Детская одаренность Признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка
статья

Бондарева Мария Александровна

Для организации практической деятельности каждому педагогу  необходимо определить такие понятия, как «одаренность», «одаренный ребенок», признаки одаренности, виды одаренности и особенности одаренных детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennost.docx33.74 КБ

Предварительный просмотр:

Детская одаренность

 Признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка

Перед вами список личностных и деловых качеств, которые педагоги встречают у своих учеников. Выберем те качества, которые вам нравятся в воспитанниках и те, что не нравятся:

1. Дисциплинированный.

2. Неровно успевающий.

3. Организованный.

4. Выбивающийся из общего темпа.

5. Эрудированный-

6. Странный в поведении, непонятный.

7. Умеющий поддержать общее дело.

8. Выскакивающий на занятии с нелепыми замечаниями.

9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).

10. Занятый своими делами.

11. Быстро, на лету схватывающий.

12. Не умеющий общаться, конфликтный.

13. Общающийся легко, приятный в общении.

14. Иногда тугодум, не может понять очевидного.

15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.

16. Не всегда подчиняющийся большинству или педагогу.

Многие педагоги убеждены, что учить одаренных детей - одно сплошное удовольствие, и общение с ними легко и приятно. Да, работать с такими детьми значительно интереснее, что же до легкости и приятности...  Надеюсь, для вас не будет потрясением то, что именно четные качества чаще всего характеризуют одаренных детей. Правда, одаренных особым образом - творчески. Творческая одаренность - большое счастье и большое испытание и для обладателей этого Дара, и для педагогов и родителей. Но об этом чуть позже.

Что же такое одаренность и кто такие одаренные дети?

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренный ребенок может появиться на свет в любой семье независимо от статуса и социального положения ее членов, материального и имущественного достатка.

Большинство людей считают признаком одаренности раннее развитие речи и большой словарный запас. Это признаки, которые заметны в первую очередь. Как правило, их дополняют внимательность, необычайное любопытство и хорошо развитая память. Все эти признаки, безусловно, говорят о замечательных интеллектуальных способностях. Однако одаренность более широкое понятие. Она многогранна и связана не только с развитием интеллекта. Одаренность связана с высоким уровнем достижений ребенка и его потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах жизни. Специалисты выделяют шесть таких областей:

  • Интеллектуальная сфера. Ребенок проявляет острое мышление, наблюдательность, отличную память, ярко выраженную любознательность. Он внимателен, легко и охотно учиться, умеет хорошо излагать свои мысли, с удовольствием решает задачи и знает много больше своих сверстников.
  • Сфера академических достижений. Среди них выделяются чтение, математика и естествознание. Ребенок проявляет ранний интерес к одной их данных областей. Занятия чтением и словотворчеством, математическими играми или наблюдением за природой и экспериментированием могут надолго целиком поглощать его внимание. Особый интерес ребенка проявляется не только во время занятий, но и в повседневной жизни. Одна мама рассказывала, как ее трехлетняя дочка, раздеваясь перед сном, любила считать вещи, которые она складывала на стульчике. Для нее это было своеобразной игрой.
  • Творчество. Малыш очень любознателен, может подолгу заниматься тем, что его заинтересовало. Он часто по-своему воспринимает многие обычные предметы и явления, любит находить свои собственные способы действия, придумывать свои игры, способен по-разному подходить к одной и той же проблеме или использованию материалов. Он любит художественно-прикладные занятия и стремиться к завершенности в них.
  • Общение и лидерство. Ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям, уверенно чувствует себя в незнакомом окружении детей и взрослых. Он способен проявлять инициативу, быть организатором в детских играх, поэтому его чаще других выбирают лидером. Он способен принимать на себя ответственность, и другие дети часто обращаются к нему за советом или помощью.
  • Сфера художественной деятельности. Ребенок отличается большим интересом и особой чуткостью к музыкальным или художественным явлениям. Он хорошо чувствует характер, настроение, передаваемое тем или иным произведением. Малыш сам с удовольствием экспериментирует в сфере изобразительного искусства или музыки.
  • Двигательная сфера. Ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики, у него хорошая зрительно-моторная координация, он любит движение. Обладает исключительной для своего возраста физической силой и хорошим уровнем развития основных двигательных навыков.

Как рано обнаруживаются выдающиеся способности? На этот счет есть разные точки зрения. Некоторые считают, что определенные указания на необычные возможности можно увидеть уже у младенца. Не оспаривая эти факты, хочется отметить, что хотя известные проблески будущих ярких способностей можно увидеть очень рано, все же всерьез о существовании одаренности можно говорить не ранее 3-4 лет

В настоящее время в Российской Федерации проживает около 27 миллиона детей. Сколько же среди них одаренных?

Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» - «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность - уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.

Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей. 

Человек может прожить всю свою жизнь и не подозревая о тех возможностях, которые в него заложила природа. У Марка Твена есть история об очень незаметном человеке, кажется, он был простым парикмахером, который, попав на небо, вдруг узнает, что его место рядом с великими полководцами. Он очень удивлен, ведь ни в каких сражениях он сроду не бывал, однако выясняется, что здесь места распределяются в зависимости от того, что предназначено человеку, а не от его реальных талантов. Но это в книге Марка Твена, а в жизни совсем иначе.

Большинство психологов и педагогов оценивают количество одаренных детей от 1–2 % до 20 % от общего числа детей.

Одаренность многолика, ее проявления зависят от возраста и характеризуются большой индивидуальностью, что определяется исключительно своеобразным  сочетанием разных сфер психики одаренного человека.

Различают следующие виды одаренности:

  1. По широте проявления – общая или специальная.

  Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. В качестве психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).

  1. По типу предпочитаемой деятельности – интеллектуальная, академическая, творческая, художественная, спортивная, лидерская, конструкторская
  2.  По интенсивности проявления – одаренные, высокоодаренные, исключительно или особо одаренные
  3. По виду проявления – явная и скрытая 

Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Поэтому специалисту в области детской одаренности с большой степенью вероятности удается сделать заключение о наличии одаренности или высоких возможностях ребенка. Он может адекватно оценить «зону ближайшего развития» и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким «перспективным ребенком». Однако далеко не всегда одаренность обнаруживает себя столь явно

Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить необходимой помощи и поддержки. Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя». Личность одаренного ребенка несет на себе явные свидетельства его незаурядности. Именно своеобразные черты личности, как правило, органично связанные с одаренностью, дают право предположить у такого ребенка наличие повышенных возможностей. Выявление детей со скрытой одаренностью не может сводиться к одномоментному психодиагностическому обследованию больших групп дошкольников и школьников. Идентификация детей с таким типом одаренности — это длительный процесс

  1. По темпу психического развития – одаренные с нормальным темпом возрастного развития или же со значительным его опережением.
  2. По возрастным особенностям проявления – ранняя и поздняя

Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название «вундеркинды». Вундеркинд (буквально «чудесный ребенок») - это ребенок, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности - математике, поэзии, музыке, рисовании, танце, пении и т.д.

Факторы развития одаренности:

  • Среда развития – чем богаче окружающая ребенка среда, тем реальнее становится решение задачи развития способностей;
  • Требования и характер деятельности -  развитие деятельности по инициативе самого ребенка – это и есть творчество;
  • Духовные ценности (мотивация деятельности, направленность и система ценностей, создающие основу становления духовности личности; отсутствие или потеря духовности – потеря таланта).

Составим портрет одаренного ребенка

  • Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
  • Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
  • Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
  • Склонен к рискованным действиям.
  • Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
  • Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
  • Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
  • Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.
  • Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
  • Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

Проблемы одаренных детей

  • Спортивные и художественные таланты воспринимаются положительно, но высокий интеллект не рождает симпатий. Людей раздражают интеллектуалы.
  • Неприязнь к детскому саду, школе, т.к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них.
  • Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.
  • Погружение в философские проблемы. Они задумываются над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозное верование.
  • Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Они предпочитают играть и общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами.
  • Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровняю. Стремление к совершенству проявляется рано.
  • Ощущение неуязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.
  • Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.
  • Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.
  • Потребность во внимании взрослых. Нередко монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
  • Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.

Одаренный, талантливый ребенок - это, прежде всего ребенок. Как и другим детям, ему нужны ласка, любовь, внимание и помощь близких. Создать среду, которая обеспечит успешное развитие ребенка, уважение его точки зрения, любопытства, поощрение его интересов, даже если эти интересы не всегда понятны взрослым, - задача педагогов и родителей. Всегда важно найти время радоваться ребенку. Не стоит забывать о том, что одаренном ребенку нужен тот же опыт в общении и деятельности, что и всем, но только в большей мере.

Одаренному ребенку нужна и дисциплина, и возможность делать ошибки и брать на себя ответственность. Следует помнить, что одаренный ребенок уже в очень раннем возрасте склонен к очень серьезным размышлениям, интересуется глобальными проблемами, о которых часто говорят взрослые, устанавливает для себя высокие критерии, стремится к совершенству, в любом вопросе доходит до самой сути.

Одаренный ребенок проявляет понимание к другим людям, очень чувствителен несправедливости, крайне критичен к взрослым, которые идут на компромисс с совестью во избежание конфликтов, склонен самонаблюдению и постоянно оценивает, что хорошо и что плохо в нем самом. Одаренный ребенок не выносит глупости, особенно когда она маскируется чьим-то авторитетом. Он стремится быть творческим, изобретательным, проявляет склонности к занятиям наукой и искусством и, как результат, ищет необычные, новые способы выполнения обычных дел.

Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования. Если дети – национальное  достояние любят страны,  то одаренные дети – её интеллектуальный творческий  потенциал. Чем раньше педагог  обнаружит незаурядные  способности в своих учебниках и сумеет создать для них условия для обучения, тем  больше  надежд  на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества.

Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «искра Божья». Но чтобы из этой искры разгорелось пламя таланта, нужно приложить немалые усилия.

Как достичь взаимопонимания, если педагог и ребенок представители разных поколений?

Впервые об особенностях возрастных различий заговорили в 1991 году два человека – исследователи из США Нейл Хоув и Уильям Штраус. Они создали теорию, которая основывалась на различиях в ценностях людей разных поколений. Эти различия были изучены, как и обуславливающие их причины, например, ситуация в экономике и политике, технологическое развитие общества и т.д. Некоторое время спустя теория стала применяться на практике, т.к. она оказалась очень эффективной в сфере бизнеса. Сегодня эту теорию применяют всё чаще.

Выделяют следующие  поколения: Победители, Строители – поколение, рожденное  в 1900-1922 гг.; Молчуны, рожденные в 1923 -1942 гг.; беби-бумеры – 1943-1963 гг.; поколение Х – 1964 – 1884 гг.; поколение Миллениум (Y) – 1985 – 2003 гг. и новое  поколение Z, рожденное с 2004 и по настоящее время.

Сейчас в России в сфере образования работают педагоги - представители следующих поколений:

«Беби-Бумеры»

Ценности: оптимизм, внимание к личностному росту и вознаграждению, коллективизм и командный дух, культ молодости. Ценности этого поколения сформировали следующие события: покорение космоса, гарантированность медицинского обслуживания, советская «оттепель», единые стандарты обучения в школах и «холодная война»

«Поколение Х»

Для этого поколения характерны следующие ценности: глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, стремление к непрерывному образованию, неформальность взглядов, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов, готовность к изменениям, возможность выбора. Исторические события, сформировавшие ценности: продолжение «холодной войны», перестройка, война в Афганистане

«Поколение Y»

Ценности: свобода, результат как таковой, гражданский долг и мораль, ответственность, немедленное вознаграждение. События, сформировавшие ценности: распад СССР, теракты и военные конфликты, развитие цифровых технологий.

Современные одаренные дети – это поколения Y и Z. Так какими же чертами, интересными для педагога, обладают одаренные дети – представители этих поколений?

Они задают вопросы гуглу, а не учительнице, дорогу найдут по навигатору, а покупки сделают в интернете, причем не обязательно в той стране, где живут.

Они одновременно учат уроки, ведут смс-переписку с тремя друзьями, слушают музыку и разговаривают с бабушкой. Эта способность «видеть» одновременно несколько экранов приводит к тому, что скорость восприятия информации резко растет. Это качество имеет свою обратную сторону – мозг, приученный к высокой скорости обработки информации, начинает скучать, когда информации мало, например, на занятиях.

Именно эта разница в скорости восприятия информации у детей и педагогов пожилого возраста приводит к множеству проблем – взрослые не могут удержать внимание детей и сердятся на них из-за этого.

Дети поколения Z  являют собой странную смесь детской непосредственности и взрослых умений, такой ребенок-не ребенок, живущий в каком-то своем мире и иногда поражающий глубиной восприятия жизни.

Дети поколения Z прагматичны, главная ценность для них – личный успех и независимость. Эмоциональная сфера у них страдает, они хуже сопереживают чужим несчастьям, не умеют радоваться красоте окружающего мира.

Одной из главных проблем детей нового поколения психологи называют отсутствие у них интереса к учёбе. Часто они несамостоятельны, не умеют принимать решений, не знают собственных потребностей.

Необходимо:

  • Не отгораживать детей от информации, а учить их добывать её, правильно понимать и систематизировать. Гаджеты – это неотъемлемая часть жизни современного человека, не нужно пытаться отгородить малыша от них, правильнее будет научить ребёнка пользоваться подобными приборами.
  • Быть уважительными в общении с детьми, позволять им высказывать своё мнение.
  • Учить ребёнка сопереживать и сочувствовать, понимать свои и чужие эмоции.
  • Поощрять самостоятельность, хвалить за старания и успехи, даже самые незначительные.
  • Не мешать ребенку играть,  участвовать в его играх.

Литература:

1. В.С. Юркевич «Одаренный ребенок - иллюзии и реальность. Книга для учителей и родителей»

2. Н.В. Алексеева «Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение». –Волгоград: Учитель, 2014

3. Л.Б. Малыхина «Модель сопровождения специальной одаренности детей в региональной образовательной системе» - Волгоград: Учитель

Интернет-ресурс:

Теория поколений в России. – Режим доступа: https://www.psycho.ru/library/2581


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская одарённость: признаки,виды,особенности личности одарённого ребёнка.

Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенкаОпределение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»   Одаренность — это системное, развивающееся в ...

Публикация "Особенности психологического сопровождения одаренного ребенка с особыми возможностями здоровья средствами арт-терапии в условиях детского сада."

Статья в сборнике «Индивидуальный образовательный маршрут одаренного обучающегося : материалы четвертой всероссийской научно-практической конференции» /под ред. Е.Н. Лекомцевой Ярославль Р...

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ОДАРЁННОГО РЕБЕНКА

Глобальные изменения, происходящие в последнее время в мировой экономике и в развитии человеческого общества в целом, требуют воспитания подрастающего поколения, способного усваивать большой объём зна...

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ОДАРЁННОГО РЕБЕНКА

Глобальные изменения, происходящие в последнее время в мировой экономике и в развитии человеческого общества в целом, требуют воспитания подрастающего поколения, способного усваивать большой объём зна...

"Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка"

Участие в научно-практической конференции "Неделя науки ВИЭСУ - 2021": "МСУ в системе публичной власти"Конференция состоялась 10.12.2021 года...

Статья:"Особенности личности одаренного ребенка"

Главной цель- обучения и воспитания является создание условий для раскрытия и развития детских способностей...