«Технологии коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ»
учебно-методический материал

Сотникова Татьяна Петровна

Материал представлен в таблице по трем разделам: нарушения, особые образовательные потребности, коррекционно- развивающие технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kor.-raz.tehnolog.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Технологии коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ»

Нарушения

Особые образовательные

потребности

Коррекционно-развивающие технологии

зрения

Зрительная депривация обусловливает возникновение у слепых и слабовидящих детей конкретных специфических трудностей в учебно-познавательной деятельности, которые и определяют их особые образовательные потребности:

 − в создании адекватных зрительных образов;

− в развитии навыков пространственной ориентировки (в своем теле, в рабочей поверхности, в микро и макропространстве и др.),

− в выработке мелкой и крупной моторики, координации глаз-рук;

 − в формировании навыков письма и чтения, в том числе на основе рельефно-точечной системы Брайля и с применением соответствующих технических средств письма;

− в обучении пользованием соответствующими компьютерными программами;

 − в овладении коммуникативными и социальными навыками, в том числе ориентации в пространстве и самообслуживании.

 Изотерапия

Имаготерапия

Сказкотерапия

Игровые технологии

слуха

Образовательным организациям, осуществляющим обучение и воспитание детей с нарушениями слуха, следует учитывать следующие особые образовательные потребности:

− в обучении слухо-зрительному восприятию речи; − в развитии и использовании слухового восприятия в различных коммуникативных ситуациях;

 − в использовании различных видов коммуникации;

− в совершенствовании словесно-логического мышления и словесной памяти;

− в правильном формировании всех сторон устной и письменной речи;

− в развитии жизненных компетенций, направленных на коммуникацию и социальную адаптацию.

 ИКТ

Изотерапия

Игровые технологии

Портфолио

задержка психического развития (ЗПР)

Обучающиеся с ЗПР нуждаются в удовлетворении следующих особых образовательных потребностей:

− в побуждении к познавательной активности как средству формирования устойчивой познавательной мотивации;

 − в расширении кругозора, формировании разносторонних понятий и представлений об окружающем мире;

− в углублении общеинтеллектуальных умений (операций анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей, гибкости мыслительных процессов);

 − в совершенствовании предпосылок интеллектуальной деятельности (внимания, зрительного, слухового, тактильного восприятия, памяти и пр.);

− в формировании и развитии целенаправленной деятельности, способности программирования и контроля собственной деятельности;

− в осознании наглядно-действенного характера содержания образования;

− в упрощении системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

− в специальном обучении «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

− в увеличении сроков освоения АООП начального общего образования до пяти лет;

− в становлении личностной сферы: развитии и укреплении эмоций, воли, выработке навыков произвольного поведения, волевой регуляции своих действий, самостоятельности и ответственности за собственные поступки;

 − в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками и взрослыми), формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;

− в усилении регулирующей функции слова, формировании способности к речевому обобщению, в частности, в сопровождении речью выполняемых действий;

− в сохранении, укреплении соматического и психического здоровья, поддержании работоспособности, предупреждении истощаемости, психофизических перегрузок, эмоциональных срывов.

 Изотерапия

Имаготерапия

Технология социальной интеграции

Сказкотерапия

Игровые технологии

ИКТ

Портфолио

интеллектуального развития

Описаны следующие особые образовательные потребности детей с нарушениями интеллекта, обусловленные особенностями их психофизического развития:

− необходимость пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;

− развитие и коррекция нарушений психических процессов, речи, моторики;

− доступность содержания учебного материала, который должен быть адаптирован с учетом возможностей детей указанной категории;

− наглядно-действенное предъявление содержания образования;

− формирование знаний, умений и навыков (в том числе социальнобытовых), способствующих социальной адаптации обучающихся;

− упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе обучения;

− введение учебных предметов, способствующих формированию представлений о естественных и социальных компонентах окружающего мира;

 − отработка различных (вербальных и невербальных) средств коммуникации;

 − целенаправленное обучение «переносу» сформированных знаний, умений и навыков в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

− обеспечение профильного трудового обучения; − увеличение сроков освоения АООП.

Игровые технологии

ИКТ

 Изотерапия

Имаготерапия

Технология социальной интеграции

Сказкотерапия

Портфолио

Театральная деятельность

тяжелые нарушения речи

Особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями речи включают:

 − овладение в процессе обучения вербальной и невербальной коммуникацией, особенно для детей с низким уровнем речевого развития;

− развитие всех компонентов речи, т.е. обретение рече-языковой компетентности. Трудности в усвоении лексико-грамматических категорий создают для детей потребность в развитии понимания сложных предложно-падежных конструкций, в целенаправленном формировании языковой программы устного высказывания, навыков лексического наполнения и грамматического конструирования, связной диалогической и монологической речи;

 они нуждаются в специальном обучении основам языкового анализа и синтеза, фонематических процессов и звукопроизношения, просодической организации звукового потока;

− формирование навыков чтения и письма;

− формирование социальной компетентности, в первую очередь коммуникации.

Игровые технологии

Ментальные карты

Кинезитерапия

Изотерапия

Сказкотерапия

ИКТ

опорно-двигательного аппарата

собые образовательные потребности у детей с НОДА определяются спецификой их двигательных нарушений и нарушений психического развития, которые задают особую направленность построения учебного процесса, что находит отражение и в структуре, и в содержании образования. Вместе с тем следует выделить особые потребности, которые свойственны всем обучающимся с НОДА:

 − в раннем выявлении нарушений и максимально раннем начале комплексного сопровождения развития ребенка с учетом особенностей его психофизического развития;

− в регламентации образовательной деятельности в соответствие с медицинскими рекомендациями и соблюдением ортопедического режима;

 − в использовании специальных методов, приемов и средств обучения и воспитания (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» развития, воспитания и обучения;

− в предоставлении услуг помощника (ассистента) для лиц с трудностями передвижения и самообслуживания;

− в адресной помощи по коррекции двигательных, речевых, познавательных и социально-личностных нарушений;

− в индивидуализации образовательного процесса с учетом структуры нарушения и вариативности проявлений;

− в особой организации образовательной среды, характеризующейся доступностью образовательных и воспитательных мероприятий:

− в максимальном расширении образовательного пространства— выход за пределы образовательной организации с учетом психофизических особенностей детей указанной категории.

На разных возрастных этапах эти образовательные потребности имеют дополнительные особенности, они также зависят от тяжести двигательной патологии или ее усложненности недостатками сенсорной, речевой или познавательной деятельности.

Кинезитерапия

Сказкотерапия

Технология социальной интеграции

Игровые технологии

Имаготерапия

ИКТ

расстройство поведения и общения

Выделяют следующие особые образовательные потребности детей с РАС:

 − практико-ориентированной и социальной направленности обучения и воспитания;

− в занятиях коррекционно-развивающей направленности (с учителемдефектологом, логопедом, педагогом-психологом, социальным педагогом и др.);

− в выборе и реализации наиболее эффективной модели образовательной практики;

− в дозировании нагрузки с учетом темпа и работоспособности детей;

− в четкой и упорядоченной временно-пространственной структуре образовательной среды, способствующей мобилизации ребенка;

− в целенаправленной отработке форм адекватного учебного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем

ИКТ

Изотерапия

Сказкотерапия

Жетонная технология

Игровые технологии

комплексное нарушение развития

Особые образовательные потребности  детей с комплексным  нарушением развития:

-Изменение содержания образования;

- Создание обходных путей;

- Использование специфических методов и средств       обучения;

-Дифференцированное «пошаговое» обучение;

- Индивидуализация обучения;

- Формирование элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания;

- Обеспечение присмотра и ухода за обучающимися;

- Дозированное расширение образовательного пространства внутри организации и за ее пределами;

- Организация обучения в разновозрастных классах (группах);

- Организация взаимодействия специалистов и семьи

ИКТ

Театральная деятельность

Изотерапия

Имаготерапия

Сказкотерапия

Кинезитерапия

Жетонная технология

Ментальные карты

Технология социальной интеграции

Игровые технологии

Портфолио

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие для детей с особыми возможностями здоровья (индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ). Тема: "Один-много. Шар.Куб"

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательной деятельности с ребёнком с особыми возможностями здоровья....

современные психолого-педагогические технологии коррекционно-развивающего обучения

Современные психолого-педагогические технологии коррекционно-развивающего обучения Петрова Н.А., Третьякова О.В.      МБДОУ «Детский сад №48 «Пчелка», г. Тамбов, pchela48@ram...

программа коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста по подготовке детей к школьному обучению

программа направлена  на подготовку детей дошкольноговозраста к школьному обучению, формирование предпосылок учебной деятельности...

«РЕАЛИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ»

Статья посвящена актуальной на сегодняшней день проблеме, которая связана с организацией коррекционно-образовательного процесса в ДОУ с часто болеющими детьми, с детьми, которые не посещают детский са...

Технологии коррекционно-развивающего обучения в работе с детьми с нарушением слуха

Технологии коррекционно-развивающего обучения – форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации, реализующей ...

Использование современных образовательных технологий коррекционно-развивающего обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ

   В статье описаны образовательные технологии в работе с детьми с ОВЗ, такие как:    - личностно-ориентированная технология обучения;    - технологии индивидуализ...