Тема: «Народные игры в формировании основ личности будущего гражданина»
материал (старшая группа)

Гулак Мирослава Андреевна

Тема: «Народные игры в формировании основ личности будущего гражданина»

Подготовила: Гулак М.А

Воспитатель МАДОУ № 83

 

Известный русский писатель М.Горький писал: «…Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять». Действительно игра помогает вхождению ребенка в общество. Через игру ребенок знакомится с отношениями людей, различными профессиями, пробует себя в разных социальных ролях.

Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка. В игре закладываются основы будущей личности.

Сегодня игру следует рассматривать не только как форму содержательного проведения свободного времени, но и как мощный воспитательный фактор в процессе становления личности.

             Целью нашей работы, является воспитание нравственной личности ребенка и приобщение его к истокам русской народной культуры через использование народных подвижных игр в различных видах деятельности дошкольников. Следовательно, задачи  в нашей работе будут отображаться следующие:

- развивать  и обогащать словарный запас дошкольников, используя заклички, сопровождающие игры слова;

 - способствовать  развитию навыка общения, находчивости, выдержки и смекалки.

- формировать представления детей о русских народных играх

Воспитательное значение русских народных подвижных игр усиливается их коллективным характером. Дети объединяются на основе своих переживаний, интересов. Народные подвижные игры не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

 Актуальность нашей работы  обусловлена тем, что народная подвижная игра — незаменимое средство формирования у ребенка ценных морально-волевых качеств, интереса к русскому народному наследию.                                                                                                                      

Практически каждая народная подвижная игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка — это древнее заклинание, позволяющее распределять трудную и опасную работу между людьми.

Например: Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть,
К нам сорока подлетела
И тебе водить велела.

Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид. Дети очень любят шутливые, веселые стихи-считалочки, быстро их запоминают. В своей работе я  использую народные подвижные игры в разных видах деятельности с детьми. Значительное место в нашей работе занимают народные подвижные игры  на воздухе. Так как любая игра требует значительного пространства, которого   в группе недостаточно.   Во время сезонно-обрядовых праздников, таких как Масленица народные подвижные игры также широко  используются  в нашей группе.

Вот несколько игр которые  я использую, в своей работе

1) Русская народная игра «Ручеёк»

Цель: Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.

Описание: Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет.

Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка

2) «Золотые ворота» Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в ходьбе цепочкой.

Описание: Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Все дети говорят:

Ай, люди, ай, люди,

Наши руки мы сплели.

Мы их подняли повыше,

Получилась красота!

Получились не простые,

Золотые ворота!

Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Дети – «ворота» говорят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй - запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас!

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

Правила игры: Игра продолжается до тех   пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих, опускать руки надо  быстро, но аккуратно.

3) Русская народная игра «Скакалка» Удочка

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в прыжках на двух ногах, умению играть в коллективе.

Описание: Один из играющих берет веревку и раскручивает ее. Низко от земли. Остальные прыгают через веревку: чем выше, тем больше будет доход и богатство.

Перед началом игры говорят следующие слова:

Чтоб был долог колосок,

Чтобы вырос лен высок,

Прыгайте как можно выше.

Можно прыгать выше крыши.

Правила игры:

Кто задел за скакалку, выбывает из игры.

4) Русская народная игра «Мороз красный нос»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу,  выдержке. Упражнять в ходьбе и беге.

Описание: На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки встает водящий - Мороз-Красный нос.

Он говорит:

Я Мороз-Красный нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Играющие отвечают:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз.

После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего. Правила игры: Бежать можно только после слова «мороз». «Замороженным» игрокам не сходить с места.

5) Русская народная игра «Бабка Ёжка»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, прыжках на одной ноге, умению играть в коллективе.

Описание: Дети образуют круг. В середину круга встает водящий — Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

Бабка Ежка  - Костяная Ножка

С печки упала, Ногу сломала,

А потом и говорит:

— У меня нога болит.

Пошла она на улицу  -

Раздавила курицу.

Пошла на базар –

Раздавила самовар.

Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот «заколдован» и замирает.

Правила игры: «Заколдованный» стоит на месте.Выбирается другой водящий, когда 

6) Русская народная игра «Жмурки»

Цель: Развивать умение действовать по сигналу, учить ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры.

Описание: Дети выбирают одного участника, накладывают ему на глаза повязку. По данному сигналу, участвующие в игре , бросаются в разные стороны, а ребенок с повязкой на глазах, стоящий  посередине места для игры старается поймать кого-нибудь из бегущих.

Попавшийся меняется с ним ролями, т. е. ему накладывают повязку на глаза и он становится «жмуркой».

Правила: Дети должны во время бега все-таки следить, чтобы тот из них, у которого глаза завязаны, не наткнулся на какой-нибудь предмет; при виде опасности они предупреждают криком: "огонь"!

Варианты: Игра может проводиться с колокольчиком, который  дети передают друг другу.

7) Русская народная игра «Цепи кованные»

Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в  построению в две шеренги, беге.

Описание: Две шеренги  детей, взявшись за руки, становятся друг против друга на расстоянии 15 – 20 м. Одна шеренга детей кричит:

- Цепи, цепи, разбейте нас!

Кем из нас? – отвечает другая

- Стёпой!  -  отвечает первая

Ребёнок, чьё имя назвали, разбегается и старается разбить  вторую шеренгу (целится в сцепленные руки). Если разбивает, то уводит в свою шеренгу ту пару участников, которую он разбил. Если не разбивает, то встаёт в  шеренгу, которую не смог разбить. Выигрывает та команда, где оказывается больше игроков.

8) «Огуречик»

Цель: закрепить навыки выполнения легких прыжков с продвижением вперед и легкого стремительного бега.

Ход игры:  Ребенок в шапочке мышки сидит на стуле в стороне. Напротив него группой стоят дети. Руки у играющих находятся на поясе. Дети исполняют потешку:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик.

Легкими прыжками продвигаются к «ловишке». Останавливаются, грозят пальчиком «ловишке» со словами:

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

Мышка бежит за ребятами, стараясь их догнать.

Все эти  игры помогают приобщить детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности будущего гражданина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_igry.pptx2.91 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Народные игры в формировании основ личности будущего гражданина Подготовила: Гулак М.А Воспитатель МАДОУ № 83 Хабаровск, 2020 год

Слайд 2

«… Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять». М.Горький

Слайд 3

Народные подвижные игры не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма ..

Слайд 4

Целью нашей работы, является воспитание нравственной личности ребенка и приобщение его к истокам русской народной культуры через использование народных подвижных игр в различных видах деятельности дошкольников.

Слайд 6

Считалка — э то древнее заклинание, позволяющее распределять трудную и опасную работу между людьми. .

Слайд 8

Русская народная игра « Ручеёк» Цель : Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности , игре в коллективе.

Слайд 9

«Золотые ворота» Цель : Развивать, быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в ходьбе цепочкой.

Слайд 10

Русская народная игра «Скакалка» Удочка Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в прыжках на двух ногах, умению играть в коллективе.

Слайд 11

игра «Мороз красный нос» Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, выдержке. Упражнять в ходьбе и беге.

Слайд 12

Русская народная игра «Бабка Ёжка » Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с увертыванием , прыжках на одной ноге, умению играть в коллективе.

Слайд 13

Русская народная игра «Жмурки» Цель: Развивать умение действовать по сигналу, учить ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры.

Слайд 14

Русская народная игра «Цепи кованные» Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в построению в две шеренги, беге.

Слайд 15

Народная игра: « Огуречик » Цель: закрепить навыки выполнения легких прыжков с продвижением вперед и легкого стремительного бега.

Слайд 16

Вывод: Воспитательное значение русских народных подвижных игр усиливается их коллективным характером. Дети объединяются на основе своих переживаний, интересов. Народные подвижные игры не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные подвижные игры в формировании основ национальной культуры у детей дошкольного возраста

В нашей стране повсеместно и неуклонно происходит возрождение древней культуры всех народов, населяющих нашу страну, развиваются и совершенствуются национальные традиции в искусстве и литературе, соде...

Выступление на ГМО для педагогов-психологов ДОУ. Тема: "Влияние семейного воспитания на формирование основ личности дошкольника"

Семья является уникальным социальным созданием человечества. Фактически это является первый вид общения людей. В то же время как социальная система семья имеет черты социального института и одновремен...

Народные игры в формировании и развитии личности ребенка

Народные игры в формировании и развитии личности ребенка...

Народная культура -источник формирования основ полноценной личности дошкольника

Народная культура -источник формирования основ полноценной личности дошкольника...

Квест-игра по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста (по мотивам русской народной сказки) «Гуси-Лебеди»

. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков. В от...