Доклад на тему: Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников (Любим, помним, храним)
материал

Дошкольный возраст – важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. Актуальность педагогического опыта заключается в том, что он помогает создать «фундамент» общего развития ребенка, стартовый период для всех высоких человеческих начал. Он формирует личный опыт патриотических чувств ребенка путем ознакомления с историческим прошлым, культурой и традициями «малой родины», развивая интерес к своим корням, к истории, культуре, быту, мы сохраняем наследие своего народа. Только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.                                                                                                

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno_-patrioticheskoe_vosp.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №44  Истринского г.о.

Доклад на тему:

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников (Любим, помним, храним)

Выполнила: Андреева М.А.

Дошкольный возраст – важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. Актуальность педагогического опыта заключается в том, что он помогает создать «фундамент» общего развития ребенка, стартовый период для всех высоких человеческих начал. Он формирует личный опыт патриотических чувств ребенка путем ознакомления с историческим прошлым, культурой и традициями «малой родины», развивая интерес к своим корням, к истории, культуре, быту, мы сохраняем наследие своего народа. Только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.                                                                                                

Начиная работу по патриотическому воспитанию я в основном строила её на занятиях, праздниках, экскурсиях, знакомила детей с народными промыслами, фольклором. Главной моей задачей было, сохранить и приумножить народную культуру, вызвать у детей интерес к культуре, традициям и обрядам наших предков.

Цели и задачи данной темы:

Одной из важных задач по нравственно - патриотическому воспитанию является установление тесной связи с семьёй.                                                                                      Организация эффективной системы работы по формированию у детей дошкольного возраста чувства патриотизма и активной гражданской позиции.                                       Развитие основ начала нравственно-патриотического воспитания через общение к истории родного края, ознакомление с традициями и обычаями семьи.                                                  Воспитание у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.                                                                                                                            Формирование бережного отношения к природе и всему живому.                                             Воспитание уважение к труду.                                                                                                                   Развитие интереса к русским традициям и промыслам.                                                                       Развитие чувств ответственности и гордости за достижения страны.                                 Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Успешно решать поставленные задачи,  помогают такие виды искусства, как изобразительная деятельность, театрализованная деятельность, музыка, пение, танцы, литература. Они помогают в самом главном – найти дорогу к своему «я» понять близких, увидеть и принять окружающий мир. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

 Основной работой является объединение усилий педагогов и родителей, для того чтобы сформировать у воспитанников представления о доме, родителях, месте, где он родился, обо всем, что его окружает и что именуется малой родиной.

Методы воспитания – совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий. С помощью методов воспитания корректируется поведение детей, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений. Эффективность методов воспитания повышается, если они используются в процессе организованной разнообразной деятельности ребенка, так как только в деятельности возможно формирование и развитие определенных черт личности, умений.

Методы используемые в работе с детьми:

Основные методы:

- наглядные;

- словесные;

- практические.

Вспомогательные:

-исследовательский;

- метод проблемного изложения материала;

- рассматривание;

- наблюдение;

- экскурсия;

- образец воспитателя;

- беседы;

- рассказ;

- художественное слово.

Методы работы используемые в работе с родителями:

- родительское собрание;

- просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т. д. ;

- «Педагогическая гостиная», «Круглый стол»;

- педагогические беседы с родителями;

- тематические консультации;

- наглядно-информационные методы;

- информационно-аналитические формы;

- досуговых форм организации общения;

- информационно-ознакомительной формы работы с родителями.

В совместной деятельности с детьми я широко использую дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые игры, различные виды искусства (музыка, пение, танцы, изобразительная деятельность, театрализованная деятельность, литература, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности — игровой, формировать у детей соответствующие программным задачам знания, умения и навыки. В работу по патриотическому воспитанию я включаю беседы о родном городе (селе, деревне, городах России, животных родного края и т. д., рассматриваем тематические альбомы, иллюстрации, организуем выставки предметов детского творчества. Чтобы дети знали свою историю, почитали наши праздники, знали обычаи и традиции своих предков. Наш край представлен моделью «Русской избы», предметами быта, одежды.

Существует у нас традиция: накануне великого праздника Победы, с детьми старшей и подготовительной групп и родителями ходим к мемориалу погибшим солдатам во время вов поклониться и возложить цветы в знак благодарности погибшим воинам. К нам на занятия и праздники приходят ветераны воины, дети с огромным интересом слушают рассказы о войне, рассматривают фотографии, ордена и медали. Активное участие наши дети принимают в работе по охране природы. Многое им доступно: подкормка птиц, выращивание цветов, деревьев.  

Не мене важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А. С. Макаренко мы использовали при работе с детьми и их родителями.

В основу педагогического опыта положены следующие принципы:

- принцип личностно – ориентированного общения – индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а непросто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;

• принцип тематического планирования материала - предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, родной поселок, родная страна;

• принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д. ;

• принцип последовательности – предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;

• принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

• принцип научности - воспитание и обучение раскрывает детям объективную научную картину мира, закономерности развития природы, общества, культуры, мышления.

• принцип культуросообразности – максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение (культуры региона)

Результатом работы является то, что воспитанники нашего детского сада к концу дошкольного детства по патриотическому воспитанию имеют целостную картину сведений о родном крае и его символике, родной стране – России, её прошлом и настоящем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию якутского края"

приобщить детей дошкольного возраста к совокупности культурных ценностей, общечеловеческой культуры, нравственным традициям своего народа, определяющим историческое единство человека и природы, накопл...

Доклад на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в рамках проектной деятельности»

В своей работе с дошкольниками особое внимание уделяю нравственно-патриотическому воспитанию, так как  дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпо...

Доклад на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Доклад на тему:«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»...

Доклад на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданин...

Доклад на тему "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы"

Воспитание начал патриотизма и гражданственности - одна из важнейших составляющих нравственного воспитания дошкольников. Развивать в детях уважение к собственному народу, культуре, спос...

Доклад на тему: «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников»

 «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь пере...