Консультация для воспитателей: «Организация работы с воспитанниками в адаптационный период»
консультация

Зубкова Марина Владимировна

Самый важный секрет адаптации ребёнка к детскому саду - это условием эмоционального благополучия (в любом возрасте, для всех детей) является хорошее отношение к ребенку взрослых, работающих в ДОУ. Ребенок с радостью идет в детский сад, где его ждут, где проявляют к нему искренний интерес, помогают преодолевать неудачу, радуются успехам. Конечно, со временем добрые перемены произойдут, и значит, все будет в порядке, малыш привыкнет к детскому саду, и у него начнется новая и интересная жизнь. В садике он получит много нового и полезного, а главное друзей, заботу, внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка№ 12 Советского района Волгограда»

Консультация для воспитателей:

«Организация работы с воспитанниками в адаптационный период»

Автор-составитель: педагог-психолог М.В.Зубкова

 Волгоград, 2021г.

Первые шаги ребенка в детском саду, как правило непростые.

При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов – из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Чёткий режим дня, другой стиль общения, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение,- все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате нарушается сон, аппетит, появляются различные страхи, малыш отказывается играть с другими детками, часто болеет и т.д.

Существует несколько этапов адаптации

1 этап – подготовка родителями и воспитателями ребенка к условиям детского сада

Необходимо заранее подготовить ребёнка к поступлению в детский сад. Для этого надо: с первых дней жизни укреплять здоровье малыша, приучать к режиму дня, в первую очередь необходимо привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения.

2 этап – приход в группу детского сада.

На данном этапе очень важен первичный приём ребёнка, его впечатления.

Хорошо бы если шкафчик и метку ребёнок выбрал сам. Выбор кровати тоже надо оставить за ребёнком. Что бы в следующий раз, когда малыш придёт в детский сад лучше ориентировался в пространстве и сразу находил свой шкафчик.

Первую неделю лучше если ребёнок будет приходить на прогулку и оставаться на 2-3 часов. За это время он осваивает новую территорию, знакомится с другими детьми. Со следующей недели время можно увеличить, пригласить малыша на обед.

3 этап – постепенное привыкание.

Со временем ребенок начинает понимать, что новая обстановка не несет опасности. Новые игрушки и совместные игры побуждают у него интерес. Любознательность и активность способствует тому, что ребёнок легче расстаётся с мамой. Малыш уже может без слез находиться в группе, подходить к детям, играть рядом с ними. Педагог должен поддерживать в нем уверенность, что после того как он покушает и поспит, мама обязательно его заберёт.

Очень важно чтоб в первые 3-4 недели ребёнка не принуждали выполнять некоторые режимные моменты такие как; приём пищи против желания ребёнка, участвовать в занятиях, раздеваться для укладывания на сон.

Примерно после месяца постоянного посещения детского сада в первой половине дня можно оставить малыша на сон. О том, что ребенка положат спать надо договариваться заранее. Когда малыш уснёт, оставлять его нельзя. Так как непривычная обстановка не способствует долгому сну. Позже ребёнок быстрей и лучше будет засыпать, мотивируя тем «что он поспит и за ним придёт мама». В течение одной-двух недель надо забирать ребенка сразу после сна. Таким образом, можно сформировать положительное отношение ко сну в детском саду.

    Характер адаптации зависит от нескольких факторов:

       1. Возраста (труднее всего переносят изменения условий жизни)

       2. Состояния здорoвья и уровня развития ребёнка.

       3. Биологического и социального анамнеза.

       В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребёнка приёмы воспитания, даже если они противоречат устанoвленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он этому привык, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т. п.   Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке.

     Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.

     Ласковое обращение с ребёнком, периодическое пребывание ребенка на руках даёт ему чувство защищённости, помогает быстрее адаптироваться.  

    Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребёнку хочется, чтобы мама всё время была рядом.  Поэтому очень хорошо иметь в группе «семейный» альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей.  В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома.

Предлагаю вам ориентировочные вопросы для беседы с родителями (после получения общей информации об имени, фамилии, возрасте, состоянии здоровья и т.д.):

Имеет ли ребенок опыт общения с другими детьми?

Какой характер имеет это общение?

В какие игры любит играть сын (дочь)?

Что именно больше всего влияет на поведение ребенка? (Стиль общения, место, режим, обстановка, здоровье и т.д.).

Какое настроение преобладает в течение дня?

Чем интересуется? Какие виды деятельности больше всего любит?

Как происходит физическое развитие ребенка? Закаляете ли его? Как?

Каким видите сына (дочь): уравновешенным; чрезмерно подвижным, стремительным, шумным; медленным, вялым?

Какой системы воспитания придерживаетесь: авторитарной; демократической; либеральной?

Существует ли согласованность в воспитании со стороны членов семьи? Кто еще участвует в воспитании?

Есть ли у ребенка братья, сестры? Как она с ними общается?

Стремится ли соблюдать дома режим дня? Совпадает ли он с режимом детского сада?

Как засыпает ваш малыш? Крепко спит? Какой у него аппетит?

Является ли ребенок самостоятельным для своего возраста? Что он может делать самостоятельно?

Послушный ли ваш сын (дочь)? Если не слушается, как реагируете: обижаетесь; ругаете; наказываете; не обращаете внимание и т.д.?

Как реагируете на жалобы ребенка о ссорах с другими детьми: защищаете, обвиняете; отмахиваетесь; делаете попытки разобраться и др.?

Если понимаете, что были неправы, просите ли прощения у сына (дочери)?

Что больше всего нравится ребенку?

Что беспокоит в поведении и развитии ребенка?

Каким, по-вашему, должен быть воспитатель?

Игры для детей различных типов темперамента

При подборе игр педагогу нужно учитывать особенности темперамента ребенка.

Тип темперамента

Название игр

холерик

Подвижные игры, игры с кеглями, игра с мячом, ритмичные танцы

сангвиник

Веселые подвижные игры, танцы под музыку, хороводы, игры с водой и песком

флегматик

Игры-эксперименты, пазлы, конструкторы, мозаика, рассматривание иллюстраций и раскрашивание картинок

меланхолик

Конструкторы, настольные игры, игры с водой, экспериментирование с красками, игры-потешки («сорока-ворона», «ладушки» и т.д.)

Предлагаю вам игры, способствующие накоплению детьми опыта общения с малознакомыми взрослыми и детьми:

«Иди ко мне»

Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и зовет его к себе, приговаривая: «Иди ко мне, ты мой хороший!». Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!» и т.д.

«Выдувание мыльных пузырей»

Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать мыльные пузыри.

«Хоровод с куклой» (проводится с 2-3 детьми)

Воспитатель приносит новую куклу. Она «здоровается» с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла «предлагает потанцевать». Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию (например, «Веселую дудочку» М. Красива).

Предлагаю вам игры на формирование эмоционального контакта и доверия:

«Мяч»

Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а воспитатель, положив на его голову ладонь, приговаривает:

Друг веселый, мячик мой,

Всюду, всюду он со мной!

Раз, два, три, четыре, пять –

Хорошо мне с ним играть!

Ребенок убегает, а взрослый его догоняет.

«Игра с собачкой»

Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

Гав-гав! Кто там?

Это песик в гости к нам.

Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка, Саше лапу!

Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку: «Спасибо» и т.д.

«Игра с куклой». Дайте ребенку его любимую куклу (или мягкую игрушку), попросите показать, где у куклы голова, ноги, живи и т.д. Предложите причесать ее, умыть, накормить и т.д.

Так же в период адаптации хороши игрушки забавы. Они очень хорошо отвлекают ребенка от негативных мыслей.

«Солнечные зайчики»

Взрослый с помощью маленького зеркала пускает солнечного зайчика, произнося стихотворение:

Солнечные зайчики

Играют на стене,

Поманю их пальчиком,

Пусть бегут ко мне.

Ну, лови, лови скорей.

Вот он, светленький кружок,

Вот, вот, вот- левей, левей!

Убежал на потолок.

Дети ловят зайчика на стене. Хорошо направить его повыше, чтобы дети подпрыгивали, его достать.

«Цап»

Воспитатель показывает. На горе стояли зайцы, водить по ладошке

И кричали – прячьте пальцы: цап! «цап» сжать ладошку малыша.

«Карусели»

Говорит воспитатель «Еле-еле, еле-еле» Дети, держась за руки, идут по «Завертелись карусели» кругу, постепенно ускоряясь.

«А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не спешите, Темп движения снижается,

Карусель остановите. постепенно переходя на ходьбу.

Раз, два, раз, два «(пауза)

Дети останавливаются и

«Вот и кончилась игра!» Кланяются друг другу.

В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно «пальчиковыми» играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений.

Самый важный секрет адаптации ребёнка к детскому саду - это условием эмоционального благополучия (в любом возрасте, для всех детей) является хорошее отношение к ребенку взрослых, работающих в ДОУ. Ребенок с радостью идет в детский сад, где его ждут, где проявляют к нему искренний интерес, помогают преодолевать неудачу, радуются успехам. Конечно, со временем добрые перемены произойдут, и значит, все будет в порядке, малыш привыкнет к детскому саду, и у него начнется новая и интересная жизнь. В садике он получит много нового и полезного, а главное друзей, заботу, внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Организация работы с детьми в летний период»

 Постоянное пребывание детей на свежем воздухе, многообразие форм, красок и звуков в природе, множество разных переживаний и новых впечатлений, богатая витаминами пища, раздолье для движен...

Консультация для воспитателей «Организация работы в ДОУ в летний период»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации летенй оздоровительной работы...

Консультация для воспитателей «Организация работы с детьми в летний период»

Консультация для воспитателей«Организация работы с детьми в летний период»...

Консультация для воспитателей «Организация работы в ДОУ в летний период»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации летней оздоровительной работы...

Консультация для воспитателей «Организация работы с детьми в летний период»

Консультация для воспитателей «Организация работы с детьми в летний период»...