«Информационная безопасность презентаций в детском саду. 15 требований к мультимедийным презентациям для детей»
презентация

Коврижко Наталья Викторовна

Мною представленный материал поможет создать безопасную презентацию для дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 15_trebovaniy_k_prezentatsii_1.docx41.67 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             МДОАУ № 183

 «Информационная безопасность презентаций

в детском саду.

15 требований к мультимедийным

презентациям для детей»

Влияние компьютера на здоровье и развитие ребенка.

                                                                                                                         Приготовили:

                                                                                                   Воспитатель Коврижко Н.В

                                                                                                                         Плаксина Л.Я

                                                                                            Зам.зав. по ВОиМР  О.А.Ляпина

г. Оренбург

Критерии и карты оценки, чтобы проверить информационную безопасность презентаций, видео и книг в детском саду

Педагоги используют в работе с детьми огромное количество фото, видео, плакатов, презентаций. При этом часто не знают, какой вред они могут нанести воспитанникам.  Предлагаем критерии и карты, которые помогут вам оценить информационную безопасность аудиовизуальной и печатной продукции в детском саду и избежать штрафа.

В период пандемии картотека методического кабинета пополнилась новыми презентациями, видео, плакатами. Чтобы проверить, насколько материалы, которые педагоги используют на занятиях с детьми и размещают на стендах, отвечают требованиям информационной безопасности, используйте критерии и карты оценки.

Зачем нужны презентации, видео и другая продукция в детском саду

Аудиовизуальная и печатная продукция – это основные компоненты информационной среды детского сада, которые обогащают развивающую предметно-пространственную среду. Различные плакаты, презентации, видео помогают педагогам реализовать принцип наглядности: с их помощью они развивают у детей наблюдательность, мышление, воображение, память, стимулируют их познавательную и творческую активность.

Все больше информации дошкольники получают через информационную среду, а не напрямую при общении с природой, со взрослыми и сверстниками. При этом не все производители информационной продукции для детей ответственно подходят к вопросу ее безопасности. Поэтому педагогам важно научиться выбирать безопасные книги, плакаты, мультфильмы, игры для работы с воспитанниками.

Почти в каждом детском саду можно найти информационную продукцию, тематика, стиль языка, содержание которой не соответствуют требованиям информационной безопасности и особенностям восприятия детей. Чаще всего педагоги используют ресурсы без развивающего потенциала, для «псевдо-учебной» деятельности.

Как влияет аудиовизуальная и печатная продукция на детей

Из-за возрастных особенностей дошкольников информационная продукция может оказывать на них достаточно сильное влияние. Дошкольники склонны к «эмоциональному заражению», восприимчивы к зрительным образам, легко пугаются, не могут различать реальную и воображаемую ситуацию. Им легко внушить что-либо, они не способны оценивать информацию критически, у них еще не сформировались защитные психологические механизмы.

На детей негативно влияют сцены жестокости и насилия, герои, которые демонстрируют антиобщественные действия и опасное поведение. После просмотра сцен насилия дети могут видеть в нем вариант допустимого поведения в жизни, чтобы решать конфликты с другими детьми. В их сознании может закрепится образ «жестокого мира» и страх стать жертвой насилия. Сцены с опасными ситуациями, катастрофами и их последствиями, с чудовищами и испуганными героями могут привести к проблемам с психологическим здоровьем и психическим развитием детей, вызвать страхи.

Разработчики Концепции информационной безопасности детей (распоряжение Правительства России от 02.12.2015 № 2471-р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей») также выделили отдаленные последствия негативного влияния аудиовизуальной и печатной продукции, которая не соответствует требованиям информационной безопасности. У дошкольников может измениться ценностно-смысловая структура сознания. Им будет сложнее социализироваться и общаться, они могут быть более агрессивными. У детей может снизиться познавательная активность и появиться зависимость, например от гаджетов.

По каким критериям оценивать безопасность книг, презентаций и видеороликов

Внешние эксперты оценивают информационную продукцию на основе методик из Концепции информационной безопасности детей. Карты оценки 1–3 подойдут для предварительной внутренней оценки аудиовизуальной и печатной продукции в детском саду.

Чтобы оценить безопасность информационной среды детского сада в целом, используйте шесть критериев из общей карты оценки. Проверьте возрастную маркировку, убедитесь, что в продукции нет сцен жестокости, насилия, информации эротического характера. Обратите внимание, не демонстрируются ли антиобщественные действия, модели опасного поведения, экстремальные виды деятельности и объекты, которые могут вызывать у детей страх. Карта покажет общую картину по детскому саду. Чтобы ее заполнить, проставьте «+» и «-».

Если какой-то альбом, раскраска или учебное пособие в конкретной возрастной группе вызовет сомнения, например, там будет очень страшный и жестокий герой, оцените ее более детально с помощью второй карты. Поручите это сделать воспитателям группы. Если информационная продукция получит отрицательную оценку хотя бы по одному из критериев, ее нельзя использовать в работе с детьми.

Мультфильмы лидируют по количеству сцен насилия и страшных объектов в детском информационном «рационе». Чтобы оценить их безопасность, используйте карту оценки мультфильма. Ее можно предложить как воспитателям, так и родителям, чтобы они могли контролировать инфополе детей дома.

15 требований к мультимедийной презентации

В современных условиях презентация – необходимое дополнительное средство обучения детей в группе и допустимый формат для дистанционных занятий с дошкольниками.

Мультимедийная презентация - наглядный способ представить детям информацию с помощью программы PowerPoint, которая входит в состав пакета Microsoft Office. Презентацию может создать любой педагог, если у него есть компьютер, даже без доступа к интернету. Кроме того, файлы презентаций легко хранить. Для этого нужна только флешка или любой другой внешний носитель информации.

Презентация емкая и насыщенная по содержанию. На слайды можно помещать текст, картинки, аудио и видеофайлы. Также из презентации можно сделать целую игру по типу телепередач «Сто к одному», «Своя игра» и др. Презентации многофункциональны, их можно дополнять и использовать несколько раз.

Любая презентация содержит в себе звук и изображение, которые помогают удерживать внимание воспитанников. Здесь можно сочетать звуковые и визуальные образы, подобрать цвета, которые создадут у детей позитивное отношение к тому, о чем рассказывают.

Материал в презентации понятен детям. Он опирается на наглядно-образное мышление, которое развивается к среднему дошкольному возрасту. Изображения на слайдах пробуждают познавательный интерес у детей. Таким образом, материал, который изложен в виде презентации, дошкольники воспринимают через разные органы чувств и лучше его запоминают.

Мультимедийные презентации можно использовать на разных этапах организованной образовательной деятельности. В начале занятия – показать слайд с картинкой или символами по теме, чтобы смоделировать проблемную ситуацию. В течении ООД по новой теме наглядное изображение станет зрительной опорой, которая поможет детям сконцентрировать внимание на главном. В конце занятия с помощью презентации можно провести рефлексию – вывести на экран изображения, которые напомнят детям о том, что нового они узнали.

Работу с мультимедийной презентацией на занятиях следует регламентировать. В первую очередь нужно учитывать допустимый режим просмотра презентации, соблюдать расстояние до экрана, обеспечивать отдых для глаз после занятия.

Что должны учитывать педагоги, когда используют на занятиях презентацию:

  • Временные ограничения. Для детей старшего дошкольного возраста время работы с презентацией – не более 10 минут.
  • Объем информации. Количество слайдов – 10-15, отсутствие различных эффектов на одном слайде.
  • Расстояние до экрана. С мультимедийным проектором расстояние от экрана до стульев, на которых сидят дети, - от 2 метров.
  • Гигиена зрения. В помещении должно быть хорошее освещение. После просмотра необходимо проводить гимнастику для глаз.

Требования к мультимедийным презентациям

Не каждая презентация подойдет для работы с детьми-дошкольниками, даже если она красив оформлена. Вы должны придерживаться тех требований к презентации, которые учитывают особенности развития детей дошкольного возраста.

Требование

Описание

Адресная направленность

На первом слайде всегда указывайте, для детей какой возрастной группы презентация. Такой маркер поможет коллегам, которые потом будут использовать ее в работе. Это же требование относится к презентации для других аудиторий, например для родителей и педагогов.

Соответствие темы и содержания презентации

Тему необходимо указывать на первом слайде, она должна быть конкретной и соответствовать содержанию презентации

Логичность и последовательность слайдов

Последовательность слайдов должна соответствовать плану, по которому вы будете излагать материал. Например, если тема презентации «Домашние животные», по сначала на слайдах следует показать внешний вид, повадки, затем их роль в жизни человека и т. д. весь материал должен быть доступным для детей конкретной возрастной группы.

Ссылки на источники

На последнем слайде обязательно делайте ссылки на источники, где взяли материал для презентации

Содержание информации

Оформляйте все слайды в презентации по единому макету: заголовок, минимальный объем текста, картинка или фотография, анимация.

Распределение информации на слайде

По краям слайда оставляйте пустые поля. Это нужно для того, чтобы на любых компьютерах при разном расширении экрана слайд компактно выглядел на экране

Целесообразное использование шрифта

Не используйте более трёх цветов, когда оформляете текст на одном слайде. Минимальный размер шрифта – 20, максимальный – 32. Шрифт – без засечек, например, Calibri

Способы выделения информации

В презентации должны быть слова, даже если дети еще не умеют читать. Например, в презентации на тему «Цветы» нужно указать на слайдах с картинками названия этих цветов, выделить текст полужирным, увеличить размер шрифта. Можно выделить текст цветом, маркером или указать названия цветов в таблице или схеме, но с картинками.

Грамотность изложения

Обязательно проверяйте текст на слайдах и исправляйте орфографические ошибки.

Привлекательный дизайн

Следите, чтобы дизайн презентации соответствовал теме и оформлению в целом, а каждый элемент на слайдах выполнял свою функцию, а не просто их украшал.

Единый стиль

Оформляйте презентацию единообразно: единый шрифт на всех слайдах, единый стиль слайдов, средний темп анимации и смены слайдов.

Выбор фона

Выбирайте однотонный фон для презентации, чтобы он не отвлекал внимание детей от картинок и текста. Фон должен поддерживать информацию на слайдах. На светлом фоне используйте текст темного цвета, на темном – светлого.

Анимация

Используйте в меру эффекты анимации

Оригинальность замысла

Предусмотрите на каждом слайде героев, которые будут презентовать детям материал, или разместите  эмблему в уголке слайда.

Техническое качество ресурса

Не делайте технически сложную презентацию. Чем она проще, тем вероятнее, что вы сможете ее воспроизвести на других устройствах. Слайды лучше менять по щелчку: в автоматическом режиме можете не успеть  все сказать или опросить детей. Если не можете обойтись без текста для себя, пишите только тезисы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Статья «Событийный подход, как способ развития детей дошкольного возраста в соответствии с целевыми ориентирами образования, в информационно-образовательной среде детского сада»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 7 «Журавушка»Г. Ртищево Саратовской области    «Событийный подход, как способ развития детей дошкольного возраста ...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. Для ребенка непрем...

Консультация для родителей «Единые требования семьи и детского сада в воспитании культуры общения детей дошкольного возраста».

Семья и детский сад – два важных института воспитания  и развития ребенка, каждый из которых вносят свой вклад в становление его личности. Однако наиболее ценный вклад в развитие ребе...

Консультация для воспитателей. Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя.

     Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особе...

Консультация для родителей в детском саду: "Требования к детской одежде и обуви"

Родители, которые готовят в детский сад своего ребенка, всегда обеспокоины тем, какая обувь и одежда понадобятся для детского сада. И это закономерно, ведь ребятишки в детском саду находятся не только...