мастер-класс "Птица-Веснянка"
материал

Павлова Ольга Николаевна

мастер-класс "Птица-Веснянка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_ptitsa_vesnyanka.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

            Мастер-класс «Птица-веснянка»

Составила: Павлова Ольга Николаевна

Добрый день!

Тема нашего сегодняшнего занятия: «Изготовление птицы-веснянки».

Цель  занятия: познакомиться  с народными традициями, изготовить птицу-веснянку.

1.На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.

Для того, чтобы приблизить теплые деньки, хозяйки пекли из сладкого теста птиц-жаворонков с распростертыми крыльями, которые считались сестрами и братьями перелетных птиц.

А  мы с вами сделаем птичку-веснянку –  это кукла весеннего обряда, связанного  с приходом весны. Считалось, что весну на своих крыльях приносят птицы, что птицы несут с собой ключи от счастья, тепло и свет. А еще они поворачивают время на весну, а жизнь – на радость. 

Образ птицы в славянской мифологии и в кукольной народной традиции.

Маленькие дети во сне часто летают. Они растут. Их души путешествуют во сне по разным мирам.

Взрослея человек практические перестает летать во сне. И многие вспоминают свои детские полеты и скучают по ним.
Может быть поэтому смотря в небо люди любуются птичьим полетом.

Символ птицы и сами птицы олицетворяют собой движение и полет. Они как связующие звенья между миром земным и небесным. Они являются вестниками Богов и приносят знаки людям.

Из славянской мифологии мы знаем о птицах Гамаюн, Сирин, Феникс. Сорока-ворона, Жар-птица персонажи русских сказок.

Использовался образ птицы и в кукольной народной традиции.

Славянская мифология

Много сказаний было сложено нашими далекими предками- славянами,

героями, которых были птицы, порой мифические, объединившие в своем облике черты реальных птиц.

Птицей счастья считалась у славян прекрасная птица-Сирин. Ее пение разгоняло тоску и печаль.

Птица-Гамаюн обладала пророческим даром, кому она являлась, открывались великие тайны.

Фе́никс — мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя и затем возрождаться.

Самая первая песенка, которую пела мама, ведя своим пальцем по ладошке малыша, имела такие слова: “Сорока-Ворона кашу варила…

2. Куклы обереги

Это и птица-веснянка, жаворонок, сорока-ворона. Каждая из этих куколок имели свой образ и значение.

Птица-веснянка – зовет весну.
Жаворонок – закликает весну.
Сорока – ворона – приносит и привлекает достаток в дом.

Каждое важное событие своей жизни славяне сопровождали разными традициями. Огромное значение для них имели обереги. Кукла «птичка-веснянка» была одним из них. Птица издревле была хранительницей семейного очага, благополучия и вестницей весны. «Птица-веснянка» – это кукла весеннего обряда, связанного с приходом весны. Считалось, что весну на своих крыльях приносят птицы, именно они несут с собой ключи от счастья, тепло и свет. А еще птицы поворачивают время на весну, а жизнь – на радость.

3.Ой, ребята, посмотрите, из волшебного платочка получилась птичка. А вы бы хотели сделать такую птичку?

- В обряде закликания Весны использовались птички, не только выполненные из теста, а еще птички – веснянки, изготовленные из ткани.

Физкультминутка.

Кап – кап звенит капель

Приближается апрель (хлопки)

Побежал в саду ручей

Прилетели сто грачей

А сугробы тают, тают. (приседание)

И цветочки расцветают.

4.Практическая работа детей.

Ребята, проходите, присаживайтесь.

(Дети проходят, садятся за столы, где заранее разложены лоскуты разноцветной ткани.)

Делаем птицу по образцу, сначала показывает педагог, затем выполняют работу дети.

- В середину квадрата (материал) положим комочек (синтепон).

- Стороны квадрата соединим по диагонали.

- Завяжем голову ниткой.

- Линии крыльев перевязать ниткой.

- Делаем туловище

- Нижний угол – хвост.

5. Итог работы

Дети выставляют своих птичек.

- Кому мы можем подарить своих птичек? (в подарок близким, родным, чтобы порадовать людей)

- Легко или трудно вам было делать птичку, что было труднее? (ответы детей).

 - О каком обычае вы узнали сегодня на уроке?

- Как считали наши предки? Кто приносит Весну?