Изотерапия как вид арт-терапии в работе с дошкольниками
статья

статья "Изотерапия как вид арт-терапии в работе с дошкольниками"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Изотерапия как вид арт-терапии в работе с дошкольниками

Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетной, поэтому в дошкольных образовательных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, к которым относится и арт-терапия.

Авторами термина «арт-терапия» (буквально: лечение искусством) считают английского исследователя Адриана Хилла (с исследований которого началась история развития и становления Британской школы арт-терапии), основоположника психодрамы Якоба Морено (ему принадлежит первый в мире журнал арт-терапии и идея создания арт-терапевтической ассоциации).

Сущность арт-терапии состоит в коррекционном воздействии искусства на человека и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности.

Практический опыт психокоррекционной работы средствами арт-терапии показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с проблемами в эмоционально-личностном развитии. Арт-терапия имеет ряд преимуществ: отсутствие противопоказаний, относительная простота в применении, разнообразие материалов, возможность использовать техники и приемы арт-терапии практически в сочетании с любыми другими направлениями. 

В широком понимании арт-терапия включает в себя такие виды как: изотерапию, библиотерапию, музыкотерапию, игротерапию, сказкотерапию, цветотерапию, фототерапию.

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Изобразительное искусство позволяет выразить свои чувства линией, цветом, формой, рисунком, осознать свой творческий потенциал, изменить самооценку и взаимоотношения с окружающим миром.

Основная цель изотерапии состоит в гармонизации состояния ребенка через развитие способности самовыражения.

Изотерапия помогает в решении разных психологических проблем (страхи, тревожность, агрессивность, застенчивость, проблемы общения, внутригруппового взаимодействия, взаимоотношений с окружающими и многие другие). Может проводиться в индивидуальной и групповой работе. 

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов, не следует ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски), применять нетрадиционные способы их использования. Дети с удовольствием включаются такие задания, например, рисование сыпучими материалами или засушенными листьями, рисование на стекле, рисование пальцами и ладонями и т. д.

Основные этапы изотерапии:

Первый этап: свободная активность перед собственно творческим процессом – непосредственное переживание. На этом этапе изотерапии дети, сначала используя один, затем другой материал, а потом смешивая их.

Второй этап: процесс творческой работы – создание феномена, визуальное представление. Дети безмолвно уходят во взаимодействие со своим творческим самовыражением, вне зависимости от возраста.

Третий этап: процесс рассматривания. На этом этапе необходимо расположить работу в таком месте, где на нее было бы легко смотреть.

Четвертый этап: вербализация чувств, мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы.

В процессе проведения арт-терапевтических занятий не пытаются научить основам изобразительной деятельности, а преследуются основные цели – профилактическая, коррекционная в сочетании с косвенной диагностикой. Не оценивают и не сравнивать результаты работ. Арт-терапия предоставляет высокую степень свободы и самостоятельности. Для ребенка важен не конечный результат, а сам процесс рисования, от которого он получает удовольствие.

Работа с ребенком при использовании изотерапии – это процесс, требующий осторожности и деликатности. Изобразительное творчество помогает обеспечить путь для проявления чувств. Очень важно, чтобы на занятиях сложилась теплая эмоциональная атмосфера, которая позволит каждому участнику арт-терапии пережить ситуацию успеха. В итоге приобретается позитивный опыт самоуважения и самопринятия, укрепляется чувство собственного достоинства, постепенно корректируется образ «Я». Доверие, которое формируется на занятиях, позволяет участникам спокойно воспринимать индивидуальные различия, приходить к взаимопониманию и помогать друг другу.

Примером техник и упражнений изотерапии используемых в работе с дошкольниками, являются: «Монотипия», «Рисунок в круге (мандала)», «Автопортрет», «Рисунок по кругу», «Парное рисование», «Рисование клубком», «Рисование музыки», «Рисование страхов» и многие другие.

Для усиления позитивных внутренних процессов у детей часто используется специальное музыкальное сопровождение.

Итак, использование средств изотерапии в работе с дошкольниками имеет большой коррекционный эффект, помогает в решении проблем в эмоционально-личностном развитии детей, позволяет гармонизировать их состояние.

Список литературы:

 1. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи.  М.: Книголюб, 2004.

2. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006.

3. Колошина Т.Ю. Арт-терапия: Методические рекомендации. – М.:   Изд-во Института психотерапии и клинической психологии, 2002.

4. Копытин А.И.  Основы арт-терапии. –  СПб.: Лань, 1999.

5. Мардер Л.Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. –  М.: Генезис, 2007.

6. Рыбакова С.Г. Арт-терапия для детей с задержкой психического развития: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование песочной терапии в работе с дошкольниками"

Презентация для педагогов дошкольных образовательных учреждений из опыта работы педагогов детского сада. Подготовлена и представлена в рамках районного Фестиваля инновационных технологий "Арт-терапия ...

Использование песочной терапии в работе с дошкольниками (выступление на районном Фестивале инновационных технологий)

Выступление старшего воспитателя Левашовой М.В. о возможностях использования песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста...

Консультация учителя – логопеда для воспитателей на тему: «Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»

Консультация учителя – логопеда для воспитателей на тему:«Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»   В настоящее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения ...

Мастер - класс «Песочная терапия в работе с дошкольниками»

Масте класс "Песочная терапия в работе с младшими дошкольниками"...

Изотерапия как технология Арт-терапии в работе с детьми с РАС.

Изотерапия как технология Арт-терапии в работе с детьми с РАС Терапия детей с расстройствами аутистического спектра требует бережного и чуткого подхода. Его обеспечивает арт-терапевтический ...

«Чудо — шарик» или Су — Джок терапия в работе с дошкольниками с ОНР Что же такое Су-Джок-терапия?

В переводе с корейского: Су – кисть, Джок – стопа. Метод Су-Джок – это современное направление, которое объединяет древние знания восточной и последние достижения европейской медицин...