Консультация для родителей и педагогов "Кризис развития детей 6-7 лет"
консультация

Наступление кризиса 6-7 лет служит одним из признаков психологиченской готовности ребенка к школьному обучению, поэтому вопрос состоит не в том, чтобы избежать кризиса, а чтобы умело использовать его в воспитательных целях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizis_razvitiya_deitey_6-_7_let.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Консультация

                                     для родителей и педагогов

                                                                                               Подготовила:

                                                                                                педагог-психолог

                                                                                       Рощина Галина Юрьевна

ГБДОУ № 36 Фрунзенского района

 Санкт-Петербурга

КРИЗИС РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Наступление «Кризиса 6-7 лет» служит одним из признаков психологической готовности ребенка к школьному обучению, поэтому вопрос состоит не в том, чтобы избежать кризиса, а чтобы умело использовать его в воспитательных целях.

На седьмом году жизни в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый  бурным ростом тела, внутренних органов, перестройкой всех систем и функций. В связи с этим у детей нарушается психическое равновесие, наблюдается неустойчивость настроения, аффективные вспышки, капризы. Родителям необходимо знать, что даже спокойные дети иногда капризничают и упрямятся. Перед школой наши дети плавно входят в очередной кризис - кризис 6-7 лет.

По сравнению с другими, он проходит и мягче, и проще, это действительно плавный переход от игрушек к полезным занятиям. Но этот кризис может нагрянуть и раньше, лет в 5, и тогда проходить он будет несколько напряженнее и сложнее. Но случается подобное только в том случае, если вы вовремя не заметите его и не среагируете правильно.

Сигнал для родителей и педагогов.

Кризис у всех детей начинается примерно одинаково: меняется поведение любимой детки.

Еще вчера ваша лапочка обнимала вас при встрече и вовсю напрашивалась в помощники, а сегодня вдруг демонстративно фыркает и отворачивается. Ни с того ни с сего! И можете не задавать сакраментальный вопрос: "Что случилось?" - не ответит. Потому что просто не поймет, что вы имеете в виду. Просто хочется - и все; ну - хочется так, по-другому, себя вести. Девочки манерничают, мальчишки кривляются, и те и другие словно бы дружно забывают привычно-правильные нормы поведения. Почистить зубы, убрать постель или протереть туфельки - привычные бытовые ритуалы вдруг так надоедают, что дети начинают их упорно игнорировать.

Забавно, но ребенок больше всего протестует не против чего-то принципиально важного, а как раз против вот таких повседневных требований.

 Ну не нравятся они ему - и все! Впрочем, кризисные фокусы обычно безвредны и особых хлопот не доставляют никому; они, конечно, неудобны для мам и пап, но вполне терпимы. Утешьтесь и будьте снисходительны: это явление временное.

Если вы пороетесь в памяти, то, вероятно, и сами вспомните парочку-троечку совершенно нелепых собственных выкрутасов из той далекой поры, когда ходили в первый класс или только собирались пойти учиться.

Дети выкидывают фокусы по очень простой причине. Появляется новая потребность - в активной умственной деятельности. Когда человек голоден, он не угомонится, пока не удовлетворит потребности своего желудка, - ведь правда? Так и тут. "Умственный голод" начинает терзать нашу детку и толкает на поиски "чего-то вкусненького". Так что все очень просто: дайте подрастающему возможность учиться - это будет самое вкусное блюдо для него. Дайте ребенку возможность насыщаться - удовлетворять свой "умственный" голод - и ему некогда и незачем станет бороться с вами. Сотрудничать с вами и разумно подчиняться вам ребенок будет тогда, когда получит возможность учиться.

На смену игровой мотивации пришла другая - познавательная. И ведущей деятельностью в этот период становится учебная деятельность.

Одно маленькое, но важное уточнение: учебную деятельность здесь следует понимать в самом широком смысле. Учиться - это получать знания, развивать свои способности, приобретать практические навыки, учиться мастерству; в общем, заниматься осмысленной работой. Учиться ведь не значит сидеть за партой, отвечать у доски и что-то писать в тетради. Учиться танцам, музыке, пилить-строгать, ходить в кружок "Хочу все знать", изучать азы домашнего хозяйства - это тоже ученье. Главное, чтобы ребенок видел в своей деятельности какой-то полезный смысл.

Чему бы ни учился ребенок, он должен чувствовать важность и нужность своих занятий. Только в этом случае он прикладывает усилия, активно приобретает полезные навыки и развивает свой интеллект.

На этой ступеньке своего развития детям нужно приобрести уверенность в том, что они способные и трудолюбивые существа.

Если ребенок поверит и убедится, что он способен и трудолюбив, то и в дальнейшей жизни он будет вести себя уверенно и адекватно. Он приобретет очень важное качество - компетентность. Это значит, что, решая разные жизненные задачи, он сможет непринужденно, вовремя и эффективно использовать свои навыки и свой интеллект. И чувство неполноценности его не коснется. Комплекс неполноценности взрослого как раз и начинается с того, что юный человек не смог ни поверить в свои способности, ни убедиться в них.

Раньше он узнавал этот мир "снаружи" - глядел на него и изумлялся, трогал, щупал, ворошил - теперь он будет узнавать его еще и "изнутри", чтобы постичь связующие нити и тайные закономерности.

На этой школьной ступеньке ребенок должен:

- научиться учиться и получать от этого удовольствие;

- научиться дружить (то есть завязывать, поддерживать отношения с людьми);

- обрести уверенность в себе, в своих способностях и возможностях (поверить в себя).

Нам необходимо понять особенности этого движения и вовремя поддержать ребенка, создавая благоприятные условия для этого подъема. Вот и вся родительская задача. Сориентируйте себя правильно.

А детские «капризы» можно лечить так: как только ребенок начинает капризничать, надо обнять его, уверить в своей любви, постараться отвлечь, предложить ему приятное занятие, игру. Если не удалось это сделать, следует оставить ребенка в покое, не обращать на него внимания,  пока он не успокоится сам.

Иногда взрослые жалуются: «Совсем от рук отбился, не слушается, я его и так, и эдак стараюсь уговорить, чтобы шел играть, а он свое: «Надоело! Мне не интересно играть. Давай я буду помогать ремонтировать тебе велосипед».

Такое поведение 6-7-летнего ребенка свидетельствует о том, что у него появились новые интересы, потребности, а взрослые с этим не считаются, говорят, что он еще «не дорос».

А как хочется казаться и быть взрослее, умнее, лучше! У ребенка возрастает самостоятельность и независимость.

Дети нуждаются в том, чтобы родители осознали: они растут, хотят быть самостоятельнее,  а непонимание этого вызывает у ребенка протест, негодование.

С 6 лет у детей интенсивно развиваются такие качества, как трудолюбие и инициативность.

Им полезно давать специальные поручения, включать в домашние дела, выполняя которые, они бы видели результат своего труда и чувствовали бы его важность для всей семьи: например, поливать цветы, кормить кошку, мыть посуду, подметать пол, пылесосить и др. Детям хочется делать что-то полезное, серьезное,  где они чувствуют, что умеют или могут этому научиться, чтобы гордиться своими успехами и умениями.

Для этого нужно иногда ставить ребенка в позицию «взрослого», когда на него возлагается ответственность.  

В период кризиса 6-7-летний ребенок начинает осознавать свои переживания, понимать, что значит  «я радуюсь», «я сердит», «я добрый» и др. Благодаря этому у него возникает осмысленная оценка своих действий и переживаний. Процесс созревания готовности ребенка к школьному обучению происходит именно в кризисный период и является его существенным показателем.

К 6-7 годам у ребенка появляется осознание своего места в системе общественных отношений        («Я – девочка, дочь, ученица» и др.). Открытие ребенком для себя значения новой социальной позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми деятельности, меняет его самосознание, приводит к переоценке ценностей: все, что имеет отношение к учебной деятельности, оказывается ценным, а то, что связанно с игрой – менее важно. Поэтому взрослым необходимо перед поступлением ребенка в школу перестраивать свое отношение к нему – относиться как к будущему школьнику, говорить:

«Ты вырос, тебе скоро в школу!» и т. п.; менять свои ожидания от него, требовать быть более серьезным, ответственным.

У ребенка также изменяется отношение к самому себе, к своему месту в мире взрослых.

У него появляется стремление занять позицию школьника: «Хочу в школу», «Хочу учиться», что является показателем мотивационной готовности к обучению, говорит о начальном этапе школьной зрелости.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ.

  1. Если ребенок спорит по любому поводу, сопротивляется, упрямится, ищет новое занятие (этим он стремится выразить свою самостоятельность, независимость, потребность быть взрослее), ему надо помочь: прежде всего, показать свое уважение к ребенку – быть спокойным, разумным, терпеливым. Следует дать ему дело, занятие, где он может доказать свою  самостоятельность.

Когда он успокоится, сказать, в чем вы согласны с ним, а в чем он не прав.  

  1. Желательно похвалить его успехи в полезных делах.
  2. Быть доброжелательнее, найти время пообщаться с ребенком, заняться полезными общими делами.

Это особенно важно, когда у ребенка появляется вертлявость, клоунада – значит, ему не хватает признания взрослых, он требует к себе внимания, переживает. Перед сном желательно проводить спокойные беседы о том,  что случилось с ним за день, хвалить его за добрые дела и поступки.

  1. Помогать детям в организации игр и занятий, найти время поучаствовать в них.  
  2. Поощрять активность ребенка в интеллектуальных занятиях.
  3. Предлагать детям больше заданий на развитие воображения, фантазии, творческой инициативы:  игры «в театр», придумывание сказки с продолжением, творческие задания – вылепить из пластилина «чудо-юдо», нарисовать зимний лес, вырезать из бумаги волшебное животное и др.

Такие задания стимулируют развитие у ребенка важнейшей предпосылки к учебной деятельности.

  1. Поддерживать разговор с ребенком о школе, говорить о ней только хорошее: для чего дети учатся, чему в школе учат. Сформировать у ребенка представление о том, что учеба – это серьезный труд, поэтому надо быть внимательным, старательным учеником.
  2. Воспитывать у детей трудолюбие, ответственность за порученное дело.
  3. Включать их в домашние дела и полезные занятия. Полезно выполнение заданий с самоконтролем.

Для этого следует завести для ребенка календарь, где бы он отмечал цветными фломастерами  выполнение  поручений и добрых дел.

  1. Поощрять учебные успехи: радоваться вместе с ним, выражать это в    словах,  например:  «Молодец! Я знал (а), что у тебя получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для родителей.Как помочь родителям в сенсорном развитии детей

Статья для родителей.Как помочь родителям в сенсорном развитии детей...

Консультация для родителей на тему " Участие родителей в речевом развитии детей"

Консультация поможет родителям определит приоритееты в речевом развитии ребенка...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей"Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" До двух лет у большинства детей отсутствуе...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" ...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни

До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко воз...

Консультация для родителей: «Возрастные особенности развития детей 2-3 лет»«Возрастные особенности развития детей 2-3 лет»

Возрастной период от 2 до 3 лет – это наиболее тревожное для родителей время, так как три года знаменуются кризисом, переломным моментом в жизни каждого ребенка. Для того чтобы быть более уверен...

Консультация для родителей: "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни".

Консультация для родителей: "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"....