Воспитание основ гражданственности и патриотизма у старших дошкольников
статья (подготовительная группа)

Мусиенко Алла Эдвардовна

Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение. Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к  культуре, традициям людей, которые живут рядом».                                                            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ НА ТЕМУ:

«Воспитание основ гражданственности и патриотизма у старших дошкольников»

Старший воспитатель ГБДОУ детский сад №51

компенсирующего вида

Приморского района Санкт - Петербурга

Мусиенко А.Э.

                     

Санкт - Петербург

      2022

Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение. Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к  культуре, традициям людей, которые живут рядом».                                                            

Государство уделяет большое внимание данному вопросу. Этому соответствует ряд важнейших документов: «Национальная доктрина РФ», «Концепция патриотического воспитания граждан РФ», Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе», концепция воспитания в системе образования Санкт-Петербурга «Воспитание Петербуржца 21 века». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года". Указ президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21.07.2020 № 474.  Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся» пункт 2 говорит нам следующее: «Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».  Педагогам необходимо создавать условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций». Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является патриотическое воспитание детей. Процесс воспитания гражданина патриота начинается на этапе дошкольного детства. Эти чувства очень многогранны и сложны по своему содержанию. Оно в полной мере не доступно детям дошкольного возраста. Вместе с тем именно дошкольный возраст включает период первичного становления личности и имеет свои потенциальные возможности для формирования, зарождения высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма и гражданственности. Этими вопросами занимались многие исследователи (Архипова О. Г., Додон Л. Л., Панасенко Г. И., Козлова С. А., Жуковская Р.И., Виноградова Н. Ф.). Проблема патриотического воспитания далеко не нова для педагогической мысли России. Еще Владимир Мономах в своем «Поучении детям» говорил о необходимости беречь, охранять и защищать родную землю, сберегая ее для детей и внуков. В условиях упорной борьбы с иноземными захватчиками русский народ придавал большое значение воспитанию подрастающего поколения в духе горячей любви к Родине. Рассказы о воинских подвигах русского народа, запечатленные в «Задонщине», «Сказании о Мамаевом побоище», былинах, песнях и других памятниках той поры, воспитывали у молодых людей глубокие патриотические чувства.

 М.В. Ломоносов в своих работах «Краткое руководство к красноречию», «Риторика» сформулировал задачу воспитания сознательных граждан, общественных деятелей, способных отстаивать интересы государства. Проблемы патриотического воспитания вслед за М.В. Ломоносовым касались Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин.

А.Н. Радищев в своих литературно-публицистических произведениях также обращал внимание на очищающее влияние патриотизма на личность, на выработку чувства благородства, совести, мужества и самопожертвования, если этого потребуют интересы родины. Образцом патриота, истинного сына Отчества, был для Радищева М.В. Ломоносов. Характеризуя наследие выдающегося русского ученого и просветителя, Радищев особое внимание обращает на его поэтическое творчество, отмечая, что его лейтмотивом является тема России, становления русской нации, борьба за русскую культуру.

Оригинальный анализ проблемы, предложенный выдающимся отечественным историком Н.М. Карамзиным, несет на себе явный отпечаток споров о судьбах России и путях ее развития, которые разворачивались в современную автору эпоху. Н.М. Карамзин считал, что для преодоления духовного кризиса общества нужно вернуться к собственным корням, традициям русской государственности, русской культуры. Подчеркивая самобытность русского менталитета, особенность российского государства и народа.

Значительный вклад в рассмотрение проблем патриотизма и патриотического воспитания был сделан В.Г. Белинским, Н.А. Добролюбовым, Н.П. Огаревым, А.И. Герценом.

По Н.А. Добролюбову, патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, сколько возможно больше и сколько возможно лучше.

В традиции русской философии ярко выражена гуманистическая трактовка патриотизма, предельно кратко изложенная Соловьевым: «Нравственная обязанность патриота - служить народу в человечестве, человечеству — в народе».

Серьезное внимание уделяли вопросам патриотизма и патриотического воспитания отечественные педагоги XIX века К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, Н.А. Корф, Л.Н. Толстой и др.

Выдающийся русский педагог и реформатор русской школы К.Д. Ушинский, обосновывая принцип «народности» воспитания, считал необходимым учитывать национальные особенности при выборе форм, методов и содержания педагогической деятельности. «Воспитательные идеи народа проникнуты национальностью более чем что-либо, проникнуты до того, что невозможно и подумать перенести их на чужую почву», - писал он. Природа, семья, общество, народ, религия, а особенно язык и история с раннего детства воздействуют на ребенка. Каждый из исследователей предлагает собственную систему работы. При всем их многообразии, все предлагаемые системы работы сходны в том, что: воспитание гражданственности и патриотизма должно начинаться с углубленного познания своей Родины, должно строиться на активной деятельности детей и закрепляться в этой деятельности.  Процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентации духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире.

В этом возрасте впечатления у ребёнка очень яркие и сильные, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Все вышесказанные аспекты позволяют считать необходимость ознакомления с жизнью России как условие воспитания основ гражданственности и патриотизма у старших дошкольников.

Литература:

  1. Бабаева, Т.И., Березина Т.А. Дошкольная педагогика. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.
  2. Березина, Т.А «Воспитание интереса к родной стране, начала гражданских чувств у детей старшего дошкольного возраста». Герценовские чтения. - СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена,2009
  3. Ветохина А.Я. «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста». -СПб. Детство- Пресс, 2010
  4. Данилина, Г.Н. «Дошкольнику – об истории и культуре России». – М.: Арти,2005
  5. Новицкая, М.Ю. Наследие – патриотическое воспитание в детском саду. –М.: Линка – Пресс, 2003.
  6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная образовательная деятельность с детьми старшего возраста по воспитанию основ гражданственности и патриотизма

Это пример совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста, направленная на воспитание лучших нравственно-духовных качеств юного гражданина Отечества на основе формирования нач...

Методическая разработка "Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей старшей группы в процессе ознакомления с родным краем"

Доклад "Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей старшей группы в процессе ознакомления с родным краем"...

Воспитание основ здорового образа жизни у старших дошкольников совместно с родителями

Физкультурное развлечение для детей старшего дошкольного возраста и их родителей...

Из опыта работы «Воспитание основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста»

Любовь ребенка-дошкольника к Родине начинается с любви к родным, своему дому, детскому саду, городу. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, остаются в ...

Воспитание основ здорового образа жизни у старших дошкольников совместно с родителями.

Под здоровьем подразумевают физическое душевное социальное благополучие человека. Как достичь такого благополучия? Пытаясь ответить на этот вопрос, я разработала цикл физкультурных развлечение для дет...

Из опыта работы на тему: «Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем».

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длитльного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста....