Картотека пальчиковых игр
картотека (младшая группа)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_1.docx28.54 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковых игр 

 

Картотека пальчиковых игр

для детей младшей группы

 

Солнце

Пальцы широко раздвину.

Руки так соединю.

Это солнышко с лучами.

Рады все его теплу.

(Перекрещенные ладони прижать друг к другу),

(пальцы раздвинуты в стороны),

(пошевелить пальцами)

Игрушки

Я с игрушками играю:

Мячик я тебе бросаю,

Пирамидку собираю,

Грузовик везде катаю.

(Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы.) (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

(Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

(Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)

Встали пальчики

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, тише, не шуми,

Пальчики не разбуди.

Встали пальчики – «Ура!»

В детский сад идти пора!

(поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца)

(Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить»)

(С восклицанием «Ура!» — кулачки разжать, широко расставив пальцы.)

Осень

Если листья пожелтели,

Дождь холодный моросит,

Птицы к югу полетели, -

Значит, осень к нам спешит.

(Сжимаем и разжимаем кулачки)

(Стучим пальцем)

(Изображаем крылья)

(Хлопаем в ладоши)

Овощи – фрукты

В огороде много гряд,

Тут и репа, и салат,

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород

Нас прокормит целый год.

(Сжимают и разжимают пальцы.)

(Загибают пальцы поочерёдно.)

(Хлопают в ладоши.)

Домашние животные

Вот, убрав царапки,

кошка моет лапки.

Мордочку и ушки

На своей макушке.

Побежали вдоль реки

Котята наперегонки.

(«Моем руки».)

(Круговые движения ладонью по лицу.)

(Движения ладошками за ушами, как кошка.)

(Двигают указательными и средними пальцами по по-верхности стола от себя к краю. Повторяют несколько раз.)

Домашние птицы

Зёрна курочка клюёт,

И цыплятки тут как тут.

В воду уточка нырнёт,

А цыплятки не нырнут.

(Обе ладошки вместе отклоняем от себя.)

(Щепотки «клюют» по очереди.)

(Ладошки вместе «ныряют» вперёд.)

(Погрозили пальчиком.)

Посуда

Из тарелок, как один,

Суп мы ложками едим.

Вилкой кушаем котлеты,

Ножик режет нам омлеты.

(Ладони вместе перед собой «тарелка».)

(Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

(Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».)

(«Режем» прямой ладонью взад-вперёд.)

Комнатные растения

У нас в горшке расцвёл цветок.

Чтоб стал красив он и высок,

Раскрыл на утро лепестки,

Должны работать корешки.

(Ладошки изображают бутон)

(Поднимаем «бутон» вверх)

(Раскрываем ладошки)

(Опускаем ладошки вниз, соединив тыльной стороной)

Одежда

Обуваем ножки

бегать по дорожке.

Повторяй за мной слова:

Ножка – раз, ножка – два!

В магазине покупают

И на ножки надевают

Папа, мама, брат и я –

Любит обувь вся семья.

Я надену сапоги,

Курточку и шапку.

И на руку каждую

Натяну перчатку.

(Двумя пальцами «шагают» по столу.)

(Сжимают и разжимают пальцы.)

(Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.)

(Сжимают и разжимают пальцы.)

(Загибают пальцы на руках.)

(«Шагают» пальцами по столу.)

(Показываем на ноги,

туловище, голову.)

(Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая –

проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток, смена рук.)

Новый год

-Здравствуй, Дедушка Мороз!

Что в подарок нам принёс?

- Громкие хлопушки,

Сладости, игрушки.

(Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда

Мороза.)

(Руки вперёд ладонями вверх.)

(Хлопнуть в ладоши.)

(Вертим кистями.)

Дикие птицы

Дятел дерево долбит:

Тук-тук-тук.

Целый день в лесу стоит

Стук-стук-стук.

(Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» 

кулачком стучите о неё.)

(Смена рук.)

Зима

Снег ложится на дома,

Улицы и крыши.

Тихо!

К нам идёт зима,

Мы её не слышим…

Что зимой мы любим делать?

В снежки играть,

На лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

(Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)

(Руки «домиком».)

(Палец к губам.)

(«Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

(Рука за ухом.)

(Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.)

Дикие животные

Заяц и ёжик навстречу друг другу

Шли по дорожке по полю, по лугу.

Встретились – и испугались они.

Быстро бежали – поди догони!

Это зайчонок, это бельчонок,

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

(Указательные и средние пальцы обеих рук «идут»

навстречу друг другу.)

(Стукнуть кулачками.)

(Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.)

(Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.)

(Вращают большим пальцем.)

Рыбы

Жил да был один налим,

Два ерша дружили с ним.

Прилетали к ним три утки

По четыре раза в сутки

И учили их считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

(Движения имитирующие движения плавников.)

(Взмахи ладонями.)

(Сжимать и разжимать кулачки.)

(Загибать пальчики.)

«Рубим дрова»

Чтобы печку растопить,

Надо дров нам нарубить.

Рубим, рубим мы дровишки –

Пусть тепло будет детишкам.

(Складываем пальцы в замок)

(Имитируем действия дровосека)

Мама – солнышко мое

Мамочка хорошая,

Мамочка любимая!

Очень я её люблю,

Поцелуи ей дарю!

(Воздушный поцелуй над ладонью.)

(Поцелуй над другой ладонью.)

(Сдуваем с ладони поцелуй.)

(Сдуваем поцелуй с другой ладони.)

Мебель

На кроватке мы поспали,

Вещи в шкаф уже убрали.

Мы на стуле посидели

И за столиком поели.

(Руки под щёку.)

(Свободно двигаем руками – «убираем вещи».)

(Ладонью одной руки накрываем кулак другой.)

(Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

Вот какие мы большие

У меня есть голова,

Грудь, живот, а там – спина,

Ножки – чтобы поскакать, Ручки – чтобы поиграть.

(Слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела)

Цирк. Зоопарк

В зоопарк пришли зайчата, 

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот.

На зелёный, на лужок,

Приходи и ты, дружок.

Сгибание пальцев в кулак в ритме потешки.

При перечислении животных считать пальцы
на обеих руках поочерёдно.

Наступила весна

Вот уж две недели

Капают капели.

Снег на солнце тает

И ручьём стекает.

(Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.)

(Руки ладонями вниз разведены в стороны.)

(Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.)

Транспорт

По шоссе идут машины,

По асфальту едут шины.

По дороге не беги,

Я скажу тебе: «Би-би».

(Крутим воображаемый руль.)

(Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)

(Погрозили пальцем.)

(Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)

Цвет и форма

Мой весёлый круглый мяч,

Щёки круглые не прячь!

Я тебя поймаю,

В ручках покатаю!

(Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)

(Смена рук.)

(Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)

(Покатали воображаемый мяч между ладоней.)

Цветы

Ромашки белые цветки –

Как пальцы маленькой руки.

И вот слетаются жуки

Считать ромашки лепестки.

(Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка».)

(Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному.)

«Солдаты»

Мы солдаты, мы солдаты,

Бодрым шагом мы идём.

В нашу армию, ребята,

Просто так не попадёшь.

Нужно быть умелыми,

Сильными и смелыми!

(Пальцы маршируют по столу.)

(Пальцы сжаты в кулак, указательный палец поднят вверх и покачивается вправо-влево.)

(Ладонь вверх, пальцы растопырены, сжимаются и

разжимаются.)

Скоро лето

Солнцем ласковым согрето,

За весной приходит лето.

Будем в озере нырять

И цветочки собирать.

(«Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

(«Ныряем» соединёнными вместе ладонями от груди

вперёд.)

(«Срываем» одной рукой и «собираем» в другую.)

 

Листопад

Листопад, листопад!

Листья по ветру летят:

С клёна – кленовый,

С дуба – дубовый,

С осины – осиновый,

С рябины- рябиновый.

Полны листьев лес и сад

То-то радость для ребят!

Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают).

Пальцы выпрямить и развести в стороны.

Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.

Указ и большой соединить в виде колечка.

Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.

Хлопки в ладоши.

«Осенью»

Ветры яблони качают.

Листья с веток облетают.

Листья падают в саду,

Их граблями я гребу.

Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками.

Кисти рук расслаблены, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).

Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями

Прогулка по городу

Крышки пальчики обули,

Смело в них вперёд шагнули.

И пошли по переулку

На весёлую прогулку.

Пальцы – словно балеринки,

Но одетые в ботинки.

Каждый пальчик – будто ножка,

Только шаркает немножко.

Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их на указательные и средние пальцы как обувь. И «идём пальцами, как ножками, не отрывая «Обувь» от поверхности стола.

Мои игрушки

Покажу я вам игрушки:

Это курочки пеструшки,

Это зайка,

Это пёс.

Вот машинка без колёс.

Это книжки-раскладушки.

Вот и все мои игрушки.

Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок).

Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони.

Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко).

Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки.

Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть.

Транспорт

Будем пальчики сгибать-

Будем транспорт называть:

Машина, вертолёт,

Трамвай, автобус, самолёт.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

Сжимать и разжимать пальчики.

Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца.

Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого

Профессия-доктор

Много есть профессий знатных,

И полезных, и приятных.

Повар, врач, моляр, учитель,

Продавец, шахтер, строитель…

Сразу всех не называю,

Вам продолжить предлагаю.

соединять пальцы правой руки с большим

соединяем пальцы левой руки с большим

загибать пальцы

сжимать и разжимать кулачки

вытянуть руки вперед ладонями вверх.

Дружба

Дружат в нашей группе

девочки и мальчики.

С вами мы подружим

маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять –

начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять –

мы закончили считать.

соединять пальцы в «замок»

касание кончиков пальцев обеих рук

парное касание пальцев от мизинцев

руки вниз, встряхнуть кистями

Семья

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

С каждой строкой дети загибают по одному пальчику, начиная с большого.

«Мы веселые матрешки»
Мы веселые матрешки,  
На ногах у нас сапожки,
В сарафанах наших пестрых 
  
Мы похожи словно сестры.

Хлопают в ладоши 

Указательным и средним пальцами идут по полу

Соединяют ладошки вместе

Руки в замок

Дом

Я хочу построить дом,

Чтоб окошко было в нём

Чтоб у дома дверь была,

Рядом чтоб сосна росла.

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

Солнце было, дождик шёл,

И тюльпан в саду расцвёл!

Руки сложить домиком, и поднять над головой

Пальчики обеих рук соединить в кружочек

Ладошки рук соединяем вместе вертикально

Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики

Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой

Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения

Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана"

Светофор

Загорелся красный свет:

Стой на месте, хода нет!

Желтый свет впереди:

Будь внимательный и жди!

Никаких препятствий нет,

Когда горит зеленый свет!

Дети соединяют большой и указательные пальцы обеих рук, изображая круг

Два пальца: средний и указательный обеих рук стоят на месте

Дети соединяют большой и указательные пальцы обеих рук, изображая круг

Два пальца: средний и указательный обеих рук стоят на месте

Два пальца: средний и указательный обеих рук шагают по столу

Лыжники

Мы едем на лыжах,

Мы мчимся с горы,

Мы любим забавы

Холодной поры!

Скользить по столу указательным и средним пальцами, изображая движения лыжников

Пирожки

Муку в тесто замесили

А из теста мы слепили: 

Пирожки и плюшки 

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

Всё мы испечём в печи.

Очень вкусно! 

Сжимают и разжимают кулачки

Прихлопывают ладошками, «лепят»

Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук

Обе ладошки разворачивают вверх

Гладят живот.

Папин день

Сегодня праздник всех отцов,

Всех сыновей, всех кто готов,

Свой дом и маму защитить,

Всех нас от бед отгородить!

сжимают и разжимают пальцы

хлопают в ладоши

из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу

сжимают и разжимают пальцы

Ножницы

Режу, режу, ткань верчу, 

Научиться шить хочу!

Исходное положение: Большой, безымянный палец и мизинец прижать к ладони. Указательный и средний пальцы вытянуть вперёд.

Они то расходятся, то сходятся, имитируя движения ножниц. Ладонь располагается параллельно столу. Сначала упражнение выполнять медленно, затем темп ускорить. Следить, чтобы пальцы были прямыми

Речка

Мы над речкой из дощечек 

Строим мостик золотой. 

Через мостик человечек 

Гонит козочку домой.

Шла коза по мостику 

И виляла хвостиком, 

Зацепилась за перила - 

Прямо в речку угодила.

Большой и указательный пальцы левой руки выпрямить, расположить параллельно друг другу и соединить с большим и указательным пальцами правой руки. Остальные пальцы (средний, безымянный и мизинец) выпрямить, прижать друг к другу и удерживать в таком положении.

Мышка

Перед тем как хрумкать сушки,

Ты, мышонок, вымой ушки,

Чтоб услышать шорох кошки,

Что крадётся по дорожке.

Исходное положение. Мизинец и указательный палец согнуты - это "ушки". Средний, безымянный и большой пальцы сомкнуты и вытянуты.

Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой, после - двумя руками одновременно

Лодочка

Две ладошки прижму

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова "паруса подниму" - поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.

Вышла курочка гулять

Вышла курочка гулять

Свежей травки пощипать

А за ней ребятки - желтые цыплятки

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко

Не ходите далеко

Лапками гребите

Зернышки ищите»

шагают двумя пальцами – указательным и средним – каждой руки

щиплющие движения всеми пальцами каждой руки

бегут всеми пальцами обеих рук

хлопают в ладоши

грозят пальцем ведущей руки

гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола

дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой – указательный, большой — средний и т.д.

День Победы

Сегодня праздник всех отцов,

Всех сыновей, всех кто готов,

Свой дом и маму защитить,

Всех нас от бед отгородить!

сжимают и разжимают пальцы

хлопают в ладоши

из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу

сжимают и разжимают пальцы

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Значение пальчиковых игр для развития речи детей....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:  формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."

Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...