Консультация для воспитателей
консультация

Художественно-эстетическое воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, эстетическое осознание прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творчески создавать продукты ручного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение -

детский сад комбинированного вида № 1 «Ручеек»

Барабинского района Новосибирской области

Консультация для воспитателей:

«РОЛЬ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Воспитатель 1 квалификационной категории Еременко А.А.

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира…  Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени.  Среди неё ребенок будет жить, развиваться.

Е. И. Тихеева.

Художественно-эстетическое воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, эстетическое осознание прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творчески создавать продукты ручного творчества.

                  Художественно-эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов  маленького человека, с первых его слов, поступков. Не что иное, как окружающая среда откладывает в его душе отпечаток на всю жизнь. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая «красивая», и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту        .

В старшем дошкольном возрасте, он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счёт собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить, нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.                                   

Основная цель педагогического  коллектива ДОУ – развитие творческого  потенциала ребёнка, создание условий  для его самореализации.

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания является окружающая эстетически развивающая среда  в дошкольном учреждении, т.е.  среда, в которой ребенок живет, занимается и  отдыхает и прежде всего - это здание детского сада, участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки, инструменты и материалы для организации художественной деятельности детей на занятиях и вне их.

Каждая деталь оформления детского сада — цвет стен, мебели, штор, расположение картин и дидактического материала, игрового оборудования, размещение растений - все это должно способствовать художественно-эстетическому развитию воспитанников дошкольных учреждений.

Оформление помещений выдержано в едином ансамбле. В понятие ансамбля входит единство цветовой гаммы помещения, мебели и других предметов и их размещение, соответствие содержания оформления и названия группы.

             Среда в образовательном учреждении, организованная по законам красоты, воспитывает и развивает детей. Она вызывает у детей чувство радости, создает эмоционально положительное отношение к детскому учреждению, желание посещать его.

                Эстетически организованная среда в детском учреждении, безусловно, функционально значима. Она должна отвечать санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям безопасности, разработанным для современного жилища.

               Здесь все имеет значение: свежий воздух, чистота, освещенность, планировка помещений, в которых живут и активно действуют дети. И это создает среду психологически и экологически комфортно, благополучную для жизнедеятельности детей. При этом в окружающей среде следует выделять четыре аспекта:

  • социальный,
  • природный,
  • предметный,
  • архитектурно-пространственный.

     Социальный аспект включает взаимоотношения детей между собой, детей и взрослых. В дошкольном учреждении – это взаимоотношения взрослых, работающих с детьми и для детей: педагогов, медицинских работников, помощников воспитателей и других, их взаимоотношения с родителями детей и детьми. В данном аспекте среда является одним из средств экологического и этико-эстетического воспитания.

                К социальной среде следует отнести  и те организации, учреждения и предприятия, в которых бывает ребенок (поликлиника, театры, музеи, выставки, почта, магазины и др.), их внешняя и внутренняя отделка, общая атмосфера, а также взаимоотношения окружающих.

               Природа в помещении может быть представлена растениями. На участке детского сада растут деревья, кустарники, травы, цветы. Все это радует глаз, создает уют, красоту. Природная среда, обладающая эстетическими свойствами и качествами, позволяет развивать у детей эстетическое восприятие, представления; формировать эстетическое отношение к природе, понимание зависимости ее красоты от труда людей по уходу за животными и растениями и по охране их, что в итоге благотворно сказывается на эколого-эстетическом и нравственном воспитании дошкольников.

              Предметный мир – это мебель и оборудование всех помещений учреждения, где живут и занимаются дети, включая  произведения искусства, игрушки, предметы быта, одежды, пособия и др. Развивающая эстетическая среда должна включать содержательные компоненты, которые активизировали бы эстетическое восприятие: предметы быта (посуда, одежда и др.), игрушки, в том числе и народные. В детском учреждении игрушки широко представлены разными видами и являются неотъемлемой частью интерьера. Яркие, необычные игрушки активизируют самостоятельную эстетическую деятельность ребенка. Необходимо умело и тактично, ненавязчиво направлять эту деятельность: воспитатель, родители могут включаться в процесс рассматривания, обратив внимание на эстетические качества предметов и игрушек.

                Эстетически организованная среда должна включать экспозицию произведений изобразительного искусства: репродукции картин художников, скульптуру, произведения народного искусства, книжной графики, произведения детского творчества. Последние должны стать неотъемлемой частью интерьера группы, музыкального зала, изостудии, холлов. Большое воспитательное значение имеет и широкое использование в создании эстетической развивающей среды детских работ по изобразительной деятельности, художественному конструированию.         

Следует систематически организовывать выставки созданных детьми произведений, включать их в оформление праздников, концертов, игр-драматизаций и т. п. Для этого дети могут создавать части декораций, детали костюмов, маски и другие атрибуты.

Архитектурно - пространственная среда - здание дошкольного образовательного учреждения, все помещения: групповые, спальни, залы (физкультурный и музыкальный), художественная студия, музей, лестничные пролеты, площадки, служебные кабинеты и др. Вместе с тем, к архитектурно-пространственной среде относятся и окружающие детское учреждение здания разной архитектуры.

           Создание художественно-эстетической среды в дошкольном учебном заведении обеспечивает ребенку: чувство психологической защищенности, доверия к миру, радости существования; интеллектуально-эстетическое развитие; возможности самовыражения, саморазвития в изобразительной деятельности; социальную адаптированность (гармонизацию отношений с социумом).

          Созданная воспитателями предметно-развивающая среда позволяет   успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи: развивать художественный вкус, творческие способности, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшем создает у ребенка потребность обращаться к искусству, театру, как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия.

                Для решения данных задач необходимо создавать специальные условия:

1. Создание эстетической предметно – развивающей среды: эстетика быта (чистота в группе; гармоничное сочетание цвета штор, обоев, покрывал в спальне; эстетическая продуманность мебели, оборудования);

2. Насыщение групп предметами искусства: картины, панно, вазы, предметы народно – прикладного творчества;

3. Наличие в группе книжного, изобразительного, театрального, музыкального уголков;

4. Необходимо следить за внешним обликом окружающих людей: воспитатель, младший воспитатель и другие работники дошкольного учреждения (красивые, опрятные, хорошие манеры поведения и общения);

5. Необходимо, чтобы в группах были уголки природы, на улице – огород, клумбы, зелёные насаждения;

6. Необходимо проводить праздники и развлечения для детей и родителей с музыкой, стихами, сценками, танцами;

7. Необходимо обеспечивать художественно – эстетическую деятельность детей: изобразительную (рассматривание картин, рисование, лепка, аппликация); музыкально – пластическую (музыка, танцы); художественно – речевую (стихи, рассказы); театрализованную.

               Роль развивающей среды хорошо представляется с позиции ее функций и принципов построения.  Основные из них, как наиболее привлекательны для практического создания развивающей среды:

Организующая функция - имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности.

Воспитывающая функция   среды  состоится при условии целенаправленного внимания педагога на ее реализацию. Дело в том, что часто воспитательная деятельность не проектируется, это как бы, само собой разумеется. Сама среда является тем самым центром, где зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения. Поэтому воспитывающая функция среды приобретает особую значимость при ее построении.

Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством. И главное  место в развивающей среде – педагога. Он - автор, он - компонент. Автор потому, что, зная особенности развития каждого ребенка, творит, проектирует и создает среду; компонент потому, что определяет свое место в ней относительно каждого ребенка. 

              Вот сильный ребенок в интеллектуальном развитии - он не нуждается в объяснении, разъяснении задач, действий, результатов деятельности, ему надо создать среду самостоятельного поиска ответа на данный вопрос. Этому ребенку достаточно только подсказать, подложить в среду деятельности подсказку, и он сам решит эту задачу.

             А есть дети, кто нуждается в помощи в разных видах ее преподнесения: объяснения, многократное объяснение, совместное выполнение действия, показ, рассказ, постоянное напоминание и т.д. Все эти виды использования среды и самого педагога как ее компонента ориентируют всех обозначенных детей на успех, на радость достижения, а значит и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в своих силах, совершенствоваться.

         Созданная в детском саду развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству. Ведь для успешного освоения программ по художественно-эстетическому воспитанию необходимо грамотно организовать педагогический процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...