"Комплекс "Хороводных и игровых песен" используемых на занятиях для детей 5-7 лет
картотека
Русское народное творчество исключительно богато и разнообразно. особое место в нём принадлежит песне, которая в жизни русского народа играла большую роль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_horovodnyh_igr_i_pesen_dlya_detey_5-7_let.docx | 25.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс: « Хороводные и игровые песни»
для детей 5-7 лет
Русское народное творчество исключительно богато и разнообразно. Особое место в нём принадлежит песне, которая в жизни русского народа играла большую роль, ею сопровождалась вся жизнь человека - от колыбельной до самой смерти. Русские песни очень разнообразны. Есть среди них и лирические песни, то нежные, то ласковые, то наполненные чувством тоски и одиночества, есть весёлые плясовые и шуточные, есть - игровые и хороводные. Из песен легко узнать русский народный характер, нежный и ласковый в любви, честный и неутомимый в работе,
Хороводные песни в старину были связаны с праздниками и обрядами, с трудовой тематикой.
Игровые песни в народе пользовались большой популярностью. Между игроками идёт спор: одна сторона угрожает выпустить коней и вытоптать просо, другая - грозит поймать их и.т.д.
« А я по лугу»
(русская народная песня)
А я по лугу, Хоровод двигается вправо,
А я по лугу, девочка- солистка влево,
Я по лугу гуляла,
Я по лугу гуляла,
Я с комариком, Все останавливаются.
Я с комариком, девочка идёт к любому
Я с комариком плясала, мальчику и кланяется.
Я с комариком плясала, выводит его в центр круга
за обе руки.
Мне комарик, Все дети хлопают, солисты
Мне комарик. пляшут, каждый по своему. Комар ножку отдавил,
Комар ножку отдавил,
В конце музыка исполняется ещё раз (без пения). Пляшут все дети.
Хоровод «Ах, улица, улица широкая»
(русская народная песня)
В хороводе участвуют восемь девочек. Они стоят шеренгой у центральной стены.
1.Ах, улица, улица широкая, Исполняя первый куплет, и
Травушка – муравушка зелёная, плавным «хороводным»
шагом вперёд и,
Ай, люли, люли, люли, разделяясь на две шеренги,
Травушка – муравушка зелёная. Расходятся в разные стороны .
2.Как по этой широкой улице, Идут вправо за ведущим,
Расплясались девицы – красавицы, постепенно образуя один
Ай, люли, люли, люли, круг.
Расплясались девицы – красавицы,
3.Расплясались девицы –красавицы, Сужают и расширяют круг.
Разыгрались милые подруженьки,
Ай, люли, люли, люли,
Разыгрались милые подруженьки.
4.Как взойду, взойду я сени новые, Изображают «ручеёк» и
Заиграю я на балалаечке! проходят вперёд парами,
Ай, люли, люли, люли, имитируя игру на балалайке.
Заиграю я на балалаечке. Затем перестраиваются в
шеренгу, отходя к
центральной стене кланяются
.
« На горе-то калина»
(русская народная песня)
1.На горе-то калина, Подняв сцепленные руки,
идут вправо.
Под горою малина. Идут по кругу, опустив руки
Ну, что ж, кому дело, калина! скользящими хлопками
ударяют в ладоши, а на
слово «калина»
делают три притопа.
Ну. Кому какое дело, малина! Кружатся.
2.Там, девицы гуляли, Держась за руки, идут к
центру круга и
На слово « гуляли» делают
три притопа.
Там, красные гуляли, Идут от центра и делают
три притопа.
Ну, что ж кому дело гуляли, Повторяют движения
Ну, кому какое дело гуляли! припева
3.Калинушку ломали, Дети «рвут» правой рукой,
затем левой
Калинушку ломали, «калину» и «ломают» её о
колено (2р)
Ну, что ж кому дело ломали, Повторяют движения
Ну, кому какое дело ломали! припева
4.Во пучочки вязали, Дети «вяжут» пучочки (кружат
Во пучочки вызали Правой рукой вокруг левой
Ну, что ж кому дело вязали, Повторяют движения
Ну, кому какое дело вязали! припева
5.На дорожку бросали, Дети кладут правую руку
на левое плечо, и на слово
На дорожку бросали, «бросали» опускают в низ
( бросают калину)
Ну, что ж кому дело бросали, Повторяют движения .
Ну. Кому какое дело бросали! припева
Хоровод «Во поле берёза стояла»
(русская народная песня)
Дети стоят полукругом, четверо балалаечников - в стороне.
1.Во поле берёза стояла, Поют весь куплет, стоя на
Во поле берёза стояла , месте, опустив руки вниз
Припев:
Люли, люли, стояла.
2.Некому берёзу заломати, Поют весь куплет стоя, руки скрестив на
Не кому кудряву заломати,
Припев:
Люли, люли, заломати,
3.Я, пойду, пойду, погуляю, Берутся за руки, образуют круг
Белую берёзу заломаю и идут под мелодию всего
куплета по кругу
Припев:
Люли, люли, заломаю,
4. Срежу я с берёзы три пруточка, Деи сужают и расширяют круг,
Срежу я с берёзы три пруточка делая по шесть шагов
Припев:
Люли, люли, три гудочка, Имитируют игру на дудочке
5.Четвёртую балалайку, останавливаются и в круг входят
Четвёртую балалайку, балалаечника, которые
становятся спиной
Припев: друг к другу, лицом к детям,
Люли, люли балалайку стоящим по кругу, имитируют
игру на балалайке.
6.Стану в балалайку я играти, Балалаечники играют, Дети
Стану в балалайку я играти выполняют три притопа
поворачиваясь вправо и влево
Припев:
Люли, люли. я играти, Кружатся вокруг себя.
Игра « Ворон»
(русская народная прибаутка)
Дети стоят по кругу, «Ворон» в центре.
Ой, ребята, та-ра-ра! Дети идут дробным шагом к центру
На горе стоит гора,
А на той горе - дубок, Так же отходят назад.
А на дубе – воронок, «Ворон» кружится, разведя руки в
Ворон в красных сапогах, строны. «Ворон» и все дети
танцуют, выставляя поочерёдно
В позолоченных серьгах, ноги вперёд на пятку.
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу, Имитируют игру на дудке
Труба точенная, Дети стоя на месте хлопают в
Позолоченная, ладоши «Ворон» пляшет
Труба ладная,
Песня складная.
С окончанием песни все дети говорят:
Ворон, ворон, воронок,
Шитый красный сапожок,
Ты нам дудочку отдай,
Вместе с нами поиграй.
Ворон: А кому мне дудочку отдать?
Дети: Это трудно угадать,
Вот наденем мы сапожки,
У кого быстрее ножки?
Ворон: Ну, бегите по дорожке,
У кого быстрее ножки?
Раз, два, три – беги!
«Ворон» протягивает руку с дудочкой между двумя детьми. Дети бегут в разные стороны. Тот ребёнок, который быстрее добежит и возьмёт дудочку и становится новым «Вороном»
Песня - игра «Шёл козёл по лесу»
Выбирают одного ведущего - «козла»
Шёл козёл по лесу, «Козёл» проходит мимо детей,
показывая указательными
По лесу, по лесу, пальцами рога,
Нашёл себе принцессу, Приглашает поклоном выбранную
девочку – «принцессу», и вместе
Принцессу, принцессу, выходят в середину зала ,
повернувшись лицом, друг к
другу.
- Давай с тобой попрыгаем, Прыгают на 2-х ногах,
Попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, Продолжают прыгать, поднимая то
одну, то другую ногу в сторону.
Подрыгаем, подрыгаем,
Ручками похлопаем,
Похлопаем, похлопаем, Стоя на месте, хлопают в ладоши,
И ножками потопаем,
Потопаем, потопаем, Топают ногами, высоко поднимая колени.
Хвостиком помашем, Выполняют движения бёдрами
Помашем, помашем, - « машут хвостиками»
Ну, а потом попляшем, Кружатся поскоками.
Попляшем, попляшем.
Игра продолжается, но уже два «козла» идут искать принцесс, затем – четыре, восемь. и.т.д
Хороводная игра «Как на тоненький ледок»
(святки)
Песня с начало и до конца исполняется целиком всеми детьми, солисты показывают свои действия в середине круга. Припев в каждом куплете повторяется два раза.
1. Как на тоненький ледок Солисты – Ваня и две подружки
Выпал беленький снежок, выстраиваются в ряд.
Припев:
Эх, зимушка- зима, Они вытягивают руки вперёд
Зима снежная была делают лёгкие полуприседания
имитируя езду на коне.
2. Выпал беленький снежок, Ваня выходит вперёд и «ездит»
Ехал Ванечка – дружок, по кругу. Подружки остаются на
местах, продолжая выполнять
езду на конях.
Припев:
Эх, зимушка – зима,
Зима снежная была,
3. Ехал Ваня, поспешал, Ваня приседает на корточки,
Со добра коня упал, У подружек – прежние движения.
Припев:
Эх, зимушка – зима,
Зима снежная была.
4. Две подружки увидали, Подружки подбегают к Ване и
Прямо к Ване подбежали. Под руки поднимают его и
начинают отряхивать его от
Припев: от «снега»
Эх, зимушка – зима,
Зима снежная была,
5. На коня верхом сажали, Подружки сажают Ваню на коня
Путь дорожку указали, и машут ему платочком.
Инсценировка русской народной песни
«Вдоль по улице метёт»
1. Вдоль по улице метелица метёт, Дети, стоя в кругу, плавно
Скоро все она дорожки заметёт плавно покачивая руками то
в другую
Припев:
Ой, жги, жги, жги, говори, Дети выполняют скользящие
Скоро все она дорожки хлопки по принципу «тарелок»
заметёт.
2. Запряжёмте – ка мы в сани Дети объединяются попарно:
Лошадей. ребёнок стоящий впереди,
В лес поедем за дровами заводит руки назад изображая
Поскорей. Лошадку, а стоящий сзади
берёт его за руки, изображая
кучера. Все выполняют
пружинисты полуприседания
на месте.
Припев:
Ой, жги, жги, жги, говори, Скользящие хлопки
В лес поедем за дровами поскорей.
3. Топорами мы ударим дружно в лад, Имитация движений «рубка
Только щепочки по лесу полетят, дров»
Припев:
Ой, жги, жги, жги, говори, Скользящие хлопк
Только щепочки по лесу полетят.
4. А из леса мы тихонечко поедем, Изображение пары «лошадка
Да руками мы прихлопывать начнём и кучер»
Припев:
Ой, жги, жги, жги, говори, Скользящие хлопки.
Да руками мы прихлопывать начнём.
5. А ногами мы притопнем дружно враз, Притопы правой ногой,
Эх, мороз, теперь не страшен ты для нас, Притопы левой ногой.
Припев:
Ой, жги, жги, жги, говори, Скользящие хлопки.
Эх, мороз, теперь не страшен ты для нас.
Хороводная песня «Заинька»
1. Заинька, пойдём в лес, Дети и «Заинька» стоят в кругу
Серенький пойдём в лес Все манят «Заиньку», приглашают
Припев: его «пойти в лес»
Вот так, этак, «Заинька» выбегает в центр круга.
Выходи! (2р)
2. Заинька, рви цветы, Хоровод движется то в правую,
Серенький, рви цветы, то в левую сторону. «Заинька»
Выполняет движения по тексту
Припев:
Вот так, этак, Дети стоят на месте,
повторяют движения «Заиньки»
Рви цветы! (2р)
3.Заинька, вей венок,
Серенький, вей венок,
Припев:
Вот, так, этак,
Вей венок (2р)
4.Заинька, надевай,
Серенький надевай,
Припев:
Вот так, этак,
Надевай! (2р)
5.Заинька, повернись,
Серенький, повернись,
Припев: 7.Заинька, попляши,
Серенький, попляши!
Припев:
Вот, так, этак,
Попляши! (2р)
6.Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой!
Припев:
Вот, так, этак
Топни ножкой! (2р)
7.Заинька, попляши, 8. Заинька, поклонись,
Серенький, попляши! Серенький, поклонись!
Припев: Припев:
Вот, так, этак, Вот, так, этак,
Попляши! (2р), Поклонись! (2р)