Конспект мастер – класса для педагогов
методическая разработка

«Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ямало-Ненецкий автономный округ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Салемальский детский сад "Золотая рыбка»

 

 

Конспект мастер – класса для педагогов

 «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников»

Выполнила: Ярмаметова Анна. Игнатьевна

                                                                                                     

 

2022год

Цель: повышение профессиональной компетентности и мастерства педагогов по вопросу применения пластилинографии в работе с воспитанниками.

Задачи:

- дать представление о пластилинографии ка эффективном средстве развития творческих способностей;

- познакомить педагогов с особенностями работы в технике пластилинография;

- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование пластилинографии в практике работы с детьми;

- способствовать сплочению коллектива педагогов.

Оборудование:

- образец готовой работы в технике многослойной пластилинографии;

- мягкий пластилин;

- стеки;

- баночки с водой;

- влажные салфетки.

Участники мастер-класса:

педагогический коллектив ДОО.

Ход мастер-класса

Творческое постижение реальности лучше, чем что бы то ни было ещё, заставляет человека чувствовать, что жизнь достойна того, чтобы жить.

Дональд Винникот

Теоретическая часть.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний мастер-класс. Речь пойдет о детском творчестве. Актуальность данной темы в наши дни не вызывает сомнений. Объясняется это потребностью современного общества в людях с неординарным мышлением, готовых к преобразованию окружающей действительности и творческим прорывам.

Одним из самых доступных инструментов для развития творческих способностей является пластилин.

Интересна история создания этого материала. Как и все великие изобретения, он появился случайно. Его изобретатель, Джо Маквикер, пытался изобрести вещество для очистки обоев, используя при этом глиняный порошок, воск и природные жиры. Результат многочисленных экспериментов был не способен очистить обои, зато получилось уникальное вещество пластилин. Сегодня пластилин изготавливается из высокотехнологичных материалов, позволяющих изготавливать массу для лепки различной мягкости, плотности и фактуры.

Подробнее хотелось бы остановиться на пластилинографии – виде декоративно - прикладного искусства, который довольно редко практикуется в ДОО. А ведь пластилиновая живопись таит в себе огромные воспитательные резервы, колоссальные педагогические возможности, накладывающие свой отпечаток на художественно-эстетическое дошкольников. Сам процесс и полученные в ходе него результаты, раскрывают творческие способности каждого ребенка, делая его   мир красочнее и духовно богаче.

Пластилиновая живопись в прямом ее значении доступна детям средней и старших возрастных категорий. Воспитанники младших групп способны овладеть элементарными умениями и навыками. В этом возрасте данный вид творчества нацелен прежде всего на получение положительных эмоций, активизацию у детей интереса к пластилинографии, возникновение желания совершенствовать свои навыки в дальнейшем.

Успех занятия зависит от грамотной подготовки к нему. Педагогу необходимо позаботиться о качестве материалы и удобстве предлагаемых детям инструментов. В качестве основы для будущего шедевра используют плотный картон, пластик, оргстекло или обычное стекло. Следует отметить, что стоит выбирать нежирный пластилин, чтобы исключить появления на основе пятен, которые придают картине неопрятный вид. Для данного вида творчества целесообразно выбирать яркий и податливый материал. В качестве инструментов выступают: доска для лепки, пластмассовая скалка для раскатывания пластилина, набор стеков, ножницы, приспособления для создания узоров на пластилиновой поверхности (щёточки, кондитерский шприц, ситечко, пластиковая вилка).

Практическая часть.

Пришло время приступить к практической части и создать свой неповторимый шедевр из пластилина! Вы готовы?

Для начала разомнем наши пальчики перед работой:

Пальчиковая гимнастика «Цветы»

Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Распускают лепесточки. (потом раскрываются в виде чаши, перед лицом)

Ветерок немножко дышит, (затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке)

Лепестки колышет. (кисти рук наклоняются влево и вправо)

Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Закрывают лепесточки, (показать пальчиками, как лепестки закрываются)

Они тихо засыпают, 

И головкою кивают.

Мы не зря вспомнили о цветах. Выбирая тему сегодняшней работы, я остановилась на жостовском подносе. Тема народного искусства актуальна во все времена, а приобщение детей к истокам народной культуры в таком форме – решение, обреченное на успех.

 (демонстрация образца)

Данная работа выполнена в технике многослойной пластилинографии – это получение объемного изображения лепной картины путем последовательного нанесения нескольких слоев. Итак, приступим.

1. Начнем с подготовки основы для нашего подноса. Для этого мы используем плотный лист картона и черный пластилин. Размазываем пластилин от центра к краям. Для придания поверхности изделия глянца пальцы следует смачивать водой.

2. Основа готова, перейдем к подготовке эскиза будущей работы. При помощи стека (или зубочистки) прорисуем характерный жостовский орнамент – крупные цветы, листочки, добавим завитки.

3. Перейдем к изображению цветов. Для получения дополнительных оттенков следует учесть, что примешивание черного к основному цвету дает его более темный тон, белого - пастельный. Мягкие переходы между цветами можно получить путем смешивания в руках необходимых оттенков пластилина. При этом следует учитывать, что не нужно соединять более двух цветов одновременно.

(по руководством педагоги выполняют работу)

4. Наш поднос практически готов. Осталось придать завершенный образ при помощи обрамления краев. Используем прием рисования мазками.

Давайте продемонстрируем друг другу свои творения!

Надеюсь, что наша встреча была полезной, а полученный сегодня опыт позволит внести разнообразие в ваши рабочие моменты.

На этом наша встреча подошла к концу.

Рефлексия.

Как часто вы используете данную технику в своей практике? Поделитесь своим опытом!

Как вы считаете, насколько эффективным приемом является использование пластилинографии в работе с дошкольниками?

Почему вы так считаете?

(обратная связь с педагогами)

Спасибо за обратную связь!

В заключение, хочется отметить, что пластилинография – это не только приятный досуг, но и целая область творчества, в которой есть свои виды и техники. С каждым годом интерес педагогов к этому виду творчества становится все больше, поскольку таким увлекательным способом можно решать множество развивающих и образовательных задач. Но особенно важно то, что ребёнок имеет возможность собственными руками изготовить настоящее произведение искусства.

Спасибо за внимание!

Список использованной литературы

  1. Давыдова Г. Н. «Пластилинография для малышей». - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2015.
  2. Давыдова Г. Н. «Пластилинография - 2». - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2018.
  3. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». -  СПб.: «Каро», 2010

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса для педагогов и родителей по теме: «Развитие творческого потенциала детей. Применение методов ТРИЗ в детском саду и дома»

Цели и задачи: • Познакомить педагогов и родителей с технологией ТРИЗ; • Повысить их компетентность в сфере инновационных технологий; • Познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технол...

Конспект мастер-класса с педагогами

Конспект мастер-класса с педагогами...

Конспект мастер-класса для педагогов (рисование нетрадиционными техниками) Тема: «Удивительное рядом»

Мастер-класс для педагогов по рисованию нетрадиционными техниками "Удивительное рядом"...

конспект мастер-класса для педагогов "Топиарий"

конспект мастер-класса для педагогов "Топиарий"...

Конспект мастер-класса для педагогов «Необычное в обычном» (рисование пеной для бритья)

Мастер-класс знакомит педагогов  с техникой получения изображения при помощи пены для бритья....

Конспект мастер класса «ЗОЖ педагогов»

Цель:   формирование у педагогов умения и желания заботиться о своем здоровье, потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педаг...

конспект мастер-класса с педагогами на тему: "Лепка нетрадиционными способами"

Представленный материал содержит конспект проведения мастер-класса с педагогическими работниками по овладению нетрадиционными спосами лепки с детьми старшего дошкольного возраста. Я хочу поделиться св...