Эффективные методы и приемы мотивации и стимулирования дошкольников
методическая разработка

Анохина Анастасия Александровна

Мотивация - это общее название для процессов, методов, средств побуждения детей к активной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 16 г.Туймазы муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Выступление на тему:

«Эффективные методы и приемы мотивации и стимулирования дошкольников»

Выполнила:

Воспитатель Боева А.А.

Имеющаяся категория: без категории

Стаж работы: 2 года

Туймазы, 2022г.

Мотивация - это общее название для процессов, методов, средств побуждения детей к активной деятельности.

Дети дошкольного возраста с большим энтузиазмом и рвением отправляются в «путешествие по стране знаний», но, увы, ряды желающих добраться до цели очень быстро редеют. Как сохранить интерес и желание ребенка развиваться? Главная роль в этом отводится воспитателям, на плечи которых помимо обязанности понять и обучить детей ложится необходимость стимулирования их к какой- либо деятельности, мотивации на достижение цели. Педагоги в своей практике применяют различные способы стимулирования. Многие из них воодушевленно отстаивают пользу балльного оценивания и рейтинговой системы для мотивации детей. 

Во-первых, дети дошкольного возраста еще не понимают значения отметки как способа оценки их деятельности, поэтому часто воспринимают ее как отношение взрослого к себе, а не как результат своего труда.

Во-вторых, уровень интеллектуального развития, психических процессов детей одной возрастной группы существенно различается (необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка).

В-третьих, отрицательная отметка разрушает ситуацию успеха, снижает положительное отношение к какой-либо деятельности или формирует безразличие к ее результатам. И наконец, метод балльного оценивания совершенно не соответствует принципу возрастной адекватности педагогических воздействий.

Таким образом, для того чтобы желание ребенка не уменьшилось, а, наоборот, увеличилось, воспитателю нужно применять определенные методы и приемы воздействия. Какие же именно? На мотивацию дошкольника влияет множество психологических факторов.

Чаще всего используются 3 метода в словесно-эмоциональном воздействии:  метод поощрения, одобрение и похвала.

Метод поощрения – положительная оценка действий воспитанников. Поощрение закрепляет полезные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении позитивных эмоций, именно поэтому оно вселяет в воспитанников уверенность, создает хороший настрой, повышает чувство ответственности.

Одобрение – простейший вид поощрения. Воспитатель может выразить свое одобрение по поводу поведения или работы воспитанников жестом, мимикой, положительной оценкой, доверием в виде поручения выполнить что-либо, одобрением перед остальными воспитанниками, педагогами или родителями.

Похвала – словесная положительная оценка взрослого, направленная прежде всего на действия и поступки ребенка. Педагоги должны правильно пользоваться этим методом, поскольку дети склонны относить оценку своих поступков или результатов своей деятельности к себе в целом.

По словам Н. Ф. Виноградовой, оценивая детей, целесообразно избегать жестких формулировок. Вместо коротких словесных оценок  например «Молодец!», «Здорово!», «Плохо!» рекомендуется использовать развернутые: «Мне нравится, как ты это делаешь», «Подумай еще раз», «Ты старался, но, пожалуйста, прояви терпение.», «Давай, посоветуемся с другими», «Мне кажется, что здесь ты ошибся, или я не прав (а?»)

Главным условием формирования у детей способности к адекватной оценке своих действий является единство в оценке окружающих. Если оценка противоречива, ребенок обычно выбирает ту, которая лестна для него или в данный момент чем-то ему выгодна.

Кроме вербальных оценок воспитатели могут использовать в своей практике специальные наглядные пособия, выполненные в различных вариантах, для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

1. «Паспорт воспитанника» – представляет собой «книжку» (лист формата А4, сложенный пополам, на первой странице которой ребенок пишет свое имя и рисует автопортрет. Последующие страницы озаглавлены по основным видам занятости ребенка в течение дня: «Питание», «Сон», «Игровая деятельность», «Самообслуживание». Анализируя в течение дня действия и стремления детей, воспитатель ставит в «паспорт» печати (используя смайлики), причем не столько за результат, сколько за старание и прогресс. Ребенок, собравший 10 печатей получает возможность достать сюрприз из «волшебного мешочка» («волшебной коробочки»).

2. «Времена года» - метод стимулирования воспитанников, Пособие приклеивается на шкафчики детей и классифицируется по временам года: осенью – это корзина, в которую в виде поощрения кладут осенние листочки или овощи; зимой – елочка, на которую «вешают» (приклеивают) игрушки; весной – ваза, заполняемая цветами; летом – ежик, на иголки которого в качестве поощрения «нанизывают» (наклеивают) яблочки. Дети стараются собрать как можно больше наград. По окончании определенного (заранее оговоренного) периода подводится итог: дети самостоятельно или с помощью воспитателя могут сосчитать свои наклейки. Также визуально легко оценить, чья корзина, ваза более заполнена и красива. Дети видят, кто приложил максимум усилий, а кому нужно постараться. Данный прием помогает приучить дошкольников к самооценке, мотивирует на культурное поведение, общение со взрослыми и сверстниками, формирует привычку говорить правду, соблюдать чистоту, поддерживать порядок в шкафчике, игровой зоне, выполнять полезную деятельность.

3. «Оценочные карты»  – На специальных картах схематически изображена последовательность действий и требования, предъявляемые к их качеству. Например, в оценочной карте «Умывание» зафиксированы следующие действия: закатывание рукавов, открывание крана и регулирование напора воды, смачивание мыла водой, намыливание рук, их ополаскивание и отжимание, разворачивание полотенца и вытирание рук, содержание в порядке личных принадлежностей (расчески и пр.), мытье рук после посещения туалета. Все изображения понятны дошкольникам.

Кроме того, в карте перечислены имена детей, а для тех, кто еще не умеет читать, представлены индивидуальные эмблемы (значки-картинки). Каждому ребенку в соответствующую графу проставляют значок-оценку, свидетельствующий об успехе или неуспехе в освоении им конкретных действий.

Также мы используем наш логотип группы «Гномики»  при введении дежурства. К нам в гости приходят 2 гномика: гномик в синей шапочке – мальчик, в красной – девочка. Которые указывают очередность работы. Очень важно поддерживать у детей интерес к дежурству: с этой целью нужно постепенно усложнять их обязанности, вносить эмоциональные моменты, избегать трафарета в дежурстве. 

Самая важная часть – плакат-раскладушка центра дежурных и сервировки стола на липучках.

При использовании представленных приемов стимулирования должны учитываться возрастные особенности детей, а также данные психологических исследований, касающихся проблемы оценки. Так, дошкольники оценивают успех и неуспех своей деятельности, переживая их. Неуспех, поражение отрицательно влияют на них и не стимулируют к проявлению настойчивости. Успех, удача, наоборот, оказывают подстегивающее воздействие и являются хорошим стимулом для преодоления трудностей в дальнейшем.

Желание быть лучшим в той или иной степени имеется у каждого. Мотивация детей не наказанием, а поощрением дает более эффективные результаты. Имея четкие представления о цели, дети стремятся к ее достижению. Главное, чтобы воспитатель конкретно определил им границы дозволенного, озвучил моральные принципы и правила. Как показывает опыт, в таком случае результат не заставляет себя ждать.

Большинство воспитанников детского сада не имеют возможности
наблюдать за трудовой деятельностью своих родителей на общественном
производстве, по этой причине на помощь взрослым направлен основной вид
деятельности дошкольников – сюжетно - ролевая игра. Игра может быть кратковременной или
длительной. Это различие весьма существенно для воспитателя. Дело в том, что кратковременно игра выполняет роль эмоционального стимула. Больше возможностей имеет длительно функционирующая игра. Элементы игры, игровая форма выполняют функции упражнений в деятельности детей.

Например, игра «Чистюля» постоянно требует от ребят чистоты и опрятности; игра «Мастерилкин» позволяет постоянно следить за групповым имуществом, сохранностью кукольной мебели. 

Таким образом, по воздействию на детей игры можно условно разделить на кратковременные (стимулирующие) и длительные, выполняющие функций упражнений при воспитании у дошкольников положительного отношения к труду.

Также экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса. Для осмысления его значимости имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудом. 

Закрепляя трудовую деятельность мы с детьми решаем ребусы на профессии.

Все эти методы и приемы способствуют созданию условий для позитивной социализации личности, поддержки и развития детской инициативы, мотивации, способностей и познавательных интересов детей в различных видах деятельности.

Как вы уже знаете труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд.  

В нашей группе самообслуживание проводится через подготовку рабочего места перед началом занятий, застилание постели, уборка книг и игрушек.

По хозяйственно – бытовому труду дети протирают пыль, моют игрушки, сгребают снег с участка.

Также ведётся работа по труду в природе. Наша цель – вырастить овощи и цветы. Результаты труда конкретны и понятны детям, но они не могут быть достигнуты быстро. Цель отдалена во времени и требует от детей длительных физических и умственных усилий, повседневной кропотливой работы. Помимо выращивания мы ухаживаем за комнатными растениями.

По ручному и художественному труду наши дети самостоятельно изготавливают поделки с применением простейших инструментов, создают полезные и художественно-эстетически значимые предметы и изделия для украшения своих игр и отдыха.

После трудовой деятельности знакомимся с мнемотаблицами пословиц о труде.

Трудовая деятельность будет более привлекательной, если родители будут трудиться вместе, показывая пример.

Большую помощь родители оказывают при уборке снега на участке, делают поделки из различных материалов, участвуют в создании центров.

Периодическая работа с родителями по трудовому воспитанию дала свои положительные результаты. Родители прислушиваются к советам воспитателей,  находят время подождать, пока ребенок разденется или оденется самостоятельно. В разговорах с воспитателями многие родители с большой теплотой сообщают, как формируется самостоятельность у детей, умение обслуживать себя, желание помочь старшим. Очень приятно, что у многих появляется устойчивое желание и умение хорошо выполнять свои, пусть небольшие, но постоянные трудовые обязанности не только в детском саду, но и дома.

«Труд всегда был основой для человечества и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из основных элементов».

А.С. Макаренко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Методы и приемы мотивации и стимулирования мыслительных способностей дошкольников".

В мышлении ребенка доминирует эмоционально-образный компонент, поэтому необходимо развивать у него “интеллектуальные эмоции”. Познавательный интерес чаще всего сочетается с общей любознательност...

Мотивация. Методы и приемы мотивации в ДОУ.

Консультация для воспитателей всех возрастных групп....

Статья на тему: " Методы и приемы мотивации дошкольников на занятиях по физической культуре в ДОУ"

Данный материал пригодится инструктору по физической культуре в детском саду....

Консультация на тему: « Мотивация. Методы и приемы мотивации в ДОУ.»

В связи с вступлением в силу ФГОС достижения детей определяются не совокупностью конкретных знаний, умений и навыков, а формированием личностных качеств, которые обеспечивают психологическую готовност...

Выступление на семинаре "Эффективные методы и приёмы мотивации и стимулирования трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста"

Эффективные методы и приёмымотивации и стимулирования трудовой деятельностидетей младшего дошкольного возраста...

консультация для педагогов "Методы и приемы мотивации и стимулирования трудовой деятельности детей дошкольного возраста" (старший дошкольный возраст)

Эффективные методы и приемы мотивации и стимулирование трудовой деятельности детей дошкольного возоаста (старший дошкольный возраст)....

Эффективные методы и приёмы мотивации и стимулирования трудовой деятельности детей дошкольного возраста

1. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.3. Формирование по...