Проект "Чем богат наш город"
проект (старшая группа)

Дарья Юрьевна Уразбахтина

Проект

"Чем богат наш город"

Старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gorod.docx594.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №144»

Кировского района г. Саратова

                                    «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                                  Заведующий МДОУ «Детский сад №144»

_______________________ Н. В. Каширина

Приказ №______ от « ___» _____________ г.

Проекта

 «Чем богат наш город!»

( в старшей группе)

Проект разработан воспитателем:

                                                                                                                                                                                                                                                                  Уразбахтина Д.Ю.

Саратов 2021г.

Город родной - все родные места,

Здесь отдыхает спокойно душа.

Где бы ты ни был,  где бы ни жил,

Город зеленый, он вечен и мил….



https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=088c1ee742ca11b033e144e80f39a605-l&ref=rim&n=13&w=1080&h=1080

Тип проекта: Среднесрочный.

Участники проекта: Дети старшей группы, родители, воспитатели.

Срок реализации: 13.09-30.09

Цель проекта:

Формировать позитивное, уважительное отношение к родному городу.

Расширять представление детей о том, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями.

Задачи:

1. Расширять представления детей о достопримечательностях своего города, о названиях улиц и его исторических памятниках;

2. Познакомить с символикой нашего города:флаг, герб;

3. Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им;

4. Формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, природе родного края;

5. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили свой город;

6. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.


Планируемый  результат реализации проекта:

1. Освоение доступных знаний об истории возникновения родного города.

2. Активное участие детей в различных видах деятельности (выставках, конкурсах, дискуссиях, литературно-музыкальном досуге).

3. Проявление чувства гордости, любви к своему городу.

Воспитательная ценность:

У детей появилось чувство гордости за свой город, за людей, участвовавших в его создании, за его неповторимую красоту.

Познавательная ценность:

У детей и родителей появился интерес к историческому прошлому нашего города, активность в поиске краеведческого материала, интерес к неповторимой природе родного края.

Умственная ценность:

Расширился и систематизировался объём знаний детей об истории возникновения родного города.

Актуальность:

Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно- патриотического воспитания.

Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать.

Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.


Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.

Чувство родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям сестрам.

Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

«Родной дом» - сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, к семейным традициям. Первые друзья ребенка – детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, - все это включается в представления ребенка родном доме, о своей «изначальной» родине.

Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой придется стать ребенку.

Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира.

Для успешности работы с детьми по ознакомлению с родным краем, где они живут, необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.

Проблема:

Дети знают название города, домашний адрес, c увлечением рассматривают фотографии о родном городе, делятся впечатлениями. Но, беседуя с ними я убедилась в том, что у них отсутствуют знания об истории возникновения родного города, о его символике. Родители не рассказывают детям об истории города, не знакомят с его достопримечательностями. Поэтому я разработала проект "Мой город".

Предварительная работа:

Формулирование целей и задач.

Изучение методической литературы

Составление перспективного плана
Создание развивающей среды
Подбор игр и оборудования
Создание условий для изобразительной и продуктивной деятельности

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Содержание

Сроки

Подготовительный

Первый этап – подготовительный

Рассматривание фотографий и беседа на тему «Как возник наш город».

Просмотр слайдов и видеоматериалов.

Беседа на тему «Гордимся тобой, наш город родной».

06.09-10.09

Практический

Второй этап – реализация проекта

1. История возникновения родного города.

Цель: Вызвать интерес и желание узнать об истории возникновения своего города. Формировать познавательные интересы, любознательность, активность. Воспитывать любовь к родному городу.

2. Памятники города Саратова;

Цель: Расширять и закреплять представления детей о достопримечательностях города Саратова, познакомить с архитектурными особенностями старого города и современных зданий. Воспитывать любовь к родному городу, уважение к тем людям, которые участвовали в его создании.

Рисование «Как я отдыхаю?».

Прочтение стихив.

13.09-30.09

3. Наш любимый город;

Цель: Закрепить понятие - малая Родина. Формировать умение замечать красоту городских улиц, расширять представления детей о родном городе в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к родному краю.

Рисование «Улица, на которой я живу»,

 

4. Совместная и самостоятельная деятельность;

Составление коллажа «Улицы нашего города».

Выставки рисунков «Родная природа», «Городские достопримечательности»

 

5. Создание уголка «Мой город родной».

Коллаж  «Достопримечательности нашего города».

Коллаж «Наш любимый детский сад».

Фотографии «Мой дом и улица, на которой я живу».

13.09-30.09

Заключительный

6. Третий этап – подведение итогов проекта;

 Итоговое занятие "Мы живем в г. Саратове"

Аппликация "Новые дома на нашей улице"

Работа с родителями:

Консультация «Знакомим детей с родным городом».

Совместная деятельность по изготовлению коллажей на данную тему.

30.09

ПРИЛОЖЕНИЕ;

Стихи А.Толстого о родном крае

hello_html_5741cc8e.jpg

Жница». Художник Ф.Сычков

«Ты знаешь край, где все обильем дышит»
Автор: 
А.К.Толстой

Ты знаешь край, где всё обильем дышит,
Где реки льются чище серебра,
Где ветерок степной ковыль колышет,
В вишневых рощах тонут хутора,
Среди садов деревья гнутся долу
И до земли висит их плод тяжелый?
Шумя, тростник над озером трепещет,
И чист, и тих, и ясен свод небес,
Косарь поет, коса звенит и блещет,
Вдоль берега стоит кудрявый лес,
И к облакам, клубяся над водою,
Бежит дымок синеющей струёю?

Ты знаешь край, где нивы золотые
Испещрены лазурью васильков,
Среди степей курган времен Батыя,
Вдали стада пасущихся волов,
Обозов скрып, ковры цветущей гречи
И вы, чубы — остатки славной Сечи?..

«Край ты мой, родимый край»
Автор: 
А.К.Толстой

Край ты мой, родимый край,
Kонский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!
Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!

«Уж ты нива моя, нивушка»
Автор: 
А.К.Толстой

Уж ты нива моя, нивушка,
Не скосить тебя с маху единого,
Не связать тебя всю во единый сноп!
Уж вы думы мои, думушки,
Не стряхнуть вас разом с плеч долой,
Одной речью-то вас не высказать!
По тебе ль, нива, ветер разгуливал,
Гнул колосья твои до земли,
Зрелые зерна все разметывал!
Широко вы, думы, порассыпались…
Куда пала какая думушка,
Там всходила люта печаль-трава,
Вырастало горе горючее!

«И у меня был край родной когда-то»
Автор: 
А.К.Толстой

И у меня был край родной когда-то;
Со всех сторон
Синела степь; на ней белели хаты —
Все это сон!
Я помню дом и пестрые узоры
Вокруг окон,
Под тенью лип душистых разговоры —
Все это сон!
Я там мечтою чистой, безмятежной
Я был любим так искренно, так нежно —
Все это сон!
И думал я: на смерть за край родимый
Я обречен!
Но гром умолк; гроза промчалась мимо —
Летучий ветр, неси ж родному краю,
Неси поклон;
В чужбине век я праздно доживаю —
Все было сон!

Стихи про Саратов

Саратов — любимый,
Саратов — родной!
Сияет в нем Волга,
Плещет волной.
Саратов лесами,


Полями богат,
И каждый просторам
Саратова рад.
«Саратов наш — статный
Город родной», —
Так скажет ребенок
И взрослый любой.
И пусть наш Саратов
Века простоит,
Пусть солнцем сияет
И счастьем горит!

*****

Мой Саратов пахнет нежной дымкой,
Родниками утреннего леса,
Тополиной ласковой пушинкой,
Колыбельной, что звучит из детства!
Мой Саратов звёздами сияет,
Золотой осеннюю листвою,
Белыми снежинками взлетает,
Очарует сказкою ночною!
Мой Саратов Волгою наполнен,
Бесконечным кружевом небесным!
Навсегда тебя таким запомню
Дорогим, уютным и чудесным!

*****

Саратов прекрасный наш город,
Красивый на все времена.
Для всех это сказка и гордость.
Люблю его я не одна.
Сады и большие деревья
Останутся в сердце у нас.
И запах чудесный варенья —
Нас манит к себе каждый раз.
Красивый домами наш город,
И шумом детей во дворе.
Всегда у России есть повод —
Сравнить его чудом полей.
А воздух прозрачный и чистый
На улицу манит меня.
И воздух принёс мне пушистый
И белый цветок с тополя.

Васильева Наталья

*****

Саратов — столицей поволжья
Назвал наш Российский народ
И город тот с помощью Божьей
Идёт ныне только вперёд.

По правому берегу Волги
Раскинулся он среди гор.
Назвать было делом недолгим:
Племянник сказал мне, Егор.

В честь жёлтой горы так назвали
Давно город тот, с этих пор
В Саратове люди видали
И праздник и чей-то позор.

И Разина помнит Саратов,
Когда-то здесь был Пугачев.
Царизм был врагом их заклятым,
Но время так быстро течёт…

Егор наш сегодня взрослее,
А в Энгельсе дядя живёт.
Быть может, себя не жалея,
Поднимет он тот самолёт?

Который обслуживал дядя,
Когда в гарнизоне служил?
На Волгу задумчиво глядя,
Племянник сегодня ловил…

Пусть рыбы поймал он немного,
На реку он шёл не за тем.
За тем, что нашёл он дорогу:
Саратов не знает дилемм…

Гаврюшкин Александр

*****

Хорош Саратов — загляденье!
Въезжай в него и осмотрись:
На улицах между строений,
Репьи кустами разрослись.
Порой по улице широкой
Встречаешь козу иль свинью,
Иль кошки остов одинокий,
Сложившей голову в бою.
Уж если грязь, так грязь такая,
Что люди вязнут с головой,
Но, мать-природу обожая,
Знать не хотят о мостовой.

*****

Город Саратов, зелёный, пригожий,
Пристань студентов, надежда Поволжья,
Пух тополиный под шёпоты волн
И колокольный серебряный звон.
Красавица — Волга
Раскинулась долго,
Зовут пароходы куда-то,
Лазурное небо, небесные воды,
Наш солнечный город Саратов
Волжские дали, обрывы и плёсы,
Утром прозрачные, звёздные росы,
Хлеба душистого сдобный калач
И журавлей улетающих плач.
Красавица — Волга
Раскинулась долго,
Зовут пароходы куда-то,
Лазурное небо, небесные воды,
Наш солнечный город Саратов.
Мост через Волгу — два города-брата:
Энгельс на левом, на правом — Саратов.
Поле широкое дальних окраин,
Где приземлился Юрий Гагарин.
Красавица — Волга
Раскинулась долго,
Зовут пароходы куда-то,
Лазурное небо, небесные воды.

Лапина Алла

*****

Саратов — дом души моей!
Вся родина моя лишь в нём!
Мне даже ночью здесь светлей,
Чем в Петербурге ясным днём!
Мне не нужна Москва — столица.
Не нужно Красных Площадей
Мне не нужны чужие лица!
Родных мне видеть бы людей!
Да, все мы братья, все родные!
Но всё же ближе, по душе,
Кто рядом жил с тобой и с ними,
В теченье многих лет уже.
А как прекрасна Волга наша,
Сияя ночью под Луной.
Нет ничего на свете краше
Под ночной, большой звездой.
Как воздух вспарывает свет,
Как чайки разрывают тишину,
Да… ничего прекрасней нет.
Нет ни во сне, ни на яву.
И Соколовая Гора где Парк Победы,
Где замерли в полёте журавли,
Где Городам-Героям наши деды,
«Места почёта» отвели.
Да, нет Кремля здесь и курантов,
Нет пушек, колокольчиков — царей
Здесь люди полные талантов.
Здесь люди полные идей.
Коль что не так, меня простите,
Но вот, послушайте совет,
К нам приезжайте, погостите!
Вам из Саратова ПРИВЕТ!

Белоусов Антон

*****

Люблю Саратов я бесспорно,
Люблю я свой родимый край
И эти голубые волны,
Летящие как тучи вдаль

И тишину, и безмятежность,
Что ночью дарит город нам,
И нескончаемую свежесть,
Что ощущаешь по утрам

За суету дорог и улиц,
Людей, идущих кто-куда,
За небо, что порой на хмурясь
Стучит по крышам города

Особенно люблю парк Липки,
Где дедушки играют в домино,
Здесь я гуляю шагом тихим,
Задумываясь о былом

Много мест у нас красивых,
Как и людей, что здесь живут,
За это я скажу спасибо
Родному городу Саратову!

*****

Саратов, Сара Тау — желтая гора
Данным давно тебя так окрестили.
И где б не жили наши земляки
Мы верим, что они свой город не забыли.
Все помнят — площадь, кировский район,
И тот вокзал, что их всегда встречает.
И Волгу с ласковой волной
Которая как мать их ласково качает

Живи наш милый город, расцветай
И с каждым годом становись моложе
А что б тебе еще красивей быть
Все силы мы для этого приложим.
Рассадим парки, скверы и сады
Все площади украсим мы цветами,
И пригласим к нам множество гостей
Твой юбилей отметить вмести с нами.

Фадеева Татьяна

*****

Заснул Саратов зимний
В неоновых огнях,
А свет луны унылой
Играет в облаках.
В окнах свет давно потух
И как будто в снах,
Снег летит, ну словно пух
Тает на губах.
Обними меня покрепче,
И согрей своим теплом.
И на сердце станет легче,
Словно тает снежный ком.
Я тебя Саратов буду,
Помнить вечно, и всегда,
Просто ты простому чуду
Дал исполнится тогда.

Sveta

*****

Улочки Саратова,
как вы уцелели,
подвигами ратными
как вас не задели?

Мельничная, Солнечная,
за углом — Лесная,
а за ней — Цветочная,
дальше — Луговая…

Словно лучик в прериях,
различимы еле —
тоненькой артерией
на могучем теле.

Рядом с новостройками
вы как день вчерашний, —
с лужами, помойками,
живностью домашней,

грядками, черешнями,
старой голубятней…
Всех витрин проспектошных
вы стократ занятней.

Здесь зимой — сугробища,
летом — половодье.
Но живут сокровища,
неподвластны моде,

в этих ископаемых,
солнцем озаримых,
чудом обитаемых
улочках старинных…

Кравченко Наталия

*****

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры:

Построим улицу города.

Сюжет игры.

Ребята, однажды, когда я собиралась уходить вечером  домой, мне показалось, что кто-то шепчет, шуршит. Я остановилась и прислушалась. Шепот доносился с наших полочек, я подошла поближе оказывается это, разговаривали наши игрушки, и что я услышала: как хорошо нашим детям они живут в большом красивом городе. В нем есть большие  многоэтажные дома. С родителями они гуляют в красивых парках, ходят на спектакли в театры, а вечером когда идут домой из садика, они могут зайти в магазин, где много всяких продуктов.

А мы вот только стоим на полочках, нас даже иногда  забывают красиво расставить. А нас, могут таскать за волосы: запищали куклы. А нас, загудели машины, бьют о стены и ломают колеса.

И вы знаете мне так жалко стало наши игрушки, что я решила обратиться к вам за помощью .  Давайте вместе подумаем как мы им можем помочь. «Выслушать возможные предложения детей»

Дети: мы им поможем построить детский городок.

Воспитатель: построим?

Дети: да!

Любое строительство начинается с чертежа. Давайте подумаем, что мы построим?

  • Многоэтажные дома
  • Школа
  • Детский сад
  • Гараж
  • Магазин

Я на себя взяла роль главного архитектора и начертила план города

Рассматриваем план города

А теперь можно завозить строительные материалы и начинать строительство.

Итог игры

Все дети принимали активное участие в игре.

Особенно удачно получились постройки:

  • Гараж
  • Детский сад

Строительство нового дома.

«Строим дом»

Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».

Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.

Ход игры:

 Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется …? (дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.

Дидактические игры:

Лото «Наш город».

Задачи: расширять представления детей о предметах и явлениях окружающего мира,развивать пространственное мышление, развивать мелкую моторику рук;

• Ход игры: ведущий берет карточку, называет, что на ней изображено, и показывает игрокам. Тот игрок, у которого на большой карте есть такая же картинка, забирает маленькую карточку себе и закрывает ею соответствующую картинку. Игра продолжается до тех пор, пока один из игроков не закроет всю большую карточку.

«Выложи герб из фрагментов».

Данная игра поможет изучить ребенку Гербы Саратовской области («Геральдика»), что поможет ему углубить знания в символике Саратовской области.Формировать уважительное отношение к государственным символам. Развивать внимание и память ребёнка, логическое и ассоциативное мышление.  Развивать речь ребёнка. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Чтение художественной литературы:
В.Степанов «Что мы родиной зовем».

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0c43/0012483a-a1a9d4de/img8.jpg

В.Степанов «Наш дом».

                              На карте мира не найдешь

                              Тот дом,  в котором ты живешь.

                              И даже улицы родной

                              Мы не найдем на карте той.

                              Но мы всегда на ней найдем

                              Свою страну – наш общий дом

Литература

  1. Алёшина Н. В.  «Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью».
  2. Алёшина Н. В. «Знакомим дошкольников с родным городом и страной»
  3. Вахрушева А.А, Кочемасова, Е.Е.,Акимова Ю.А., Белова И.К.«Здравствуй мир»
  4. Герасимова З., Козачек Н. «Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение их к истории родного края» (из опыта работы).
  5.  Госсударственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы»;
  6. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф. и д.р. «Родной край».
  7.  «С  чего начинается Родина?» Журнал «Управление ДОУ», №6-2003г.
  8. Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина?
  9. Оверчук Т. И. «Мой родной дом» (программа патриотического воспитания).
  10. Пантелеева Л. В..  «Музей и дети»(5-7 лет). М. 2000год.
  11. Программы    «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева и др.,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат" -конспект бинарного занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Журавушка»       «Хочешь есть калачи – не сиди на печи»...

"Как богата осень золотая!"

Открытая деятельность для учителей начальных классов....

"Чем богаты, тем и рады"

Развлечение для старших дошкольников с  использованием русского и кубанского фольклора...

Праздник, посвященный Дню защитника Отечества."Русский солдат умом и силой богат"

Спортивно - игровой  праздник, посвященный Дню защитника Отечества, проведен совместно с родителями с целью:- формировать в детях чувство патриотизма, желание защищать свою Родину;- воспитывать у...

«Огород у нас богатый» Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Рябцевой Татьяны Евгеньевны, воспитателя Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №73 города Тюмени

Развивать логическое мышление, внимание, память, умение анализировать, обобщать. «Речевое развитие»: способствовать развитию связной, совершенствовать грамматический строй, обогащать...

К О Н С П Е К Т Н О Д по проектной деятельности «Смоленск – мой край родной» на тему: «Наш город богат красотой».

Цель: дать детям доступные исторические знания об образовании своего города, его названии, вызвать интерес к истории нашего города.Задачи: 1. Образовательные: познакомить детей со словами "к...