КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ИГРЫ ДЕТЕЙ ОТ ТРЕХ ДО СЕМИ ЛЕТ"
консультация

Гулай Людмила Васильевна

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ИГРЫ ДЕТЕЙ ОТ ТРЕХ ДО СЕМИ ЛЕТ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

«Игры детей от трех до семи лет»

Третий год – появление ролевых игр.

         Первые два года жизни малыша являются подготовительным периодом игры, который часто называют «предметной деятельностью».

     К концу раннего возраста у ребенка возникает потребность в совместных со сверстниках играх, формируются все предпосылки для перехода к ролевой игре. Основной задачей педагогов в этот период является обеспечение своим малышам игрового сообщества.  Следует помнить, что совместные игры со сверстниками трехлетнего малыша существенно отличаются от коллективных игр старших дошкольников. Малыши еще не умеют согласовывать свои действия, замыслы, да в этом и нет необходимости – содержание игр слишком просто и однообразно. Детей объединяет общая цель (поездка на машине, качание куклы, засыпание в ведро песка и прочее), интерес к одной и той же игрушке, стремление к подражанию. Распределение ролей в совместных играх происходит без предварительного сговора по ходу игры. Например, малыш начинает, лечить куклу, к нему подходят другие малыши. В результате роли сами собой разделяются. В таких играх дети чувствуют зависимость друг от друга, у них повышается интерес к действиям сверстников.

     На третьем году жизни у ребенка начинает развиваться воображение, благодаря чему в его играх появляется несложный сюжет, происходит постепенный переход к «настоящей» игре, характерной для дошкольного возраста. Очень важно с самого начала развивать у ребенка активность и самостоятельность в игре, не ограничивать ее повторением действий взрослого, а сочетать подражание с творческой выдумкой. На развитие самостоятельной игровой деятельности, творческого воображения большое влияние оказывают игры – инсценировки по сюжетам литературных произведений (русские народные сказки; игровые стихи А.Барто, Б.Заходера, Д.Хармса и др.; стихи и сказки К.Чуковского, С.Маршака), к участию в которых ребенка надо привлекать как можно чаще. Не меньшее удовольствие дети раннего возраста получают от участия в подвижных играх («Поезд», «Воробушки», «Догонялки»), играх с природными (песок, вода) и строительными материалами (кубики, брусочки).

     Обычно игры детей в этот период неустойчивы, что проявляется в частой смене игрушек, а, следовательно, и игровых образов, которые могут возникнуть в силу подражания. Более устойчивым и целенаправленным характером отличаются игры с песком и строительным материалом.

Четырехлетнему малышу нужны не столько игрушки,

сколько сверстники.

     На четвертом и пятом годах жизни  ребенка основное внимание нужно уделить ролевым играм.

     Игры детей четвертого года жизни получают значительное развитие: расширяется их тематика, четче становится игровой замысел, развивается устойчивость в их реализации. Роли часто распределяются до начала игры, но детям еще трудно договориться самостоятельно, поэтому руководитель со стороны взрослых не теряет своей значимости. Для детей этого возраста важны яркие зрительные впечатления, поэтому большое значение имеют различные виды театрализованных игр, которые носят преимущественно коллективный характер и являются средством, способствующим обозначению (называнию) своей роли для себя и партнера.

     При организации сюжетно – ролевых игр, отражающих социальные взаимоотношения, важно донести до ребенка основной (нравственный) смысл взятой им на себя роли и ее связь с другими ролями. Поэтому ребенка нужно научить разворачивать в ходе игры ролевое поведение в зависимости от сюжета. Для детей четырех лет достаточно овладеть способностью применять и обозначать игровую роль, реализовывать специфическое ролевое действие, направленное на партнера, развертывать парное взаимодействие и элементарный ролевой диалог. Организуя игру, взрослый в первую очередь должен обращать внимание на ролевое поведение, то есть переводить внимание ребенка от действия с предметом на парное взаимодействие сначала со взрослым и потом со сверстником, при этом учитывать позицию партнера и принимать его таким, каков он есть.

     При обучении ролевой игре взрослый берет на себя главную роль (например, врача, выполняющего основное игровое действие), привлекая ребенка к игре через дополнительную роль (больной). После этого, он меняется с ребенком позициями: ребенок – в главной роли, родитель – в дополнительной. Уже в свободной самостоятельной игре действия детей с игрушками начинают сопровождаться ролевыми диалогами, появляется называние своей роли партнеру – сверстнику, ролевое отношение к нему. При соответствующем руководстве игрой ребенок довольно быстро начинает свободно развивать игровые контакты и разворачивать взаимодействие друг с другом.

     Хорошим подспорьем для организации игр служат наборы мелких игрушек, типа «зоопарк», «солдатики», сказочные персонажи – игрушки. Ребенку надо показать, как управлять ими, проговаривая за каждого персонажа монолог и переводя его в диалогическое взаимодействие персонажей. Развертывание таких игр помогает не только полноценно осваивать ролевые и режиссерские игры, но и подняться на ступень выше – овладеть образно – ролевой игрой.

     Значение ролевых игр трудно переоценить, т.к. в ней формируется механизм идентификации (сличения, сопоставления, отождествления). Актуализировать механизм идентификации помогают детям игры-иммитации. Ценность таких игр состоит в том, что благодаря им, ребенок лучше понимает сущность принятой на себя роли, образа, и еще потому, что движения здесь сопровождаются речью. Для организации имитационных игр с ребенком можно использовать различные детские стихи.

Как играть с детьми до 3 – х лет.

Показатели

Оптимальная стратегия

Неподходящая стратегия

Игровые

предпочтения

Взрослый в непринужденной манере разворачивает игровое

Действие. В игре эмоционален, использует непосредственный интерес наблюдающего за игрой ребенка, втягивает его в совместную игру.

Ограничивается проведением игр – манипуляций с предметами, но такие игры не всегда являются наиболее действенным средством для развития образной игры. Мало читается ребенку стихов, сказок, отсутствуют подвижные игры и игры с природными материалами.

Реакция на действия ребенка

Играя с ребенком, комментирует свои действия, поясняет их смысл и предполагает смысл действий ребенка («Это ты Катю кормишь?»)

Играя с малышом, полностью берет на себя осуществление действий с игрушкой или предметом – заместителем.

Действия взрослого в игре

На короткое время подключается к действиям ребенка, поддерживая комментариями условно – игровое действие, возникшее у малыша, помогая ему тем самым осознать смысл собственного действия.

Взрослый оставляет без внимания самостоятельные игровые действия ребенка после того, как некоторое время поиграл с ним.

Особенности использования игрушек

Развертывая игру, всегда использует сочетание реалистических игрушек с условными предметами-заместителями так, чтобы условное игровое действие с заместителями имело опору в виде реалистической игрушки. Достаточно ясно обозначает для малыша смысл игровой ситуации.

Играя с ребенком, использует только однотипные игрушки: сюжетные, реалистические или только предметы – заместители.

Ввод новых игрушек

Обыгрывая новые игрушки в совместной деятельности с ребенком, включает их в уже известные сюжеты, постепенно развертывая новые сюжетные линии.

Взрослый вносит в игру новые игрушки, не давая ребенку образцов их игрового использования.

Как играть с детьми 3 – 5 лет.

Оптимальная стратегия

 Неподходящая стратегия

Играя с детьми, всегда обозначать словом принимаемую на себя роль и роль партнера. Стимулировать ребенка к такому обозначению. Переходя к новой роли, акцентировать этот момент («Теперь я не продавец, а медсестра»).

Включаться в игру с детьми, не обозначая своей роли и не выяснив, какую роль взял на себя ребенок. Не обозначать момент перехода к новой роли. Называть ребенка по имени, не используя ролевого диалога и не учитывать принятой на себя им роли. Обращаться не поводу игры.

Выделять в игре специфику ролевых действий, направляя основное внимание партнеров на общий смысл роли и ролевого взаимодействия через активное использование ролевого диалога.

Делать основным предметом внимания детей в игре детальные действия, присущие принятой роли. Учить точному воспроизведению профессиональных операций соответствующей роли.

Использовать в игре с детьми преимущественно парные, взаимодополнительные роли, смысл которых способствует непосредственному ролевому взаимодействию партнеров. Постепенно увеличивать число ролей за счет развертывания сюжета в процессе самой игры, вводя еще 1 – 2 новых персонажей, связанных по смыслу с предыдущими.

Задавать детям примерный план игры с конкретными предписаниями действий, жесткой ролевой структурой и требовать в игре реализации этого плана.

Предоставлять детям возможность свободно включаться в игру, менять роль по ходу игры.

Требовать от детей следования взятой на себя роли на протяжении всей игры.

     На пятом году жизни у детей появляется относительная самостоятельность мышления. Основная задача взрослого – развивать гибкость поведения детей в игре. Малыша нужно научить менять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, менять свою игровую роль и вновь обозначать ее для партнера. Для того, чтобы сформировать это умение, необходимо соблюдать два условия: 1) использовать многоперсонажные сюжеты с определенной ролевой структурой, где одна из ролей непосредственно связана со всеми остальными; 2) отказаться от однозначного соответствия числа участников количеству ролей (количество участников может быть меньше количества ролей).

     Например, игра, имеющая следующую структуру: капитан, пассажиры, матросы и водолазы. Сюжет разворачивается постепенно: пассажиры могут «превращаться» в матросов и водолазов по желанию. Когда событие произошло – появляется роль. В этих целях используют и инсценирование.

     На начальном этапе организации игр – инсценировок взрослый берет на себя основную роль. Игру можно подбирать особым образом, так, чтобы в ней были выделены не только многообразие ролевых отношений, но и типы отношений, где роли могут быть связаны между собой:

 - специфическими функциями, которые один человек осуществляет по отношению к другому (защищает, лечит, учит);

 - отношениями управления и подчинения (больной – врач – медсестра);

 - отношениями взаимопомощи, которые наиболее ярко проявляются в равных ролях (между сыном и дочкой, между шоферами).

     К старшему дошкольному возрасту, наряду с усложнением игры происходит и увеличение состава ее участников, значительно возрастает продолжительность детского объединения. Еще до начала игры старшие дошкольники предварительно планируют ее, распределяют роли, подбирают все необходимые атрибуты и игрушки, а в ходе игры постоянно контролируют друг друга, критикуют, подсказывают, как должен себя вести определенный персонаж, чего не наблюдается у малышей.

     Дети шестого года жизни должны освоить игру – фантазирование, протекающую в воображаемом плане, смысл которой заключается в построении новых событийных цепей. Совместная игра – фантазирование развивает эмоциональную сферу ребенка, обогащает его воображение.В этот период на развитие детских игр большое влияние оказывает сказка. После прочтения сказки, с детьми можно организовать игру, в которой основное внимание надо уделить развертыванию новых сюжетов с разнообразными, в том числе и объединенными, ролями, далее придумывают новые условия на основе реальных событий. включая в их число и возникающие в повседневной жизни детские конфликты. Такой подход позволяет не только предотвратить детские конфликты, но и способствует развитию вариативного ролевого поведения, появлению более сложных игровых сюжетов, имеющих многотемный характер.

     К концу дошкольного возраста особым предпочтением у детей пользуются игры с правилами – подвижные, соревновательные, логические (настольно-печатные, электронные). В этих играх нет явной роли, принимаемой на себя играющими, но есть определенная внутренняя позиция и образ действий, оговоренных правилами. Благодаря участию в таких играх, дети учатся подчиняться правилам, причем последние становятся для них внутренним правилом. Эти игры предполагают особый подготовительный этап, направленный на овладением принципом и правилами игр. Деятельность ребенка на подготовительном этапе представляет собой своеобразный прообраз учебной деятельности в ее специфической структуре и строении.

Что нужно ребенку для полноценной игры.

     Среда, в которой разворачивается игра, должна быть безопасной, эстетической, экологичной и экономичной, то есть не допускающей пресыщения ею и отчуждения от нее.

     Оборудование для игровой деятельности ребенка:

- поролоновые подушки разных размеров (но соотносимые с ростом ребенка), форм и цветов;

- мелкий полифункциональный материал (кубики, коробки, тряпочки, бросовый и природный материал);

- атрибуты для костюмирования (взрослая одежда полифункционального размера: юбки, шляпы, сарафаны, фартуки и прочее);

- атрибуты для подвижных и других видов игр (лото, разрезные картинки, электронные, настольно – печатные игры различной тематики).

     Как у девочек, так и у мальчиков в игровом арсенале должны быть куклы. Именно кукла является прообразом человека, и игры с ней формируют у ребенка определенные человеческие качества: у мальчиков – мужественность, заботливое отношение к девочкам, «отцовские чувства»; у девочек – «материнские» чувства и бытовые качества (аккуратность, хозяйственность и прочее).

     Литература:

     О.А.Белобрыкина  «Из опыта работы в условиях дошкольного учреждения», «Психолог в детском саду», №1, 2005 г.

Как играть с детьми 5 – 7 лет.

Оптимальная стратегия

Неподходящая стратегия

   

Использовать новые для детей формы и типы игр, где согласованное развертывание нового сюжета осуществляется в чисто речевом плане.    Исключаются предметно – игровые и ролевые действия.

К игре привлекают детей только с учетом их желания.

   

Нацеливание детей на детализацию ролевого действия, а не на творческое развитие сюжета.

   

 Участвовать вместе с детьми в предварительном периоде их самостоятельной игры, предлагая каждому участнику высказать свои предложения по поводу развития сюжета.

Получив несколько предложений, предоставить детям возможность самим распределить роли и использовать в качестве основы намеченные ранее события (играть с открытой развязкой).

Ограничиваться в игре только такой ее формой, в которой дети используют уже известные навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Дети до трех лет: особенности воспитания»

Консультация для родителей: «Дети до трех лет: особенности воспитания»...

консультация для родителей "Дети и конфликты в семье"

В каждой семье случаются конфликтные ситуации в семье между родителями, главное правильное поведение родителей, которое не повлияло бы на психическое состояние ребенка. В данном материале выделены тип...

Консультация «Речевая подготовка детей к школе в семье»

Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением...

Консультация "Речевая подготовка детей к школе в семье"

К вопросу подготовки к школе следует подходить осторожно, и рассматривать его как комплексную задачу всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства....

Консультация для родителей детей подготовительной группы «Роль семьи в подготовке ребёнка к школе»

Консультация для родителей детей подготовительной группы «Роль семьи в подготовке ребёнка к школе»...

Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре"

Издавна семья считалась хранителем культурных и нравственных ценностей, которые передавались из поколения в поколение. ...