Проект по сенсомоторному развитию группы раннего возраста (2 – 3 года) «Разноцветные светлячки»
проект (младшая группа)

Проект по сенсомоторному развитию

группы раннего возраста (2 – 3 года)

«Разноцветные светлячки»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№2 «Дюймовочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно- эстетическому развитию детей».

Проект по сенсомоторному развитию

группы раннего возраста (2 – 3 года)

«Разноцветные светлячки»

                                                           

Актуальность проекта:

Сенсорное воспитание во все времена было и остаётся важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Известные представители отечественной педагогики и психологи Е.И.Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П.Сакулина и др. Справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятий формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Развивать мелкую моторику через технику рисования песком, что особенно полезно для детей (потому что через стимуляцию пальцев рук развивается мозг). Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Для того чтобы сенсорное воспитание в младшем дошкольном возрасте проходило более успешно, мы провели игры- задания по сенсорному   воспитанию детей, в ходе заданий выявлено, что дети могут определять цвета 45%, различают контрастные размеры по величине 40%, различают предметы по форме 35%. Решение задач проекта будет осуществляться через сенсорное воспитание. Было проведено анкетирование среди родителей. Выявилось, что не все родители понимают, значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве из 100% родителей 60% не знают, как организовать игры по сенсорному воспитанию. Поэтому существует потребность в педагогическом просвещении родителей.

 Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Чем меньше ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе младшего дошкольного возраста ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.

Учитывая всё вышесказанное, было решено реализовать данный проект. Всё знакомство с различными свойствами предметов будет выстраиваться по принципу систематичности и последовательности через подбор дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию.

Проблема проекта

  • Проект рассчитан на детей раннего возраста 2-3 года;
  • Дети знакомятся с сенсорными эталонами через дидактические игры и упражнения; --   Проект способствует умственному развитию, памяти, мышлению, познавательному развитию;
  • Развитие творческого интереса родителей в создании сенсорного материала и приобретении игрушек;
  • Создание сенсорного центра в группе с помощью родителей.

Цель проекта:

Целенаправленное и систематическое обогащение сенсорного опыта детей как основы познания мира предметов, их свойства, а также развитие сенсорных способностей.

Задачи проекта:

  1. Выявить уровень форсированности у детей представлений о сенсорных эталонах цвета, величины, формы предметов;
  2. Подобрать и апробировать комплекс дидактических игр направленных на совершенствование навыков установления сходства и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету;
  3. Совершенствовать условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах;
  4. Подобрать игры, позволяющие эффективно развивать мелкую моторику рук, внимание, обогащать сенсорный опыт детей с использованием рисования песком (гармонизировать психоэмоциональное состояние);
  5. Обогатить представление родителей о сенсорном развитии детей;
  6. Разработать методические рекомендации для родителей, способствующих сенсорному воспитанию детей;
  7. Использовать в работе принцип наглядности и доступности.

Вид проекта: творческий, исследовательский.

Продолжительность: долгосрочный, октябрь - май.

Участники проекта:

  • Дети младшего дошкольного возраста;
  • Воспитатели;
  • Родители.

Этапы и сроки реализации проекта:

     1

  Этап

Подготовительный

- Знакомство с темой проекта;

-Изучение литературы;

-Выявление проблемы, цели, задачи;

-Составление перспективного планирования работы;

-Подобрать дидактический материал и игры;

-Беседа с родителями по выявлению знаний о сенсорном развитии.

-Начальная диагностика по выявлению сенсорных эталонов у детей

Октябрь

      2

  Этап

Основной

-Проведение консультации для родителей «Сенсорное воспитание ребёнка раннего возраста»;

-Беседа «Чем занять ребёнка дома»

-Знакомство детей с дидактическим материалом и играми; Изготовление обучающего дидактического материала

-Проведение дидактических игр и игр занятий; в утренние часы, в режимных моментах.

- Род. Собрание Информирование родителей о ходе проекта

Октябрь-

апрель

       3

   Этап

Заключительный

-Диагностика детей;

-Проведение родительского собрания на тему проекта;

-Выставка развивающих игрушек, сделанная совместно с родителями «Умная игрушка»

-Презентация проекта на педсовете

Ожидаемый результат:

  • Участие родителей в проекте составит не менее 90%;
  • Сформированность сенсорных эталонов на конец года составит не менее 75%;
  • Сформированность представлений сенсорных эталонов цвета возросла с 45% до80, различают контрастные размеры по величине с40 % до80 %, различают предметы по форме с35 % до70 %;
  • Подобраны дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию;
  • Дети имеют представления об основных разновидностях цвета, формы, могут определять, различать и активизировать в речи с детьми;
  • Будут изготовлены родителями игры по сенсорному воспитанию: «Умная игрушка»;
  • Будет оформлен «Исследовательский центр с песком», который будет направлен на развитие исследовательских процессов;
  • Будет оформлен «Сенсорный центр»;
  • Информированность родителей повысится с 60 до 80%.

Ожидаемый результат проекта с детьми:

  • Формировать познавательно-речевую активность детей данного возраста;
  • Дети познакомятся с эталонами цвета;
  • Дети научаться играть в дидактические игры;
  • После созданных определённых условий, у детей сформируются представления о сенсорных эталонах.

Ожидаемый результат работы с родителями:

  • Формирование родительской культуры в области воспитания и развития ребёнка раннего возраста;
  • Родители научатся создавать дома условия для дидактических игр и подбирать их;
  • Родители будут заинтересованы в дальнейшем развитии своих детей.

План действий (проектных мероприятий):

Этапы

Реализации

проекта

Мероприятия

Сроки

Исполнители

Ожидаемый

результат

1 этап

(подготовительный)

 Обсуждение проекта с родителями.

 Изучение литературы,

 подбор дидактического

материала на закрепление понятий о форме, величине, цвете,

на тактильные ощущения.

Начальная диагностика по сенсорным эталонам

октябрь

Воспитатели

Будет

подготовлена

база для реализации проекта

 2 этап

(основной)

Проведение театрализованных,

дидактических, настольно-печатных, игры с предметами и игрушками, музыкально дидактические игры. Занятия по продуктивным видам деятельности: рисования, лепка, конструирование.

Посещение кружка «Волшебный песок»

  • Будут учиться приёмам и способам рисования песком;
  • Упражнять пальцы и кисти руки;
  • Развитие исследовательского интереса, который послужит основой для познавательной активности и желания учиться.

Изготовление родителями «Умной игрушки» обыгрывание вместе с ребёнком (запечатлеть на фото, для оформления фотоальбома.

Информирование родителей о ходе проекта

Создание сенсорной зоны

в течение

года

ноябрь-

май

февраль

Воспитатели

Г.А.

Хасамудинова (руководитель ИЗО-студии)

Проведение

дидактических

игр по сенсорному воспитанию

в режимных моментах;

Повысить уровень сенсомотор-

ного опыта и сформирован-

ности личностных качеств: самостоятельность, любознательность.

3 этап

(заключительный)

 Оформление фото-папки по представленным родителям дидактических игр по сенсорному воспитанию.

 Заключительная диагностика на сформированность сенсорных эталонов

Информирование родителей о реализации проекта, о планах на будущее

апрель

май

май

родители

Совместно с родителями

будут созданы

дидактические игры по сенсорному воспитанию,

приобретен

современный дидактический материал по сенсорному воспитанию

Подбор дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию:

Д/игры и упражнения для закрепления понятий формы:

  1. «Найти предмет, указанный формы» (найти картинки с изображением предметов по форме похожих на заданную форму);
  2. «Из каких форм состоит» (определить по рисунку из каких геометрических форм состоит предмет сколько их);
  3. «Найти предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки);
  4. «Какая фигура лишняя» (определить лишнюю геометрическую фигуру, предложить исключить принцип исключения).

 

Д/игры и упражнения на закрепление понятий о величине:

  1. «Сравни предмет по высоте»;
  2. «Самая длинная, самая короткая» (разложить разноцветные ленты по длине);
  3. «Разноцветные кружки, или другие геометрические фигуры (от самого большого к меньшему, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка);
  4. «В какую коробку» (распределение по коробкам в зависимости от размера);
  5. «Дальше – ближе» (какие предметы нарисованы ближе, а какие дальше).

Д/игры и упражнения на закрепление цвета:

  1. «Какого цвета не стало»
  2. «Какого цвета предмет» (предмет подобрать необходимого цвета для предмета);
  3. «Собери гирлянду» (по памяти собрать из разных кружков в соответствии с образцом);
  4. «Уточним цвет» (учить различать и называть цвет).

 

Д/игры на тактильные ощущения:

        

  1. «Чудесный мешочек»
  2. «Определи на ощупь» (найти предметы, различающиеся по одному признаку);
  3. «Узнай фигуру» (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру);
  4. «Найди пару» (найти на ощупь пары, один предмет);
  5. «Игры с песком».

Идея и творческое задание:

В творческую задачу входит:

Иметь чёткое представление о целях, задачах и этапах проекта и его проблематикой; познакомить с проектом родителей; заинтересовать и увлечь каждого ребёнка; использовать позитивный настрой и активную поддержку всех начинаний ребёнка; использовать индивидуальный подход; информировать родителей о его реализации.

Творческая задача родителей: помочь ребёнку в обследовании предметов, выделяя их цвет, форму, величину. Использовать игры на мелкую моторику. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название; изготовить материал по сенсорному развитию; побеседовать и обыграть материал вместе с ребёнком.

Творческая задача детей: учиться обследовать предмет, играть с ним, активизировать словарь; к концу года различать форму, цвет, величину.

Анкета

Уважаемые родители!

1.Имеете ли Вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребёнка:

-да

-нет

-не знаю

2.Как Вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребёнка дошкольного возраста:

-считаю нужным

-не считаю нужным

-затрудняюсь ответить

3.Созданы ли условия в ДОУ для сенсорного воспитания:

-да

-нет

-не знаю

4.Имеется ли в Вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании:

-информация отсутствует

-есть, но воспитатель не обращает на неё внимание

-информация интересна, но не имеет практического значения для меня

-наглядная информация интересна и полезна для меня

5.Как Вы оцениваете уровень развития у Вашего ребёнка всех видов восприятия:

-высокий

-средний

-низкий

6.Есть ли у Вас дома игра по сенсорному воспитанию:

-да

-нет

-не знаю

7.В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего Ваш ребёнок играет дома?

8.Какая помощь от специалиста и воспитателя Вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребёнка?

           

                              Спасибо за сотрудничество!

                                             Смета расходов

Статья

расходов

Источники         финансирования

запрос

Из привл. источников

Стоимость

1.

Расходные материалы

-Однотонная ткань.

-Разноцветные шнурки.

-Лента – липучка, разноцветная.

-Разноцветная ткань.

-Разноцветные ленты, разной фактуры.

-Разноцветные прищепки.

- Пуговицы разной фактуры.

-Нитки разноцветные для вязания.

2.

Настенное панно по сенсомоторике

2500 руб.

3.

Папка с мультифорами

150 руб.

3.

Савочки, ведёрки,

Формочки в исследовательский

центр для игры с песком

200 руб.

  ИТОГО

2850руб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование авторских дидактических пособий для сенсомоторного развития детей раннего возраста в процессе ознакомления с природой

Об использовании авторских пособий для сенсомоторного развития детей раннего возраста в процессе ознакомления с природой...

Практикум для родителей по сенсомоторному развитию детей раннего возраста

В последнее время вы, современные родители, часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?Еще во 2 веке до нашей эры в Китае было изв...

Консультация "Сенсомоторное развитие в раннем возрасте"

Консультация для родителей о важности ранеего развития сенсорных эталонов у детей....

" Сенсомоторное развитие детей раннего возраста"

Опыт работы по сенсомоторному развитию детей раннего возраста....

Сенсомоторное развитие детей раннего возраста, как фундамент речевого развития.

Ранний возраст - это период наиболее интенствного развития организма, период, когда у ребёнка происходит становление и развитие всех сторон речи. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является и...

Проект по сенсомоторному развитию детей раннего возраста «Приключение медвежонка Пика»

laquo;Взрослые должны не подавлять, а поддерживать, не сковывать, а направлять проявления активности ребёнка, а также создавать такие ситуации, в которых они ощущают радость открытия.»Д.Б...

Проект: «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Тема: «Хочу всё знать»

                                            Актуальность Сенсорное развитие ре...