Выявление и поддержка талантливых и одаренных детей.
статья

Нургалиева Анастасия Михайловна

Выявление и поддержка талантливых и одаренных детей.

Подготовила: воспитатель Нургалиева Анастасия Михайловна

 

Вырастить ребёнка не только здоровым, но и сформировать в нём личность — это весьма непростой и достойный всяческого уважения труд. В условиях реализации ФГОС ДО всё больше возрастает значимость проблемы раннего выявления и развития одарённости детей. Существует достаточно много исследований и разработок в рамках развития детской одарённости. Большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Каждый ребёнок — это личность Задача педагогов заключается в понимании этого, в умении дать возможность развиваться каждому ребёнку, но и выявлять наиболее талантливых и одарённых деток. Содействовать дальнейшему развитию их способностей.

Что же такое одаренность? Одаренность — это совокупность внутренних предпосылок, возникших и стабилизировавшихся в процессе индивидуального развития, и определяет успешность деятельности личности в той или иной области. Эта систематически организованная структура индивидуальных качеств личности формируется в течение всей жизни человека и является продуктом взаимоотношений человека и окружающей среды. Никто не может заниматься каким — либо родом деятельности с тем же успехом, что и другим. Один ребёнок лучше рисует, чем поёт, считает, владеет речью или мастерит что-либо. Другому малышу лучше удаются какие-либо поделки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_vyyavlenie_talantlivyh_detey.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Выявление и поддержка талантливых и одаренных детей.

Подготовила: воспитатель Нургалиева Анастасия Михайловна

Вырастить ребёнка не только здоровым, но и сформировать в нём личность — это весьма непростой и достойный всяческого уважения труд. В условиях реализации ФГОС ДО всё больше возрастает значимость проблемы раннего выявления и развития одарённости детей. Существует достаточно много исследований и разработок в рамках развития детской одарённости. Большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Каждый ребёнок — это личность Задача педагогов заключается в понимании этого, в умении дать возможность развиваться каждому ребёнку, но и выявлять наиболее талантливых и одарённых деток. Содействовать дальнейшему развитию их способностей.

Что же такое одаренность? Одаренность — это совокупность внутренних предпосылок, возникших и стабилизировавшихся в процессе индивидуального развития, и определяет успешность деятельности личности в той или иной области. Эта систематически организованная структура индивидуальных качеств личности формируется в течение всей жизни человека и является продуктом взаимоотношений человека и окружающей среды. Никто не может заниматься каким — либо родом деятельности с тем же успехом, что и другим. Один ребёнок лучше рисует, чем поёт, считает, владеет речью или мастерит что-либо. Другому малышу лучше удаются какие-либо поделки.

Сильные и слабые стороны ребёнка довольно быстро выявляются в ходе ежедневного воспитательного процесса, протекающего в детском саду. Наблюдение за отдельным ребёнком и выявление его слабых и сильных сторон происходит, как правило, в сравнении с другими детьми. Без сравнения любого можно было бы считать одарённым. Но в сопоставлении сильные стороны ребёнка на том же уровне, что и относительно слабо развитые задатки его сверстников. Только сравнение позволяет выделить тех, кто, возможно, и, в самом деле, обладает наибольшими, среди ровесников, способностями к какой — либо деятельности. Тем не менее — это должно быть проверено несколько раз, так как знание уровня развития ребёнка на данный момент может сказать очень немного о его глубоко заложенных возможностях.

Как можно распознать одаренного, талантливого ребёнка? — этот вопрос не даёт покоя тем, кто занимается воспитанием и образованием детей, т.е. нам педагогам. Особо одаренные дети не довольствуются материалом, который им дают ежедневные занятия. Этот материал и по объёму и по глубине сознательно рассчитан на средний уровень. Но прежде чем искать пути, которые позволили бы найти и диагностировать одаренных детей, надо знать, чему должен служить диагноз. Существуют две основные задачи. Первая заключается в определении того, в чем выражаются способности ребёнка, и как он их развивает. Вторая задача состоит в выявлении детей, для дальнейшего развития которых необходимы дополнительные занятия, выходящие за рамки обычных. Например, некоторые дети делают только то, что доставляет им удовольствие, и слишком мало времени и усилий тратят на то, что необходимо для дальнейшего развития их личности. Они постоянно переходят от одного вида деятельности к другому. Продолжают искать то занятие, где надеются быстрее добиться успеха. Это сигнал педагогу, т.к. важнейшей предпосылкой развития способностей является последовательное и настойчивое стремление довести начатое дело до конца. Поэтому-то диагностирование способностей необходимо для достижения цели: определить, в какой степени дети владеют необходимыми знаниями и умениями, и, что нужно предпринять для дальнейшего развития их способностей. Главное выявить детей, обладающих необходимыми задатками для достижения выдающихся результатов на определённом поприще. Но, как правило, замечают тех детей, кто уже проявил развитые сверх обычного способности. Одноразовые обзорные исследования и сравнение потом детей по этим данным уже изначально очень сомнительны. Они дают сведения о первоначальной подготовке и позволяют определить лишь минимальный уровень развития личности, которого она достигла на этот момент времени. Нельзя было бы искать будущего художника только среди тех, которые уже в детском саду рисует лучше своих сверстников. Возможно, рядом с ним сидит его сверстник, который не умеет, пока, кисточку правильно держать, и он станет будущим Айвазовским.

Что же делать? Во-первых, выявление особых способностей требует знание биографии детей. При этом необходимо учитывать общую обстановку окружающую ребёнка в семье, с уважением относиться к его занятиям тем делом, к которому у него есть способности. Определённую пользу может принести и тестирование интеллекта, т.к. оно дает понятие об уровне развития умственных способностей общего характера. Особенно важна при этом проверка способности найти и использовать различные пути решения проблемы. Необходимо учитывать и качества личности, которые проявляются в процессе деятельности. К ним относятся система ценностей личности, стабильность интересов и мотивов, наконец такие качества, как настойчивость, готовность действовать и напряжённо работать в той области, в том направлении, для которого есть все задатки. Даже обладая хорошими способностями и всеми условиями для их дальнейшего развития, ребенок лишь с очень большим трудом сможет добиться определённых успехов, если он быстро капитулирует перед трудностями и всё время ищет то занятие, где скорее можно было бы добиться успеха.

Благодаря определённым особенностям в поведении, одарённые дети привлекают внимание к себе, не только воспитателей группы, но и руководителей кружков, тренеров. Знание этих особенностей может помочь воспитателю с большей точностью определять способных детей и оказывать им необходимую помощь.

Что же это за особенности?

1. Одарённые дети, как правило, очень активны и всегда чем­либо заняты. Они стремятся трудиться больше других или занимают себя сами, причём часто делами, которые непосредственно не относятся к занятию. Им необходимо особое внимание, чтобы развивать их дарование в определённом направлении, не заставляя их перенапрягаться и не позволяя чувству неудовлетворённости помешать их стремлению заниматься тем, к чему они расположены.

2. Одарённые дети настойчиво преследуют поставленную перед ними цель. Этим они часто «действуют на нервы» педагогу, потому что хотят всё более подробно и требуют дополнительной информации. Самое малое, что можно сделать для этого «любознайки» это указать пути к дополнительным источникам информации.

3. Они хотят много знать и уметь, добиваться больших успехов. Приобретая знания, эти дети не воспринимают занятия, как насилие над собой.

4. Благодаря многочисленным умениям, они способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью.

5. Они задают множество вопросов и заинтересованы в удовлетворительном ответе.

6. Особенно любимы ими занятия с использованием исследовательской деятельности. Больше, чем другие дети, они заинтересованы в самостоятельном получении знаний. Часто ставят перед собой задачи, требующие длительного времени, особенно в той области, к которой они обладают особыми способностями.

Существуют определённые признаки, которые служат приметой выдающихся способностей, но отнюдь не гарантируют их:

  • интерес к умственной деятельности;
  • компетентность, не свойственная возрасту;
  • пытливость ума;
  • разносторонние интересы, потребность разнообразной информации;
  • хорошая память, богатая фантазия, развитое воображение, изобретательность;
  • пристрастие к играм, требующим сконцентрированного внимания и имеющим сложные правила;
  • умение самостоятельно играть и трудиться;
  • обширный словарный запас, несвойственный данному возрасту;
  • глубокая заинтересованность самыми разнообразными книгами, атласами.

Выявление одарённых детей является составной частью познания сильных и слабых сторон всех детей группы, позволяющей оказать им существенную помощь. Усовершенствовать их способности и преодолеть их слабости. Важную роль в выработке объективного мнения играют и родители. Они лучше всех знают о предшествующем развитии своих детей и могут сообщить важные сведения о качестве существующих черт их характера. Очень много может подсказать выявление условий среды, окружающей ребёнка. Особое значение имеют отношения в семье, атмосфера в родительском доме. Все аспекты являются важной основой для принятия мер, помогающих в развитии способностей, для оказания способному ребёнку необходимой поддержки; для оказания помощи среднеуспевающих детей, чьи задатки требуют более интенсивного развития.

Занятия с раннего возраста, раннее развитие умственных способностей. раннее воспитание способности сконцентрироваться на чем­либо — всё это в совокупности с великим искусством все время будить и поддерживать интерес ребёнка к какому либо виду деятельности, чтобы его развитие продолжалось все первые годы жизни до тех пор, пока ребёнок сам не будет сознательно желать и стремиться к этому развитию, и есть основные моменты, которые мы постоянно встречаем в биографиях выдающихся учёных, изобретателей, деятелей искусства.

Решение образовательных и воспитательных задач в дошкольном детстве требует проведения с детьми разнообразных и содержательных видов деятельности. В это время дети хотят всё знать, во всем участвовать. Но при монотонной деятельности быстро устают и теряют желание заниматься. Воспитатели в тесном контакте с родителями имеют множество возможностей для сознательного стимулирования процесса умственного развития своих детей. Взрослые должны побуждать детей к занятию чем­либо. Поддерживать их жажду деятельности, соответственно их возрасту и возможностям. Показывать детям какой­нибудь вид деятельности, следить и исправлять его воспроизведение детьми, помогать ребёнку делать меньше ошибок. Каждый момент общения с ребёнком позволяет стимулировать его умственную деятельность. На каждой прогулке он узнает что­нибудь новое, если воспитатель обращает его внимание на это и помогает найти ответы на его вопросы. Мы все должны поощрять желание ребёнка заниматься чем­либо, будь то рисование или лепка, пение или занятия с музыкальными инструментами. Надо помнить, что в процессе своей деятельности ребёнок развивает свои способности и умения; учится и побеждать и проигрывать. Хорошо, если взрослый окажется умным и сильным партнёром. Он сумеет поддержать в малыше стремление к победе и даст возможность иногда выиграть, чтобы ребёнок не утратил веру в свои способности. Уважать ребёнка не значит потакать ему и всё позволять, подстраивая под его причуды свою жизнь. Уважать — значит понимать, что ваш малыш, не смотря на малолетство — полноценная личность, обладающая свободой воли, разумом и чувствами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение в рамках проведения семинара-практикума Тема: «Создание комплекса условий и средств, направленных на совершенствование системы выявления в разных областях, поддержки и развития одаренных детей" (2015г) (презентация)

В современном мире большой популярностью снова стала пользоваться русская игра в шашки. Шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной ча...

Выявление и поддержка талантливых и одаренных детей

Одаренность - это высокий уровень рзвития способностей детей, сопровождающийся значительной повышенной познавательной активностью.Способности всегда проявляются в деятельности....

ТЕМА: «ОСОБЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ, ПОДДЕРЖКЕ И СОПРОВОЖДЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ДОУ» Консультация

Работа с одаренными и способными детьми, является одним из важнейших аспектов деятельности  ДОУ...

ТЕМА: «ОСОБЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ, ПОДДЕРЖКЕ И СОПРОВОЖДЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ДОУ» Консультация

В современном обществе возросла потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые цели. Зная, что талантливая моло...

Система работы по выявлению и сопровождению талантливых и одаренных детей дошкольного возраста

Цель: Создание единого развивающего образовательного пространства, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование...