Консультация для воспитателей. "Народно- обрядовые календарные праздники и игры" для детей 5-7 лет.
консультация (подготовительная группа)

Орлова Ольга Юрьевна

Неоцениным  национальным    богатством  являются  календарные  народные  игры. Они были  непременным  элементом  народных  обрядовых  праздников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

                Консультация  для  воспитателей

 «Народно -обрядовые  календарные праздники и игры».  

                       для  детей 5-7 лет

Неоценимым  национальным  богатством    являются  календарные   народные  игры.

Они  вызывают  интерес  не  только  как  жанр  устного  народного  творчества.  В  них  заключена    информация, дающая  представление  о  повседневной  жизни  наших  предков -  их  быте,  труде,  мировоззрении.  Игры  были  непременным  элементом  народных  обрядовых  праздников. 

   Практически  каждая  игра  начинается  с  выбора  водящего.  Чаще  всего  это  происходит  с  помощью  считалки.  Считалка  обнаруживает  свою  древнюю  традицию.

Обыкновение  пересчитываться   идёт  из  быта  взрослых.  Перед  предстоящим  делом  в  прошлом  зачастую  прибегали  к  счёту,  чтобы  узнать,  удачно  или  неудачно  завершится  задуманное.  Этому  придавали  необычайную  важность,  так  как  полагали,  что  есть  числа  счастливые  и  несчастливые.

    Взрослые  пересчитывались  - стали  пересчитываться   и  дети.  Ведь  многие  детские  игры  имитируют  серьёзные  занятия  взрослых -  охоту  на  зверей,  ловлю  птиц,  уход  за  посевом  и  др.  Есть  игры,  в  которых  играющие  делятся  на  команды,  чтобы  при  этом  не  возникало  споров,  использовались   считалки.

                                                    Считалки

*  Тара – бара,                                               *  Шла  кукушка  мимо  сети,

    Домой  пора,                                                 А  за  нею  малы  дети.    

     Коров  доить –                                              Кукушата  просят  пить,

          Тебе  водить!                                                 Выходи – тебе  водить!

 

      *   Пчёлы  в  поле полетели,                         *  Как  у  нас  на  сеновале

           Зажужжали, загудели,                                  Две  лягушки  ночевали.

           Сели  пчёлы  на  цветы,                                Утром  встали,  щей  поели,

           Мы  играем -  водишь ты!                             А  тебе  водить  велели!

 

       *  Ходит  свинка  по  бору,                              *  Шёл  баран,

            Рвёт  траву -  мураву,                                       По  крутым  горам,

            Она  рвёт  и  берёт,                                           Вырвал  травку,

            И  в  корзину  кладёт.                                       Положил  под  лавку,

            Этот  выйдет-                                                    Кто  травку  возьмёт,

             Вон  пойдёт!                                                    Тот  вон  пойдёт!

*   Косой,  косой,                                            *   На  златом  крыльце  сидели:

     Не  ходи  босой,                                              Царь,  царевич,  

          А  ходи  обутый,                                              Король,  королевич,

          Лапочку  закутай.                                            Сапожник,  портной,

           Если  будешь  ты  обут,                                  Кто  ты  будешь  такой?

           Волки  зайца  не  найдут.                               Говори  поскорей,

           Не  найдёт  тебя  медведь,                              Не  задерживай  добрых  

           Выходи – тебе  гореть!                                   Людей!

       *   Шла  коза  по  мостику,                            *  Покатилось  колесо,

      И  виляла хвостиком,                                    Укатилось  далеко,

            Зацепила  за  перила,                                      И  не  в  рожь,

             Прямо  в  речку  угодила,                             И  не  в  пшеницу,

             Кто  не  верит  -  это  он,                               А  до  самой  до  столицы,

             Выходи  скорее  вон!                                     Колесо  кто  найдёт,

                                                                                      Тот  ведёт!

        *   Тучи,  тучи,  тучи,  тучи,                         *  Колокольчик  всех  зовёт,

             Скачет  конь  большой,  могучий.              Колокольчик  нам  поёт,

             Через  тучи  скачет  он,                                Звонким,  тонким  голоском

              Кто  не  верит,  выйдет  вон!                      Динь -  бом,  динь - бом!

                                                                                     Выходи  из  круга  вон!

                 

                                      День Воздвижения

                 14.09-27.09 (по старому календарю)

В старину говорили «Смекай баба про капусту на воздвиженьев день», «У доброго мужика на воздвижень день и пирог с капустой». С этого дня начинались девичьи вечеринки - капустные. Девушки в богатых уборах ходят с песнями из дома в дом рубить капусту. В каждом доме накрывают столы с закусками. Девушки, входя в дом, поздравляют хозяев с хорошим урожаем, а вечером вместе с юношами водят хороводы. В домах и на дворе звучат шуточные песни, прибаутки, озорные приговорки. Приглашение на капустные вечорки с давних времен было знаком расположения, приязни. Отказаться от приглашения считалось знаком неуважения к хозяевам.

К нам наехали капустны вечера

На конях, на соболях, на лисицах, горностаях.

Уж вы, кумушки, подруженьки мои,

Вы придите поработать у меня,

Пособите мне капусту порубить,

Пособите-ка ее мне усолить.

                 Игры-хороводы на капустные вечорки

1. «Сиди, Яша».

Дети водят хоровод вокруг сидящего мальчика и поют.

Сиди, сиди, Яша,

Ты забава наша.

Погрызи орехи

Для своей потехи.

При последнем слове Яшу раскручивают, предварительно завязав глаза.

Свои руки приложи,

Имя правильно скажи.

Яша подходит к любому игроку, дотрагивается до него и угадывает имя. Отгадавшего сажают на место Яши. Игра продолжается вновь.

2. «Плетень» («Вейся, капустка»).

Дети выстраиваются в ряд, берутся за руки. Ведущая ведет ряд, подходя под руки стоящей последней пары, те поворачиваются. Ведущая проходит под руки второй пары, те тоже поворачиваются, и так до конца. В конце у каждого левая рука перекинута через плечо. Когда плетень завит, его начинают развивать.

(Завивая, поют.)

Вейся ты, вейся,

Капустка моя.

Вейся ты, вейся,

Виловая моя.

Вечор на капустке,

Вечор на виловой,

Частый сильный дождик.

(Развивая, приговаривают.)

Развивайся ты, капустынька,

Развивайся ты, виловой кочешок,

Не женись ты, милый женишок.

Если женишься, покаешься,

Со мной, девицей, расстанешься.

На буграх каменья обнажили

Лысины, покрытые в мороз.

И на камни стали капать слезы

Злой зимой очищенных берез.

 

   

                                     

  3.«Капуста»

Рисуется  круг -  «огород».  На  середину  круга  складываются  шапки,  пояса,  платки  и  прочее. Это – «капуста».  Все  участники  игры  стоят  за  кругом,  а  один  из  них  выбирается  хозяином.  Он  садится  рядом   с «капустой», «хозяин»  изображает  движениями  то,  о  чём   поёт:

                                     Я  на  камушке  сижу,

                                     Мелки  колышки  тешу,

                                     Мелки  колышки  тешу,

                                     Огород  свой  горожу.

                                     Чтоб  капусту  не  украли,

                                      В  огород  не  прибежали.  

                                     Волк   и  лисица,  бобёр  и  куница,

                                     Заяц  усатый,  медведь  косолапый.

Играющие  стараются  быстро  забежать  в  «огород»,  хватить «капусту»  и  убежать.  Кого «хозяин»  поймает,  тот  выбывает  из  игры.  Участник,  который  больше  всего  унесёт  «капусты», объявляется  победителем.

                                     

                                                          Святки

Святки, святочные вечера - так традиционно назывались праздничные дни от Рождества Христова (7-18 января). Всем действием этого праздника придавался магический характер, и в прошлом они были направлены на урожайность будущего года. Шествие ряженых, щедрование, колядование, обсыпание дома злаковыми - все это древние ритуалы язычества.

В святочные вечера молодежь обходит дома, устраивает посиделки, где слушают страшные сказки, перекидываются загадками, гадают, водят хороводы с выбором невесты. Песни, танцы прерывались приходом ряженых. Любимая маска - медведь, показывающий, как бабы ходят по воду, как глядятся в зеркало, как ребятишки воруют горох.

Иной раз врывалась целая ватага «нечести» в белых рубахах со страшными масками (старуха в лохмотьях с горшком на голове, кикимора и т. п.) Их прогоняли. Считалось, что после рождения Христа дьявол скитается по земле, терзая души людей. Для того, чтобы он не вселился в человека, надобно прятать лицо под маской, как бы «подделываться» под дьявола.

 Святки соединялись с чествованием Коляды – бога зимы. Его необходимо было встретить, прислужить и проводить с магическими действиями, заклинаниями, ритуальными кушаньями. На празднике люди высказывали друг другу пожелания, веря, что сказанное от души обязательно сбудется. Во время Святок по улицам носили изображение звезды, под которой родился Иисус. Дети вставали с мешками под окнами и пели: «Пришла Коляда накануне Рождества…», просили подарков, подношений, жадным грозили, что им не будет благодати в этом году. Обычно люди встречали детей радостно, как вестников счастья, удачи и богатства.

                                        Крещение

Праздник предваряется Сочельником (день накануне праздника). 18 января к концу вечерни приурочено первое освящение воды – древнейший христианский обряд. Освящение воды в древние времена проводилось на реке. Там, где вода замерзала, делали проруби.  Как и в Сочельник, в день Крещения после водосвятия совершали обряды очищения домов и хозяйственных построек. Окропление строений святой водой накануне и в день праздника совершалось еще и для того, чтобы выгнать отовсюду святочную нечистую силу, имеющую в каждой местности свое название. Магические свойства приписывались не только святой воде, но и снегу, соломе, верхушкам елочек,  Молодежь в крещенскую ночь проводила последнюю святочную вечеринку с песнями, играми и  гаданиями.

                                 Святочные игры

1. «Хождение с козой».

В игре участвуют: коза, поводырь и группа девчат и ребят. Они входят в избу, спрашивают: «Позвольте козе в хате поскакать?» После согласия хозяйки водили козу в коридоре и пели.

Станьте в ряду, я козу веду,

На горе коза с козлятами,

Под горою волки с волчатами.

Ухватил волк козу за бочок,

А волчата погнались за козлятами.

Дурная коза, неразумная,

Пошла бы в лесок, нарвала бы снопок,

И сама ела, и деток кормила.

У нас парни все стрельцы,

Хвалились козу застрелить,

Не попали в бок, а попали в рог.

Упала коза.

Коза падает, парни ставят ее на ноги.

Как пошел наш козел

Да на ножечках,

Где коза топ-топ,

Там жита много копн.

Где коза ногой, там жито горой.

Где коза рогом, там жито стогом.

Где козе хвостом, там жито кустом.

Подойди поближе, поклонись пониже.

Коза кланяется, а девчата с ребятами выпрашивают подарки.

Чем они тебя пожалуют?

Или мерою овса,

Или сверху колбаса,

Да еще кусок сальца,

Чтобы наша коза весела была.

Молодежь забирает подарки и с песнями уходит.

2.  «Бабка - Ёжка»

В  середину  круга  встаёт  водящий -  Бабка  Ёжка.  В  руках  у  неё  «помело».  Вокруг  бегают  играющие  дети  и  дразнят  её:

                               Бабка  Ёжка

                               Костяная  Ножка,

                               С  печки  упала,

                               Ногу  сломала,

                               А  потом  и  говорит:

                               - У  меня  нога  болит.

                               Пошла    она  на  улицу –

                               Раздавила  курицу.

                               Пошла  на  базар-

                               Раздавила  самовар.  

Бабка  Ёжка  скачет   на   одной  ноге  и  старается  кого- нибудь   коснуться «помелом».

 К  кому  прикоснётся,  тот  и  замирает..

  • «Гуськи»

Играющие  становятся  в  круг.  В  середине  круга – «Дедка»,  в  руках  у  него  бумажка  или  платок. «Дедка»  машет  платком,  остальные  поют:

                               Сошлись  гуси -  гусаки

                               Вокруг   дедки  у  реки

                               Стали  гоготать,

                               Дедке  кричать:

                               -  Дедка,  дедка,  пощади,

                               Нас,  гусяток,  не  щипли,

                               Дай  наш    платочек,

                               Денег  мешочек.

«Дедка»  даёт  одному  из  играющих  бумажку  и  говорит:    

                               На  сумочку  подержи,

                               Денежки  не  оброни.

Другому  он  даёт  платочек  и  говорит:

                               На,  платочек  подержи,

                               Мне  головку  завяжи,

                               Раз  пятнадцать  поверни.

Получивший  платок  завязывает  «дедке»  глаза,  подталкивает  его,  чтобы  «дедка»  вертелся.  В  это  время  дети  передают  друг  другу  бумажку.

Верчение «дедки»  и  передача  бумажки  прекращаются  одновременно.  Дети   кричат  «дедке»:

                               Дедка,  дедка!

                               Бумажка  пропала,

                               Кому  попала?

«Дедка»  старается  угадать.  Если  он  угадывает,  то «дедкой»  становится  тот,  у  кого  в  руках  была  бумажка,  если  нет,  то  он  опять  выполняет  роль  дедки.

     А  имеющий  бумажку  подходит  к « дедке»,  дотрагивается  до  него  и  говорит:

                               Меня  дедка  не  узнал,

                               Старым  дедом  снова  стал.

«Дедка»   ещё  раз  вертится,  а  играющие  поют:

                               Гуси-гусаки  летели,

                               Над  дедкиной  головой,

                               Золото  теряли,

                               Дедке  кричали:

                               - У  меня,  у  меня,

                               Погляди  дед,  на  меня.

При  последних  словах «дедка»  срывает  повязку  и  с  открытыми  глазами  должен  угадать,  у  кого  бумажка.  Все  делают  вид,  что  передают  бумажку,  стараются ввести  «дедку»  в  заблуждение. «Дедка»  просит  показать  руки,  попавшегося  с  бумажкой  в  руках  приветствуют:

                            Здорово  дед,

                            Ты  не  гусак,  а  дед.

Он  становится «дедкой»,  игра  начинается  снова.  

4. «Дедушка – рожок»

Один   из  играющих – «дедушка  рожок» (водящий)  Ему  отводится  дом.  Затем  все  остальные  играющие  делятся  на  две  равные  партии,  расходятся  на  две  противоположные  стороны,  по  бокам «дома»  водящего.  При  этом  каждая  партия  проводит  для  себя  черту  или  кладёт  жердь,  обозначая  тем  самым  свой «дом».

Свободное  пространство  между  домами  называется  полем.  Когда  для  игры  всё  готово, «дедушка – рожок»  из  своего «дома»  спрашивает:

                                             - Кто  меня  боится?

-  Никто, -  отвечают  играющие  и  перебегают  из  одного  своего  «дома»  в  другой  через  поле,  поддразнивая  при  этом  водящего:

                                              -Дедушка – рожок, на  печи  дыру  прожег.

Водящий  ловит  перебегающих,   пойманных  отводит  в  свой «дом».  Перебегающие

могут  выручать  пойманных;  пока  водящий  занят  ловлей  кого-  либо  из  бегущих,

один  из  играющих  подбегает  к  «дому»  водящего  и дотрагивается  рукой  до  пойманного,  который  после  этого  считается  вырученным  и  может  снова  присоединяться  к  своей  группе.  Когда  водящий  переловит  всех,  тогда  водить  в  следующей  игре  начинает  пойманный  прежде  других.

Иногда  тех,  кого  поймали,   становятся  его  помощниками  и  вместе  с  ним  ловят  остальных  играющих.

                             

                                               

                                                Масленица

    Справлялась за семь недель до Пасхи. Люди верили, что могут одержать победу Весны над Зимой, празднуя Масленицу. Отсюда и особое значение символов, используемых в ходе праздников: образ Солнца в виде катящегося горящего колеса, в виде блинов, каждый из которых похож на маленькое солнце. На Масленицу гуляют семь дней, за каждым закреплены определенные действия:

понедельник - Встреча;

вторник - Заигрыш;

среда - Лакомка, разгул;

четверг - Разгуляй, четверток широкий;

пятница - Тещины вечера;

суббота - Золовкины посиделки;

воскресенье - Прощеный день.

Открывали Масленицу дети, сооружавшие снежные горы и произносящие приветствие: «Звал-позывал честной семик широкую Масленицу к себе в гости во двор: душа ль ты моя Масленица, приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться».

В понедельник делают из тряпок женскую фигуру, одетую в девичий наряд, в руках у нее блин и помазок.

Всю неделю - катанье с гор на лошадях, кулачные бои, возведение и взятие снежного города, конские бега.

Центральная фигура праздника - сама Масленица, ее усаживали в сани и возили с песнями:

Масленица-пышка,

На улицу вышла,

На гору катиться,

С ребятами драться.

 

Масленица загорела,

Всему миру надоела.

Масленица, прощай -

На тот год опять приезжай!

                                 

                                      Игры  на  Масленицу

1. «Гори,  гори,  ясно»

Играющие  образуют  пары   и  становятся  вереницей.  Впереди  на  два-три  шага «горящий» -  тот, кто  водит.  Ему  запрещено  оглядываться  назад.  Играющие  поют:

                                                    Гори,  гои  ясно,

                                                   Чтобы не  погасло.

                                                    Стой  подоле –

                                                    Гляди  в  поле.

                                                    Едут  там   трубачи

                                                    Да  едят  калачи,

                                                    Погляди  на  небо:

                                                    Звёзды  горят,

                                                    Журавли  кричат –

                                                    Гу-гу-гу,  убегу,

                                                    Раз,  два,  не  воронь,

                                                    А  беги,  как  огонь!

«Горящий»  должен  взглянуть  на  небо,  а  между  тем  пара  играющих, которая  стоит  в  веренице  последней,  разъединяется.  Один  из  них  бежит  по  левую  сторону  вереницы,  а  другой  -  по  правую.  Оба  играющих  стараются  соединиться  впереди «горящего».

Если  это  им  удаётся,  то «горящий»  продолжает  водить,  если  нет  и  «горящий»  ловит  кого – нибудь  из  них.  Тот,  кто  остался   без  пары  водит -  становится «горящим».

Новая  пара  занимает  место  за  новым  «горящим»  и  игра  продолжается.

2.«В  каравай»

Составив  круг,  играющие  поют:

                                                 Шел  павлин  горою,

                                                 Все  люди  за  мною.

                                                 Одного  нет  у   нас  (имя  одного  из  играющих)

                                                 У  его  маменьки,  печка  истопленная,

                                                 Блины  испечённые,

                                                 Каравай  состряпанный,

                                                 Этакий  высокий,

                                                 Этакий  широкий,

                                                 Этакий  низенький.

Играющие  поднимают  руки  кверху,  разводят  в  стороны,  опускают  к  полу,  сжимают  круг,  показывая  вышину,  ширину  и  так  далее.  

                                       Вербное воскресенье

С давних времен существует поверье, что расцветающее, полное сил дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. А верба и особенно ее распустившиеся почки и сережки считались целебными, наделенными особой силой. Поэтому существовал обычай: маленьких детишек шутливо стегали веточками вербы, приговаривая: «Как вербочка растет, так и ты расти». А тех, кто постарше, постегивали посильнее: «Верба - хлест, бей до слез, верба синя бьет несильно, верба красна бьет напрасно, верба бела бьет за дело».

На вербное воскресенье принято устраивать ярмарки. Часть их называли детскими, потому что можно было купить всевозможные сладости, игрушки, свистульки, трещотки, пищалки.

На вербных базарах проходили различные выставки, выступления бродячих артистов, балаганы.

                                         Вербные игры

1. Наборная хороводная.

Использовалась для набора в хоровод. Водящий идет и пятнает сидящих,

те встают и берутся по очереди за руки, двигаясь друг за другом.

2. «А мы просо сеяли».

Две группы встают друг против друга, взявшись за руки, поют

поочередно. При выкупе одна из девушек переходит в другую группу.

3. Хороводная игра «Мак».

              Все стоят кругом - внутри сидит Ермак.

              Дети (поют):

              Маки, маки, маковицы,

              Золотые головицы.

              Встанем все вот так

              Спросим все про мак.

    Далее следует диалог детей и Ермака.

    Дети.       Ермак, Ермак, посеял ли мак?

    Ермак.    Только посеял.

    Дети.        Ермак, Ермак, всходит ли мак?

    Ермак.     Всходит.

    Дети.        Ермак, Ермак, цветет ли мак?

    Ермак.     Цветет.

    Дети.        Ермак, Ермак, зреет ли мак?

     Ермак.    Зреет.

     Дети.       Ермак, Ермак, поспел ли мак?

     Ермак.     Поспел.

      После этого дети подходят к Ермаку и щиплют его.

4. Горелки.

Все встают парами в ряд. Водящий кричит: «Горю-горю, на камушке

стою».

Все (поют).

               Гори-гори ясно,

               Чтобы не погасло,

                Стой по доле, гляди на поле,

                Ходят грачи, да едят калачи.

                Глянь на небо - птички летят,

                Колокольчики звенят.

                         (Кричат.)

                  Раз, два - не воронь,

                   Беги, как огонь.

Первая пара разбегается, соединяются в конце ряда, водящий ловит, если

кого поймает, тот «горит» - становится водящим.

     5. «Верба -  вербочка»

      Дети  выбирают    девочку  и  мальчика.  Те  встают  в  два  круга,  

      образованные   играющими.   Дети  водят  хоровод,  напевая:

                             Верба,  верба,  вербочка,

                             Вербочка  кудрявая,

                             Не  расти  верба  во  ржи,

                             Расти  верба  на  меже.

                             Как,  во городе  царевна

                             Посреди  круга  стоит,

                             Её  ветер  не  берёт,

                             Канарейка  гнездо  вьёт.

         На  слова «вьёт»  девочка  и  мальчик  разрывают  свои  круги  и  делают  

         руками   «воротики».  Дети  проходят  в  них,  продолжая  припевать:

                            Канарейка -  ( имя  девочки)

                            Соловейка – (имя  мальчика)

                            Люди  спросят: «Кто  такой?»

                            (Имя  девочки)   скажет: «Милый  мой»

                              В  конце  девочка  и  мальчик  танцуют.

                                              Пасха

Пасха - праздник праздников, торжество. Название происходит от слова «пейсах», «прехождение», «избавление» - все человечество избавляется от рабства дьяволу, дарует жизнь и вечное блаженство.

В церкви провозглашают воскресение Иисуса Христа, звонят в колокола.

С полей уж снят покров снегов,

И реки рвутся из оков

И в зелени уж ближний лес.

Христос воскрес, Христос воскрес.

Вот просыпается земля

И одеваются поля,

Весна идет, полна чудес,

Христос воскрес, Христос воскрес!

 

Праздник Пасхи длится неделю, которая наполнена различными играми, развлечениями, хождениями в гости. Все поздравляют друг друга, христосятся, то есть целуются, выражая общую радость и всеобщее прощение, а также обмениваются крашеными яйцами, которые, по поверьям, наделяют людей здоровьем, силой, красотой, плодородием.

Яйцо является символом возрождения, а окрашенное в красный цвет знаменует возрождение человечества кровью Иисуса Христа.

Основным пасхальным развлечением являлись игры с яйцами.

1. Катание яиц.

Делается простой деревянный или картонный желоб, вокруг него освобождается ровное пустое место, на котором раскладываются выигрыши (игрушки). Играющие по очереди подходят к катку и катят свое яйцо. Предмет, до которого дотронется яйцо, и выигрывает катящий.

2. Прятание яиц.

Дети делятся на команды. Яйца из картона, пластика прячут. Каждая из команд старается найти как можно больше яиц в отведенное время.

3. «Чоканье» яйцами.

Тупыми или острыми концами яиц стучать друг о друга. Выигрывает тот, чье яйцо не треснет.

В пасхальную неделю на улице разворачиваются массовые гулянья: водят хороводы, устраивают балаганы с кукольными спектаклями-комедиями, на центральной площади вешают большие качели:

На святой неделюшке

Повесили качелюшки –

Сначала покачаешься,

Потом и повенчаешься.

                                               Вознесение

Празднуется через 40 дней после Пасхи. В этот день пекут пироги с

 зеленым луком - «лук от семи недуг».

Ночь под Вознесение - соловьиная, когда соловьи поют громче и звонче.

Вознесение - переход к лету, об этом в народе сложили поговорки.

К Вознесеньеву дню все цветы весенние расцветают.

Цвести весне до Вознесения.

Дошла Весна-красна до Вознесения, тут ей и конец.

И рада бы весна на Руси вековать вековушкою, а придет Вознесеньев  

 день - прокукует кукушкою.

                         Придет Вознесеньев день –

                         Сбросит Весна-красна лень,

                         Летом обернется,

                         За работу в поле возьмется.

В народе считается, что роса на Вознесение - целебная: «Если над вознесенскою росою пошептать слово заветное, да дать больному выпить, то всякое лихо как рукой снимет».

                                                   Троица

Весенне-летний праздник, связанный с расцветом молодой растительности, называли русальной неделей или зелеными святками Центральным днем празднества был Семик - 7-й четверг после пасхального воскресенья, а последний день семицкой недели - Троица, праздник почитания предков и прославления расцветающей природы. Символом этого расцвета была березка. Береза – главный атрибут праздника. В четверг девушки ходили в рощу и там завивали ветки на березах. В Троицын день шли их развивать, гляделись в них, целовались через них, обменивались платочками и кольцами, то есть кумились. Также смотрели, засох ли их венок или нет: если нет, то не будет замужества, а если засох, то будет свадьба или смерть. Вечером бросали венки из цветов и веток березки в реку и смотрели: если он поплывет, то будет перемена в жизни, если нет, то свадьба расстроится.

В этот день утром пекли караваи (бабки), пироги, приглашали гостей. Все веселились, плели венки из цветов для себя и гостей, водили хороводы, участвовали в играх. Как правило, этот праздник отмечался на природе, в рощах, на лугах. Стелилась большая скатерть, на нее ставился большой каравай, украшенный венками из березовых веток и цветов; разные угощения, которые приносились всеми участниками праздника. Этот импровизированный стол в складчину всех объединял, и начиналось веселье, заводился хоровод, который олицетворял вечность жизни. Считалось, что когда люди берутся за руки и водят хоровод по движению солнца, то земля, небо и березка отдают свою живительную силу людям и забирают все зло. Так же символичны и венки. Ведь это тот же круг – олицетворение вечности жизни и ее возвращение.

Береза моя, березонька,

Береза моя белая,

Береза кудрявая,

Стоишь ты, березонька,

Посредь долинушки,

На тебе, березонька,

Листья зеленые.

 

Под тобой, березонька,

Трава шелковая,

Близ тебя, березонька,

Красны девушки.

В семик поют,

Под тобой, березонька,

Венки плетут.

Березу, символ праздника, называли «гостенкой», «кумушкой», «венком». Про нее загадывали такую загадку:

С одного дерева, да 4 угодья:

Первое - от темной ночи свет,

Второе - некопаный колодец,

Третье - старому здоровье,

Четвертое - разбитому связь.

(Ответы: 1 - лучина, 2 - березовый сок, 3 - веник для бани, 4 - оплетение лозой горшка.)

Действительно, изба долгое время освещалась березовой лучиной. При ее свете девушки пряли в долгие зимние вечера, пели протяжные песни, слушали бабушкины сказки.

Березовый сок и сейчас рекомендуют для лечения и профилактики авитаминоза. Кроме того, из березовых листьев готовят витаминный напиток.

Березовый веник все хвори выгоняет в русской бане, и старым, и малым душу веселит, а тело радует, им хлещут себя.

                                            Игры  на  Троицу

    1. «Венок»

   Двое  играющих  берут  в  руки  венок  и  поднимают  его  вверх, образуя  

   ворота.  Остальные  дети  цепочкой  проходят  в  ворота  и  поют:

                             Берёзка девочек  кричала,  к  себе  призывала:

                            -  Идите,  девочки,  на   луг  гулять,

                            Зелёные  веночки  заплетать.

                             -  Мы тебя,  берёзка,  не  согнём,

                            На   тебе  веночки  мы  завьём.

                            - Я  к вам,  девушки  сама  согнусь,

                            Сама  в  веночек  совьюсь,

                        Завивайте  веночки  зелёные,

                             Будьте  весь  год  весёлые.

    Играющие,  которые  образуют  ворота,  кидают  на  голову  кому - нибуь  

    венок и  командуют :  «Венок-венок,  спрячься  в  теремок».    И  тут же  

    участник  игры,  который  получил  венок ,  убегает  и  прячется.  Затем  

    все  идут  искать  венок.  Кто  первый  найдёт  венок,  забирает  его  себе.

   2. «Водяной»

   Играющие  взявшись  за  руки  образуют   круг.  Выбирается  водящий -  

   «водяной».  Он  закрывает  глаза  и  садится    на  корточки  в  центре

    круга.  Играющие  идут  по  кругу  и  говорят:

                             Дедушка – водяной,

                             Что  стоишь  ты  под  водой?

                             Выйди  хоть  на  час,

                             И  поймай  кого  из  нас!

  Затем  произносят «Ночь» -  и  приседают,  а «водяной»  с  закрытыми    

   глазами  идёт  в  любую  сторону,  стараясь  кого-нибудь  поймать.  Поймав  

   кого-нибудь «водяной»  старается  узнать,  кого  он  поймал,  ощупывает  

   голову,  одежду.   Если « водяной»  узнал  пойманного,  то  становится  на  

   его  место,  а  пойманный  и  узнанный  становится

   « водяным».  Если  пойманного «водяной»  не  узнал,  то  он    ещё  раз

   выполняет эту  роль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН ДЛЯДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

КВН ДЛЯДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСВЯЩЕННЫЙ ДНЮ КОСМОНАВТИКИ....

Расскраски длядетей старшейгруппы

Учить детей раскрашивать мелкие детали костюма...

презентация длядетей второй младшей группы на тему " Профессии"

Презентация на тему " Прфессии" для второй младшей группы...

Рецензия програмы по дополнитеному образованию длядетей 3-5 лет "Веселый мяч"

Рецензия №42112131150 от 12.03.2021г.) Образовательный центр ПедагогиУМ...

Картотека игр для развития речи длядетей 2-3 года

Картотека игр для развития речи для детей 2-3 года...

Картотека проектов длядетей дошкольного возраста

картотека проектов спримерными темами, целями и задачами...

Театрализованные игры длядетей подготовительной гр.

Цель: научить будущих артистов выразительности, оживлять фантазию и воображение, совершенствовать образные исполнительские умения. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа....