Подвижные игры для детей среднего дошкольного возраста
материал (средняя группа)

Борисова Мария Иннокентьевна

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Воспитательское значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. В целях всестороннего развития и воспитания  ребенка широко используются подвижные игры. Игра для детей – это важное средство самовыражения, проба сил, развитие физических качеств. Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания, ловли – и поэтому является самым универсальным и незаменимым средством в развитии физических качеств.

Исходя из вышеизложенного, мною разработан сборник подвижных игр, который актуален для развития физических качеств: сила, быстрота, выносливость.

Цель сборника: развивать физические качества детей посредствам подвижных игр.

Данный сборник подвижных игр строится по следующим принципам:

• Принцип доступности и учету возрастных особенностей детей;

• Принцип систематичности и последовательности проведения подвижных игр;

• Принцип прогрессирования;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижные игры для детей среднего дошкольного возраста

Борисова Мария Иннокентьевна, воспитатель

МБДОУ Д/с №84 «Искорка»

Пояснительная записка

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Воспитательское значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. В целях всестороннего развития и воспитания ребенка широко используются подвижные игры. Игра для детей – это важное средство самовыражения, проба сил, развитие физических качеств. Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания, ловли – и поэтому является самым универсальным и незаменимым средством в развитии физических качеств.

Исходя из вышеизложенного, мною разработан сборник подвижных игр, который актуален для развития физических качеств: сила, быстрота, выносливость.

Цель сборника: развивать физические качества детей посредствам подвижных игр.

Данный сборник подвижных игр строится по следующим принципам:

• Принцип доступности и учету возрастных особенностей детей;

• Принцип систематичности и последовательности проведения подвижных игр;

• Принцип прогрессирования;

Подвижные игры подбирались разнообразного содержания с учетом интересов детей.

"КОТ ИДЕТ"

Водящий - "кот", у себя в "доме". Все остальные - "мышки" в "норках". Руководитель говорит: "Мышки, мышки выходите, порезвитесь, попляшите. Выходите поскорей, спит усатый кот - злодей!". "Мышки" выбегают на середину площадки и начинают приплясывать со словами: "Тра-та-та, тра-та-та, не боимся мы кота!". По сигналу учителя "Кот идет!" все "мышки" замирают на месте без движения. "Кот" крадется к ним и того, кто шевелится, забирает к себе в "дом". "Кот" охотится до слов учителя "Кот ушел!". Кот уходит, а мышки опять начинают бегать. Кот выходит 2-3 раза. Затем подсчитываются пойманные мыши и выбирается новый кот.

Правила. 1. Когда кот охотится, мышкам нельзя шевелиться. За спиной кота мышки могут менять позу, делать движения, но, чтобы кот не видел.

2.Пойманные мыши сидят в доме кота до его смены.                    

Проводить под музыку: мышки двигаются под одну музыку (полька, галоп), кот - под другую (марш, вальс).

"КТО ЛЕТАЕТ"

Играющие стоят в шеренге или в кругу. Руководитель называет одушевленные и неодушевленные предметы, которые летают и не летают, поднимая руки вверх. Дети же должны поднимать руки вверх и отвечать хором "летает" только в том случае, если предмет действительно летает. Если предмет не может летать, дети, не поднимая рук, хором отвечают "не летает".

Правило. Тот, кто ошибся, делает шаг вперед.

"НЕБО, ЗЕМЛЯ, ВОДА"

Играющие стоят в шеренге или в кругу. Сначала руководитель говорит "небо" и поднимает руки вверх, "земля" - руки идут вниз, "вода" - руки

вперед. Дети повторяют движения учителя. Затем руководитель, произнося "небо", "вода", "земля", делает не всегда соответствующие движения. Дети же должны поднимать руки вверх по слову "небо", опускать их по слову "земля" и поднимать вперед по слову "вода".

Правило. Тот, кто делает движение руками, не соответствующее названию, проигрывает и делает шаг вперед.

"СМЕНА ШЕРЕНГ"

Две команды стоят в шеренгах друг против друга (лицом в центр) и выполняют общеразвивающие упражнения. По сигналу руководителя (свисток, хлопок, показ флажка) игроки команд бегут на противоположную сторону и занимают место противоположной команды или обе команды поворачиваются направо (налево) и бегут на место другой команды. Команда, игроки которой лучше, красивее, согласованно и правильно выполнят упражнения, быстрее и организованнее сделают пробежку, получает очко. Команда, набравшая наибольшее количество очков, считается победителем.

Варианты. 1. Каждая команда возвращается в исходное положение, т.е. каждый игрок совершает полный круг и становится на свое место.

2. Если руководитель дает один сигнал (свисток), команды поворачиваются направо и бегут, другой сигнал (хлопок) ֊ команды поворачиваются налево и осуществляют перебежку.

3. После сигнала руководителя играющие осуществляют перебежку заданным способом движения (правым, левым боком, прыжками, на четвереньках).

4. Команды меняются местами кратчайшим путем.

5. Использовать различные и.п.: стоя спиной друг к другу; сидя лицом или спиной друг к другу; лежа на животе, спине.

"ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ"

Игроки команд строятся в колонны. Напротив каждой команды в 10-12 м находится обруч. У каждого капитана команды в руках по 2 мяча. По свистку капитаны катят мячи до обруча и оставляют их в нем, возвращаются к команде, второй игрок бежит к обручу и катит мячи обратно, передает мячи следующему. Побеждает та команда, которая быстрее выполнит задания.

Правило. Если мяч потерян, игрок подбирает его и начинает движение снова, с места потери.

Игры с бегом

"ФИЗКУЛЬТУРА"

Играющие располагаются за линией старта и с окончанием слов:

Спорт, ребята, очень нужен.

Мы со спортом очень дружим.

Спорт - помощник, спорт - здоровье!

Спорт - игра! Физкульт-ура!

 - все наперегонки бегут к финишу. Побеждают первые 3 игрока, пересекшие финишную линию. Бежать можно только после слов "Физкульт-ура!" А победителей можно ставить на 1-2 шага дальше линии старта.

"МЫ ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА"

Играющие располагаются за линией старта, а ловишка-водящий находится в центре, между линиями старта и финиша. После слов:

Мы веселые ребята,

Любим бегать и скакать,

Ну, попробуй нас догнать,

Раз, два, три, лови!

- все перебегают на противоположную сторону, за линию финиша, а ловишка салит, дотрагиваясь до бегущих. После 2-3 перебежек подсчитываются пойманные и выбирают нового ловишку.

Правила. 1. Салить можно только до линии финиша.

2. Тот, до кого дотронулся ловишка, пойман.

"ХИТРАЯ ЛИСА"

Играющие стоят в кругу на расстоянии одного шага друг от друга с закрытыми глазами. Руководитель незаметно дотрагивается до одного    из них, и он становится "хитрой лисой". По сигналу "Можно" дети открывают глаза и внимательно смотрят друг на друга, пытаясь угадать, кто "лиса". Затем хором 3 раза спрашивают: "Хитрая лиса, где ты?". После этого лиса выбегает в середину круга, поднимает руку вверх и говорит: "Я здесь!". Дети разбегаются, а лиса их ловит, дотрагиваясь рукой. Пойманного отводит в "дом". Когда пойманы 2-3 человека, руководитель дает команду "В круг!" и игра возобновляется снова.

Правила. 1. Если лиса выдала себя как-нибудь, выбирается другая лиса    2. Пойманным считается тот, до кого лиса дотронулась рукой.

"ПОСПЕШИ, НЕ УРОНИ"

Играющие стоят в шеренге на линии старта с мешочками песка (малыми мячами) на голове или на ладони вытянутой вперед руки. По сигналу руководителя бегут за линию финиша, стараясь обогнать друг друга и не уронить мешочек.

Правила. 1. Побеждают первые трое играющих, пересекшие линию старта и не уронившие мешочек.

2. Руками трогать мешочек нельзя.

3. Уронивший мешочек или удерживающий его руками считается проигравшим.

"МЫШЕЛОВКА"

Играющие делятся на две неравные подгруппы: в меньшей (примерно одна треть играющих) участники, взявшись за руки, образует круг - мышеловку. Остальные - мыши, находятся за кругом. Мышеловка идет по кругу со словами:

Ах, как мыши надоели,

Все погрызли и поели,  

Берегитесь же, плутовки,

Доберемся мы до вас.

Вот поставим мышеловки –

Переловим всех сейчас!

Мышеловка останавливается, дети поднимают руки вверх, образуя ворота. Мыши забегают и выбегают из мышеловки. По сигналу руководителя "Хоп" дети, стоящие в кругу, опускают руки - мышеловка захлопывается.

Правила. 1. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными и становятся в круг.

2. Когда мышеловка захлопнулась, нельзя подлезать под руки стоящих в кругу или пытаться разорвать их.

3. Мыши не должны стоять внутри круга и за ним, они все время должны перемещаться через мышеловку.

"ГУСИ-ЛЕБЕДИ"

Играющие - "гуси" (Г), пасутся на лугу. Водящий -"волк", находится в своем логове. "Пастух" (П) находится возле дома и спрашивает гусей:

П. - Гуси, гуси!                 Г. - Нам нельзя. Серый волк,

Г. - Га, га, га!                        под горой, не пускает нас домой!

П. - Есть хотите?                 П. - Так летите, как хотите.

Г. - Да, да, да!                     Только крылья берегите.

         П. - Так летите!

"Гуси", расправив крылья (вытянув руки в стороны), летят через луг домой, а "волк", выйдя из логова, старается их поймать (коснуться рукой). Пойманные "гуси" идут в логово. После 2-3 перебежек меняется водящий - "волк". Подсчитывается количество пойманных "гусей", отмечаются самые ловкие дети.

"ЛОВИШКИ"

Играющие располагаются по всей площадке, а водящий - ловишка, находится в центре площадки. После слов руководителя "Раз, два, три -лови!" дети начинают убегать, а водящий их ловит (касается рукой). Тот, кого коснулся водящий, отходит в сторону. Ловишку меняют после того, как он поймал 5-6 детей.

Варианты. 1. Тот, кого коснулся ловишка, становится водящим, он поднимает руку и кричит: "Я ловишка!".

  1. У ловишки в руках может быть мяч, гимнастическая палка, которой он салит убегающих и передает тому, кого поймал.
  2. "Ноги от земли" - если игрок отрывает ноги от земли (встанет на скамейку, повиснет на канате и т.д.), его салить нельзя.
  3. Салки с приседанием - присевшего игрока салить нельзя, но сидеть можно не больше 3 сек, водящий может стоять и считать до трех, а шрок должен подняться и убежать.
  4. Осаленный игрок становится в стойку ноги врозь, руки вверх и ждет до тех пор, пока кто-либо из игроков не пролезет под его ногами, Смена

водящего через 2-3 мин.

     Правило. Новый ловишка не может ловить сразу предыдущего ловишку.

"ПЯТНАШКИ"

Та же игра, что и "Ловишки", но осаленный игрок кладет руку на осаленное место и старается осалить следующего игрока, держась за осаленное место.

"ПАРНЫЙ БЕГ"

Команды стоят в колоннах по 2, взявшись в парах за руки. По сигналу руководителя первые пары в обеих командах бегут, обегают фляжки (стулья и т.п.) и возвращаются в конец своей команды. Пара, прибежавшая первой, приносит своей команде очко. Пара, разорвавшая руки, считается проигравшей.

"ЗЕМЛЯ, ВОЗДУХ, ВОДА"

Играющие находятся в любой из обозначенных частей площадки "воздух", "земля", "вода". Водящие (2 человека) располагаются за площадкой друг против друга. Руководитель называет животное и играющие перебегают в ту часть площадки, где оно живет, и приседают там ("воробей" - "воздух", "кит"-"вода", "заяц"-"земля"). Водящие во время перебежек стараются осалить как можно больше детей.

Правила. 1. В местах, обозначенных "земля", "вода", "воздух", салить нельзя.

2.Осаленные, неправильно перебежавшие штрафуются.

"ЭСТАФЕТА ЗВЕРЕЙ"

Играющие выстраиваются в 2 колонны и рассчитываются по порядку. Первые номера называются "медведями", вторые - "лисами" и т.д. Руководитель называет животное и дети, носящие его название, бегут, обегают ориентир и становятся на свое место. Первый получает 1 очко, второй - 2 очка и т.д. Команда, набравшая меньше очков - выигрывает.

"УГАДАЙ - КТО?"

Трое водящих выходят из зала, остальные рассчитываются в шеренге по 3 или по 4. Каждый номер получает имя сказочного героя: "Буратино", "Айболит", "Пьеро" и т.п. Стоя в шеренге, играющие начинают изображать персонажей. А вернувшиеся водящие должны определить, кто из них Айболит, кто Буратино, кто Пьеро. Отгаданные выходят из строя. Побеждает тот, кто больше отгадал, и дети, наилучшем образом выразившие героев.

"У КОГО ПРЕДМЕТ"

Играющие стоят в кругу, вплотную друг к другу, лицом в центр. В центре круга - водящий. Стоящие в кругу по сигналу руководителя стремятся незаметно для водящего передать друг другу предмет (мяч, кубик, флажок и т.п.). Задача водящего - внимательно следить за действиями играющих и угадать, у кого предмет, и указать или назвать его. Если угадал, меняются местами, нет - игра продолжается.

"ШАР ЗА ЧЕРТУ"

Игроки 2 команд свободно располагаются на площадке. Задача каждой команды перебить мяч за лицевую черту противника. Игра начинается по свистку с центра поля, вбрасыванием (спорный). После каждого перебитого мяча игра возобновляется вбрасыванием из-за лицевой линии. Мяч должен быть мягким (надувной шар). Правило. Мяч ударяют только рукой.

"У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ"

"Медведь" - водящий, находится за линией, очерченной в углу зала - в берлоге. Остальные играющие - в доме, за линией. Они выходят из дома со словами:

 У медведя в бору грибы, ягоды беру.

 А медведь не спит и на нас рычит!

По ходу они наклоняются, приседают, делая вид, что собирают грибы, ягоды. После слова "Рычит!" "медведь" выбегает из берлоги и старается поймать как можно больше детей (осалив их), а дети бегут в дом. Пойманные дети идут в берлогу.

Правила. 1. В доме ловить нельзя.

2. Играющие должны идти к берлоге, а не останавливаться в центре зала.

3. В конце определяется "медведь", поймавший больше всех детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры для детей среднего дошкольного возраста

Представлены подвижные игры которые можно использовать  на занятии и на прогулке....

Презентация "Подвижные игры для детей среднего дошкольного возраста"

Я предлагаю Вашему вниманию  картотеку подвижных игр, которые можно использовать в работе с дошколятами в любой отрезок времени. Подвижные игры развивают слуховую память, ориентацию в  прост...

Подвижные игры для детей среднего дошкольного возраста

Подвижные игры для детей среднего дошкольного возраста...

Подвижные игры для детей среднего дошкольного возраста с нарушением функций опорно- двигательного аппарата.

Подвижные игры, как средство физического воспитания и профилактика нарушения функций опорно-двигательного аппарата....

Подвижные игры для детей среднего дошкольного возраста

Подвижные игры для детей среднего дошкольного возраста...

Подвижные игры для детей среднего дошкольного возраста

Все дети обожают двигаться, бегать наперегонки, прыгать, кататься на велосипеде. Так почему же не сделать это основой для подвижных игр, которые помогут общему развитию ребенка, вместе с его физическо...