Конспект выступления на семинаре «Мордовские народные игры"
учебно-методический материал

Кострюкова Ирина Викторовна

Актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека.  Решая задачи разностороннего развития детей средствами национальной культуры, я  отдаю предпочтение народным играм. Такие игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. Трудно найти другой материал, столь же близкий детям по духу и одновременно содержащий огромные воспитательно–обучающие возможности, каким является  игра, через игру детям легче понять вечные нравственные ценности, игра помогает донести до маленького человека высокие нравственные идеалы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 (1 слайд)

 Актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека.  Решая задачи разностороннего развития детей средствами национальной культуры, я  отдаю предпочтение народным играм. Такие игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. Трудно найти другой материал, столь же близкий детям по духу и одновременно содержащий огромные воспитательно–обучающие возможности, каким является  игра, через игру детям легче понять вечные нравственные ценности, игра помогает донести до маленького человека высокие нравственные идеалы.

 (2 слайд)

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремления понять и познать историю, культуру своего народа. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать  традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.

(3 слайд)

Учитывая значимость и актуальность этой работы, определила основную цель своей работы: приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям мордовского народа через мордовские народные игры, разработанных с учетом мордовской национальной культуры.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

 (4 слайд)

 Образовательные задачи:

• Познакомить детей с мордовскими играми;

• Расширить представления детей о мордовских играх;

• Познакомить с традициями мордовского народа, связанными с играми;

• Прививать интерес к мордовским народным играм;

• Выявить степень эффективности проведения мордовских игр и их влияние на усвоение детьми национальной культуры. 
 

 (5 слайд)

Развивающие задачи:

• Развивать познавательный интерес к национальным играм;

• Развивать внимание, воображение, логическое мышление, наблюдательность;

• Развитие двигательной активности детей, выносливости, ловкости;

• Развивать умение у детей действовать по правилам;

• Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

 (6 слайд)

Воспитательные задачи:

• Воспитывать уважение к культурному наследию;

• Воспитывать уважение к своей малой Родине;

• Воспитывать в детях интерес не только к мордовским играм, но и к культуре своего народа в целом;

• Воспитывать в ребенке чувство гордости и любви к тому месту, в котором он родился и живет.

(7 слайд)

В нашем саду с 1 по 31 марта был объявлен месячник национальной культуры.

(8 слайд)

 В рамках месячника с детьми я использовала такие дидактические игры, как: «Одень куклу Олдуню» (Оршик Олдань), «Мордовские  узоры», «Для чего нужны предметы», «Домашние и дикие животные», «Путешествие по городам Мордовии». В этих играх дети получают информацию об одежде, о себе, о товарищах по группе, о животных, об окружающем мире. Дидактические игры  представляют большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

(9 слайд)

«Одень куклу Олдуню»

Цель игры: формировать и расширять представления детей о национальном мордовском костюме и его составных частях.

 Ход игры: дети, одевая кукол в разнообразную мордовскую одежду,  называют нужную им деталь одежды по- мордовски.  Например, платье – панар;  рубаха – руця; поясное  украшение – каркс;  шейное украшение – сюлгамо; головной убор - панга и т.д.

(10-11 слайды)

«Мордовские узоры», дети играли с удовольствием.

Цель игры: расширять и закреплять представления детей о мордовском национальном орнаменте: основных элементах, структуре построения, и цветовой гамме.

(12 слайд)

«Для чего нужны предметы»

Цель игры: закрепление знаний детей о предметах быта, посуде.

(13 слайд)

«Домашние и дикие животные»

Цель игры: учить детей называть животных на мордовском языке, развивать память, речь.

(14 слайд)

«Путешествие по городам Мордовии»

Цель игры: познакомить детей с городами Мордовии.

 Игровая задача: игра проводится по типу игры настольной игры. По ходу игры, игрок попадает в город, называется сначала воспитателем, затем детьми; читается карточка данных о городе.

(15 слайд)

Необходимо сказать о значении дидактических  игр. Они ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на развитие эмоционально-волевой сферы  ребёнка. Игры помогают усваивать знания, полученные на занятиях: например, чтобы закрепить  представления о животных играем в игры «Домашние и дикие животные».  и Дидактические игры имеют большое значение при обучении мордовскому  языку, так как в таких играх у детей происходит не только усвоение и закрепление лексико-грамматического материала, но и развитие мышления, памяти, внимания. Ребенок становится целеустремленным сосредоточенным

 Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру , в которую с удовольствием играют наши дети.

Проводится игра «Домашние и дикие животные».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры в системе здоровьесберегающих технологий. Мордовские народные игры.

Подвижные игры в системе здоровьесберегающих технологий. Мордовские народные игры.     Всё чаще в последние годы поднимается вопрос о большой значимости здоровьесберегающих техноло...

Подвижные игры в системе здоровье сберегающих технологий. Мордовские народные игры.

Всё чаще в последние годы поднимается вопрос о большой значимости здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного образования. Проблема сохранения и укрепления здоровья детей яв...

Конспект НООД "Мордовские народные игры и забавы"

конспект занятия для детей средней группы "Мордовские народные игры и забавы" к  проекту "Моя малая Родина"...

Консультация «Подвижные игры в системе здоровьесберегающих технологий. Мордовские народные игры».

laquo;Подвижные игры в системе здоровьесберегающих технологий.Мордовские народные игры»....

Конспект выступления на семинаре-практикуме «Игра-основной и ведущий вид деятельности и средство всестороннего развития ребенка»

Конспект выступления на семинаре-практикуме «Игра-основной и ведущий вид деятельности и средство всестороннего развития ребенка»...

Конспект проведения мордовской народной игры "В ножки" с детьми первой младшей группы

Мордовская подвижная игра "В ножки" для детей раннего возраста как средство формирования у детей интереса и ценностного отношения к мордовским народным играм ....