Ситуации выбора для развития самостоятельности и активизации познавательной деятельности дошкольников
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Трепачева Валентина Валентиновна

  В  современных  требованиях  к образованию  детей  в  детском  саду  относится  индивидуализация  образования,  учет  потребностей  и  предпочтений  каждого  ребенка. Для  этого  лучше  всего  подходят  ситуации,  в  которой  ребенок  совершает  свой  собственный  выбор.  Выбор  может  относиться  как  к  используемым  материалам,  так  и  к способу  деятельности, партнера  по  игре. Выбор-  это  личное  стремление  ребенка. Поэтому  воспитателям  необходимо  знать и   понимать,  когда  и  каким  образом  мы  можем  предоставить  детям  эту  свободу  выбора. В  презентации  рассматриваются  примеры  и  значение  такого способа  организации  детской  деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ситуации выбора в детском саду324.11 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ситуации выбора в дошкольном возрасте как средство развития у детей самостоятельности и инициативности. Актуальность: В Конституции Российской Федерации, в стратегическом документе «Концепции модернизации российского образования» , в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства в системе образования: воспитание инициативного, активного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

Слайд 2

В соответствии с ФГОС ДО в образовательной программе каждого дошкольного учреждения появляется такой вопрос «А что такое «Поддержка детской инициативы» . Инициатива определяется как характеристика деятельности и поведения и личности человека, означающая способность действовать по внутреннему побуждению . Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам . Инициативность и самостоятельность предполагают умение делать выбор. Однако именно взрослый создает ситуацию выбора для ребенка.

Слайд 3

Что значит свободный выбор ? Для ребенка это возможность пробовать новое, действовать одному или в сотрудничестве с другими, работать молча или включиться в диалог, ориентироваться на результат или сосредоточиться на процессе. Привыкая к самостоятельному выбору, дети в дальнейшем успешно решают проблемы, становятся творческими и мыслящими личностями .

Слайд 4

При организации любой формы деятельности обязательным условием является доброжелательное отношение взрослого, отказ от оценочного отношения и критических замечаний в сторону ребенка. Необходимо предоставить детям возможность активно задавать вопросы, постоянно побуждая ребенка к самостоятельному применению новых знаний. Чем больше вопросов- тем быстрее и выше уровень формирования мышления, которое называется дивергентным. Дивергентное мышление заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы. Пример: как можно использовать канцелярскую скрепку? Поэтому важно помогать детям быть смелей и активней, хвалить ребенка за проявленную инициативу, необычный способ выполнения любой деятельности. Предлагать несколько вариантов, а когда он выбирает свой, хвалить за инициативность.

Слайд 5

Решение задач нестандартным способом называют креативностью. Креативность- процесс, в результате которого появляются оригинальные идеи, обладающие ценностью. Психологи выделяют как минимум три параметра креативности : оригинальность (способность генерировать уникальные идеи), гибкость ( способность генерировать много идей), беглость ( способность генерировать идеи быстро). Креативность - основа творчества, без нее невозможно создание чего- то нового. Если ребенок учится по- разному реагировать на одну и ту же ситуацию, по- разному решать одни и те же задачи, по-разному достигать одной и той же цели, он становится человеком, творчески относящимся к миру.

Слайд 6

Исследование с помощью тестов среди детей разного возраста показало, что чем старше становится ребенок, тем ниже становится уровень его дивергентности. С 98 процентов у дошкольников она падает до 10 процентов у подростков, и далее продолжает снижаться. У людей старше 25 лет дивергентность составляет всего лишь 2 процента !!! Получается, что бесценный дар, данный нам от природы, с годами растрачивается. Этот дар гасится шаблонным обучением. Если мы приучаем детей к тому, что есть один правильный вариант, то зачем ему тогда 99 других вариантов?

Слайд 7

Проблемой выбора занимались многие педагоги и психологи, такие, как: А. Г. Асмолов , Л. С. Выготский , Б. Ф. Поршнев, Н. В. Носкова . В своих исследованиях авторы рассматривали выбор как форму проявления детской субъектности , которая ориентирована на потребность ребенка быть свободным. Исследователь этой проблемы Н. В. Носкова обосновывает необходимость внесения выбора в содержание общения взрослого и ребенка. Именно взрослый создает ситуацию выбора для ребенка. ФГОС ДО ориентирован на вариативность и индивидуализацию образовательного процесса детского сада. Но это не та ситуация, когда педагог произносит фразы типа: «Дети, рисуйте, что хотите!», «Слепи, Вовочка, что ты хочешь», «Во что хотите, дети, в то и поиграйте», якобы стимулирующие ребенка на проявления своего выбора и самостоятельности. Это не называется выбор. При выборе ребенок должен видеть цель, которая реализуется в определенных действиях. Поэтому при формулировке задания на выбор должно быть и предложение, и альтернатива этому выбору. Обычно это достигается простым словом «или».

Слайд 8

В соответствии c ФГОС ДО один из принципов дошкольного образования ориентирует педагогов на «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования » (п.1.4.2 ФГОС ДО). В разделе «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» неоднократно упоминается необходимость предоставления дошкольникам разнообразных выборов: игровых материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения (табл. 1).

Слайд 9

Таблица 1. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Пункт ФГОС ДО Характеристика 3.2.1.6. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения. 3.3.4. Вариативность среды предполагает: наличие в Организации или Группе различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.

Слайд 10

Что может стать стимульным материалом для создания ситуации выбора? − Задания, связанные с жизненным опытом (надо помочь убрать игрушки: куклы сидят за столиком. А если посадить их в домик или положить в другое место?); − Задания на развитие внимания и навыков сравнения при помощи вопросов (как лучше? Как проще? Кому больше понравится? Кому доставит удовольствие?) − Противоречия между известным и новым (например, ребенок знает, как строить космический корабль из большого напольного конструктора, а может быть, строить из LEGO-конструктора интереснее, сложнее, проще, веселее?) − Познавательно-исследовательская деятельность (что исследовать, с помощью каких материалов, с кем) − Поиск и предложения различных способов решения одной задачи ( Винни-Пух и Пятачок пришли в гости к Кролику. Пух ел-ел, ел-ел, но выйти на улицу не смог, потому что застрял в норе. Как помочь Винни-Пуху ? Придумай как можно больше решений

Слайд 11

Методы, позволяющие создать ситуацию выбора : − Проектный метод (позволяет искать различные решения и способы реализации поставленной проблемы. Например: « Может ли человек научиться летать?»); − Игровые технологии (позволяют сделать поисковый процесс интересным и познавательным: сюжетно- ролевые, квест- игры, викторины, кроссворды, дидактические игры, виртуальные экскурсии); − Использование проблемных ситуаций (позволяют детям учиться сотрудничеству, могут быть услышаны варианты выбора разных детей. Пример: « У всех детей для занятия по математике приготовлен большой квадрат, а у одного маленький. Что будем делать?»); - Утренний круг» ( начало дня, когда дети собираются вместе. В ходе круга обсуждаются планы на день, зарождается новое приключение (образовательное событие);

Слайд 12

− Исследовательский метод (позволяет делать выбор в практической работе: опыты, моделирование изменений в природе; подражание звукам природы …); - Мозговой штурм ( для освоения генерации идей, нужно придумать как можно больше вариантов решения проблемы. Например, много вариантов торта на День Рождения); - Пробовать разное. ( разные варианты досуга, новые книжки… С трех лет ребенок все меньше держится за старое и открывается новому); - Наблюдения за миром. ( для этого даже на нужно выходить на улицу. Можно искать неровности на стене и подумать, на что они похожи; следить за пылинкой в потоке света и т.д.); - Давать скучать. ( творчество рождается из пустоты; если ребенок не скучает, у него нет возможности понять, что он чего-то хочет и возможности придумать новое).

Слайд 13

Таблица 2 . Дополнительные примеры ситуаций выбора в детском саду. Варианты выбора Практические способы организации ситуации выбора Выбор деятельности − Выбери, чем хочешь заняться: будешь строить машину или играть в лото? − Какую замечательную бабочку мы видели на прогулке. Будем рисовать ее или лепить? Выбор материалов − Выберите цвет бумаги для аппликации самолета: белый, голубой или желтый? − Убираем участок. Ребята, выберите, пожалуйста, куда уберем мусор: в ведро (для камней, веток) или в пакет (для листьев и бумаги)? − Тема занятия «Осенний урожай ». Что будете изображать: фрукты или овощи? Выберите материал, какой вам больше нравится: краски, карандаши, мелки, фломастеры, пластилин и сами придумайте, как показать богатство осени. − Сегодня будем играть с увеличительными стеклами. Я приготовила мешочек с предметами, которые можно рассматривать через увеличительное стекло. Выберите себе, какие хотите, но не больше пяти штук.

Слайд 14

Варианты выбора Практические способы организации ситуации выбора Выбор способа деятельности − Опиши свою любимую игрушку (выбери способ описания: загадка, рассказ или пантомима) − Убираем игрушки. Выбери, ты будешь убирать машинки или конструктор? Выбор последова-тельности (алгоритма) действий - Нам сегодня с вами необходимо повторить песню, отправить письмо и вставить фотографии в альбом «Наши любимые питомцы» . Как мы с вами это организуем? Выбор партнера в деятельности − Выбери, пожалуйста, ты будешь сегодня строить ракету сам или с кем- то? - Капитаны команд, набирайте себе детей в команды. Выбор содержания деятельности − Что будешь складывать: коврик для котенка или заборчик для домика Наф-Нафа? − Я знаю, что ты любишь игры с водой. Во что сегодня хочешь играть: в цветные капельки или в рыбок? Нравственный выбор -Как бы ты поступил? (обогащается опыт ребенка, учатся анализировать поведение свое и окружающих, формируется умение самостоятельно разрешать конфликты. Рекомендации по проведению нравственных бесед: книги Шорыгиной .

Слайд 15

Условия успешного формирования выбора у ребенка- дошкольника: - Ребенок представляет конечный результат своего выбора (как получится, если…); - Помощь ребенку в достижении конечного результата посредством предоставляемых качественных многообразных эталонов - возможных образцов ( у тебя яблоко будет какое на рисунке: зеленое, красное, большое или вот такое маленькое: лежит на столе, в корзине или висит на дереве? - показ примеров , иллюстраций.) - Безопасное пространство проб и ошибок. Созвучная технология для метода проб и ошибок – ТРИЗ. (Это работает, а это - не работает . Расширение опыта взаимодействия с предметами. Настоящее знание всегда связано с телесным опытом, так как мозг нуждается в тактильном и моторном опыте для развития таких сложных навыков, как речь и мышление). -

Слайд 16

Показатели успешного формирования выбора у ребенка- дошкольника. - Ребенок может аргументировать свой выбор – озвучивает мотив и свои внутренние интересы (я буду это делать… потому что…; я построю это … потому что; я хочу поиграть в это …потому что); - Ребенок имеет право на ошибку и не испытывает страха совершить неправильное действие (если неправильно, то…; если не получится, попробую еще раз); - Выбор ребенка приводит к положительному конечному результату, и может служить эталоном для выборов других детей.

Слайд 17

Заключение: Выбор – это решение человека, которое в некоторых случаях может серьезно повлиять не только на его судьбу, но и на судьбу окружающих людей. Поэтому важно серьезно относиться к проблеме выбора. Человек творческий- это тот, кто постоянно эволюционирует, размышляет, способен решать возникающие перед ним задачи и знает, как адаптироваться к окружающим реалиям. Он непрерывно передает культуру обществу, растет вместе с обществом. (Бруно Мунари).