Сказкотерапия.
статья (старшая группа)

«…Сказка для каждого нормального ребенка - есть      самая здоровая пища – не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб…»

                                                                               К.И.Чуковский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия — метод психолого-педагогической коррекции поведения ребенка.

«…Сказка для каждого нормального ребенка - есть      самая здоровая пища – не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб…»

                                                                               К.И.Чуковский

Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказкотерапия - как метод психологической коррекции детских проблем.

Сказкотерапия, как метод психологической коррекции представляет особую ценность, поскольку позволяет ребенку испытывать различные эмоции, открыто переживать их. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей и, кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои личные проблемы, а также увидеть различные пути их решения.
Данная методика доказала свою эффективность: дети действительно меняют свое поведение под влиянием сказочных сюжетов, стараясь подражать понравившимся любимым героям.
С помощью метода сказкотерапии можно устранить такие негативные процессы как:
• потеря близкого друга, питомца;
• гиперактивность, агрессия, депрессия, навязчивые состояния;
• различные фобии.

Сказкотерапия - это древнейший способ общения, передачи приобретенных знаний, известный и неизменно используемый с незапамятных времен. Она помогает развитию слухового и зрительного внимания, наблюдательности и памяти, играет большую роль в развитии у детей фантазии и творческого воображения, а также, что немало важно, влияет на снятие эмоционального и физического напряжения. Необходимо понимать, что ребенок осознает историю, рассказанную взрослым не сразу, а через некоторое время, поэтому ожидаемые положительные результаты бывают редко. Если он заинтересовался повествованием и примерил на себя поведение героев рассказа, это с уверенностью можно считать положительной динамикой. В процессе работы ребенок бессознательно выбирает персонажа повествования, с которым у него много общего, пытается понять поведение, объяснить его своими словами.

Работа ведется в нескольких направлениях:
1. Развитие мышления. Можно предложить ребенку  проанализировать действия и поступки героев, принимая сказанное им всерьез, поскольку его точка зрения — отображение его собственного внутреннего мира. Предлагается закончить сказку самостоятельно, объяснив, почему она должна закончиться именно так, а не иначе.
2. Происходит передача опыта старшим поколением младшему. Приходит первый моральный опыт, ребенок учится различать добро и зло.
3. Обучение жизненным ситуациям, с которыми малышу придется столкнуться. Главное, чтобы он представлял, как ему выйти из сложившейся ситуации.
4. Решение психологических задач. Сочинение собственного рассказа или сказки дает возможность определить проблемы ребенка, акцентировать на них внимание, чтобы корректно устранить их в будущем.
В процессе работы происходит налаживание контакта, устраняются барьеры. Ребенок неосознанно демонстрирует скрытые мотивы собственного поведения, недовольства ситуацией. Негативные эмоции проявляются, когда ребенок сочиняет собственные сказки, даже если его эмоциональная травма спрятана глубоко в подсознании.

А. С. Пушкин с восторгом говорил о сказках: «Что за прелесть эти сказки! Каждая - есть поэма!»

Волшебные сказки помогают обрести уверенность, что в жизни могут происходить чудеса. Такой жанр подходит детям - старшим дошкольникам.
Страшные рассказы воспитывают стрессоустойчивость, желание справиться с проблемой. Здесь важен контраст, эмоциональное, выразительное чтение. Если используются грустные сказки, то окончание обычно меняют на более веселое, чтобы дети эмоционально раскрепостились. Таким образом, устанавливается уверенность, что все страшное заканчивается хорошо.

Суть психокоррекционных сказок в том, чтобы проблема ребенка совпала с проблемой персонажа. Должен быть выбор вариантов, как герой решает поступить в сложившейся ситуации. Ребенок бессознательно предлагает свою модель поведения.
Медитативные сказки - расслабляющие произведения, которые обычно читают детям на ночь. Сюжет должен быть спокойным, бесконфликтным, чтобы ребенок спокойно уснул. 
В медитативных сказках решаются самые сложные задачи, устраняются противоречия, происходит скачок в умственном развитии. В будущем ребенок будет искать это волшебное состояние, чтобы снять стресс, разрешить сложившиеся конфликты.
Слушание сказок о животных учит ребенка проявлять заботу о домашних питомцах, веря, что они герои его истории.
Правила построения структуры сказки:
1. Сюжет начинается со знакомства детей с персонажами сказки.
2. Далее следует озвучить проблему.
3. Поиск вариантов (предложенных детьми) решения проблемы героев сказки.
4. Преодоление трудностей — главная цель сказки. Дети дают свою оценку, и герой получает признание, вознаграждение.

Для психолого-педагогической коррекции детей дошкольного возраста рекомендуется использовать такие виды сказок:

  • Развивающие и обучающие (позволяющие накапливать опыт об окружающем мире и правилах поведения).
  • Народные художественные сказки (способствующие воспитанию нравственных чувств: взаимопомощи, поддержки, чувства долга, сопереживания, ответственности).
  • Диагностические сказки (позволяющие определить характер ребенка и его отношение к окружающему).
  • Психологические сказки (способствующие преодолению страхов, обретению уверенности в себе).

В процессе слушания или сочинения собственной сказки, у ребенка развивается фантазия и творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь ребенку. Создавая условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, обыгрывая), находит решения своих жизненных проблем: учится преодолевать трудности и бороться с собственными страхами.

С помощью сказки можно отразить реальную ситуацию в глазах ребенка. Слушая сказку, ребенок, как бы примеривает на себя роль главного героя, переживает его эмоции и чувства. В то же время он понимает, что это только вымышленный герой, но подсознательно старается ему подражать. Сказки помогают вовремя увидеть психологические проблемы. Воспитательное значение сказок проявляется также в том, что они способны оказывать влияние на формирование личностных качеств ребенка.

На протяжении всего детского возраста, сказки оказывают влияние на формирование мышления ребенка, на его поведение. Сначала дети впитывают информацию о простейших ценностях и понятиях вместе с материнскими колыбельными песнями, стихами, присказками, потешками. Чуть позже, после двух лет начинается настоящее воспитание сказкой. Сказка – инструмент ненавязчивого обучения. С помощью сказки можно объяснить детям что плохо, а что хорошо, но сделать это в легкой, доступной для детского понимания форме. Дети мыслят образами, им гораздо проще представить себе ситуацию со стороны, где главными героями являются сказочные персонажи. Именно на примере героев сказок лучше всего усваивается важная жизненная информация.
Сказкотерапия - это живой, творческий процесс, который обогащается детскими находками и озарениями. Главная особенность сказки состоит в том, что сказка — это выдуманная волшебная история со счастливым завершением. Она позволяет передавать опыт, умения, навыки, помогает ребёнку понять, где добро, а где зло. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу, таким образом, происходит коррекция личности, расширение эмоционально-поведенческих реакций. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости.

Сказкотерапия используется не только для коррекции поведения ребенка, но и подходит для совершенствования речи. Широко применяется не только в психологической, но и в логопедической практике. В детских садах с логопедическими группами детям предлагается придумать сказку с отрицательными героями, которые в окончании сказок становятся положительными.
С помощью этого метода коррекции речи можно учить детей вежливым словам, грамотным выражениям. Сказки хороши тем, что в них часто повторяются одни и те же слова и выражения. Это позволяет ребенку их запомнить и к месту применять в дальнейших жизненных ситуациях.
Сказкотерапия, берет свое начало из многовекового опыта наших предков, позволяет направить в правильное русло, как  развитие речи, так и поведение ребенка, причем этот прием доступен каждому родителю и педагогу. Метод сказкотерапии используется психологами, врачами, педагогами разных направлений, поскольку является синтезом достижений всех этих наук и воздействует на глубоком эмоциональном уровне, то есть, задействована мощная и эффективная работа подсознания. Сказкотерапия - это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого в обществе, способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил, общечеловеческих ценностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по сказкотерапии "По дорогам сказок" (роль сказкотерапии в социально - личностном развитии детей)

Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок».(роль сказкотерапии в социально – личностном развитии детей)...

Руководство по сказкотерапии. "Сказкотерапия, как воспитательная система органичная внутренней среде человека"

Руководство по сказкотерапии адресовано педагогам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру. Здесь в популярной форме рассказывается о том, какие виды сказок существуют, ка...

Сказкотерапия-как форма работы с детьми .Практикум по сказкотерапии

laquo;Сказкотерапия» - понятие, которое появилось сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками....

Сказкотерапия. Общая характеристика сказкотерапии.

Сказкотерапия - это не только народные, текучие, глубокие сказки, но и совсем маленькие, локальные истории. В настоящее время популярность сказкотерапии растет и важной причиной этого роста является т...

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...

Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы  войти   в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение».Д. Ро...