Проект "Космос"
проект (средняя группа)

Арефьева Елена Юрьевна

Образовательный проект для средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnyy_proekt_kosmos.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный проект «Космос»

Краткосрочный.

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).

Авторы: Арефьева Е.Ю.

Вид проекта:  познавательно-творческий.

Участники проекта:  воспитатели средней группы, дети средней группы, родители.

Проблема:

- недостаточно знаний о космосе;

- отсутствие знаний о празднике 12 апреля «День космонавтики»;

- отсутствие знаний о первом человеке, полетевшем в космос.

Актуальность:Космос – это бескрайние просторы за чертой земной атмосферы, которые всегда побуждали интерес и восхищали своей красотой и загадочностью. В советские времена каждый ребенок мечтал стать космонавтом, а в наше время, когда уже ни для кого не является большим событием полет в космос, дети постепенно теряют интерес к космонавтике. Знакомство детей с космосом важно. Расширить представления детей о просторах нашей вселенной, о первых космонавтах и побудить в детях интерес к данной теме – задача воспитателей и родителей воспитанников. В связи с этим мы решили выбрать тему «Космос» для проекта и реализовать его.

Цель проекта:  Познакомить детей с праздником «День космонавтики», а так же с первыми животными, побывавшими в космосе (собаки Белка и Стрелка) и с первым космонавтом Ю.А.Гагариным. Формирование у детей представление о космосе.

Задачи:

для детей:

образовательные:

- познакомить детей с праздником 12 апреля «День космонавтики», с космосом;

- познакомить детей с первым космонавтом Ю.А.Гагариным и с первыми животными, побывавшими в космосе собаками Белкой и Стрелкой;

- сформировать  представления детей  о космосе;

- формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля.

воспитательные:

- воспитывать в детях уважение к профессии – космонавт;

- прививать любовь к Родине, чувство гордости за достижения в области космонавтики.

развивающие:

- развивать умение взаимодействовать друг с другом, побуждать детей к совместной деятельности;

- развивать у детей речь, воображение и мышление;

- развивать познавательную активность детей;

- развивать внимание, память;

- развивать мелкую моторику рук.

для педагогов:

- совершенствование профессионального уровня педагогов;

- развитие навыков планирования;

- создание условий для активной творческой и познавательной деятельности воспитанников;

- укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДО.

для родителей:

- укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДО;

- привлечь родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе ДО

- способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей;

- привлечь родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики.

Этапы проекта:

Подготовительный.

  1. Задачи: планирование работы, прогнозирование результатов (продуктов проекта).

Запланированные мероприятия:

  • Беседы с детьми с целью выявить уровень знаний детей по данной теме (предварительный опрос) «В гости к нам пришел Незнайка».
  • Подбор научно-познавательной литературы совместно с родителями.
  • Составление сценариев и  конспектов  мероприятий проекта.
  • Подготовка материалов и предметной среды.
  1. Деятельный.

Задача: реализация совместного проекта детей, воспитателей и родителей.

Запланированные мероприятия:

  • Наблюдение за солнцем на прогулке: в пасмурную и ясную погоду. Выявление отличий.
  • Эксперимент: «Что дальше – Солнце или облака?».
  • Презентация «Освоение космоса».
  • Чтение сказки Н. Носова «Незнайка на Луне».
  • Чтение сказки И.Богданова, М. Большаковой «Мои друзья Смешарики. Биби».
  • Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий
  • Просмотр отрывка из мультфильма «Белка и Стрелка» (2012г.).
  • Просмотр отрывка из мультфильма «Незнайка на Луне» (2001г.).
  • Просмотр отрывка из мультфильма «Тайна третьей планеты».
  • Цикл бесед о космосе: Что мы видим на небе? Планета, на которой мы живем. Полеты в космос. Земля и солнце. Для чего нужны спутники. Кто полетел в космос первым. Можно ли жить на Луне.
  • Рисование фантазийное «Созвездия».
  • Рисование свободное по мотивам просмотренного мультфильма («Тайна третьей  планеты») «Необычная планета».
  • Аппликация «Ракеты в космосе».
  • Игра с блоками Дьеныша: «Построим ракеты».
  • Дидактическая игра - пазлы «Космос».
  • Выставка детских работ для родителей и педагогов.

  1. Заключительный.

Задачи: Презентация проекта:

Запланированные мероприятия:

  • Коллективная работа плакат «Вместе в космос полетим», создание видео «Дети говорят о космосе».
  • Информация для родителей о знаниях, полученных детьми в ходе реализации проекта, предстоящей работе.
  • Устный опрос родителей о совместной работе в рамках проекта

Предполагаемый результат:

для детей:

- сформировать у детей элементарное представление о космосе;

- повысить познавательную активность.

для педагогов:

- оснащение группового пространства;

- повышение уровня компетентности по данной теме за счет внедрения проектной деятельности;

- повышение творческого потенциала.

для родителей:

- активное участие родителей в творческой деятельности ДО;

-укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДО.

Реализация проекта:

Понедельник

Презентация «Освоение космоса»

Физкультминутка «Ракета»

Дидактическая игра - пазлы «Космос»

Эксперимент: «Что дальше – Солнце или облака?»

Вторник

Аппликация «Ракеты в космосе»

Беседа о первом космонавте. Что мы видим на небе?

Пальчиковая гимнастика «Тучки», «Солнышко светит»

Сюжетно-ролевая игра «Полёт в космос»

Среда

Дидактическая игра «Геометрическая мозаика» + аппликация

Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Солнечные зайчики»

Комплексная система занятий для детей 4 лет: Е.П.Левитан «Малышам о звездах и планетах.

Выставка поделок «Космические дали»

Четверг

Рисование фантазийное «Созвездия»

Дыхательная гимнастика «Ветерок»

Чтение Балканской сказки «Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили».

Заучивание стихотворения А.Хайт «Планеты Солнечной системы»

Пятница

Коллективная работа плакат «Вместе в космос полетим»

Слушание песен «Разукрасим все планеты» (Барбарики), «Облака белокрылые лошадки».

Игра с блоками Дьеныша: «Построим ракеты»

Приложение

Аппликация из цветной бумаги  «Ракеты в космосе»

Задачи: учить детей создавать и вырезать ракеты – делить квадрат на 2 треугольника (крылья-стабилизаторы). Закреплять навык вырезания круга из квадрата (планеты). Развивать комбинаторные способности. Совершенствовать обрывную технику – изображать огонь из сопла ракеты. Закреплять представления о геометрических фигурах. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира [12].

Предварительная работа. Рассматривание изображений ночного неба. Беседы о космосе. Знакомство детей с явлением контраста. Конструирование ракет из конструкторов. Рассматривание изображения и фотографий разных ракет.

Материалы и оборудование. Листы картона темного цвета. Бумажные заготовки для вырезывания, цветная бумага, ножницы, клей, клееночки, кисточки, технологическая карта изготовления аппликации.

Содержание занятия.

Воспитатель читает детям стихотворение Г. Лагэдынь «Космонавт»:

Мне бы надо, очень надо

Космонавтом смелым стать.

Мне бы надо, очень надо

К двум Медведицам слетать!

Если силы наберу,

Заверну и на Луну,

И к веселым марсианам

Непременно загляну!

Мама шлем уже купила,

Скоро к звездам полечу.

Ем и кашу, и морковку,

Если даже не хочу.

Воспитатель показывает детям картины с изображением ракеты в космосе. Спрашивает – как можно сделать ракеты? Показывает последовательность изображения ракеты:

Берем прямоугольник. Что из него сделаем? Правильно, это будет корпус нашей ракеты. Похож наш прямоугольник на ракету? Почему? Давайте сделаем с одной стороны нос ракете. Для этого срезаем сначала один уголок от серединки короткой стороны. Затем от этой же серединки – другой. Как будем наклеивать на фон корпус? Если наклеим ровно, вертикально – будет похоже, что ракета летит? А если наклонно? Наклеиваем корпус ракеты наклонно на темное небо (картон).

Берем квадрат. Разрезаем его на 2 треугольника. (От одного уголка к противоположному). Получились 2 маленьких треугольника – это сопла ракеты.  Приклеиваем сопла короткой стороной к ракете. Так, чтобы ракета «летела» вверх, а снизу получился прямой край. Это сопло ракеты.

Берем треугольники, которые остались от вырезания корпуса ракеты. Обрываем небольшие полоски – это пламя, вырывающееся из сопла. Приклеиваем пламя к нижнему краю нашей ракеты.

Куда может лететь наша ракета? Давайте сделаем свои планеты, к которым полетят наши ракеты. Для этого берем квадрат. От серединки одной стороны делаем срез к середине соседней стороны по дуге. Так все 4 угла. Получился круг –это планета (или Луна). Приклеиваем планету со стороны носа ракеты.

Чего не хватает нашей ракете? Правильно, окошка. Окно ракеты называется иллюминатор. Мы можем нарисовать его.

Дети вырезают ракеты, приклеивают их, рисуют иллюминатор ракеты фломастером или карандашом.

Воспитатель выдает дополнительный материал – подготовленные звезды, тем, кто раньше других справился с работой.

После занятия. Оформление выставки аппликаций «Ракеты в космосе».

Песня про Незнайку (обработанная и переделанная)

Как ни странно это было,

Наяву, а не во сне

Мы про космос тут учили,

Чтоб слетать потом к Луне.

Про кометы и про Солнце,

Про ракеты и Луну

Рисовали, пели песни,

Книг прочли мы - не одну!

Мы не знали, отчего

Так огромен небосвод,

И зачем на небе звезды

Ночью кружат хоровод.

Мы не знали, почему

Солнце прячется во тьму,

Но все маленькие дети улыбаются ему.

Отгадали мы загадки,

Расспросили пап и мам,

Посмотрели вместе мультик -

И теперь все ясно нам!

И мы знаем, отчего

Так огромен небосвод,

И зачем на небе звезды

Ночью кружат хоровод.

И мы знаем, почему

Солнце прячется во тьму,

И с утра на пути в садик мы так рады все ему.

музыка В.Меладзе

Рисование звезд и созвездий «Звездное небо».

Цель: Ознакомление детей с понятием «Созвездие».

Задачи:

Познакомить детей с понятиями «космос», «звезда», «созвездие». Закрепить навыки рисования карандашом, соединения двух точек одной неразрывной линией. Формировать познавательный интереса у детей. Развивать воображение, вызвать эмоциональный отклик.

Оборудование и материалы:

Альбомы и картины на тему «Космос», атлас звездного неба; картон или тонированная бумага голубого цвета, восковые карандаши, фломастеры.

Конспект занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с Вами поговорим о Космосе и звездах. Знаете ли Вы, что такое Космос? (ответы детей)

Воспитатель: Верно. Это пространство вокруг нашей планеты.

Отгадайте загадку и вспомните, что можно ночью увидеть на небе?

Белые цветочки

Вечером на небе расцветают,

А утром увядают (звезды)).

Что мы видим на небе только ночью? (ответы детей)

Правильно. Это звезды.

Звездочки на небе, которые мы видим, очень большие, но кажутся нам такими маленькими потому, что находятся очень далеко от Земли.

Воспитатель: А теперь я Вас приглашаю отправиться в путешествие по звездному небу. Когда погода ясная и безоблачная, то мы видим с вами на небе много-много звезд. Еще с древних времен люди наблюдали за звездами и разделяли их на группы. Самые заметные звездочки люди соединяли воображаемыми линиями и как бы рисовали по небу, а потом смотрели, на что похожи рисунки. А рисунки получались разные: одни были похожи на людей, другие на животных или птиц. Люди называли такие группы звезд созвездиями. Все они  напоминали людям какие-то фигуры.

Воспитатель: Ребята, сейчас я буду рисовать созвездия, а вы постараетесь догадаться, на что они похожи.

Воспитатель рисует созвездие лебедя и медведицы сначала точками, превращая их затем в соответствующие изображения.

Далее проводится игра «Придумай свое созвездие». Дети придумывают созвездие, например, «Жираф», «Слон» или «Ракета», которое воспитатель воспроизводит.

После чего каждому ребенку предлагается сделать самостоятельно рисунок на тему: «Звездное небо».  Дети приступают к работе.

По окончании работы, детям предлагается рассмотреть рисунки друг друга, рассказать о своем созвездии.

Физкультминутки

  1. Космодром

Все готово для полета,

(Дети поднимают руки сначала вперёд, затем вверх.)

Ждут ракеты всех ребят.

(Соединяют пальцы над головой, изображая ракету.)

Мало времени для взлета,

(Маршируют на месте.)

Космонавты встали в ряд.

(Встали прыжком – ноги врозь, руки на поясе.)

Поклонились вправо, влево,

(Делают наклоны в стороны.)

Отдадим земной поклон.

(Делают наклоны вперёд.)

Вот ракета полетела. 

(Делают прыжки на двух ногах)

Опустел наш космодром.

 (Приседают на корточки, затем поднимаются)

  1. Полет

В небе ясном солнце светит,

Космонавт летит в ракете.

(Потянуться – руки вверх).

А внизу леса, поля –

(Наклониться).

Расстилается земля.

(Руки развести в стороны).

  1. Пальчиковая гимнастика

Мы ладони вместе сложим, чтоб ракета получилась.

На ракету дуй сильнее, чтобы в путь она пустилась.

Вот летит ракета влево – ярко звезды там сияют,

Глазки тоже не ленятся – в путь ракету провожают.

Впереди по курсу месяц, отправляемся туда.

За ракетой следом глазки, нам не трудно, ерунда.

Справа видим мы ракету, в ней друзья наши летят.

Мы летим за ними следом. И обратно, в детский сад

Космонавты, выходите, руки, ноги разомните.

Раз – поднялись, потянулись, два – нагнулись, разогнулись.

Над макушкой три хлопка, а потом и два прыжка.

Вдох и выдох, вдох и выдох – подышали глубоко,

Сели тихо и легко. (Движения по тексту)

Цикл бесед о космосе в средней группе

Цель: раскрыть понятие «Космос», познакомить с космическими телами, аппаратами.  Дать представление о профессии космонавта, значении этой профессии для общества.

Подготовительная работа. Однажды я проводила в группе вечер любимых книг. Дети принесли свои самые любимые книжки. Мы  читали короткие рассказы и отрывки произведений, рассматривали картинки, обсуждали. Я рассказала детям о произведении Н. Носова «Незнайка на Луне». Дети были очень заинтересованы услышанным. Один мальчик принес книжку, в которой была изображена Солнечная Система.  Все дети так заинтересовались темой Земли, как планеты и Луны, что стали задавать вопросы, ответы на которые порождали десятки новых вопросов.

Так мы с детьми решили изучать Космос.  

Далее приведены конспекты некоторых бесед.

Что мы видим на небе.

Оборудование: большая картонная звезда (оклеенная фольгой), солнце (плюшевая игрушка), средний и малый спортивные мячи синего цвета.

Воспитатель:  Ребята, я сегодня шла в детский сад и видела на небе и солнце, и месяц! Такое бывает очень редко! Ранним весенним утром Луна такая яркая, что можно видеть и первые лучики Солнца, и бледный силуэт Луны. А что мы можем видеть сейчас на небе? А ночью? (ответы детей) А почему у нас постоянно меняются день и ночь? (ответы детей) Я могу подсказать Вам  ответ. Послушайте маленькую сказку. Про солнышко и Шарик.

 Полеты в Космос.

Оборудование: мультфильм «Незнайка на Луне» на ДВД-носителе, телевизор с ДВД-приводом, картинки с изображением Земли и Луны, фотографии космонавтов в скафандрах, ракет, карточки с изображением одежды(сезонной и профессиональной),  фотопортрет Ю.А. Гагарина,  собак-космонавтов.

Воспитатель:

Ребята, смотрите, как тепло стало на улице – какое время года наступает? (ответы детей).как вы думаете, какую одежду мне лучше взять (предложить на выбор картинки с изображением одежды)? Почему? (ответы детей). А куда же тогда можно пойти вот в этой одежде?(Показывает нарисованный скафандр) (ответы детей)

Да, ребята, это специальная одежда для полетов в Космос, называется скафандр. Повторите, пожалуйста.  (Несколько человек повторяют новое слово)

Скафандр нужен человеку, чтобы защитить его от тепла, холода, а самое главное – чтобы человек мог дышать. Я скажу Вам по секрету, что наша планета, Земля – единственное место в Космосе, где есть воздух, которым мы дышим. В Космосе нет воздуха. А в скафандрах есть. Поэтому человек, одевший скафандр, может долго находиться в Космосе. Как вы думаете, а как человек, даже в скафандре, может подняться в Космос? (ответы детей)

Ребята, люди так давно интересовались тем, что находится над Землей, что придумали специальные аппараты. Отгадайте загадку и узнаете, как они называются.

Крыльев нет у этой птицы, но нельзя не подивиться. лишь распустит птица хвост и поднимется до звезд (ракета) .

Правильно. Ракета. Это огромный, похожий на трубу с крыльями, аппарат, в котором могут находиться даже несколько людей. Ракеты  заправляют специальным топливом. Когда топливо сгорает, из ракеты вырывается пламя, и она уносится вверх, в небо. В Космос.  

Самым первым человеком, который отважился полететь в Космос на ракете, был наш космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.  До него никто и никогда не летал в космос. Гагарин облетел вокруг нашей планеты всего за 2 часа и вернулся на Землю целым и невредимым. После этого великого события люди поняли, что человек может находиться в космосе.  

Ребята, а как вы думаете, можно ли было запустить человека в космос, не проверив, возможность его возвращения на землю? (ответ детей) Конечно, нет. Сперва в космос отправляли животных.  Знаете ли вы, какие животные осваивали космос? (ответы детей)

Воспитатель: Это были собаки Белка и Стрелка, которые облетели Землю и вернулись обратно к людям. Для полета Белке и Стрелке даже сшили специальные костюмы красного и зеленого цвета. Вскоре людям стало любопытно, куда же можно полететь на ракете? Что же можно увидеть в огромном Космическом пространстве? И первым объектом исследований ученых стала Луна.  Луна – это спутник нашей планеты. Она, как младшая сестра, всегда рядом с Землей.Оказалось, что ракета может долететь и приземлиться прямо на Луну. Люди научились управлять ракетами так, чтобы можно было опускаться на Луну.

Ребята, а я сегодня принесла Вам посмотреть удивительный мультфильм.  Скажите, пожалуйста, как звали маленького мальчишку, который не желал ничему учиться и носил огромную синюю шляпу? (ответы детей). Правильно. Помните, мы обсуждали с Вами сказку «Незнайка на Луне». А сейчас я предлагаю Вам посмотреть отрывок из мультфильма про Незнайку.

Дети смотрят отрывок мультфильма о том, как коротышки построили ракету и Незнайка полетел на Луну.

Обсуждение мультфильма.

Интеграция образовательных областей в задачах реализации проекта.

Основная образовательная область: «Познание»:

1.Развивать у детей познавательные интересы;

2.Формировать целостную картину мира;

3. Познакомить детей с понятием «Космос»;

4.Расширять кругозор детей и представления об окружающем мире;

5. Познакомить с первым космонавтом – Ю. Гагариным, а так же государственным праздником: Днем Космонавтики.

Интеграция  с другими ОО:  

«Социализация»

1. Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей.

2. Развивать умение детей коллективно возводить постройки, необходимые для игры, планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное, применять конструктивные умения.

3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми и уважительное отношение к взрослым.

4. Формировать знания о том, где и кем могут работать взрослые люди, как важен для общества их труд.

 «Труд»

1.Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Познакомить с профессией космонавта. Дать понятие важности данной профессии для общества

2.Воспитывать культуру трудовой и профессиональной деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам; знакомить  с приёмами работы, в том числе, экономными.

«Безопасность»

Приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения и безопасным действиям с предметами окружающего мира.

 «Коммуникация»

Развивать свободное общение со взрослыми и детьми; поощрять попытки делиться со взрослыми и детьми разнообразными впечатлениями, обучая строить высказывания и  уточнять источник полученной информации.

Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

«Художественное творчество»

Формировать интерес к ближайшей окружающей среде, обращать внимание на своеобразие предметов и помещений, их оформление в зависимости от функций; вносить изменения в оформление, используя собственные изделия (поделки, рисунки и др.)

«Здоровье»

Формировать потребность в здоровом образе жизни, раскрывать возможности здорового человека.

«Физическая культура»

Формировать потребность в  двигательной  активности и физическом совершенствовании в разных видах деятельности.

«Чтение художественной литературы»

Формировать целостную картину мира и представления об окружающем, используя чтение познавательной и художественной литературы и воспитывая потребность в чтении и обсуждении литературных источников ( для использования полученных знаний в творческих играх).

« Музыка»  

Использовать музыку в игровой ситуации и в контексте содержания.

Составить и исполнить песню «Он не знает, отчего…» на музыку В.Меладзе.

Интеграции видов детской деятельности в задачах реализации проекта:

Игровая:

Строительно-конструктивные игры: строительство и конструирование ракет и космодрома с помощью модулей, оборудования, строительного материала, конструкторов  для разных сюжетно-ролевых игр.

Театрализованные: драматизация и режиссёрское обыгрывание сюжетов литературных произведений.

Трудовая:

Хозяйственно-бытовой труд:

Вырабатывать привычку самостоятельно подготавливать необходимые материалы для игр, убирать их, мыть, ремонтировать, наводить порядок в местах игр.

Ручной труд:

Формировать умение самостоятельно делать необходимые атрибуты.

Продуктивная:

Рисование, лепка, аппликация, художественный труд:  

Использовать знания, умения и навыки, полученные в продуктивной деятельности для изготовления иллюстраций, панно, поделок и дальнейшего их использования в оформлении и сюжете творческих игр.

Познавательно - исследовательская:

Участвовать в создании проекта; создавать для его реализации условия: обсуждать, планировать ход работы, подбирать материалы для её осуществления, находить и использовать источники информации для обсуждения совместной игровой деятельности со взрослыми и детьми (книги, фильмы, телепередачи, рассказы взрослых).

Работать коллективно, договариваться, объединять свои поделки и постройки в соответствии с общим замыслом проекта.

Коммуникативная:

Связно, последовательно, доходчиво обсуждать содержание работы, используя новую для других информацию; обогащать речь за счёт называния новых предметов, действий, качеств, отношений.

Чтение:  

Читать и обсуждать использование в проекте содержания прочитанных произведений.