План по самообразованию воспитателя на тему "Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста посредством дидактических игр"
учебно-методический материал

Грибанова Л.И., Воробьёва Е.В.

План по самообразованию на 2021 - 2022 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_gribanova_l.i._.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 «Ягодка» общеразвивающего вида

 с приоритетным осуществлением деятельности

по социально – личностному развитию детей»

города Кирова, Калужской области

План работы

по самообразованию

Воспитателя: Грибановой Любови Ивановы

Тема: «Развитие мелкой моторики рук

 детей раннего возраста

посредством дидактических игр»

Киров – 2022г.

Цель: достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных дидактических игр.

Задачи:

1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей раннего возраста;

2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;

3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. В стандартах описаны интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы дошкольного образования. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.

Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно - надо обратить их в интересные и полезные игры.

В последнее время на упаковках детских игр можно увидеть надпись: «Для развития мелкой моторики рук». Многие родители слышали об этом понятии, но как развивать мелкую моторику и для чего это необходимо делать, знают далеко не все. Развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Данная работа оказывает благотворное влияние не только на становление речи и её функций, но и на психическое развитие ребёнка.

Поэтому проблема развития мелкой моторики актуальна на всех этапах развития ребенка и работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. В детском саду необходимо создавать условия для формирования навыков осязания и мелкой моторики через различные виды предметно-практической деятельности. Гипотеза: При создании педагогических условий развитие мелкой моторики дает большие возможности детям для умственного развития, развития речи, расширения познавательных интересов.

План самообразования

Месяц

Неделя

Содержание деятельности

Сентябрь

1 неделя

Постановка целей и задач по данной теме.

Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями.

Проведение диагностического исследования.

Подготовка родительского собрания на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста

посредством дидактических игр».

2 неделя

Подбор литературы.

Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста».

3 неделя

Изучение литературы по теме самообразования.

Создание картотек дидактических игр.

Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей 2 - 3 лет».

4 неделя

Составление плана по самообразованию.

Изготовление бизиборда.

Анкетирование родителей по пальчиковой гимнастике. Анализ анкетирования.

 Октябрь

1 неделя

Консультация для воспитателей «Эффективные способы использования дидактических игр для развития мелкой моторики дошкольников».

Создание разнообразного «Пальчикового театра».

Обзор информации в интернете по теме самообразования.

2 неделя

Анкетирование родителей «Как мы развиваем мелкую моторику ребенка дома».

Подбор материала по теме для использования в совместной, ООД, режимных моментах, прогулках.

3 неделя

Создание пособия на развитие тактильных ощущений: «Коллекция тканей», «Коллекция бумаги».

Создание картотеки пальчиковых игр для работы с детьми.

Консультация для родителей: «Знакомство с колючими мячиками су-джок»

4 неделя

Создание картотеки игр с массажными мячиками.

Семинар – практикум для родителей на тему:

«Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста».

Ноябрь

1 неделя

Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Учить детей одевать и раздевать кукол.

Консультация на стенде информации «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?»

2 неделя

Выставка дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.

Познакомиться с передовым педагогическим опытом педагогов в журналах «Дошкольная педагогика».

3 неделя

Совместное творчество детей и родителей (проект «Книжка - малышка своими руками») на тему моя любимая сказка.

Активное применение колючих шариков в самомассаже.

4 неделя

Обзор информации в интернете по теме самообразования.

Конструирование с детьми из Лего-конструктора «Домик», «Заборчик».

Декабрь

1 неделя

Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).

Создание памятки для родителей: «Для чего нужна пальчиковая гимнастика».

2 неделя

Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка», «Окно», «Домик».

Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ.

3 неделя

Выпуск брошюры для воспитателей на тему: «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста посредством дидактических игр».

Проигрывание с детьми пальчиковым театром «Русские народные сказки».

4 неделя

Оформление буклета для родителей «Для чего нужны пальчиковые игры».

Консультация для родителей: «Игры на развитие мелкой моторики рук»

Январь

3 неделя

Дидактические игры с крышками, создание пособия для игры с крышками от бутылок.

Изготовление игр «Шнуровок».

Папка-передвижка «С пальчиками играем, речь развиваем»

4 неделя

Дидактические игры с сыпучими материалами («сухой бассейн», ищем игрушку, рисуем на манке).

Консультация для педагогов на тему «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста»

Февраль

1 неделя

Изучить методическое пособие Тимофеевой Е. Ю., Черновой Е. И. «Пальчиковые шаги» С-Пб, «Корона», 2007.

Мастер-класс для родителей по теме: «Развиваем мелкую моторику рук у детей в домашних условиях».

2 неделя

«Веселые упражнения с карандашами» по Т.В. Пятница «Пальчиковые игры: массаж карандашами»

Пополнение картотеки пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста.

3 неделя

Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы для успешного развития мелкой моторики рук.

Консультация для педагогов «Игры на развитие мелкой моторики».

4 неделя

Изучение опыта работы коллег через интернет – ресурсы.

Сообщение на родительском собрании «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей раннего возраста»

Март

1 неделя

Настольные игры с мозаикой.

Изучить методическое пособие Большаковой С. Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Памятка для родителей: «Наши пальчиковые игры»

2 неделя

Создание разнообразного «Пальчикового театра».

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики в домашних условиях».

Изучить самомассаж по книге Воробьёва Т.А., Крупенчук О.А. Логопедические игры с мячом»

3 неделя

Изучить методическое пособие Бардышевой Т. Ю. «Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

Консультация с учителем-логопедом по созданию картотеки пальчиковых игр.

Обновление предметно-развивающей среды (пополнение подборки игр, наборов счётных палочек, кубиков, мозаик разных форм и т. д. с учётом абсолютной безопасности для жизни и здоровья малышей).

4 неделя

Составление методических разработок по теме самообразования.

Размещение материала на интернет сайтах.

Внедрение в работу подготовленного материала.

Апрель

1 неделя

Изучение нормативных документов, методических материалов по теме самообразования.

Создание библиотеки красочных дидактических игр.

2 неделя

Изготовление настольно-печатных игр.

Знакомиться с передовым педагогическим опытом по формированию мелкой моторики у детей раннего возраста. Изучение изданий журнала «Дошкольное воспитание».

3 неделя

Создание памятки для родителей: «Наши пальчики».

Проработать методические приемы, которые можно использовать в работе с детьми раннего возраста

4 неделя

Выставка для родителей и педагогов дидактических игр и пособий на развитие мелкой моторики дошкольников.

Дидактические игры с пуговицами, прищепками.

Май

1 неделя

Диагностика уровня развития мелкой моторики.

Самостоятельное изучение методической литературы по самообразованию.

2 неделя

Семейный конкурс «Пособия для дидактических игр своими руками» (семейное фото).

Игры с Лего-конструктором.

3 неделя

Рисование с использованием шаблонов, трафаретов.

Выставка для родителей дидактических игр на развитие мелкой моторики рук у дошкольников.

4 неделя

Родительское собрание: «Вот и стали мы год взрослее» - акцентировать внимание родителей на значимости их помощи; отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми.

Самоанализ плана самообразования.

Проведение контрольного диагностического исследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных видов изодеятельности

Индивидуальная тема: «Развитие мелкой моторики рук  детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных видов изодеятельности».Когда начата работа над темой: сентябрь 2017 г.Когда п...

Из опыта работы воспитателя «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей раннего возраста посредством дидактической игры «Тактильные дощечки»»

Дидактическая игра "Тактильные дощечки" направлены на сенсорное развитие и развитие мелкой моторики и заинтересуют самого непоседливого ребенка....

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством дидактических игр

Оптсание дидактических игр для развития мелкой моторики...

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр»

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр».Актуальность.На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, сви...

План по самообразованию на тему: "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"

Развитие мелкой моторики у детей ранненго возраста через различные виды деятельности...

«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Воспитатель Шер Алёна ФеликсовнаВоспитатель МБДОУ “Детский сад № 379” г. Нижний Новгород «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством дидактических...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2 группа раннего возраста

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 7г. Хвалынска Саратовской области       ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАМавлютова Елена Александровн...