Мастер-класс "Создание интерактивных дидактических игр для детей дошкольного возраста средствами программы Microsoft Powerpoint"
методическая разработка

Кожевникова Алёна Алексеевна

Информационные технологии занимают важное место в нашей жизни. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс значительно разнообразило методические средства и приемы педагогов, в том числе позволило включить новые формы работы на занятиях, сделать их интересными и запоминающимися.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан»

«Детский сад комбинированного вида № 22»

http://ds29.detkin-club.ru/editor/1877/images/5e4dcabc8bc0edab372e814452bf948c.jpg

«СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРОГРАММЫ MICROSOFT POWERPOINT»

ВЫСТУПЛЕНИЕ

Бугуруслан – 2018

Информационные технологии занимают важное место в нашей жизни. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс значительно разнообразило методические средства и приемы педагогов, в том числе позволило включить новые формы работы на занятиях, сделать их интересными и запоминающимися.

Стремление к профессиональному совершенствованию всегда приводило педагога к осмыслению своего дидактического инструментария, вооружению новыми инструментами педагогического воздействия.

В наши дни интерес к технологическим приёмам вырос в связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

Мультимедийная презентация – один из эффективных методов организации обучения, очень сильное педагогическое средство. Внедрение этой деятельности позволяет педагогу организовать освоение современных информационных технологий, сформировать необходимые навыки самостоятельной работы с современными системами, позволяет одновременно использовать различные способы представления информации. Однако, в большинстве случаев педагоги используют презентацию как средство для демонстрации учебного материала, не зная всех возможностей программы Microsoft PowerPoint. Необходимо изучать технические компоненты программы, что позволит постепенно повышать уровень своей компьютерной грамотности, а также поможет создавать цифровые электронные ресурсы, используемые для повышения эффективности образовательной деятельности.

Повышение мотивации ребенка к образовательной деятельности – одна из основополагающих задач профессиональной деятельности педагога. Современные ИКТ-средства позволяют нам значительно расширить привычный набор учебных упражнений, дополнив их обучающими презентациями. Такие презентации позволяют снять рабочее напряжение детей и при этом повысить их интерес и познавательную активность, их можно использовать на различных этапах: в качестве дидактических игр, тренировочных упражнений, во время организации образовательной деятельности.

Интерактивные презентации разработаны на основе дидактических играх – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения, детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

В чем принципиальное отличие интерактивной игры от обычной иллюстрации? Конечно же, активной работой играющего, возможностью самостоятельно выбрать вариант ответа и тут же увидеть верный он или нет (выбрать правильный ответ, в результате ему громко аплодируют, неверный результат просто исчезает). Самого ребенка интересует: сюжет игры, мотив, игровая задача и способ выполнения игровой задачи, красочность.

Мультимедийная дидактическая игра пришла на смену обычным обучающим играм. Игра, имеющая, жесткий алгоритм проведения, легко ложится на язык компьютерного программирования.

Интерактивные игры неизолированы от педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения. Они не заменяют традиционных игр и занятий, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.

Для создания таких игр можно воспользоваться обычным офисным приложением Microsoft PowerPoint, которое позволит воплотить в жизнь любой творческий замысел. Возможностей этого приложения достаточно для педагога, который не знаком с программированием и просто является пользователем программы для создания презентаций.

Представляю вашему вниманию мастер-класс для педагогов по теме: «Создание интерактивных дидактических игр для детей дошкольного возраста средствами программы Microsoft Powerpoint».

Цель мастер-класса - расширение познания воспитателей в области овладения информационно-компьютерными технологиями средствами создания интерактивной игры в программе Microsoft PowerPоint.

Поставленная цель обуславливает следующие задачи:

  • создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
  • познакомить с возможностями программы Microsoft PowerPoint;
  • объяснить и отработать на практике технологию вставки и настройки триггеров.

Содержание мастер-класса: пошаговое описание создания интерактивной игры «Кто, где живёт» с использованием триггеров и гиперссылок в программе Microsoft PowerPоint.

Для создания дидактической игры в программе PowerPoint педагог должен:

  1. Разработать понятные для дошкольников правила и увлекательный сюжет игры (обеспечить возможность выбора вариантов содержания изучаемого материала, выбора режима работы).
  2.  Составить конспект, где должен описать алгоритм действий (все действия показывать стрелками, мигающими значками, выделением, увеличением размера объекта. Это позволит ребенку сосредоточить внимание на нужном объекте, запомнить порядок действий).
  3.  Определить цель и обучающие задачи игры.
  4.  Определить действия дошкольника в игре, направленные на решение обучающей задачи.
  5.  Задать игровую мотивацию (что будем делать, для кого и для чего).
  6.  Показать дошкольникам способ выполнения задания (как это делать).

Создание интерактивной игры происходит в несколько этапов: 

  1. Уточнение идеи (тема, задачи).
  2. Подбор материала (формулировка заданий, выбор фона и объектов).
  3. Создание макета презентации и наполнение ее содержанием.
  4. Определение эффектов для верного и неверного выборов и добавление их в презентацию.

Обучающие игры в программе PowerPoint по сложности создания можно разделить на три уровня:

  1. На слайдах имеется только текстовая информация.
  2. В задания, или ответы вставляется графика, анимации.
  3. Игра дополняется звуковыми эффектами.

Таким образом, учитывая вышесказанное, даже самая тривиальная игра, проводившаяся педагогом без компьютера, в мультимедийном переложении заиграет новыми гранями, станет более привлекательной.

Перед тем, как приступить к созданию интерактивной игры, разберем некоторые понятия.

Анимация — это технология, которая позволяет создавать иллюзию динамичного движения статичных объектов для привлечения и удерживает внимание человека.

Триггер — это некоторый объект слайда (например: рисунок, фигура, кнопка, текстовое поле), при щелчке которого выполняется некоторое действие.

Использование триггеров в обучающих играх позволяет сделать их интерактивными.

Гиперссылка – это выделенные слова или рисунки, при выборе которых щелчком мыши происходит переход на другой слайд презентации или на любую программу компьютера.

Управляющие кнопки — это готовые кнопки, которые можно вставить в презентацию и назначить им нужное действие.

Интерактивная игра «Кто, где живёт?»

Цель: систематизация знаний детей о месте проживания диких и домашних животных.

Задачи:

- продолжить знакомить детей с дикими и домашними животными;

- способствовать развитию логического мышления.

Правило: разместить животных в соответствии с местом проживания.

Возраст: 3-4 года.

Создание интерактивной игры «Кто, где живёт?»

  1. Открыть программу Microsoft PowerPoint:

Пуск→Microsoft Office→ Microsoft Office PowerPoint или на рабочем столе щелчок правой кнопкой мыши→ Создать→ Презентация Microsoft PowerPoint).

  1. Убрать лишнее со слайда (Заголовок слайда, Подзаголовок слайда), сделать его пустым:

Выделить «Заголовок слайда» → щелчок правой кнопки мыши →Вырезать

  1. Создать пустые слайды:

Главная→ Создать слайд→ Дублировать выбранные слайды.

Выполняйте эту команду 8 раз. У вас должно получиться 9 слайдов.

  1. Вставить название игры:

Вставка → WordArt → Заливка → Ввести название игры «Интерактивная дидактическая игра «Кто, где живёт?»Вставить командную кнопку «Играть»:

Вставка → Фигура → Надпись → Выделить небольшую область → Написать «играть».

Выровнять по центру → Выделить слово «играть» → изменить шрифт на Times New Roman пт. 32 → Все прописные.

Выделить надпись «играть» → Средства рисования → Изменить фигуру → Прямоугольник: скругленные углы.

Выделить надпись «играть» → Средства рисования → Контур фигуры → Синий → Толщина 3 пт. → Заливка фигуры→ Голубой: акцент 1

  1. Вставить гиперссылку кнопки «играть»:

Выделить надпись «играть» → Вставка → Действие → Настройка действия → Перейти по гиперссылке → Следующий слайд → Ок.         

  1. На втором слайде указать цель, задачи, правила игры, а также возраст игры:

Вставка → Фигура → Надпись.

  1. Вставить управляющие кнопки «На главную», «Вперед или Следующий»:

Вставка → Фигуры → Управляющие кнопки →Управляющая кнопка: «На главную» (домик) → Нарисовать фигуру → Настройка действия → Перейти по гиперссылке → Первый слайд → Ок.

Вставка → Фигуры → Управляющие кнопки →Управляющая кнопка: «Следующий» (стрелка вперед) → Нарисовать фигуру → Настройка действия → Перейти по гиперссылке → Следующий слайд → Ок.

Вставка → Фигуры → Управляющие кнопки →Управляющая кнопка: «Предыдущий» (стрелка назад) → Нарисовать фигуру → Настройка действия → Перейти по гиперссылке → Предыдущий слайд → Ок

  1. Создать фон 3 слайда:

Щелчок правой кнопкой мыши → Формат фона → Рисунок или текстура → Файл →Выбираем на рабочем столе изображение → Ок.

Вставить управляющие кнопки «Предыдущий», «На главную», «Следующий»

  1.  Вставить варианты ответа:

Вставка → Фигуры → Овал→ Нарисовать овал → Щелчок правой кнопки мыши → Формат фигуры→ Рисунок или текстура → Файл → Выбираем на рабочем столе изображение → Ок.

Выделить фигуру → Средства рисования → Контур фигуры → Красный → Толщина 3 пт.

По такому же алгоритму вставить еще 2 изображения.

  1. Вставить анимации и триггеры на варианты ответа:

Выделить первое изображение → Анимация → Пульсация→ Область анимации→ Триггер → По щелчку → Рисунок 3.

Выделить второе изображение → Анимация → Другие пути перемещения → Вниз → Переместить стрелку на берлогу → Область анимации→ Триггер → По щелчку → Овал 2.

Выделить третье изображение → Анимация → Пульсация→ Область анимации→ Триггер → По щелчку → Рисунок 4.

По такому же алгоритму выполнить остальные 6 игровых слайдов

12.  Последний слайд:

Вставка → WordArt → Заливка → Ввести «Молодец».

Вставка → Рисунок→ выбрать изображения→ Ок ( 2 раза).

Вставка → Фигуры → Управляющие кнопки →Управляющая кнопка: «На

главную» (домик) → Нарисовать фигуру → Настройка действия → Перейти по гиперссылке → Первый слайд → Ок

Вставка → Фигуры → Управляющие кнопки →Управляющая кнопка: «Предыдущий» (стрелка назад) → Нарисовать фигуру → Настройка действия → Перейти по гиперссылке → Предыдущий слайд → Ок.

Создавая игру, не забываем о её продолжительности. Время игры зависит от возраста детей. Если это дети 2-3 лет, то игра займет не более 3 - 5 минут. Ребёнок 4 – 5 лет может работать 7-10 минут. Для детей 6 - 7 летнего ребенка игра не должна длиться более 10 - 15 минут. Хорошо предусмотреть отдых для глаз, зрительную гимнастику.

Создание интерактивной дидактической игры – творческий процесс. Всегда можно скорректировать дидактическое задание в соответствии с теми или иными задачами работы с детьми.

Это такой простор для фантазии!  Увлекайтесь сами, увлекайте коллег и родителей! Это просто и интересно!

Развивающая дидактическая игра - эффективный способ мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

Кожевникова Алёна Алексеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивно - дидактическая игра для детей дошкольного возраста «Большое путешествие»

Представляю вашему вниманию интерактивно – дидактическую игру «Большое путешествие» для использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.Интерактивная игра «Большое путешествие» предназна...

Интерактивная дидактическая игра для детей дошкольного возраста «Что бывает?»

Дидактическая игра для детей дошкольного возраста «Что бывает?»  Цель: развивать речь, мышление, остроту ума, закреплять знание цветов спектра....

Создание интерактивных дидактических игр для детей дошкольного возраста средствами программы Power Point

Создание интерактивных дидактических игр для детей дошкольного возраста средствами программы Power Point...

Консультация для педагогов и родителей «Создание интерактивных дидактических игр для детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов и родителей «Создание интерактивных дидактических игр для детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс для воспитателей «Создание интерактивных дидактических игр для детей дошкольного возраста».

Цель:Расширение познания в области овладения информационно-компьютерными технологиями по средствам создания интерактивной игры в программе Power Pоint.Задачи:создать условия для профессионального...

Консультация для педагогов и родителей «Создание интерактивных дидактических игр для детей дошкольного возраста»

           Компьютер является одним из эффективных современных технических средств, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания, образов...

Мастер класс по созданию интерактивных игр для детей дошкольного возраста в программе Microsoft Power Point

В статье представлено пошаговое создание интерактивной игры по финансовой грамотности «Заполни  копилки монетками» для детей дошкольного возраста с целью закрепления уже полученных зн...