Кто притаился в темноте? Консультация для родителей
консультация (подготовительная группа)

Чевалкова Татьяна Алексеевна

Страх – это одна из первых эмоций, которую испытывает новорожденный младенец, связана с ощущением опасности. Уже в первые месяцы жизни ребенок начинает пугаться, сначала резких звуков, затем незнакомой обстановки, чужих людей. С ростом ребенка часто вместе с ним растут и его страхи. Чем больше расширяются знания малыша, и развивается фантазия, тем больше он замечает опасностей, которые подстерегают каждого человека. Грань между нормальным, охранительным страхом  и страхом патологическим нередко оказывается размытой, но в любом случае страхи мешают ребенку жить. Страхам особенно  подвержены ранимые, чувствительные, повышенно самолюбивые дети.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 20._kto_pritailsya_v_temnote.doc256 КБ

Предварительный просмотр:

Кто притаился в темноте?

Страх – это одна из первых эмоций, которую испытывает новорожденный младенец, связана с ощущением опасности. Уже в первые месяцы жизни ребенок начинает пугаться, сначала резких звуков, затем незнакомой обстановки, чужих людей. С ростом ребенка часто вместе с ним растут и его страхи. Чем больше расширяются знания малыша, и развивается фантазия, тем больше он замечает опасностей, которые подстерегают каждого человека. Грань между нормальным, охранительным страхом  и страхом патологическим нередко оказывается размытой, но в любом случае страхи мешают ребенку жить. Страхам особенно  подвержены ранимые, чувствительные, повышенно самолюбивые дети.

Самым распространенным страхом у дошкольников является страх темноты. Помочь ребенку преодолеть этот страх должны взрослые, в первую очередь родители.

 Итак, для начала попытайтесь разобраться в истинных причинах страха. Присмотритесь к своему поведению. Может оказаться, что за страхом прячутся совершенно иные чувства. Например, ревность. В других случаях это может оказаться скрытым протестом против излишнего, навязчивого внимания взрослых. Когда они шагу ребенку самостоятельно ступить не дают. И внешне он с этим смиряется. Такие дети вообще бывают покладистыми, неконфликтными. Но когда речь заходит о темноте, они проявляют невероятное упорство.

Если же в страхе перед темнотой нет никакой подоплеки, придумайте с ребенком игры, в которых обязательно должна быть «ночь».

Например, каждый вечер, укладывая ребенка спать, ложитесь с ним рядом, естественно, при включенном свете. Накрывайтесь одеялом с головой и тихонько приговаривайте: «Мы с тобой маленькие зверюшки, мы лежим в уютной норке. На улице темно, холодно, идет дождь, а у нас с тобой тепло и уютно. И никто к нам сюда не придет, никого мы не пустим».

Многие дети даже с мамой побаиваются лежать в темноте – норовят проделать щелку, чтобы под одеяло проникал свет. Но убедите малышка, что когда темно, играть интереснее.

Когда ребенок привыкнет, можно вместо люстры включать настольную лампу. А в игре пусть появится смелый медвежонок, которого зовут также, как вашего малыша.

Постепенно вы придете к тому, что лампочка будет гореть только в коридоре, а ребенок будет сам напоминать, что верхний свет нужно выключить.

Несколько рекомендаций родителям:

  • Не дожидайтесь, пока у ребенка разовьются страхи, оставляйте в его комнате зажженный ночник или торшер.
  • Не гасите свет в коридоре, чтобы ребенок не боялся выйти ночью в туалет.
  • Детская комната не должна находится далеко от комнаты родителей.
  • Если какие-либо предметы пугают ребенка в темноте своими очертаниями, уберите их в другое место. Уговоры, что они совсем не страшные, не действуют.
  • Днем обыграйте пугающие предметы.
  • Затевайте игры в затемненных уголках квартиры.
  • В выходные и праздничные дни ужинайте при свечах. Это выглядит торжественно и помогает ребенку привыкнуть к полумраку.  

Источники:

1.Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций, М., 2004.

 2.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей, Ярославль, 1997.э

3. Малюткина Н.В. Я хороший, или советы по коррекции поведения ребенка. СПб, 2003.

4. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога, Р-н-Д, 2003.

Составила: Воспитатель Чевалкова Т.А.

Ночные страхи у детей

  1. не хочет просыпаться: в том мире значительно лучше
  2. не может отойти от кошмарного сна, рано просыпается, капризный, вялый, беспокойно спит, говорит во сне, стонет, кричит, вскакивает в страхе и бежит к родителям, ребенок просится спать вместе с родителями – все это свидетельствует о том, что у ребенка невротическая зависимость от родителей. Это  показатель того, что ребенок неуверен в себе и нуждается в дополнительной теплоте и ласке.
  3. постоянно снятся чудовища, скелеты, черти и тому подобные существа – заселение ночного пространства ребенка чудовищами указывает на нарушения душевной целостности ребенка, ослабление или недоразвитие психической защиты и на крайности в отношении взрослых.
  4. во сне происходят пугающие превращения в кого-то – страх несоответствия, не принятия себя, страх изменения своего «Я», чаще наблюдается у детей, чьи родители требовательные и принципиальные.
  5. разлука с матерью во сне – ранний опыт беспокойства в связи с затруднениями эмоционального контакта с матерью.
  6. беззащитность во сне  - физические наказания, частые угрозы родителей, жестокое обращение с ребенком.
  7. ребенок оказывается один на один с персонажами, угрожающими его жизни – нелюбовь к ребенку, эмоциональное неприятие.
  8. когда во сне побеждают какие-либо злые силы – наблюдается у детей, которые часто испытывают эмоциональную неотзывчивость родителей, неспособность своевременно прийти на помощь.
  9. коварство сказочных персонажей – это показатель неискренности родителей.
  10. внезапность появления сказочных персонажей – свидетельство  неопределенного поведения взрослых.
  11. неприятности во сне, направленные на дом ребенка – ребенок очень эмоционально переживает конфликт в семье.
  12. угроза жизни ребенка – ипохондрическая атмосфера в семье и неотзывчивое отношение к ребенку.
  13. потеря родителей – отсутствие положительного отношения к ребенку, перемен.
  14. преследования, погони, угрозы - высокий уровень внутреннего беспокойства и неотреагированная агрессия.
  15. когда во сне ребенок теряется, остается один, испытывает чувство беспомощности – тревога с чувством вины.
  16. толпа, замкнутое пространство, горы, здание без выхода – незащищенность, невостребованная любовь.
  17. врачи, больницы – страх изменения, необратимых перемен, отражает страх смерти.
  18. падение – страх смерти, заостренный инстинкт самосохранения.
  19. летает в космос, встречается с инопланетянами- отсутствие внутреннего ядра личности, истерические черты характера, нереализованный уровень ожидания.

Чувство страха заложено в человеке на генетическом уровне. Поэтому, если ваш ребенок боится чего-то такого, чего не боитесь вы, это не должно вас расстраивать. Ваш ребенок – не трус! Просто приглядитесь, насколько он мал, присядьте рядом, чтобы вы оказались одного роста и посмотрите на подходящую к вам собаку среднего размера… Ну как, впечатляет?..

Если есть в квартире свет, то меня храбрее нет.

Но как только мама мне книжку прочитала

И поправила на мне с львенком одеяло, -

Гаснет свет со звуком «щелк»,

И ко мне приходит волк!…

Ночью вся полна квартира троллей, гоблинов и фей…

Как они сюда влезают? Очень мало места в ней!

Я их видеть не хочу, и от страха я кричу!

Н. Малюткина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...

Консультация для родителей "Кто притаился в темноте". Авторы: Яценко Ольга Викторовна, Холмогорова Анна Игоревна, воспитатели

Консультация для родителей "Кто притаился в темноте". Авторы: Яценко Ольга Викторовна, Холмогорова Анна Игоревна, воспитатели...

Консультация для родителей Консультация для родителей «Здоровые родители — здоровые дети!»

Цель: Формирование сознания родителями ответственности за формирование у ребенка бережного отношения к своему здоровью.Задачи: сформировать у родителей о необходимости соблюдать ЗОЖ.Об...