Взаимодействие логопеда,воспитателя и родителей в совместной работе по преодолению у детей нарушений речи
материал

Андрианова Елена Александровна
Опыт работы по взаимодействию с родителями и презентация к выступлению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_pedagogov_s_roditelyami.docx13.42 КБ
Файл rabota_s_roditelyami.pptx2.86 МБ

Предварительный просмотр:

Хрипунова Елена Александровна

МДОУ Филинский детский сад комбинированного вида «Скворушка»

Взаимодействие логопеда, воспитателя и родителей в совместной работе по преодолению у детей нарушений речи

Нарушения речи – распространённое явление среди детей дошкольного возраста. Если не устранить их своевременно, они могут вызвать чувство закомплексованности, помешать развитию природных способностей и интеллекта.  Важнейшая задача в процессе воспитания и обучения заключается в сотрудничестве семьи и детского сада. Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом, воспитателем коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребёнка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

К основным направлениям совместной деятельности логопеда, воспитателя и родителей можно отнести:

– формирование мотивированного отношения родителей к коррекционным занятиям дошкольников с нарушениями речи;

– разработка и апробация различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия семьи, логопеда, воспитателя как способа повышения эффективности коррекционно-воспитательного потенциала образовательного процесса;

– установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника;

– объединение усилий педагогов и родителей для развития и воспитания детей;

– создание атмосферы общности, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

– повышение психолого-педагогической компетентности родителей в процессах речевого развития ребёнка;

– оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддержка в них уверенности в собственных педагогических возможностях;

– обучение родителей конкретным приёмам логопедической работы.

Сотрудничество семьи, учителя-логопеда, воспитателя становятся всё более востребованными. Педагоги ищут новые формы работы с родителями. Всё это– основа семейного воспитания детей с нарушениями речи.Только информированные и заинтересованные родители могут стать активными субъектами коррекционного процесса, помощниками учителя-логопеда, воспитателя в полноценном формировании речи дошкольников. Слайд 2 Наша прямая задача: рассказать, объяснить, научить, то есть поделиться своими профессиональными навыками и умениями и при этом не отпугнуть, а заинтересовать, увлечь. Только в таком случае возникает эмоционально – положительный контакт, при котором решаются все коррекционные задачи.

Успех в воспитании и обучении детей в ДОУ во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно это важно в логопедических группах, так как родители должны уметь выполнять задания в домашних условиях. Руководствуясь интересами и возможностями родителей, индивидуальными особенностями детей нами были выбраны наиболее оптимальные формы работы для нашей группы. Слайд 3 Их можно разделить на 2 вида: просветительские и практические. Слайд 4

Просветительские:

1.Анкетирование – предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Эффективно проводить анкетирование родителей вначале учебного года, с помощью анкет мы узнаём сведения о детях, которые помогают их адаптации, а так же более успешному взаимодействию с ними. Анализ ответов дает возможность правильно спланировать работу с детьми и родителями, наметить темы индивидуальных бесед.

2. Родительские собрания. Проводятся 2 – 3 раза в год. Первое  собрание  проводится в августе – сентябре, на котором состоится знакомство с родителями,  обсуждаются организационные моменты. Последнее заключительное родительское собрание проводится в мае. На нем подводятся итоги обучения за год, даются рекомендации (отдельным детям) по закреплению пройденного материала.

3. Самая распространенная форма и метод общения с родителями – беседа. Она позволяет быстро установить контакт и доверительные отношения. Цель – оказание родителям своевременной помощи по вопросам развития и коррекции речи. Вначале года, после обследования детей логопед знакомит родителей с результатами. С родителями каждого ребёнка ведётся отдельный разговор. Родные ребёнка узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации. Беседу нужно вести тактично: её задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребёнка. От того, как протекают первые встречи логопеда и воспитателей с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество.

4. Очень важны в совместной работе консультации. Они предполагают теоретическое знакомство родителей по тому или иному вопросу.  Логопед и воспитатели определяют тематику консультаций на весь учебный год. Консультации важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали наше сотрудничество, так как современный родитель не захочет слушать долгих и докладов педагога. Слайд 5 К консультациям организуется выставка пособий, дидактических игр, специальной литературы. Родители могут воспользоваться подбором практического материала.

5. Слайд 6 -7 -8 Информирование родителей(уголки, стенды, подсказки, папки – передвижки) – для родителей это наглядная информация, которая содержит как теоретическую информацию, так и практические советы.

6. Слайд 9 Информационная корзина «Почемучка». Цель - выявить круг вопросов, которые для родителей актуальны.

7.Слайд 10-11 Группа в социальных сетях - размещение презентаций и логопедической информации для родителей (задания по лексической теме, видеотека: артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, постановка и автоматизация звуков и др., специальная литература).

Практические:

  1. Домашние задания – рекомендации для родителей. Слайд 12-13

Каждый логопед предоставляет родителям возможность участвовать в коррекционном процессе, занимаясь по индивидуальным заданиям. Так они могут проследить систему и динамику обучения. Включаем задания и рекомендации  по коррекции нарушенного звукопроизношения, развития навыков автоматизации и дифференциации звуков речи. Включаем игры и упражнения по формированию словаря и лексико-грамматических категорий у ребенка по тематике занятий, а так же упражнения на развитие моторики, психических процессов.

2.Семинары-практикумы с участием детей и родителей. Слайд 14-21

Такая форма дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их. Мы проводим совместные игровые практикумы с родителями и детьми.

3.Открытые занятия. Совместные занятия с родителями Слайд 22-24

Посещение открытых логопедических занятий родителями проводятся в течение всего учебного года. На этих занятиях родители знакомятся с основными приемами обучения, подбором материала, а также с требованиями, предъявляемыми к детям во время занятий.

4. Выставка совместных творческих работ детей и их родителей. Слайд 25-26-27

5.Праздники и тематические развлечения.

Для участия привлекаются родители. В конце года родители приглашаются на«Праздник красивой речи», где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки, приобретенные за год.

Все эти формы помогают сделать работу с семьей более интересной и эффективной, способствуют совместной деятельности педагогов и родителей по преодолению недостатков развития речи у детей – дошкольников. Слайд 28


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя и Родителей Учитель-логопед Хрипунова Елена Александровна

Слайд 2

Цель: активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье более последовательным и эффективным.

Слайд 3

Формы работы: Просветительские Практические

Слайд 4

Просветительские формы работы: 1 . Анкетирование , 2. родительские собрания, 3. индивидуальные беседы, 4. Консультации, 5. Папки-передвижки « Шпаргалки для семьи », 6. Информационная корзина « Почемучка » , 7. Группа в соц.сетях. Практические формы работы: домашние задания, семинары-практикумы с участием детей, открытые занятия для родителей. Выставки совместных творческих работ Праздники и развлечения

Слайд 5

Выставка специальной литературы

Слайд 6

Ширмы, стенды, папки-передвижки

Слайд 9

Информационная корзина «Почемучка»

Слайд 10

http://vk.com/ club64876704 Группа «Почемучки »

Слайд 12

Тетради для домашних заданий

Слайд 14

Семинар – практикум для детей и родителей «Развитие мелкой моторики рук»

Слайд 25

Выставка совместных творческих работ детей и их родителей

Слайд 28

Спасибо за Внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в коррекционной работе с детьми с расстройством экспрессивной речи

Данный материал сформирован из опыта-работы взаимодействия с родителями детей-логопатов. Здесь описаны различные формы взаимодействия: как традиционные, так и нетрадиционные....

«Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на базе логопедической группы».

Пояснительная записка к программе «Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопед...

Взаимодействие педагогов с родителями в процессе работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

статья "взаимодействие педагогов с родителями в процессе работы с тяжелыми нарушениями речи...

Система коррекционной работы по преодолению лексико-грамматических нарушений у детей с ОНР по средством работы с родителями

Материал представлен в виде еженедельных домашних заданий для выполнения с родителями. Задания на неделю направлены на развитие следующих компонентов речи: лексики, грамматики, обучению грамоте, разви...

Методическая разработка по теме: «Взаимодействие учителя – логопеда с родителями как условие эффективной коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи».

Принципы педагогической  работы с детьми, имеющими  ОВЗ.Основные проблемы семей, имеющих детей  дошкольного возраста с ОВЗ.Перспективное планирование работы с родителями....

«Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в коррекционной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»

Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями   Семья – это первая ступень овладе...