проект "Музей " Жили-были..." МБДОУ "Детский сад № 119"
проект

Квартина Наталья Юрьевна

История  создания школьного  музея в нашем детском саду с  комментариями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_muzey.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

 Музей «Жили-были…» МБДОУ  «Детский сад  №119»

Цель: воспитание интереса к истории и культуре русского народа, его традициям и творчеству.

Задачи:

· познакомить воспитанников с историей быта русского народа;

· направить интерес детей к истокам культуры, к осмыслению духовной жизни своего народа, развитие творческого потенциала;

· сохранить историческую память и наследие;

· развивать у детей интерес к истории, исследованиям, к научно-познавательной деятельности;

· формировать духовные и нравственные качества у подрастающего поколения.

Актуальность:

   Актуальность создания музея очевидна, потому что это прообраз культурной среды народа. Создание музея – внутренний  проект, осуществленный сердцами многих людей: детей, сотрудников и родителей.  Вместе идем по дороге, которая ведет к народному искусству, а значит к народной мудрости, щедрости, доброте, жизнелюбию и силе духа, к единению человеческих душ.

   Бытие любого народа, особенно такого большого и живущего на столь обширной территории, как русский, всегда многогранно и многообразно. Его многообразие сегодня как никогда нуждается в кропотливой реконструкции вплоть до мельчайших деталей и во внимательном, глубинном осмыслении – и разумом и сердцем. То же в полной мере относится и к исконной народной культуре, обычаям, верованиям и представлениям. 
  По этому поводу замечательно сказал  И. С. Аксаков:
«Вне народной почвы нет основы, вне народности нет ничего реального, жизненного, и всякая мысль, всякое утверждение, не связанное корнями с исторической почвой народной, или не выросшее из нее органически, не дает плода и превращается в ветошь».

   Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь.

 «Жили - были…» - актуальный проект, потому что это - прообраз народной культуры и крестьянского быта, где все дышит «русским духом», уютом и теплом.
  В любой трудовой деятельности заключена характерная для каждой общности духовность. Духовность и самосознание можно выявить при изучении народной жизни во всех её проявлениях (труд, отдых, праздники, обычаи, поверья, предания, фольклор).

     Идея о создании музея возникла в 2013году. Сначала мы изучали литературу про музеи, консультировались со знающими людьми, проводили беседы, анкетирование с детьми, их родителями и педагогами.

    Наш коллектив вместе с родителями стал собирать экспонаты. Работу мы начали по переделке кладовки : в одной стене закладывали дверь, а  другой стене прорубали новую дверь.         

    Многие родители поддержали наше начинание и стали активно приносить старинные вещи от бабушек и дедушек, живущих в деревне. Кто то принёс кувшин, кто то рушник, а кто то прялку. Все эти вещи хранились в семьях как память о предках , а теперь им предстояло жить в нашем музее. 

    Большинство экспонатов было собрано благодаря практической смекалке, энтузиазму, неравнодушию и любви к Родине рабочим по комплексному обслуживанию здания Коневым Юрием Николаевичем.  

    Сначала появилась прялка, затем икона, люлька и печная заслонка. Потом в помещении музея стал появляться макет русской печи. Как говорили в старину – печь главная в доме. Когда печь была готова, то в музейном помещении появился дух загадочной старины. Старинная люлька, прялка, утюг, ухват, чугунки , иконы, балалайка,  старые фотографии и многие другие предметы старинной утвари и быта, сделанные руками наши прабабушек и прадедов позволят нашим детям узнать о том, как жили в старину.

    По получению  новых музейных предметов мною, руководителем музея Квартиной Н.Ю, заполнялась книга по приёму на постоянное хранение музейных  предметов основного фонда, а также попутно заполнялись и другие обязательные документы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

    В феврале 2015 г наш музей получил свидетельство  № 17514 и  статус школьного музея.

А 21 апреля  2015 г  состоялось долгожданное  открытие. У нас было много гостей, песен и веселья, выступали и дети и взрослые, и хозяева и гости. А потом все дружно угощались вкуснейшей тыквенной кашей и необыкновенными блинами  с ароматным чаем.

    А теперь я поведу вас  в музей на экскурсию!

    На  пороге  нашей русской избы всех встречают хозяева - бабушка и дедушка. Ребята  всегда здороваются с ними.

    С  первого шага мы оказываемся в мире старинных вещей  и предметов. Они имеют давнюю историю.

    В левом углу избы – «Красный угол». В нём на специальной резной полочке стоит икона Божией Матери, покрытая расшитым божником и освещаемая лампадкой, символом духовного послушания хозяев.

     Здесь же, под иконой, находится обеденный стол и деревянные скамьи. «Красный угол» и стол в нем, вот Алтарь и Престол, где вершилась жизнь семьи, где советом и миром формировалась наша ментальность, где и сватались, и провожали в последний путь.

    Столешница почиталась как «Божья ладонь», дающая хлеб, поэтому и по сегодняшний день не принято на Руси стучать по столу.

     В центре стола,  как своеобразный символ семейного уюта и дружеского общения, расположился блестящий самовар. Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке семьи.

      «Женский кут», или «Бабье царство», как его величали – исконно женская территория дома. Здесь выставлены большие и малые деревянные гребни для чесания волокон льна и шерсти, прялка и чёски, кружево, вышивки деревенских рукодельниц  и пуховый платок. Тут же находится и подвешенная к потолку деревянная зыбка (люлька). Спящего в ней малютку охраняет от злых духов, болезней и дурного глаза кукла-оберег.

     Здесь же вы видим множество красивых платков.

Они все разные: шёлковые, хлопчатобумажные, шерстяные.

Как русские великие просторы,
Необозрим по красоте своей платок,
На нём начертаны родной земли узоры,
Её живительный и благодатный ток.


     В «Печном углу» на  деревянной трёхъярусной полке помещена глиняная и  деревянная  посуда: ложки, кувшины, миски, чугунки разного размера, а внизу стоит маслобойка и деревянное корыто, несколько ухватов, кочерга и тяжёлый железный утюг, заправляемый разогретым печным углём…

Но самый главный экспонат – это русская печь. 

Ей место в центре дома отводили,

По верху занавесочки в цветок.

Её в деревне сразу полюбили

И жить бы без нее никто не смог.

В ней ароматные борщи варили,

Домашний хлеб - ни с чем он не сравним!

Какие тыквы в той печи томили!

Калины вкус - совсем необъясним!

     На самой печи мягкие подушки и домотканые коврики, здесь же обитают тёплые валенки.

     Повсюду на стенах и полках много вышитых рушников.

     В «Мужском углу», возле входа, висят плетёные лапти, полка с инструментами, необходимые для хозяйственных нужд такие, как стамеска, клещи, подборник, маркёр, серп и многие другие. 

      Музей «Жили-были...» позволяет познакомить детей с бытом русской крестьянской избы, воспитывать любовь, уважение к культуре, традициям, обычаям, быту русского народа, развивать интерес к фольклору русского народа.  

     Мы с детьми посещаем музей в рамках вариативной программы нашей ООП.

     Нашим  детям, начиная с дошкольного возраста,  необходимо знать и изучать культуру своих предков. Один из наиболее эффективных путей решения этой проблемы  - “погружение в культуру”. Под “погружением” понимается такая организация занятий, которая позволяет и детям и педагогам приблизить к себе далекие эпохи, оказаться в атмосфере той культуры, услышать голоса предков. Это постепенное “вживание” в эпоху и ее культуру, примерка ее нарядов и ее “образа мыслей” стало возможным благодаря созданию музею  «Жили - были…».

      18 мая 2019 года  Квартиной Наталье Юрьевне был вручён диплом и кубок как лучшему руководителю школьного музея.

      Благодаря посещению музея  мы пытаемся у детей вызвать стремление познать тайны древнего ремесла, соприкоснуться к понятию сути народной культуры, которая обогащает внутренний мир человека и является неисчерпаемым источником творчества детей.

 Пусть в музей тропа не зарастает,

Пусть мужает наша детвора,

Пусть быстрее каждый осознает:

Завтра вырастает из вчера.