Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной и художественной направленности «ТЕХНОЗНАЙКА»
методическая разработка (средняя группа)

ЖИРОВА ЕЛЕНА АЙДЫНОВНА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной и художественной направленности  «ТЕХНОЗНАЙКА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_tehnoznayki_.docx77.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 60 города Благовещенска»

(МАДОУ «ДС № 60 г. Благовещенска»)

Принята на заседании                                                                          Утверждаю:

педагогического совета  МАДОУ «ДС №60                                     Заведующий МАДОУ «ДС №60          

г.Благовещенска»                                                                                  г.Благовещенска»                                                          

от «_ _______г.                                                              ____________ /Гордиенко Н.А./  

Протокол № ______                                                                            «___» _______________20___г.                                                                                                                                                                                                            

                                                                                   

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа социально-гуманитарной и художественной направленности  «ТЕХНОЗНАЙКА»

Вид программы: модульная

Уровень программы: стартовый

Возраст обучающихся: 4-5 лет

Срок реализации: 1 год

Составители:

Жирова Елена Айдыновна,

педагог первой квалификационной категории

Благовещенск, 2021

Содержание

Раздел 1 «Комплекс основных характеристик программы»

  1. Пояснительная записка…………………………………………………..3
  1. Актуальность программы ………………………………………...3
  2. Особенности программы …………………………………………4
  3. Адресат программы ………………………………………………4
  4. Целевые ориентиры старшая группа (4-5 лет) ………………….5
  5. Формы обучения по программе ………………………………….7
  6. Объем и срок освоения программы, режим занятий …………...7
  7. Цель программы …………………………………………………..7
  8. Задачи программы ………………………………………………...7
  9. Планируемые результаты ………………………………………...7
  1. Учебно-тематический план ……………………………………………...7

Содержание учебно-тематического плана …………………………………8

Раздел 2 «Комплекс организационно – педагогических условий»  

  1. Формы аттестации ………………………………………………………19
  2. Мониторинг развития …………………………………………………...19
  3. Условия реализации программы ………………………………………..23
  4. Методические материалы …………………………………………..…...23
  5. Календарный учебный график ………….………………………………25

Список литературы……………………………………………………………...26

Раздел 1 «Комплекс основных характеристик программы»

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и представляет собой локальный акт дошкольного уровня образования МАДОУ «ДС №60 г. Благовещенска», написанный на основе основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ «ДС № 60 г. Благовещенск», Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г.№ 1726-р), Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. и С.П.2.4.36.48-20 «Санитарно -эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения. Отдыха и оздоровления детей и молодежи», Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020г.№ 1441 «Об утверждении Правил оказания платных услуг».

К пятилетнему возрасту при успешном освоении программы у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности, сформированы первичные навыки инженерно-технического мышления, интерес к конструированию. Развиты конструктивные, математические, логические, коммуникативные способности и умения. Обогатился словарь по теме.

Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей дошкольников 4-5 лет в различных видах деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, трудовая и продуктивная.

Теоретической основой программы является программно-методический комплекс «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. В частности, методические разработки и рекомендации по организации занятий по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада И.А. Помораевой, В.А. Позиной.

1.1. Актуальность программы

Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот только усовершенствует их все в новых и новых открытиях.

ФГОС ДО регламентируют интеграцию образовательной деятельности, способствующую развитию дополнительных возможностей и формированию универсальных образовательных действий. Совершенствование образовательного процесса ДОУ направлено главным образом на развитие психических и личностных качеств ребёнка, таких, как любознательность, целеустремленность, самостоятельность, ответственность, креативность, обеспечивающих социальную успешность и способствующих формированию интеллектуальной творческой личности.

Зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники, разных видов конструкторов и даже роботов. Ребенок должен
получать представление о начальном моделировании и конструировании, как о части научно - технического творчества с раннего детства. Основы моделирования и конструирования должны естественным образом включаться в процесс развития ребенка так же, как и изучение формы, цвета и размера.

В процессе конструктивной деятельности у детей формируются умения
целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их и на основе
такого анализа сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и
различное, делать обобщения. Решая конструктивные задачи, дети учатся
анализировать, находить самостоятельные решения, создавать замысел
конструкций и в соответствии с ним планировать свою деятельность.
У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для того,
чтобы они могли проявить свои дарования, — это умное руководство и
выбор такого вида деятельности, чтобы она способствовала формированию
умственной активности дошкольника. Это способность рассуждать, делать логические умозаключения и обосновывать свои решения. 

Следовательно, необходимо создавать мотивацию, развивать потребность в творческой деятельности, обеспечивать условия, при которых ребенок, владеющий навыками той или иной деятельности, имел бы возможность самостоятельно проявить свои творческие способности.

1.2  Особенности программы

Отличительной особенностью программы от существующих - является включение в каждое занятие системы игр и упражнений, способствующих развитию мелкой моторики, внимания, памяти, мышления, отражает новый подход в области приобщения дошкольников к конструктивной деятельности и техническому творчеству, обеспечивающий их активное, инициативное и самостоятельное вовлечение в деятельность и стимулирующее познавательную активность. Разработаны концептуально новые подходы в реализации программы.

1.3 Адресат программы

Программа ориентирована на детей 4-5 лет, посещающих дошкольное образовательное учреждение и составлена в соответствии с возрастными особенностями.

Набор обучающихся в группы основывается на желании детей и их родителей. Наполняемость в группах составляет – до 30 человек.

1.4 Целевые ориентиры средняя группа (от 4 до 5 лет)

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Развивается изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же—больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.    

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. образовательная деятельность с деть ми 4–5 лет 191

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с  развитием игровой деятельности; появлением ролевых и  реальных взаимодействий; с  развитием изобразительной деятельности; конструированием по  замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в  уважении со  стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со  сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

1.5 Формы обучения по программе

Основной формой обучения является очное обучение.

1.6 Объем и срок освоения программы, режим занятий

Объем программы составляет 48 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия –20 минут.

Программа дополнительного образования реализуется в течение
всего календарного года, исключая каникулярное время.  Аудиторные занятия по дополнительному образованию проводятся с сентября по май включительно, во второй половине дня.

Каникулы с 01.06.2022 – 31.08.2022

1.7 Цель программы: сформировать навыки инженерно - технического мышления у детей среднего дошкольного возраста.

1.8 Задачи программы:

- формировать у детей познавательную, исследовательскую, творческую активность, знания о различных материалах, интерес к конструированию;

- учить создавать поделки из природного и бросового материала;

- развивать творческие способности посредством овладения методики конструирования способом оригами, мелкую моторику;

- учить создавать объемные аппликации;

- воспитывать ответственность, дисциплинированность, умение работать в команде.

1.9. Планируемые результаты:

у детей сформированы первичные навыки инженерно - технического мышления, интерес к конструированию. Развиты конструктивные, математические, логические, коммуникативные способности и умения.

2. Учебно-тематический план

Рабочая программа «ТЕХНОЗНАЙКИ» включает в себя 3 блока познавательного и художественно-эстетического развития дошкольников 4-5 лет:

1 блок «Художественная деятельность»

- объёмная аппликация

2 блок «Конструктивная деятельность»

- оригами;

- конструирование из природного материала;

- конструирование из разного вида конструктора.

3 блок «Познавательно – исследовательская деятельность»

- детское экспериментирование

Учебный план

Название модуля

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

Технознайка

1

Художественная деятельность

Беседа, наблюдение, дидактическая игра.

Выставка работ

фотовыставка

Аппликация

16

4

12

2

Конструктивная деятельность:

Оригами

8

2

6

Поделки

16

4

12

Конструирование

6

0,5

5.5

3

Познавательно-исследовательская деятельность

«Что на поверхности?»

8

4

4

«Предметы с секретом»

5

2

3

фотовыставка

"Тайны волшебных превращений"

5

2,5

2,5

Всего

64

19

45

3. Содержания учебно-тематического плана

1 блок «Художественная деятельность»

Теория: знакомство детей с объёмной аппликацией.

Функция: аппликация помогает детям развивать моторику пальцев, усидчивость, аккуратность, создавать рисунок и фантазировать. Во время занятий ребенок знакомится с новыми материалами, узнает их свойства запоминает название, пополняя словарный запас.

Практика: Аппликация «Божья коровка», «Кактус», «Яблоки на ветке», «Лев», «Белочка», «Стрекоза», «Цветы в вазе», «Косички для девочки», «Радуга», «Зайка», «Ежик», «Осеннее дерево», «Солнышко», «Кит», «Грибочек», «Клоун».

Проведение различных физминуток, подвижных игр, соответствующих каждой теме.

2 блок «Конструктивная деятельность»

Теория: знакомство с оригами, научить выполнять поделки из природного материала, учить конструировать с использованием карточек -схем.

Функции: развитие художественного творчества, мелкой моторики, воображения, усидчивости.

Практика:

Оригами: «Домик», «Вертушка», «Собачка», «Мышка».

Конструирование из природного материала:

Поделка из шишек «Ежик»

Поделка из ваты «Рожок с мороженым»

Поделка из диска «КОТ»

Поделка из диска «Ежик»

Поделка из втулки от бумаги «Пчелка»

Поделка «Украшение для принцессы» из коктейльных трубочек

Поделка из тыквенных семечек «Осеннее дерево»

Поделка из втулок «Машинка»

Открытка «Зайка»

Поделка из носков «Снеговик».

Морожено на палочке.

Новогодняя игрушка

Поделка из макаронных изделий «Елочка»

Конструирование из разного вида конструктора:

Конструирование из деревянного конструктора

Конструирование из деревянного конструктора по схеме

Конструирование из средних блоков конструктора LEGO

Цель: учить конструировать с использованием схем

Конструирование по лего – карточке «Разноцветная мозаика»

Конструирование из крупных модулей «Дом, в котором мы живём»

Конструирование из конструктора LEGO «Улицы нашего города»

Обыгрывание построек, разучивание физминуток.

Самостоятельные игры с конструктором разного размера.

3 блок «Познавательно – исследовательская деятельность»

Теория: знакомство, что такое детское экспериментирование, с правилами безопасности при проведении опытов и экспериментов, каким образом делаются выводы.

Функции: дети познакомятся со свойствами песка, глины, почвы, камней, резины, древесины, мыла и др. научатся выделять и обобщать свойства исследуемого объекта.

Практика: 

Тема– «Что на поверхности?» (песок, глина, почва, камни)

Эксперимент «Свойства песка»

Эксперимент «Чудо материал - глина»

Эксперимент «Польза для человека»

Опыт «Вода и поверхность»

Опыт «Холод и поверхность»

Опыт «Семя и поверхность»

Тема – «Предметы с секретом»

Эксперимент «Пройдем по лужам?»

Эксперимент «Магнитная задачка»

Эксперимент "Деревянный мир"

Эксперимент "Стеклянный мир"

Тема - "Тайны волшебных превращений"

Эксперимент «Мыльные сказки»

Тема «Извержение вулкана»

Эксперимент «Дождевые облака»

Проведение физминуток, подвижных игр в соответствии с каждой темой, проведение наблюдений.

КАЛЕНДАРНО- УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Сентябрь

Первая  неделя

II

половина дня

Практико- теоретическое

1

Аппликация «Божья коровка»

Цель: развитие художественного творчества посредством аппликации.

Группа № 8

Выставка работ

2

Первая неделя

II

половина дня

Практико-теоретическое

1

Аппликация «Кактус»

 Цель: развитие художественного творчества посредством аппликации.

Группа № 8

Выставка работ

3

Вторая

 неделя

II

половина дня

Практико-теоретическое

1

Аппликация «Яблоки на ветке»

Цель: развитие художественного творчества посредством аппликации.

Группа № 8

Выставка работ

4

Вторая

неделя

II

Половина дня

Практико-теоретическое

1

Аппликация «Лев»

Цель: развитие художественного творчества посредством аппликации.

Группа № 8

Выставка работ

5

Третья

неделя

II

половина дня

Практико-теоретическое

1

Аппликация «Белочка»

Цель: развитие художественного творчества посредством аппликации.

Группа № 8

Выставка работ

6

Третья

неделя

II

Половина дня

Практико-теоретическое

1

Аппликация «Стрекоза»

Цель: развитие художественного творчества посредством аппликации.

Группа № 8

Выставка работ

7

Четвертая неделя

II

половина дня

Практико-теоретическое

1

Аппликация «Цветы в вазе»

Цель: развитие художественного творчества посредством аппликации.

Группа № 8

Выставка работ

8

Четвертая неделя

II

Половина дня

Практико-теоретическое

1

Аппликация «Косички для девочки»

Цель: развитие художественного творчества посредством аппликации.

Группа № 8

Выставка работ

9

Октябрь

Первая  неделя

II

половина дня

Практико-теоретическое

1

Аппликация «Радуга»

Цель: развитие художественного творчества посредством аппликации.

Группа № 8

Выставка работ

10

Первая неделя

II

Половина дня

Практико-теоретическое

1

Аппликация Зайка»

Цель: развитие художественного творчества посредством аппликации.

Группа № 8

Выставка работ

11

Вторая

 неделя

II

половина дня

Практико-теоретическое

1

Аппликация «Ежик»

Цель: развитие художественного творчества посредством аппликации.

Группа № 8

Выставка работ

12

Вторая

неделя

II

Половина дня

Практико-теоретическое

1

Аппликация «Осеннее дерево»

Цель: развитие художественного творчества посредством аппликации.

Группа № 8

Выставка работ

13

Третья

неделя

II

половина дня

Практико-теоретическое

1

Аппликация «Солнышко»

Цель: развитие художественного творчества посредством аппликации.

Группа № 8

Выставка работ

14

Третья

неделя

II

Половина дня

Практико-теоретическое

1

Аппликация «Кит»

Цель: развитие художественного творчества посредством аппликации.

Группа № 8

Выставка работ

15

Четвертая неделя

II

половина дня

Практико-теоретическое

1

Аппликация «Грибочек»

Цель: развитие художественного творчества посредством аппликации.

Группа № 8

Выставка работ

16

Четвертая неделя

II

Половина дня

Практико-теоретическое

1

Аппликация «Клоун»

Цель: развитие художественного творчества посредством аппликации.

Группа № 8

Выставка работ

17-18

Ноябрь

Первая неделя

II

половина дня

Практико-теоретическое

2

Оригами «Домик»

Цель: развитие художественного творчества посредством оригами с элементами аппликации.

Группа № 8

Выставка работ

19-20

Вторая неделя

II

Половина дня

Практико-теоретическое

2

Оригами «Вертушка»

Цель: продолжать формировать умения выполнять поделки посредством оригами.

Группа № 8

Выставка работ

21-22

Третья неделя

II

половина дня

Практико-теоретическое  

2

Оригами «Собачка»

Цель: Развитие художественного творчества посредством оригами с элементами аппликации.

Группа № 8

Выставка работ

23-24

Четвертая неделя

II

Половина дня

Практико-теоретическое  

2

Оригами «Мышка»

Цель: Развитие художественного творчества посредством оригами с элементами аппликации.

Группа № 8

Выставка работ

25

Декабрь

Первая  неделя

II

половина дня

Практико-теоретическое  

1

Поделка из шишек «Ежик»

Цель: учить выполнять поделки из природного материала.

Группа № 8

Выставка работ

26

Первая неделя

II

Половина дня

Практико-теоретическое  

1

Поделка из ваты «Рожок с мороженым»

Цель: учить выполнять поделки из бросового материала.

Группа № 8

Выставка работ

27

Вторая

 неделя

II

половина дня

Практико-теоретическое  

1

Поделка из диска «КОТ»

Цель: учить выполнять поделки из бросового материала

Группа № 8

Выставка работ

28

Вторая

неделя

II

Половина дня

Практико-теоретическое  

1

Поделка из диска «Ежик»

Цель: учить выполнять поделки из бросового материала

Группа № 8

Выставка работ

29

Третья

неделя

II

половина дня

Практико-теоретическое  

1

Поделка из втулки от бумаги «Пчелка»

Цель: учить выполнять поделки из бросового материала

Группа № 8

Выставка работ

30

Третья

неделя

II

половина дня

Практико-теоретическое  

1

Поделка «Украшение для принцессы» из коктельных трубочек

Цель: учит выполнять поделки из бросового материала

Группа № 8

Выставка работ

31

Четвертая неделя

II

половина дня

Практико-теоретическое

1

Поделка из тыквенных семечек «Осеннее дерево»

Цель: учить выполнять поделки из природного материала

Группа № 8

Выставка работ

32

Четвертая неделя

II

половина дня

Практико-теоретическое

1

Поделка из втулок «Машинка»

Цель: учить выполнять поделки из бросового материала

Группа № 8

Выставка работ

33

Январь

Первая неделя

II

половина дня

Практико-теоретическое

1

Открытка «Зайка»

Цель: учить выполнять поделки из ватных дисков

Группа № 8

Выставка работ

34-35

Первая, вторая недели

II

половина дня

Практико-теоретическое

2

Поделка из носков «Снеговик».

Цель: учить выполнять поделки и бросового материала

Группа № 8

Выставка работ

36

Вторая неделя

II

половина дня

Практико-теоретическое

1

Морожено на палочке.

Цель: учить выполнять поделки из бросового материала

Группа № 8

Выставка работ

37-38

Третья неделя

II

половина дня

Практико-теоретическое

2

Новогодняя игрушка

Цель: учить выполнять поделки и бросового материала

Группа № 8

Выставка работ

39-40

Февраль

Первая неделя

II

половина дня

Практико-теоретическое

2

Поделка из макаронных изделий «Елочка»

Цель: учить выполнять поделки из различного материала

Группа № 8

Выставка работ

41

Вторая неделя

II

Половина дня

Практико-теоретическое

1

Конструирование из деревянного конструктора

Цель: учить создавать конструкции по замыслу

Группа № 8

Фото выставка

42

Вторая неделя

II

половина дня

Практическое

1

Конструирование из деревянного конструктора по схеме

Цель: учить создавать конструкции по образцу

Группа № 8

Фото выставка

43

Третья неделя

II

Половина дня

Практическое

1

Конструирование из средних блоков конструктора LEGO

Цель: учить конструировать с использованием схем

Группа № 8

Фото выставка

44

Март

Вторая неделя

II

половина дня

Практическое

1

Конструирование по лего – карточке «Разноцветная мозаика»

Цель: учить конструированию с использованием лего - карточек.

Группа № 8

Фото выставка

45

Вторая неделя

II

Половина дня

Практическое

1

Конструирование из крупных модулей «Дом, в котором мы живём»

Цель: развивать конструктивные способности

Группа № 8

Фото выставка

46

Третья неделя

II

половина дня

Практическое

1

Конструирование из конструктора LEGO «Улицы нашего города»

Цель: учить создавать конструкцию по образцу.

Группа № 8

фотовыставка

47

Третья неделя

II

Половина дн

 Практико-теоретическое

1

Эксперимент «Свойства песка»

Цель: формировать представления о свойствах песка.

Группа № 8

Фотоотчет

48

Четвертая неделя

II

половина дня

Практико-теоретическое

1

Эксперимент «Чудо материал - глина»

Цель: познакомить детей с качествами, которыми обладает глина.

Группа № 8

Фотоотчет

49-50

Апрель

Первая неделя

II

половина дня

Практико-теоретическое

2

Эксперимент «Польза для человека»

Цель: формировать представления о пользе поверхности для человека.

Группа № 8

Фотоотчет

51

Вторая неделя

II

половина дня

Практико-теоретическое

1

Опыт «Вода и поверхность»

Цель: формировать представление о свойстве поверхности впитывать воду

Группа № 8

Фотоотчет

52

Вторая неделя

II

половина дня

Практико-теоретическое

1

Опыт «Холод и поверхность»

Цель: формировать представления о свойствах поверхности при замораживании, умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования.

Группа № 8

Фотоотчет

53

Третья неделя

II

половина дня

Практико-теоретическое

1

Опыт «Семя и поверхность»

Цель: продолжать учить детей выявлять свойства и качества материалов в сравнении.

Группа № 8

Фотоотчет

54

Четвертая неделя

II

половина дня

Практико-теоретическое

1

Эксперимент «Пройдем по лужам?»

Цель: познакомить со свойством резины – непромокаемостью, учить выделять и обобщать свойства исследуемого объекта.

Группа № 8

Фотоотчет

55-56

Четвертая неделя

II

половина дня

Практико-теоретическое

2

Эксперимент «Магнитная задачка»

Цель: познакомить с магнитом, его свойством притягивать металлические предметы, развивать интерес к исследованиям

Группа № 8

Фотоотчет

57-58

Май

II

половина дня

Практико-теоретическое

2

Эксперимент "Деревянный мир"

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами древесины, учить выделять и обобщать свойства исследуемого объекта.

Группа № 8

Фотоотчет

59

II

половина дня

Практико-теоретическое

1

Эксперимент "Стеклянный мир"

Цель: познакомить со свойствами стекла, развивать интерес к исследовательской деятельности.

Группа № 8

Фотоотчет

60-61

II

половина дня

Практико-теоретическое

2

Эксперимент «Мыльные сказки»

Цель: учить детей выявлять свойства исследуемого объекта (мыла), закреплять умение устанавливать взаимосвязи между объектами исследования (мыло и вода).

Группа № 8

Фотоотчет

62

II

половина дня

Практико-теоретическое

1

Тема «Извержение вулкана»

Цель: воспитывать интерес к познавательно – исследовательской деятельности; дать элементарные знания о природном явлении – вулкане.

Группа № 8

Фотоотчет

63-64

II

половина дня

Практико-теоретическое

2

Эксперимент «Дождевые облака»

Цель: дать элементарные представления о круговороте воды в природе; развивать любознательность.

Группа № 8

Фотоотчет

Всего

64

Раздел 2 «Комплекс организационно – педагогических условий»  

Рабочая программа «Технознайка» обеспечена средствами обучения и воспитания, в числе которых методическая и детская художественная литература, аудио - видео пособия, наглядный материал, игры, направленные на познавательное развитие дошкольников 4-5 лет. Кроме того, выполнение содержания программы обеспечено за счёт материально-технических средств и особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды.

Формы аттестации

Диагностика проводится два раза в год. Входная проводится на первых двух занятиях  и итоговая диагностика – на 64 занятиях.

Диагностический комплекс состоит из двух блоков в каждом по 5 вопросов, каждый из которых решает свои диагностические задачи.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы

1.умеет сгибать лист пополам, соединяя углы, делать надрезы.

2. Умеет выполнить поделку из природного и бросового материала по образцу

3. Знает названия деталей конструктора

4. Умеет конструировать по образцу

5. Умеет конструировать при помощи лего – карточек

6. Знаком со свойствами песка, почвы, глины, камней

7. Знаком со свойствами резины, магнита, стекла, древесины

8. Имеет представления о вулкане

9. Знаком со свойствами мыла и сахара

10. Имеет элементарные представления о круговороте воды в природе

Результаты усвоения материала (1,2 блок)

Ф.И. ребёнка

Умеет сгибать лист пополам, соединяя углы, делать надрезы.

Умеет выполнить поделку из природного и бросового материала по образцу

Знает названия деталей конструктора

Умеет конструировать по образцу

Умеет конструировать при помощи лего - карточек

Результат

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Вывод:

Результаты усвоения материала (3 блок)

Ф.И. ребёнка

Знаком со свойствами песка, почвы, глины, камней

Знаком со свойствами резины, магнита, стекла, древесины

Знаком со свойствами мыла и сахара

Имеет элементарные представления о круговороте воды в природе

Имеет представления о вулкане

Результат

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Н- начало года

К- конец года

В- высокий уровень

С- средний уровень

Н- низкий уровень

Вывод:

Условия реализации программы

  • взаимодействие с семьёй по реализации Программы;
  • самостоятельная деятельность детей, принятие ими осознанных решений;
  • обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка;
  • поддержка индивидуальности и инициативы детей;
  • развитие умения работать в группе сверстников;
  • построения Программы с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей;
  • формирования познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности;
  • признания ребенка полноценным объектом образовательных отношений;
  • построения образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентируясь на их интересы.

План взаимодействия с родителями:

Форма

Дата проведения

Презентация проекта «Технознайка»

Сентябрь

Памятка «Польза оригами»

Октябрь

Презентация «Инженерно – техническое образование детей среднего дошкольного возраста»

Ноябрь

Выставка для родителей «Виды конструкторов для детей»

Декабрь

Папка – передвижка «Исследование в детском саду»

Январь

Фотоколлаж «Маленькие исследователи»

Февраль

Консультация для родителей «Чем занять ребенка дома»

Март

Памятка для родителей «Экспериментируем дома»

Апрель

Развлечение с детьми «В стране технознаек»

Май

        Методические материалы

Программа реализуется педагогами группы в групповой комнате.

1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.        ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.        Авторская программа

2. Дегтева Валентина Николаевна — Оригами с детьми 3-7 лет. Мозайка -Синтез,2012

3. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.

4. Кирсанова, Т. В., Кузьмина С. П., Савостикова, Е. Л. Условия оптимизации развития познавательной активности детей в ДОУ / Т. В. Кирсанова, С. П. Кузьмина, Е. Л. Савостикова // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 5. – С. 11–5. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: Наука, 2010. – 362 с.

6. Дыбина, О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М.: Сфера, 2010г.

7. Богатеева, З.А. Занятия аппликацией в детском саду / З.А. Богатеева. - М.: Просвещение, 2008. - 224 с.

8. Вовикова, А.Н. Аппликации и поделки из бумаги для детей 4-5 лет / А.Н. Вовикова. - М.: Стрекоза, 2010. - 20 с.

9. Иванова, А. И. Детское экспериментирование как метод обучения / А. И. Иванова // Управление ДОУ   -2014. -№ 4.

10. Королева, Л. А. Познавательно - исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. - СПб.: Детство-Пресс, 2014.

11. Комарова Л.Г. «Строим из ЛЕГО. Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО». М. «Линка- Пресс».2001. - 312 с.

Аудио – видео пособия

1. Аудиозаписи литературных произведений в исполнении профессиональных актеров.

2. Сборники мультипликационных и художественных фильмов (СD-диски,  flash-карта памяти) по мотивам русских народных сказок, былин, авторских произведений.

3. Мультимедийные презентации:

4. Интернет ресурсы.

Наглядный материал

Материально-техническое обеспечение.  Основное учебное оборудование

Центр сенсорного развития        

1.Звучащие игрушки (металлофон, пианино, свистки, дудочки, колокольчики, бубен, маракасы).

2. Звучащие игрушки-заместители.

3. Книжки-раскладушки «Узнай по голосу» или крупные предметные картинки с изображениями животных и птиц.

4. Книжки-раскладушки «Что это?» или крупные предметные картинки с изображениями звучащих игрушек и предметов.

5. Лото «Цветные фоны» (для маленьких) с простыми предметными картинками и изображениями геометрических фигур, окрашенных в четыре основных цвета (красный, желтый, зеленый, синий).

6. Занимательные игрушки для развития тактильных ощущений.

7. «Волшебный мешочек» с мелкими предметами.

Центр экспериментирования        

мини-лаборатория, которая включила в себя множество различных коллекций камней, минералов, сыпучих материалов (песок, сахар, соль, мука, крахмал, глина, уголь, камни). Наборы для проведения экспериментов с песком, водой и воздухом, микроскопы, лупы, термометры, песочные часы, столы, мензурки различного объема, пипетки, воронки, бутылки, стаканы, ложки, фильтры, трубочки, вата, губка, магнит, краски, кисти, зеркала, воздушные шары, а также деревянные, стеклянные, металлические, пластиковые предметы и так далее. Картотека экспериментов для детей среднего возраста.

Центр конструирования         

1. Нетрадиционный материал: закрытые емкости с прорезями для заполнения различными мелкими и крупными предметами, крупные пуговицы или косточки от счетов для нанизывания.

2. Крупная мозаика.

3. Крупные конструкторы типа «Lego» или «Duplo».

4. Рамки-вкладыши по изучаемым лексическим темам.

5. Рамки-вкладыши «Я изучаю размер».

6. «Волшебный куб» (игрушка-вкладыш).

7. Сборные игрушки (матрешки, пирамидки, домики, машинки).

8. Разрезные картинки (2—4 части) по изучаемым лексическим темам со всеми видами разреза.

Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

сентябрь

май

32

64

64

2 раза в неделю

1 занятие 15 минут

Используемая литература:

1. Иванова, А. И. Детское экспериментирование как метод обучения / А. И. Иванова // Управление ДОУ   -2014. -№ 4.

2. Королева, Л. А. Познавательно - исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. - СПб.: Детство-Пресс, 2014.

3. Комарова Л.Г. «Строим из ЛЕГО. Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО». М. «Линка- Пресс».2001. - 312 с.

4. Интернет сайты: Maam.ru,  infourok.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности «Эврика»

Пояснительная записка         Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа«Эврика» имеет социально-гуманитарную направленность...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности по духовно-нравственному воспитанию детей 4-5 лет «Сказки для воспитания души»

Направленность и уровень программыНаправленность (профиль) программы – социально-гуманитарнаяУровень программы - базовыйАктуальностьРоль детских сказок в развитии детей многогранна. От развития ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности для детей 5-7 лет" Школа Гнома Эконома".

Программа разработана на основе следующих нормативных документов: − Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Юный исследователь"

Одним изэффективнфх методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериметирования, который относится к познавательному развитию. Детское экспериметирование имеет огромн...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Зигзаг удачи» (катание на самокатах) в рамках программы «Формула безопасности».

 Летняя занятость детей сегодня - это не только социальная защита, это еще и пространство для всестороннего развития, оздоровления, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что созд...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...