Развитие инициативы детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности.
материал

Магомедова Наталья Ивановна

 Под познавательной инициативой понимают – любознательность: включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx28.9 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx859.23 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие инициативы детей дошкольного возраста  в познавательно-исследовательской деятельности».

Слайд №1

Развитие познавательной инициативы и исследовательской активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Поддержка детской инициативы в познавательно-исследовательской деятельности является основой культуры познания, необходимым условием развития ребенка, которая закладывает фундамент и дает перспективы интеллектуального, творческого потенциала ребенка.

 Под познавательной инициативой понимают – любознательность: включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения.

 Слайд №2  

Выделяют три уровня познавательной инициативы:

1-й уровень

Ребенок замечает новые предметы в окружении и проявляет интерес к ним; активно обследует вещи, обнаруживая их возможности опытным путем (манипулирует ими, разбирает – собирает их, не пытаясь достичь точного исходного состояния); многократно повторяет действия, поглощен процессом.

2-й уровень

Предвосхищает или сопровождает вопросами практическое исследование новых предметов («Что это? Для чего?»); обнаруживает осознанное намерение узнать что-то новое о конкретных вещах и явлениях («Как это получается? Как бы это сделать? Почему это так?»); высказывает простые предположения о том, к какому результату приводит то или иное действие при исследовании незнакомых предметов, стремится достичь определенного

эффекта («Если сделать так…, или так...»), не ограничиваясь простым манипулированием; сообразуясь с приобретенными опытным путем знаниями, выбирает сюжеты игр, темы для рисования, конструирования.

3-й уровень

Задает вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственно данного (как? почему? зачем?); обнаруживает стремление объяснить связь фактов, использует простое причинное рассуждение (потому что...); стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов (в виде коллекции); проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам; самостоятельно выполняет задание по графическим схемам (в лепке, конструировании), составляет простые карты, схемы, пиктограммы, записывает свои наблюдения, истории (осваивает письмо как средство систематизации и коммуникации).

От уровня к уровню происходит развитие детского экспериментирования и вербального исследования объектов:

-манипулирование предметами сменяется осуществлением вариативных действий по отношению к исследуемому предмету;

- на смену сопровождению практического исследования новых предметов вопросами приходит стремление к упорядочиванию фактов, простое рассуждение, высказывание гипотез.

В условиях современного дошкольного учреждения,  детскую познавательную инициативу необходимо целенаправленно развивать, иначе перехода к следующему уровню не произойдет.

Инициативный ребенок дошкольного возраста – какой он? - стремящийся к содержательному общению, умеющий найти занятие, соответствующее собственному желанию; может включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.

Далеко не все дети таковы. Для гарантированного успеха в развитии совместной познавательно-исследовательской деятельности взрослого с детьми и прочного запоминания материала  нужно, чтобы ребенок сам был активным участником педагогического процесса, т.е. лично сам исследовал, экспериментировал, наблюдал, ощущал, сравнивал, анализировал, видел результаты своих маленьких экспериментов, спрашивал у взрослых о том, что делать дальше или где это узнать, искал материал по своему изучаемому объекту дома, в саду или библиотеке, делал самостоятельные выводы по мере своих способностей.

Каким же педагогическим инструментарием должен владеть педагог, чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность  дошкольников?

Слайд№3

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста во многом будет зависеть от методов, с помощью которых педагог будет организовывать процесс познания воспитанников:

- метод неожиданных решений (педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту ребенка);

- метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации;

- метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни;

- метод «преднамеренных ошибок», когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.

Слайд№4        

Одним из условий для развития инициативного поведения дошкольника является воспитание в условиях партнерских взаимоотношений. Возможны два варианта равноправного включения относительно ребенка взрослого в процесс деятельности:

«Партнер-модель» - взрослый ставит для себя цель и начинать действовать, предоставляя детям возможность подключиться к этой деятельности. «Я буду…».

«Партнер-сотрудник» - взрослый предлагает детям цель «Давайте сделаем…», участвует в реализации поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер - наиболее эффективна в старшем дошкольном возрасте.

Рассмотрим на примере:

Зимняя прогулка

Партнер – модель: воспитатель с помощью лупы рассматривает снежинки, дети присоединяются…

Партнер-сотрудник: воспитатель обращается к детям: «Давайте рассмотрим снежинки». В процессе деятельности предлагает использовать лупу. Подобный подход также оставляет для детей возможность выбора.

Необходимым условием развития детской познавательной инициативы является формирование предметно-пространственной среды как «пространства возможностей» воспитанника, источника становления его субъектного опыта. Элементы «проблемности» предметной среды, предметной ситуации порождают у детей вопросы, питают их познавательную инициативу. Пример этого - любая головоломка, новый предмет или игра, трансформация пространственного размещения игровых модулей.

Слайд№5

Для поддержки детской инициативы в процессе познавательно-исследовательской деятельности дошкольников воспитателям следует использовать различные методы, среди которых основными считаем следующие:

  • совместная деятельность взрослого и детей, направленная на передачу детям исследовательских умений:

 - умения наблюдать элементарно анализируя действительность. Хорошим заданием для развития умения наблюдать может стать простое предложение рассмотреть какие -либо интересные и вместе с тем хорошо знакомые детям предметы: например, осенние листья (деревья, яблоки и др.). Рассмотрев их, дети могут охарактеризовать форму различных листьев, назвать основные цвета, в которые они окрашены.

 - умение выдвигать гипотезы. Вот простое упражнение. Давайте вместе подумаем: как птицы узнают дорогу на юг? Ответ обязательно начните со слов:

Может быть; Предположим; Допустим; Возможно; Что если...

 - умение задавать вопросы. Игра «Угадай, о чем спросили». Ребенку тихо, на ушко задают вопрос. Он, не повторяя вопрос вслух, громко на него отвечает. Остальным детям надо догадаться, какой вопрос был задан.

  • Своевременное пополнение игровой среды для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей - оборудование, использованное в совместной с педагогом деятельности, должно быть доступно детям для самостоятельной деятельности.
  • Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком. Например. На сосне весь день сидит сова и не двигается. Может ей нужна помощь.
  • Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Активизирующее общение взрослого с детьми – это система вопросов, заданий, которые ставятся перед детьми.

Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым и подгрупповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека.

Слайд№6

Для развития познавательной активности в работе можно также использовать:

 1. "Карточки исследователей", которые представляют собой алгоритм обследовательских действий в зависимости от объекта исследований. Работа с алгоритмами включает в себя несколько этапов:

 - На первом этапе дети выбирают карточку с исследуемым объектам по темам: "Домашние животные", "Дикие животные", "Цветы", "Деревья", "Птицы", "Игрушки" и т.д.

 - На втором этапе следует постановка вопросов: какие бывают виды объектов, какие функции выполняют, какими свойствами обладают, на что влияют?

 - Третий этап - проведение исследований, сбор информации, зарисовка объектов.

Пользуясь "Карточкой исследователя", ребенок в дальнейшем самостоятельно проводит опыты и эксперименты, наблюдает и фиксирует результат, делает вывод.

Особо хотелось бы отметить:

 2.Использование проектной деятельности для развития познавательной активности детей. Проектная деятельность подразумевает взаимодействие всех участников образовательного процесса: ребенок, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме исследовательского проекта раскрывает творческие способности детей, вовлекает родителей в воспитательный процесс, что естественно сказывается на результатах работы.

Слайд№7

Также эффективными формами работы для поддержки детской инициативы являются:

- наблюдение и труд в природе: дети могут заниматься посадкой лука, наблюдать, как развивается растение, постоянно поливать его, делая вывод, что без воды растение засохнет;

- совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию рукотворного мира и живой природы: при изучении темы «Животные севера» - можно дать детям силуэты вырезанного из картона белого медведя. Предложить подумать, что можно наклеить на него, чтобы он был мягким? (кусочки ткани, бумага, вата). Изучив все материалы, дети сделают вывод, что вата мягче.

Можно занести в группу веточки дерева. Проблема: как сделать, чтобы веточки были похожими на зимние? Рассуждения детей – покрасить белой краской, украсить ватой, обернуть и наклеить белые салфетки.

Предложить детям шишки, перья, пластилин, скорлупки грецкого ореха, задать вопрос – что можно смастерить? Дети могут придумать и конструировать поделки из природного материала.

В процессе хозяйственно-бытового труда, мытья игрушек происходит знакомство с водой. Путем проб можно выявить свойство ткани, стекла, металла, резины, пластмассы (быстро впитывают влагу, плавают, тонут).

        Познавательно-исследовательская деятельность в ходе образовательного процесса поддерживается другими видами культурной практики:

        1. Чтение художественного произведения, вводящего в культурно-смысловой контекст и в конкретную тему, выделяющего, акцентирующего исследовательскую проблему, вопрос, - затем собственно познавательно-исследовательская деятельность;

        2. Собственно познавательно-исследовательская деятельность – затем продуктивная деятельность, продолжающая тему (практическое моделирование – создание комплекса вещей, обслуживающего познавательно-исследовательскую деятельность);

        3. Собственно познавательно-исследовательская деятельность – затем сюжетная игра по мотивам путешествия по карте и по «реке времени» (моделирование освоенных представлений в целостной воображаемой ситуации). с/р игра «Музей»

         Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ позволяет не только поддерживать у воспитанников имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

        Слайд№8

Стимулируют мыслительную и познавательную активность вопросы и задания:

- требующие установления сходства и различия - Груша, яблоко, персик - назови лишний предмет.

 - требующие объяснения способа действия и осмысления полученных результатов - В чем можно принести ягоды из леса, если нет корзинки?  

 - связанные с рассуждением, установлением причинно-следственных связей – Почему весной распускаются почки?

 - предполагающие прогнозирование результатов действия – В группе новое правило поведения: можно не убирать игрушки. Что произойдет?

 - требующие подтверждения или опровержения выдвинутых положений примерами из личного опыта - Для прогулки под дождем зонт не нужен.

Эффективная деятельность педагога по поддержке детской познавательной инициативы даст ребенку практическую возможность пройти путь от проблемной ситуации к ее решению, что в свою очередь создаст для него ситуацию успеха и, как следствие, стимулирует развитие детской познавательной инициативы в дальнейшем.

И в завершении хотелось бы привести слова В.А. Сухомлинского, подчеркивающими значимость организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников:

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, что бы ребенку захотелось еще раз возвратиться».

Выступление на семинаре

Тема:«Развитие инициативы детей дошкольного возраста  в познавательно-исследовательской деятельности»

                                             Подготовила: воспитатель

                            Магомедова Н.И.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: воспитатель МКДОУ «Д/С №30» Магомедова Н.И. «Развитие инициативы детей дошкольного возраста в познавательно – исследовательской деятельности»

Слайд 2

Выделяют три уровня познавательной инициативы: 1-й уровень Ребенок замечает новые предметы в окружении и проявляет интерес к ним. 2-й уровень Предвосхищает или сопровождает вопросами практическое исследование новых предметов ( «Что это? Для чего?») 3-й уровень Задает вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственно данного ( Как? Почему? Зачем?)

Слайд 3

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста во многом будет зависеть от методов, с помощью которых педагог будет организовывать процесс познания воспитанников. - метод неожиданных решений; - метод предъявления заданий с неопределенным окончанием; - метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности; - метод «преднамеренных ошибок».

Слайд 4

Одним из условий для развития инициативного поведения дошкольника является воспитание в условиях партнерских взаимоотношений. Возможны два варианта равноправного включения относительно ребенка взрослого в процессе деятельности: 1 – «Партнер – модель» - взрослый ставит для себя цель и начинает действовать, предоставляя детям возможность подключиться к этой деятельности. «Я буду ………. 2 – «Партнер – сотрудник» - взрослый предлагает детям цель: «Давайте сделаем……», участвует в реализации поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер – наиболее эффективна в старшем дошкольном возрасте.

Слайд 5

Для поддержки детской инициативы следует использовать различные методы: Совместная деятельность взрослого и детей, направленная на передачу детям исследовательских умений: Своевременное пополнение игровой среды для самостоятельной познавательно – исследовательской деятельности, должно быть доступно детям для самостоятельной деятельности. Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком. Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе познавательно – исследовательской деятельности.

Слайд 6

Для развития познавательной активности в работе можно также использовать: «Карточка исследователей» - алгоритм обследовательских действий в зависимости от объекта исследований. 2. Использование проектной деятельности. Эффективными формами работы для поддержки детской инициативы являются: - Наблюдение и труд в природе. - Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию рукотворного мира и живой природы.

Слайд 7

С тимулируют мыслительную и познавательную активность вопросы и задания: - ТРЕБУЮЩИЕ УСТАНОВЛЕНИЯ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ: « Назови лишний предмет»

Слайд 8

- Требующие объяснения способа действия и осмысления полученных результатов: «В чем можно принести ягоды из леса, если нет корзинки?»

Слайд 9

- Связанные с рассуждением, установлением причинно – следственных связей : «Почему весной распускаются почки»

Слайд 10

- предполагающие прогнозирования результатов действия: « в группе новое правило поведения: можно не убирать игрушки. Что произойдет?»

Слайд 11

- Требующие подтверждение или опровержения выдвинутых положений примерами из личного опыта: « Для прогулке под дождем зонт не нужен»

Слайд 12

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, что бы ребенку захотелось еще раз возвратиться» В.А. сухомлинский

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»

    В законе «Об образовании в Российской Федерации» в числе основных форм организации образовательного процесса является познавательно-исследовательская деятельность, которая входит ...

Эффективные формы и методы формирования познавательных интересов у детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности

  Дошкольное образование – это уровень общего образования и обязательная часть системы непрерывного образования. Сегодня в России система дошкольного образования проходит период серь...

Семинар для педагогов ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством познавательно - исследовательской деятельности"

Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить....

Развитие лидерских качеств детей дошкольного возраста посредством познавательно - исследовательской деятельности

Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию лидерских качеств через познавательно - исследовательскую деятельность....

Развитие детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности

Развитие детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности. Для детей 4-5 лет....

Развитие лидерских качеств детей дошкольного возраста посредством познавательно - исследовательской деятельности

Важнейшей миссией учебно-воспитательного процесса на сегодняшний день является всестороннее развитие личности, в частности - формирование личности с определенным набором лидерских качеств. Если говори...