Консультация для воспитателей «Ландшафт в ДОУ»
консультация

Нестерова Юлия Юрьевна

ФГОС ДО выдвигает определенные требования к организации игрового пространства в детском саду. Суть их сводится к тому, что ребенок может и должен сам, без помощи взрослого, организовывать свою игровую деятельность. Умелое использование природных элементов позволяет даже на небольших территориях предоставить максимум возможностей для игр и занятий, при этом они должны быть безопасны, экологичны, создавать радостное настроение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл landshaft_v_dou.docx34.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное дошкольное  образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»

Консультация для воспитателей

«Ландшафт в ДОУ»

Воспитатель:

Нестерова Ю. Ю.

Сухиничи, 2021 год

ФГОС ДО выдвигает определенные требования к организации игрового пространства в детском саду. Суть их сводится к тому, что ребенок может и должен сам, без помощи взрослого, организовывать свою игровую деятельность. Умелое использование природных элементов позволяет даже на небольших территориях предоставить максимум возможностей для игр и занятий, при этом они должны быть безопасны, экологичны, создавать радостное настроение.

Традиционно ровные площадки считаются более безопасными, однако сегодня это требование подвергается сомнению: разнообразный ландшафт позволяет дошкольникам расширять границы возможностей, становиться более ловкими и, как следствие, меньше травмироваться. В таких игровых пространствах ребенок учится общаться с окружающим миром, развивается его крупная и мелкая моторика, речь, глазомер, соотносящие движения. Проба себя в разных условиях меняющегося ландшафта позволяет дошкольнику обрести особую устойчивость, уверенность в себе и своих поступках.

Не нарушая действующие санитарно-эпидемиологические требования к оборудованию и содержанию территорий ДОО, для преобразования ландшафта можно использовать переносные плоские макеты, а также скульптуры, которые создаются с учетом игровых интересов детей.

Показателями художественного оформления участка детского сада можно считать:

  • комплексный подход к планировке;
  • учёт возрастных особенностей детей;
  • оригинальность, художественная образность решения детских площадок, входа на территорию, игровых построек и малых архитектурных форм;
  • максимальное использование изобразительно-выразительных средств оформления;
  • умелое использование рельефа и ландшафта территории при создании оптимальных условий воспитательно-оздоровительного процесса;
  • разнообразие оборудования в сочетании с озеленением для круглогодичного использования участка в воспитательных целях;
  • создание зон непрерывного озеленения и цветения при декорировании здания, ограды, построек, лужаек (вертикальное, горизонтальное, ажурное, сплошное и смешанное озеленение с использованием лианоподобных и вьющихся растений);
  • использование цвето- и светоэффектов в оформлении зон детской деятельности, входа, выделения клумб, кроны деревьев и кустарников;
  • применение при оформлении участка, его зон мотивов национального орнамента, природных материалов и местной флоры (камень, ракушечник, песок, глина, дерево и др.);
  • включение в оформление участка скульптур (парковая, анималистика), мозаики, керамики, чеканки и литья, резьбы по дереву, декоративных пластмасс и бетона, камня и др.;
  • техническое оснащение территории (рассеянное и направленное освещение, музыкальное сопровождение физкультурных занятий детей на свежем воздухе, праздничных событий и развлечений).

Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский говорил, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога. И это замечание справедливо по отношению к ландшафту участка детского сада, имеющего свои неповторимые прелести в каждое время года, суток, при любом состоянии погоды. Далеко не секрет, что многие участки детских садов выглядят безликими, невыразительными, скучными из-за монотонности рельефа. Используя же принцип контраста в оборудовании детских площадок, можно достичь многого.

Большую выразительность и живописность имеют перепады уровней участка. Их следует шире использовать при создании альпинариев, гротов и т.п., искусно вписанных в озеленение и соединяющихся круто извивающимися дорожками, замощенными как бы свободно разбросанными плитками из камня. Используя каждую пядь свободной земли, можно создать различные варианты таких зон, водоёмы, лабиринты.

Ландшафтные архитекторы предлагают активнее использовать в оформлении участков детских садов естественные посадки – деревья, кустарники, пеньки, спилы стволов и террасное озеленение, умело оставляя при этом солнечные лужайки и сухие тенистые уголки.

Альпийская горка – непременный компонент живописного оформления участка. Обычно альпийскую горку, как сочетание цветущих декоративных растений с камнями разнообразной формы и цвета, размещают на солнечной стороне. Соответствующий подбор растений обеспечивает цветение альпийской горки с марта по октябрь, что очень важно при оформлении участка. Специалисты рекомендуют сажать на ней дикорастущие неприхотливые цветы, эффектно сочетающиеся с природным естественным ландшафтом – корягами, валунами, мхом, ветками. В сочетании с альпийской горкой хорошо смотрятся на зонах и лужайках небольшие скульптуры близкой детям тематики, выполненные из песчаника, терракоты, резного декоративного дерева. Широко используются приёмы сочетания открытых участков газона с площадками и дорожками, посыпанные и утрамбованные песком.

ОБОРУДОВАНИЕ участков детских садов подразделяется на игровое, функциональное (навесы, столы, скамьи), спортивное и декоративное (конструкции озеленения, скульптура, декоративное искусство).

Специалисты рекомендуют шесть видов оборудования участков детских садов: теневые навесы, оборудование для спокойных игр, для подвижной деятельности (включает оборудование для профилактики плоскостопия и оборудование для лазанья и игр с мячом), для сюжетно-ролевых игр, для игр с водой и малые архитектурные формы. Вокруг деревьев и кустарников ставятся столы для игр, чтения и других занятий. Это целесообразно помимо всего прочего и с точки зрения экономии площади для подвижных игр детей. Возможны композиционные построения столов в цепочку, подковообразно, в виде круга, цветка, зигзагообразной линии.

Кольцевым охватом стволов деревьев можно декорировать тенистый уголок, аллею. Широкие и низкие кольца охватов будут подходящим основанием для установки на них цветов в керамических горшках или детских работ по лепке и поделок из природного материала. Такого рода цветочные клумбы и выставки детского творчества, устроенные вокруг стволов, нарядны и мобильны: их можно быстро создать и также быстро убрать. В хорошую погоду на травяной газон выносятся манежи и столики с игрушками для малышей. Дети постарше любят барьеры в виде невысоких изгородей - секционных заборчиков, составляющихся легко в ленту, зигзаг и замкнутые пространства. Конструкции барьеров-ширм позволяют складывать их, что очень удобно для переноски и хранения.

Песочницы – непременный элемент детской площадки. Для малышей рекомендуются крытые песочницы со столиками для игр стоя, с широкими плоскостями для формовки песка и отверстиями для сосудов (цветные тазики) с водой для смачивания песка и мытья рук. Привычную форму песочницы в виде квадрата редко пытаются изменить, а ведь песок, обладая сыпучестью, определяет её форму. Почему же рассыпающийся песок ограничен углами квадрата? Форму песочниц можно разнообразить. Интересен вариант песочницы «цветик-семицветик» с закрывающимися снаружи крышками-лепестками, окрашенными в семь цветов. Она украсит любую площадку и поможет детям запомнить цвета. На площадке необходимо создавать условия для игр-драматизаций, применяя для этого сборно-разборные декоративные домики-навесы.

Цветочницы, вазы и урны разнообразных форм группируются в живописные композиции альпийских горок или располагаются на участке строго функционально. Очень хорошо смотрятся на участке детского сада декоративные цветочницы в виде образов животных (котёнок, собачка) или птиц (павлин, утёнок), на спинах которых размещаются вазоны с ветвистыми и вьющимися растениями.

Кормушки и скворечники для птиц, развешанные на площадке, выполняются в форме куба, домика, шалаша, юрты, трапеции и т.п.

УГОЛОК В СТИЛЕ КАНТРИ

Декоративный плетень, увитый зеленью, весёлый палисадник с ярким полем подсолнечника, пёстро раскрашенные кувшины для молока, старинная прялка, улей для пчёл, небольшой стожок сена – всё, что дарит душе ощущение радости и безмятежности, вобрал в себя уютный деревенский уголок в стиле кантри. Декоративный пруд украшен дополнительными аксессуарами (фигурками аиста, лягушки) и окружён правильно подобранными растениями. Следует отметить, что в этот уголок целесообразно привнести «птичий столб» со множеством кормушек и скворечников (эта птичья столовая может быть открыта круглый год), метеоплощадку с различными приборами для опытов и наблюдений за явлениями природы.

ЯПОНСКИЙ САД

Небольшой участок, оформленный в стиле японского сада, может выглядеть оригинально. Здесь есть остров камней и газона, символический сухой ручей, скамья. Неповторимый колорит и красоту, как правило, вносят бамбук и фонарь – вещи, без которых трудно было бы представить японский сад. В нашем случае вместо бамбука может быть использован кругляк небольшого диаметра. Высаживаются растения, которые круглый год создают зелёный фон, - разные виды можжевельников. Весной картину дополняют декоративнолистные виды: бадан, японская осока, папоротники, ирисы.

УГОЛОК В СТИЛЕ МОДЕРН

Сад в стиле модерн составлен из растений, источающих тонкий аромат. Максимально приятные эмоции вызывает запах цветов: нектарных флоксов, вербены, душистого табака, пионов, фиалок. Место для посадки выбирается самое солнечное, безветренное, доступное для ухода

ЗОНА ПАТИО

Стильный и уютный оазис для отдыха детей. Незаменимый элемент – деревянная пергола (итальянская: увитая зеленью беседка или коридор из лёгких решёток на столбах или арках), оборудованная садовой мебелью. Она играет роль детского кафе, где воспитанники занимаются с бросовым материалом, рисуют. Дорожки могут быть вымощены тротуарной плиткой или деревянными спилами.

«САД АРОМАТОВ»

Создаётся для ознакомления детей с пряными растениями, их биологическими особенностями, лечебными свойствами. Здесь представлены кориандр, мята перечная, мелисса лимонная, базилик, петрушка. Растения могу быть высажены в открытый грунт и в контейнеры. Можно продумать выращивание трав для ароматизации помещений детских спален с помощью ароматных подушек.

«ГОРШЕЧНЫЙ САД»

«Горшечный сад» представляет собой идеальный вариант для декоративного оформления входного крыльца, групповых веранд, зоны патио, тротуарных переходов и дорожек между участками. Весной растения-однолетники, высаженные в горшки, выставляются на территории детского сада. Для посадки в горшки - крупномеры подходят самые разнообразные растения. В таких условиях хорошо чувствует себя петуния, герань, настурция, бархатцы, незабудки, календула. Важно подобрать гармоничные мини-композиции из трёх-четырёх ярких и душистых видов. В конце сезона горшки убираются в затемнённое помещение.

ОФРМЛЕНИЕ УЧАСТКА В РАЗНЫЕ ВРЕМЕНА ГОДА

С ранней весны до поздней осени дети и педагоги могут заботиться о цветочных клумбах, которым можно придумать различные добрые названия: «Солнечный зайчик», «Цветик-семицветик», «Радужный хоровод». При выборе растений предпочтение отдаётся тем видам, которые приспособлены к климатическим условиям нашей полосы. Клумбы из жёлтых летних цветов служат источником хорошего настроения. Благодаря им даже в пасмурный день детский сад словно освещён солнцем.

Правильное озеленение участка детского сада – это фактор эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания малышей.

ВЕРТИКАЛЬНОЕ ОЗЕЛЕНЕНИЕ

В вертикальном озеленении преобладают вечнозелёные растения: сосны, можжевельники, кедры, пихты, голубая ель. В предновогодние праздники в рамках природоохранительной акции «Зелёная ёлочка – живая иголочка» воспитатели вместе с воспитанниками могут нарядить живую ель. Кроме хвойных пород можно использовать и листопадные деревья – рябина, липа, вишня, клён, берёза, тополь, ива шаровидная. Высаживаются также и плодово-ягодные – яблоня, вишня, боярышник, а также кустарники – сирень, спирея. Из вьющихся насаждений – девичий виноград и клематис.

МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ

Малые архитектурные формы выполняются в едином стиле. Деревенская изба, колодец, беседки, резные заборчики и ворота оживляют сад и создают домашнюю атмосферу. Деревянные скульптуры лесных зверей приглашают всех в сказочный мир детства. Неповторимый уют и очарование в благоустройстве территории вносит беседка, увитая девичьим виноградом и клематисом. Для мощения дорожек и площадок используются самые разнообразные материалы – деревянные спилы, щебень, мраморная крошка. Покрытие территории участка детского сада

ДЕКОР УЧАСТКА

Немаловажное значение имеют элементы декора:

- забавные птичьи домики и кормушки;

-горшки с мозаичным мотивом;

- привлекательные гирлянды-флажки и тому подобное,

- различные фигурки из дерева,

- необычные карманы гнома-садовника для трудового инвентаря,

- природоохранительные знаки-указатели,

- весёлое пугало,

- оригинальные этикетки.

Предметы, созданные руками педагогов и детей, приносят радость, дарят ощущение домашнего тепла и уюта. Детский сад принимает неповторимый облик и воспринимается как особый центр культурной и эстетической деятельности детей, педагогов и родителей.

Детский сад – это то самое место, где малыши дошкольного возраста проводят основную часть своего дня. На несколько лет детский сад становится для многих российских ребятишек практически вторым домом, и, конечно же, хочется, чтобы он был комфортным и благоустроенным как изнутри, так и снаружи.

Территория, прилегающая к детскому саду, должна быть безопасной для малышей, способствовать хорошему отдыху и правильному развитию. И способствовать этому в первую очередь должен правильно сформированный ландшафт детского сада. На территории дошкольного учреждения обязательно должны присутствовать такие элементы, как:

зелёные насаждения;

аллеи, дорожки, тропинки;

павильоны, беседки;

игровые и спортивные площадки.

Зелёные насаждения

Прежде всего, отметим, что на территории детского сада не стоит высаживать растения, способные создать неблагоприятный микроклимат (к примеру, дающие пух тополя) и несущие опасность для малышей (например, волчеягодник). Прилегающую к детскому саду территорию следует полностью очистить от сорных растений, представляющих опасность для детского здоровья – токсичной белладонны, белены, дурмана, колючего чертополоха и т.п.

В идеале ландшафтный дизайн территории детского сада должен стать базой для первоначального ботанического образования, здесь можно высаживать и характерные для данного региона деревья, цветы и кустарники, и редкие растения и настоящую экзотику. Причём желательно, чтобы растения присутствовали в ландшафте сада в нескольких экземплярах – так они лучше запомнятся малышам.

Очень уместны не территории детского сада хвойники – они очищают и оздоравливают воздух. Но сажать колючие растения лучше подальше от игровых площадок, например, у ворот или у центрального входа в здание. Один из самых уместных детсадовских хвойников – это ель, которая в преддверии Нового года будет наряжена и создаст праздничное настроение не только у детей, но и у взрослых.

Лиственные деревья на территории детского сада лучше высаживать вдоль забора и вдоль аллей. Для создания тени на игровых площадках имеет смысл посадить поблизости один или несколько крупномеров с раскидистыми кронами. Если на территории дошкольного учреждения высаживаются плодовые деревья, необходимо следить, чтобы опавшие плоды были вовремя прибраны с земли.

Кустарники и живые изгороди в дизайне участка детского сада прекрасно подойдут для разделения пространства. Калина, жимолость, жасмин, арония отлично подойдут для высадки по краям игровых и спортивных площадок. Невысокая живая изгородь из самшита или туи отделит площадку от тропинки.

Не обойтись на территории детского сада без клумб, цветников, миксбордеров. Растения для них следует подбирать яркие, разноцветные. Клумбы около детского сада должны радовать глаз с весны и до осенних холодов. Вблизи тех мест, где малыши играют и перемещаются лучше высаживать  цветы попроще: календулу,  ирисы, ромашки эсшольцию, китайскую гвоздику, петунии и пр. Более редкими растениями можно украсить партер или цветник возле центрального входа.

Особое внимание – оформлению клумб. Они могут быть огороженными или визуально отделёнными от тропинок красивым бордюром из цветных камушков, мини-плетнём, старыми пластиковыми кубиками или другим декором. На таких клумбах будут уместны садовые фигурки, самодельный декор, старые, но милые водостойкие игрушки и многое другое.

При благоустройстве территории детского сада необходимо предусмотреть грядки или клумбы, за которыми будут ухаживать сами малыши, ведь воспитание любви к природе – немаловажный аспект в формировании личности. Это должны быть маленькие участки земли, чтобы дети могли легко дотянуться до любого места на грядке. Хорошим решением в этом смысле являются клумбы из автомобильных шин небольшого диаметра.

Дорожки

Главные дорожки и аллеи на территории детского сада, как правило, асфальтируют или вымащивают плиткой. Боковые тропинки и площадки можно сделать песчаными или засеять мягкой и низкорослой газонной травой.

На спортивной площадке можно обустроить ортопедическую дорожку из округлой гальки. Для этого следует огородить её по сторонам невысоким бордюром, чтобы камушки не рассыпались по сторонам. Затем пространство между бордюрами заполняем некрупной морской галькой. По такой дорожке малышам полезно будет походить пешком – это станет хорошей профилактикой от плоскостопия.

Беседки и павильоны

На территории детского сада всегда имеется несколько сооружений, в которых детвора при необходимости может спрятаться от внезапно начавшегося дождя или от палящего солнца. У таких сооружений как минимум одна стена должна быть сплошной, а внутри обязательно должны быть скамеечки.

На территории большинства дошкольных учреждений, возведённых по типовым проектам, имеются простые по конструкции и безопасные павильоны, которые, впрочем, неплохо справляются с возложенными на них функциями. Их единственным недостатком является чрезмерный аскетизм. Чтобы такие конструкции не выглядели однообразно и уныло, их разрисовывают яркими водостойкими красками, создают на стенах картины со сказочными, природными, фантастическими сюжетами.

Что касается пространства вокруг павильонов и беседок - в ландшафтном дизайне участков детского сада стоит предусмотреть один-два раскидистых крупномера, посаженных рядом с такими сооружениями. Кроны деревьев создадут там благоприятный микроклимат, защищая беседки и павильоны от перегрева в жаркие дни.

Игровые и спортивные площадки

В ландшафтном дизайне детского сада обязательно должны быть предусмотрены площадки для подвижных игр и занятий спортом. Главное требование ко всем конструкциям, установленным на таких площадках – это безопасность. Поэтому их размещение необходимо планировать заранее. Игровые конструкции нужно устанавливать на расстоянии друг от друга, а также от объектов ландшафта, чтобы, к примеру, съехав с горки, ребёнок не попал в кусты.

Горки, песочницы, качели и другой игровой инвентарь должен подбираться с учётом возраста малышей, которые будут им пользоваться, для этого разные площадки обычно оборудуются под дошкольников разного возраста. Стандартное покрытие для игровых площадок – песок или газон.

Спортивную площадку необходимо вписать в ландшафт детского сада таким образом, чтобы поблизости не было растений, которые может серьёзно повредить брошенный ребёнком мяч или другой предмет. Турник, баскетбольное кольцо, невысокое бревно и другие спортивные снаряды должны находиться на достаточном удалении друг от друга. Неизменным покрытием для спортивной площадки является качественный газон.

Кроме того…

В детских садах иногда оборудуются и другие ландшафтные объекты, например, искусственные водоёмы, фонтаны. Если есть задумка организовать нечто подобное на территории детского сада, основным критерием должна стать безопасность водного объекта. Искусственные пруды, к которым дети могу получить доступ, должны быть очень мелкими, вода в них должна хорошо прогреваться. Другие водные объекты должны быть надёжно огорожены. Для освежения воздуха на территории детского сада идеально подойдёт «сухой» фонтан.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

Консультация "Консультация для воспитателей «Роль воспитателя на музыкальных занятиях ДОУ»"

Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на музыкальном занятии....