумага, развивающие игры и игрушки, формирующие у ребёнка представление о сенсорных эталонах, игрушки – предметы (кукла, машина, фигурки животных), игрушки-инструменты и т.д.

Совершенствуясь в познавательно – исследовательской  деятельности, ребёнок учится, получает своё персонифицированное образование. Постепенно формируется и проявляется индивидуальный стиль его деятельности, вызревает интегральная индивидуальность личности. Сплав потенциальных и реализованных возможностей, результаты взаимодействия с миром у каждого ребёнка свои. Вместе они составляют сущность индивидуализации образования».

Литература:

1.        Бурнышева М.Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально - познавательскую деятельность. Дошкольная педагогика. 2011. №3.

2.        Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет. ТЦ Сфера. 2012.

3.        Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. Просвещение. 2011.