ДОКЛАД Роль игры в обучении детей дошкольного возраста.
материал (старшая группа)

Игра- одна из тех видов деятельности, которая используется взрослыми с предметами, способам и средством общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям. Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Это обстоятельство имеет принципиальное значение, поскольку будущее ребенка связано с общественно полезным трудом, требующим от его участников совместного решения задач, направленных на получения общественно- полезного труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igry_v_obuchenii.docx15.6 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

Роль игры в обучении детей дошкольного возраста.

       Игра- одна из тех видов деятельности, которая используется взрослыми с предметами, способам и средством общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям. Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Это обстоятельство имеет принципиальное значение, поскольку будущее ребенка связано с общественно полезным трудом, требующим от его участников совместного решения задач, направленных на получения общественно- полезного труда.

      Игра является той специфической деятельностью ребенка, в которой осуществляется ведущая роль его развития. В игре ребенок творец и субъект собственной деятельности.

    В игре формируется его ум и чувства, способность к творчеству, к предметной сфере и общению. Она является универсальным средством формирования отношений взрослых с ребенком и детей между собой в игре, как и во всякой творческой деятельности, проявляется индивидуальность ребенка, его осведомленность, личные отношения, вкусы. На протяжении дошкольного детства формы и игры меняются и усложняются. Сначала это простейшие манипуляции младенца с предметами и их функциональными возможностями и социальными назначениями; затем начиная со второго года жизни отображение простейшего сюжета и, на конец,  в  старшем дошкольном возрасте возрастет сюжетно- ролевая игра с правилами, и самостоятельно дидактическая игра.

    Современный детский сад следует обогатить забытыми народными играми- важнейшим средством воспитания личности. Игра это прежде всего общение, преподнесение нового в приемлемой форме, способ установить новые связи с миром. Это область воображаемого, где решают проблемы реального. Авторитарность воспитателя в руководстве этой творческой деятельности не допустима и препятствует развитию ребенка. Необходимо отбросить навязывания детям формальных приемов и навыков игры, догматическую диктовку системы и условий распределений ролей. Необходимо понимание игры, как исторически сложившаяся центральной стратегии развития сознание личности ребенка и перестройка условий ее организации в детском саду.

     Игра с данной стороны зону ближайшего развития ребенка и потому является ведущей деятельностью в дошкольном воспитании. Это связано с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности(учебная и т.д.) и формируется умение действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны ее содержание питает продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющихся жизненных опытов детей.

     Развитие ребенка в игре происходит, прежде всего за счет разнообразной направленности ее содержания. Есть игры прямо нацеленные на умственное развитие детей. К ним относится дидактические и сюжетно- ролевые игры. Все игры можно объединить в две большие группы, а так же разными формами детской активности.

     Первая группа-это игры, где взрослый принимает косвенное участие в их подготовке и проведении. Активность детей( при условии для формирования определенного уровня игровых действий и умений) имеет инициативный творческий характер- дети способны поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужный способ игровых задач. В самостоятельных играх, создаются условия для проявления детьми инициативы, которая всегда свидетельствует об определенном уровне развития интеллекта.

     По мере развития детей познавательные игры должны занимать все больше места в игровой практике. Однако возможность этих игр, к которым относятся различные конструктивные игры, игры направленные на развитие сообразительности, на познание свойств природного материала и др.

     Вторая группа- это различные обучающие игры, в которых взрослые сообщая ребенку правила игры или объясняя ребенку конструкцию игрушки, дает фиксированную программу действия для достижения определенного результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания, они направлены на усвоение определенного программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры так же и для нравственно- этического воспитания дошкольников.

      Активность детей в обучающих играх носит в основном репродуктивный характер: дети решают игровые задачи с заданной программой действий, лишь воспроизводя способы их.

       Современное и правильное применение игр в воспитательной практике обеспечивают решение задач, поставленных программой, наиболее приемлемой для детей. Нельзя не отметить, что игры имеют существенное преимущество перед специально организованными занятиями в этом плане, что в них складывается более благоприятные условия для проявления активного отражения в детской самостоятельной деятельности общественно- сложившего опыта.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры по обучению детей дошкольного возраста ПДД.

Представлен материал, используемый на занятиях по побучению дошкольников Правилам Дорожного Движения....

Игры по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге

Игры по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге...

Необходимость использования игры в обучении детей дошкольного возраста

В статье описывается опыт применения логопедических игр непосредственно на занятиях и в самостоятельной деятельности детей-дошкольников....

Методическая разработка "Пальчиковые игры, физкультурные минутки и подвижные игры в обучении детей дошкольного возраста бурятскому языку"

В детстве игра является важнейшей деятельностью ребенка, которая помогает развивать его воображение, мышление, память, речь. В полюбившихся забавах ребенок испытывает ощущение свободы, он может в моме...

"РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Статья, представленная на педагогических чтениях в 2023 году. В ней описан опыт работы по теме. За интересованность данной темой возникла ещё в 2014 году. Исползовались наработки разных авторов, добав...

Мастер-класс для педагогов «Игры для обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения».

Цель: повышение активности воспитателей по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством игровой деятельности.Задачи:- познакомить с разнообразным...