Консультации для воспитателей
консультация

Даукшис Наталья Николаевна

Консультация : «Роль воспитателя на музыкальных занятиях»

Консультация : «Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей»

Консультация : «Наши утренники»

Консультация : «Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей»

Консультация : «Какие игры могут возникать в процессе игро­вого взаимодействия с дошкольниками?»

Консультация : "Роль игр-драматизаций в развитии дошкольников"


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

Голицынская средняя общеобразовательная школа №1

дошкольное отделение – детский сад №20

Консультация :

«Роль воспитателя на музыкальных занятиях»

Подготовила и провела:

Н.Н. Даукшис,

музыкальный руководитель

 

Голицыно

2021

Консультация музыкального руководителя Даукшис Н.Н.

для воспитателей

Тема: «Роль воспитателя на музыкальных занятиях».

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит муз. руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений.

Однако, непонимание  воспитательных задач музыки воспитателем может  свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь- там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Движение», муз. руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем.

Ведущая роль музыкального руководителя  не  снижает активности воспитателя.

Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:

  1. Воспитатель сидит с безучастным видом
  2. Воспитатель перебивает исполнение
  3. Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может)
  4. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала)

Активность воспитателя зависит от  трех  факторов

  1. От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.
  2. От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании
  3. От программного  материала: в зависимости новый или старый материал

Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать  в процессе обучения детей:

  1. Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул  перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.
  2. При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре)
  3. Направляет  самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал.
  4. Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте
  5. Повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет с детьми
  6. Повторяет движения танцев, записав предварительно музыку на аудиокассету.

Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются  в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте»

Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним. Чем  меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно  с детьми.

Существует  2  формы работы музыкального руководителя с воспитателем

  1. Индивидуальные  консультации: проводятся 1 раз в 2 недели

Содержание консультаций:

  • Знакомство с задачами предстоящих занятий
  • Усвоение репертуара (проверяется как воспитатель исполняет детские песни, пляски)
  • Продумывание форм индивидуальной работы с детьми
  • Продумывание внесения музыки в быт
  • Беседы об активности воспитателя на муз. занятиях
  1. Групповые консультации:
  • Знакомство с новыми методическими вопросами (песенное творчество, двигательное творчество, обучение игре на инструментах)
  • Составление сцен праздника
  • Обдумывание сюрпризных моментов
  • Обсуждение различных вопросов
  • Открытые музыкальные занятия (для молодых воспитателей)
  • Разучивание песен для слушания  или  для  их исполнения на праздниках (обращая внимание на чистоту интонации и дикцию)
  • Повышение культуры движения (кроме детских игр, плясок, упражнений, воспитатели делают более  сложные движения, которые способствуют развитию координации  их движений и общему музыкальному развитию)
  • Выполнение самостоятельных заданий (составить пляску или упражнение под определенную музыку)
  • Обучение  воспитателей пользоваться музыкальным центром, магнитофоном.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

Голицынская средняя общеобразовательная школа №1

дошкольное отделение – детский сад №20

Консультация :

«Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей».

Подготовила и провела:

Н.Н. Даукшис,

музыкальный руководитель

 

Голицыно

2022

Консультация музыкального руководителя

Даукшис Н.Н. для воспитателей

Тема: «Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей».

Самостоятельная музыкальная деятельность детей способствует развитию таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.

Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей, в группе должны быть оборудованы «музыкальные уголки», куда помещаются детские музыкальные инструменты, дидактические игры, игрушки-забавы. Которые в последствии могут быть обыграны воспитателем (мишка играет на балалайке, заяц прыгает, девочка танцует и др.) Чтобы поддерживать интерес детей к самостоятельной музыкальной деятельности, педагог 1 раз в месяц должен обновлять пособия в «музыкальном уголке», пополнять его новыми атрибутами и дидактическими играми.

Важной ролью воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей является создание проблемных ситуаций, побуждение детей к вариативным самостоятельным действиям, развитие способности применять усвоенное в новых условиях. При этом художественное оформление усиливает впечатления детей. Под влиянием радостного звучания музыки, выразительного слова, элементов костюмов у детей будут возникать яркие положительные эмоции. Все это будет побуждать их выражать свои чувства и в пении, и в танце, и в игре, а также способствовать формированию интереса к музыке и музыкальной деятельности в целом.

Создав таким образом в детском саду обстановку максимально наполненную музыкальными интонациями, воспитатель сможет пробудить интерес и любовь к музыке у детей, а также способствовать формированию и развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.

Рассмотрим различные виды музыкальной деятельности детей в группе:

1.Игра на детских музыкальных инструментах. Дети очень любят играть на металлофоне, гармошке, баяне, триоле, бубне, барабане и других инструментах, они могут исполнять попевки, ритмические рисунки, выученные на занятиях, или же придумывают и исполняют свои мелодии, проявляя творчество. Часто детей привлекает процесс освоения нового инструмента. В таких случаях они обучают друг друга: те, которые хорошо играют на этом инструменте, показывают приемы тем, кто еще не умеет играть. Такую товарищескую помощь чаще всего можно наблюдать в старших и подготовительных группах. Играя на инструментах, дети учатся различать их звучание, начинают выделять более понравившиеся, сами организовывают «оркестр», выбирают дирижера. Роль воспитателя – поощрять творческую активность детей, учить их договариваться, следить, чтобы игра не превратилась в ссору.

2.Одной из наиболее ярких форм музыкальной самостоятельной деятельности детей является музыкальная игра. Старшие дошкольники уже сами создают условия, необходимые для данной игры. Игра может иметь развернутый характер: объединяются несколько видов деятельности (исполнение на металлофоне и танец, отгадывание песни по ее мелодии и хоровод и т.д.). В других сюжетно - ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. Например, играя в парад, мальчики поют «Барабан» М.Красева, барабанят и маршируют, девочки, укладывая кукол, поют песню «Баю - баю» М.Красева. Песня способствует более динамичному протеканию игры, организуют действия детей.

В этом виде самостоятельной деятельности детей воспитатель продолжает формировать у воспитанников умение договариваться (кто что будет делать), может подсказать завязку сюжета для игры, поддержать активность любого ребенка и помогает ему организовать коллективную игру.

3.Музыкально - дидактические игры, используемые в самостоятельной музыкальной деятельности развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука: «Музыкальное лото», «Догадайся кто поет», «Два барабана», «Тише - громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и др.

Для обогащения музыкальных впечатлений детей и побуждения их к применению навыков, полученных на музыкальных занятиях воспитатель должен наполнять режимные моменты звучанием известных детям классических произведений. Например, на утренней гимнастике и во время физкультурных занятий (у малышей) воспитатель может использовать следующие произведения: во время бега и ходьбы в быстром темпе, галопе «Смелый наездник» Р.Шумана, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Хоровод гномов» Ф. Листа, «Моя лошадка» А.Гречанинова и другие; во время легкого бега, бега врассыпную, стайкой – «Мотылек» С. Майкапара, «Бабочки» Ф. Куперена, «Веселая прогулка» Б. Чайковского; во время марша – «Шествие кузнечиков» С.Прокофьева, марш из цикла «Детская музыка». Общеразвивающие упражнения может сопровождать музыка И. Иорданского («Ладушки – ладушки»), П.И.Чайковского («Новая кукла») и другие.

На прогулке можете поиграть с детьми в игры, разученные на музыкальных занятиях: танец – игра «Медведь», упражнение «Ежик и барабан»; двигательное упражнение «Шла веселая собака», игра «Где спит рыбка?», песня «Ай, туки – туки - туки», пальчиковые речевые игры.

Также можно наполнить музыкой время утреннего приема детей и вечер, во время ухода домой. Причем музыкальные интонации в утренние часы должны отличаться от музыкальных интонаций в вечернее время. Утром - спокойная, светлая по характеру музыка. Рекомендуется использовать произведения из альбомов фортепианных пьес для детей П.И. Чайковского, А.Т. Гречанинова, Э. Грига, Р. Шумана, С.М. Майкапара и других. Это создаст атмосферу благожелательности и позитивного настроения с утра и на весь день.

Вечером же характер музыки должен быть более подвижным. Это расположит детей к проявлению двигательной активности, придумыванию образов и воплощению их в танце. Рекомендуется использовать фрагменты симфонических произведений, написанных для детей («Детская симфония» И.Гайдна, сюита для оркестра «Детские игры» Ж.Бизе и т.д.)

Таким образом, роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей заключается в том, что он незаметно для ребенка побуждает его проявить активность в различных видах муз. деятельности, создавая благоприятные педагогические условия: влияние на музыкальные впечатления ребенка, развертывание деятельности детей по их инициативе. Воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр. Планируя приемы руководства, воспитатель намечает следующие моменты: что надо внести нового из оборудования для музыкальной деятельности дошкольников (инструменты, пособия, самодеятельные игрушки), в каком порядке это целесообразно сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей, какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонние ли их интересы. В более раннем возрасте воспитателю лучше применять метод объяснительно-иллюстративный. В свою очередь ребенок репродуктивно усваивает эти способы. Позже педагог должен использовать объяснительно-побуждающий метод, а ребенок подводится к самостоятельным поисковым способам действий. Метод показа и подробное объяснение применяются при обучении детей исполнению какого-либо элемента танца или певческой интонации. Хочется пожелать, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и показу воспитателя, но и без его помощи. Если ребенок научится самостоятельно выполнять учебные задания, то он сумеет также действовать и вне занятий: организовывать музыкальные игры, по собственному желанию петь, танцевать. Повседневная работа воспитателя с детьми, знание их интересов и способностей дает возможность воспитателю выполнять задачу качественно и ответственно. Самостоятельная музыкальная деятельность в группе, являясь одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объеме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы. Происходит перенос способов действий, освоенных на музыкальных занятиях, в совершенно новые условия, ситуации; ребенок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

Голицынская средняя общеобразовательная школа №1

дошкольное отделение – детский сад №20

Консультация :

«Наши утренники»

Подготовила и провела:

Н.Н. Даукшис,

музыкальный руководитель

 

Голицыно

2021

Консультация музыкального руководителя

Даукшис Н.Н.

для воспитателей "Наши утренники".

      В основе каждого утренника лежит главная идея, которая должна быть понята детьми, а значит, должна быть преподнесена им в простой, доступной форме. Этому способствует объединение на праздниках различных видов искусства, формирующих у ребенка нравственно-эстетические чувства. Праздники должны доставлять детям радость и давать возможность каждому участнику проявить свои художественные способности, эмоциональную восприимчивость,         творческую  активность.
Предпраздничная обстановка, подготовка к предстоящему торжеству в детском саду, вызывают у ребят радостное ожидание этого события. Особый праздничный подъем обостряет чувства детей, они по-иному, чем на обычных занятиях, проникаются содержанием исполняемых песен, стихотворений, танцев. Поэтому на праздничных утренниках осуществляется одновременно эстетическое и нравственное воспитание детей.
      Как же нужно организовать праздничный утренник, чтобы он способствовал эстетическому воспитанию детей? В практике детских садов сформировались определенные художественно-педагогические требования к проведению праздничных утренников, где главным является такое соединение различных видов искусства, которое, усиливая воздействие их друг на друга, позволило бы полнее донести до детей основную идею праздника.
    Большое значение придается художественному оформлению, отражающему тематику утренника и время года, в которое он проводится.
Оформление каждого детского выступления должно соответствовать его содержанию. Это проявляется в удачном подборе тонов, правильном их сочетании в атрибутах, настенном оформлении, деталях костюмов, в выразительности движений детей в танцах.
    Много ярких впечатлений приносит веселый зимний праздник елки. Дети замечают, как красивы на синем фоне нежные узоры снежинок, как сказочно выглядит зимний лес, как красиво светится в полумраке елка.
   Выпускной бал совершенно особый: ребята прощаются с детским садом, показывают мастерство, приобретенное в течение всех лет посещения детского сада.

Формируя вкус детей, необходимо хорошо продумывать цельность всего оформления, выразительность деталей, правильный их отбор пo количеству, не допуская перенасыщения, чтобы внимание детей привлекали главные детали, подчеркивающие идею праздника.
    Роль поэтического текста и слова в сценарии заключается в том, что бы они наиболее полно и конкретно донесли до ребенка содержание праздника. Читая свои выученные стихи, дети выражают отношение к различным событиям, проявляют способности к собственному выразительному исполнению произведений.
     Большой интерес вызывают у детей игры-инсценировки на празднике. Они дают возможность по-своему передать характерные особенности образа, порученной        роли.
Ведущее место на празднике занимает музыкальное искусство. Под звуки музыки дети входят в зал, выполняют перестроения, поют, играют и танцуют. Музыка сопровождает игры-инсценировки, объединяет детей в едином переживании, создает  смену настроений.
    Музыкальные и литературные произведения, используемые на утреннике, должны быть высокохудожественными. Необходимо очень внимательно относиться к качеству произведений при подборе репертуара.
   Высокие требования предъявляются и к речи ведущего на празднике. Тщательно продуманные, доступные по содержанию слова, обращенные к детям, выразительная интонация - все это средства эстетического воздействия на детей.
В сценарий часто включаются зрелищные и сюрпризные моменты, которые проходят весело, непринужденно, перемежаясь играми и аттракционами. Однако они также должны быть хорошо продуманы, выразительно исполнены, со вкусом оформлены.

Деятельность детей на празднике разнообразна. Они выступают с плясками, стихами, песнями определенной тематики, которые могут быть представлены как концертные номера. Если говорить о деятельности детей на утренниках с точки зрения задач эстетического воспитания, то следует остановиться на выразительности их исполнения.
Качество детского исполнения во многом зависит от доступности музыкально-литературного репертуара и соответствия его возрастным возможностям дошкольников. Только в этом случае оно будет свободным, естественным, доставит им удовольствие. Поэтому нельзя увлекаться сложным материалом, так как разучивание его отнимет много времени, потребует от детей большой сосредоточенности внимания, а это вызовет напряженность, снизит эстетическую значимость исполнения.
   В группе всегда есть дети, которые быстрее других усваивают программный материал, и дальнейшее их развитие требует использования более сложных произведений. На утреннике и предоставляется возможность поручить им самые ответственные роли, разучить с ними более трудный материал, который поможет им полнее проявить свои способности.
    Желательно с каждым ребенком подготовить выступление в соответствии с его способностями, которое доставит ему удовольствие. Это может быть не только участие в массовых играх, танцах, пении, но и индивидуальные выступления в составе небольшой группы детей: поочередное чтение стихотворения, несложная роль в театрализованном представлении, исполнение на музыкальных инструментах простой песенки и т. д.
    Праздничный утренник обогащает детей разнообразными художественными впечатлениями. Дети должны быть радостными, веселыми, держаться свободно и непринужденно. Однако не следует допускать безудержного веселья, которое слишком возбуждает детей.
     Праздничные сценарии не надо перегружать большим количеством номеров. Материал лучше распределить так, чтобы правильно чередовались деятельность и отдых. Например, после общих хороводов можно дать инсценировку или индивидуальные выступления.
     Для того чтобы праздник был эффективной формой организации художественной деятельности детей, необходимо вести с ними повседневную систематическую работу, развивая их способности, вкус, творческую активность в музыкальной, художественно-речевой, изобразительной деятельности, обеспечивая приобретение ими определенных  навыков.
      Воспитателям следует помнить, что праздничный утренник - это прежде всего радость для детей. Это источник впечатлений, которые ребенок может сохранить надолго. Это сильное средство формирования нравственно-эстетических чувств.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

Голицынская средняя общеобразовательная школа №1

дошкольное отделение – детский сад №20

Консультация :

«Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей»

Подготовила и провела:

Н.Н. Даукшис,

музыкальный руководитель

 

Голицыно

2021

Консультация музыкального руководителя

Даукшис Н.Н.

для воспитателей

«Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей»

Музыкальный руководитель:   

Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду, следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально-педагогического процесса. Наличие в детском саду двух педагогов — музыкального руководителя и воспитателя, к сожалению, не всегда приводит к желаемым результатам. Тут имеют место две крайности. Одна, когда все музыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий. Воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей. В таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит в быт ребенка. Воспитатель, недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.

Существует и другое противоположное явление, когда музыкальный руководитель выступает только аккомпаниатором, не принимает непосредственного участия в проведении музыкальных занятий, не следит за тем, как воспитатель и дети исполняют песни, пляску, движения. Такое распределение ролей возможно лишь в том случае, когда воспитатель музыкален, методически подготовлен, но слабо владеет музыкальным инструментом. Воспитатель малоопытный и недостаточно музыкально подготовленный, работая без всякой помощи и указаний, может допустить в работе ошибки, как в подборе музыкального репертуара, так и в исполнении его.

Проведение музыкального занятия не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель. Часто растерянность, сухой скучный тон воспитателя, нечеткость в движениях происходит от того, что он еще не имел достаточной практики, не уверен в своих силах. В первое время воспитатели являются на музыкальных занятиях как бы на положении «практикантов», которые работают под наблюдением музыкального руководителя. Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним.

Педагог-музыкант ведет работу в двух направлениях — с детьми и воспитателями. Чем меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно с детьми. По мере овладения воспитателем содержанием и методикой музыкального воспитания, педагог-музыкант все больше вовлекает воспитателя в непосредственную работу с детьми, а также осуществляет контроль за его работой вне занятий.

Музыкальный руководитель знакомит воспитателя с практическим материалом, который дается детям. Воспитатель проводит с детьми на занятиях отдельные его элементы: поет новую песню или разучивает с детьми новую пляску, организует музыкальную игру, показывает упражнение.

Давая воспитателям задания, музыкальный руководитель должен дифференцированно подходить к каждому воспитателю, учитывая его силы и возможности.

Какие же формы работы с воспитателями наиболее эффективны? Среди них можно назвать индивидуальную консультацию и групповые занятия.

На индивидуальных консультациях музыкальный руководитель договаривается с воспитателем о заданиях, интересных и доступных детям данной группы, и о том, кому из детей следует уделить особое внимание. Музыкальный руководитель проверяет, как воспитатель исполняет детские песни, пляски.

На занятиях кружка воспитатели знакомятся с основными теоретическими и методическими вопросами музыкального воспитания, а также разучивают детские песни, пляски, игры, упражнения. Кроме того, разучиваются песни взрослых и песни, которые доступны дошкольникам для слушания. Эти песни педагогический коллектив исполняет детям на занятиях как слушание музыки или на праздниках, концертах. При разучивании с воспитателями песен обращается внимание на чистоту интонации, на четкость дикции. Наряду с приобретением вокальных навыков воспитатели повышают культуру своего движения. Кроме детских игр, плясок и упражнений они делают более сложные движения, которые способствуют развитию координации их движений и общему музыкальному развитию.

На кружковых занятиях воспитатели выполняют также некоторые самостоятельные задания. Цель их двоякая: проверить, насколько ими усвоен материал, и развить инициативу воспитателя. Например, задание составить пляску, упражнение на определенную музыку. Удачный творческий опыт воспитателя следует поощрять и широко использовать в работе с детьми.

Интерес педагогического коллектива к музыкальному воспитанию отражается на всей воспитательной работе, создает подъем, бодрость, особенно при проведении праздников.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

Голицынская средняя общеобразовательная школа №1

дошкольное отделение – детский сад №20

Консультация для воспитателей:

«Какие игры могут возникать в процессе игрового взаимодействия с дошкольниками?»

Подготовила и провела:

Н.Н. Даукшис,

музыкальный руководитель

 

Голицыно

2022

Какие игры могут возникать в процессе игрового взаимодействия с дошкольниками?

К ним относятся следующие:

• познавательные;

• режиссерские и игры-драматизации, игры-театрализации;

• тихие, спокойные, организуемые ребенком с игрушками, куклами, в процессе рисования, лепки, конструирования, строительства и т.п.;

• сюжетно-ролевые (по мотивам сказок или жизненных коллизий, профессионально ориентированные) по отработке норм общения;

• подвижные, шумные, шуточные;

• игры (упражнения), направленные на снятие мышечных зажимов и психологического напряжения.

Какую же позицию следует занимать родителям во время игровых занятий? Секрет в том, что позиция должна гибко меняться в зависимости от игровой ситуации и задачи, которую взрослый выстраивает, учитывая настроение, желания и проблемы ребенка. Так, в педагогически направленной игре взрослый - организатор и арбитр, ведущий и интерпретатор игровых действий детей. В спонтанной (самостоятельной) игре детей взрослый - равноправный партнер по игре, подчиняющийся ее правилам, тем самым снимающий дистанцию между собой и ребенком, завоевывающий его доверие и раскрепощающий его. Помимо этого в игре он «идеальный» родитель, обеспечивающий ребенку полнокровное переживание и часто так недостающее ему чувство родительского тепла. Но в любом игровом взаимодействии с ребенком взрослый может быть наблюдателем, исследователем, партнером, организатором, комментатором.

Родителю и воспитателю нередко приходится успокаивать конфликтующих во время игр или не в меру расшалившихся детей, среди которых встречаются агрессивно настроенные, даже жестокие в поступках. В этих сложных случаях пригодятся знания о технологиях игровой коррекции.

Особенно актуально участие взрослого в играх детей с конфликтными коллизиями, которые чаще всего дети не могут решить самостоятельно, а стремятся использовать знакомые им агрессивные способы насилия по отношению к другим детям и взрослым, участвующим в игре, а также к игрушкам и другим атрибутам предметно-игровой среды.

Родителю и воспитателю очень важно научиться распознавать агрессивные средства общения детей: физические, вербальные (оскорбления), мимические и пантомимические (использование угрожающих и оскорбляющих жестов, поз) и деструктивные действия (стремление порвать. сломать игрушку другого). Если отношения приобретают оттенок неигровых, угрожающих кому-нибудь, игру следует остановить, детей рассадить на стулья, успокоить и лишь после этого по очереди терпеливо выслушать каждого.

Умение взрослого правильно проанализировать мотивировки детьми своих агрессивных проявлений в игре позволит правильно выбрать направление беседы и их:

дальнейшей игровой и неигровой коррекции. В основе возможных мотивировок агрессии детей могут лежать: стремление к' самоутверждению при игровом соперничестве («я ее обыграл, а она обиделась и стукнула меня»); неуспех в деятельности или ее прерывание («мы так хорошо играли, а она пришла, все нам испортила, и мы ее прогнали»); скука (ущипнул просто так - от нечего делать); желание зло подшутить, досадить другому («я ее нарочно обозвал и отобрал куклу, хотел посмотреть, как она заревет»); защита от агрессии другого («я его ударил, потому что он ее ущипнул»). Есть еще одна мотивация проявления агрессии детей в игре - нарушение игровых правил одним из участников, что является причиной изменения логики игры и даже ее разрушения. Надо знать, что дети хорошо усваивают и соблюдают правила игры, установленные в одних играх кем-то, в других - самими участниками игры.

К таким правилам относятся: подчинение игровым действиям согласно ролям и правилам; правило первенства на пользование игрушкой, на владение территорией для игры; право на собственность (личные предметы, используемые в игре) и на равенство всех членов группы, играющих на общие блага; правило безопасности игровой деятельности и охраны ее результатов;

правило честной, справедливой игры; право на обособление в игре (в самостоятельной свободной игре); необратимость «закона дарения» (дареное не дарят и не отнимают).

Для своевременного предотвращения детской агрессии родителям и воспитателям следует учитывать, что мальчики в конфликтных ситуациях чаще применяют физическое и деструктивное насилие, а девочки - вербальное, мимическое и панто

мимическое. В свободных играх агрессивных дошкольников наблюдательный взрослый увидит корни злобы: агрессивные мультфильмы, эмоциональное неблагополучие ребенка в семье и в группе. Дети в играх воспроизводят отсутствие любви и внимания к ним родственников, переживаемые детьми страхи, унижение, оскорбления, физические наказания, конфликтные отношения в семье - все это свидетельствует об ощущении ими беззащитности, опасности и враждебности окружающего мира.

Взрослым следует помнить, что обилие дорогих игрушек в доме не гарантирует благополучное развитие личности ребенка, его добросердечности и отзывчивости. Агрессивные в игре и неуверенные дети чаще формируются под влиянием авторитарных родителей и воспитателей. А игра и авторитаризм несовместимы. Играть ребенку под психологическим давлением значимого взрослого невозможно, но отразить агрессивные тенденции можно в полной мере. Вот почему игра - мощное игровое средство диагностики и коррекции агрессии.

Вместе с тем и родитель, и воспитатель, особенно при поддержке психолога, способны деликатно использовать игровые способы коррекции агрессивных проявлений детей. Игровая коррекция агрессии связана с созданием игровых ситуаций по обучению детей толерантности, умению разрешать конфликты мирным путем, развитию эмпатии (чуткости), положительных форм контактов, обесцениванию агрессивных действий и подведению детей к осознанию пагубных последствий агрессии для себя и для другого. Этого можно добиться при организации и поддержании многократно повторяющихся игр-драма-тизаций, например о Старухе Шапокляк, Бабе Яге, Волке, а также о персонажах в роли жертвы с обязательной сменой ролей, чтобы дети могли осмыслить свои переживания и, оказавшись в позиции жертвы, сделать выводы нравственной направленности. Кроме того, можно проигрывать истории с агрессивными и беззащитными персонажами из сказки и жизни с различными неожиданными финалами, также позволяющими детям менять ролевые позиции, формировать у них чувства справедливости и сострадания.

А чтобы правильно выстраивать свои отношения с детьми во время игры, взрослому следует выполнять миссию человека, понимающего ценность игры для их полноценного развития. Родители могут сберечь игровое состояние детей - гамму их переживаний в процессе игры, которые выплескиваются в различные игровые (и неигровые) действия, поступки, решения. Важно уметь почувствовать это волшебное состояние души ребенка, постараться вникнуть в него, понять, чтобы не нарушить, а если взрослому повезет и его пригласят - уметь путешествовать в этом мире вместе с ребенком, чтобы радоваться и огорчаться вместе с ним, а при необходимости помочь справиться с нередко выпадающими на дошкольника непомерными переживаниями.

Завершая обсуждение воспитательных возможностей организации игровой среды, еще раз акцентируем внимание взрослых на чрезвычайной значимости для детей их участия в ребячьих играх. Наши исследования позволяют утверждать: вряд ли есть более желанное занятие для детей, чем общение с близкими взрослыми, со старшими братьями, сестрами, а также с воспитателями в процессе совместных игр в целесообразно организованной игровой среде. Именно в таком виде общения и дети, и взрослые приобретают столь редкие,

тонкие и необходимые дары, как чувство юмора, взаимопонимание, толерантность, как никогда необходимые сегодня в противоречивом и жестком мире! А для взрослых это самый короткий и радостный путь к душе ребенка.

Рекомендуемая литература

1. Болсович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М.,1968.

2. Минским ЕМ. Игры и развлечения в группе продленного дня. М., 1983.

3. Новосёлова С.Л. Развивающая предметная среда: Метод, рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. М., 1995.

4. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб, 1999.

5. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья: В 2 т. М., 2000

6. Ушинский КД. Собр. соч.: В 11 т. М., 1950. Т. 8.

7. Эльконин Д.Б. Избр. психол. труды / Под ред. В.В. Давыдова и В.В. Зинченко. М., 1989.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

Голицынская средняя общеобразовательная школа №1

дошкольное отделение – детский сад №20

Консультация для педагогов:

Роль игр-драматизаций в развитии дошкольников

Подготовила и провела:

Н.Н. Даукшис,

музыкальный руководитель

 

Голицыно

2022

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА В ИГРАХ-ДРАМАТИЗАЦИЯХ

В играх-драматизациях (стихотворного текста, прозы, в настольный, пальчиковый театр) слово связано с действиями персонажей, с рисованием, конструированием декораций, с целенаправленной сценической атрибутикой.

В данных играх разыгрываются готовые тексты. Поэтому логопед отбирает из произведений детской литературы тексты, имеющие воспитательную ценность, отличающиеся динамизмом, насыщенностью, глагольной лексикой, четкой последовательностью событий и действий, художественной выразительностью языка, простотой построения фразы. Дети участвуют вначале в хоровой драматизации, затем переходят к индивидуальному проговариванию роли с помощью логопеда и самостоятельно.

Игры-драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самодеятельность, организаторские, режиссерские качества. Они способствуют коррекции личностных особенностей заикающихся, положительно влияют на детей III и IV клинических групп, повышая их игровую активность. Совершенствуются внимание детей, зрительная ориентировочная реакция на собеседника, подражательность как основа самостоятельности.

Игры-драматиэации стихотворений и прозы дают сюжеты для игр настольного, кукольного и пальчикового театров. Они готовят детей к развернутому, связному я последовательному изложению мыслей, упорядочивают их речевую деятельность, способствуют возникновению на их основе творческих игр.

Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях. Сюжет и игровые действия здесь могут быть определены самим содержанием произведения, но способы реализации ролей следует создавать и воплощать в каких-то движениях, жестах, мимике, интонации. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли. Чтобы дети могли передать соответствующий образ, у них надо развивать воображение, учить их ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями. Н. К. Крупская указывала, что ребенок должен не только подражать, но и творить.

Наблюдая за детьми младшей группы, мы заметили, что е играх они с увлеченностью перевоплощаются в собак, кошек \ других знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет не могут. Дети только подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенности поведения. Поэтому нам важно было научить детей младшей группы некоторым способам игровых действий по образцу.

В играх «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата», «Зайчиха и зайчата» мы показывали, как машут крыльями маленькие веселые птенчики (летают) и тяжело, неуклюже ходят медвежата. На занятиях и в повседневной жизни разыгрывали сценки из детского быта, например с куклой или медвежонком, которые обретали образы живых детей. Помогали малышам организовывать игры на тему литературных произведений: «Игрушки» А. Барто, потешка «Котик и козлик» В. Жуковского.

Проводили игры, которые носили характер упражнений:

двум детям предлагали выбрать себе по любой игрушке, всем вместе придумать небольшой сюжет и затем обыграть его, например простой сюжет типа «Утенок и черепашонок». Грустный утенок и веселый черепашонок встретились в лесу, обрадовались друг другу, договорились пойти в зоопарк, по дороге они пели, плясали. Придя в зоопарк, увидели зверей в клетках и стали их рассматривать, потом пошли домой. Развивая этот сюжет при содействии воспитателя, дети использовали игрушки и мелкий строительный материал.

Формируя интерес к играм-драматизациям, мы читали и рассказывали детям произведения художественной литературы:  сказку «Курочка ряба», «Мой мишка» 3. Александровой, «Маша обедает» С. Капутикян и др. Рассматривали иллюстрации к этим произведениям, показывали диафильмы. Беседовали с детьми о поступках героев, акцентируя их внимание на положительных моментах.

Работая над совершенствованием двигательных навыков, использовали такие приемы, как показ движений,  упражнение с одним ребенком и целой группой. Например, проводилась игра «Паровоз». Воспитатель, разделив детей на группы — лягушата, медвежата, зайчата, предлагает им попутешествовать. Дав гудок, паровоз отправляется в лес. Давая словесное описание той картины, которую должен представить себе каждый ребенок, педагог добивается более полной реализации роли.

— Ребята, мы сейчас едем по густому лесу. Какие здесь высокие деревья! Смотрите, мы приближаемся к поляне. Какая большая поляна, а на ней растет сладкая малина! Ну-ка, сердитые неуклюжие медвежата, выходите из вагона.

Медленно выходят медвежата из вагона, они сердиты, потому что не знают, какая вкусная их ждет малина. Дошли медвежата до кустов, где растут ягоды, и стали их пробовать.

— Смотрите, ребята, медвежата повеселели, наверное, им очень понравилась малина. Посмотрите на медвежонка Свету, она гладит себя по животику. Ах, какая вкусная малина!

Воспитатель поощряет тех детей, которые наиболее интересно выступили в своей роли. Затем подводит итог:

— Все медвежата у нас разные, один веселый, другой сердитый. Но все они неуклюжие.

Паровоз дает гудок и едет дальше. Во время путешествия дети увидят и хитрых лягушек-квакушек на болоте, и зайчиков на капустном поле.

Воспитатель является активным участником таких игр. Он показывает, какими разнообразными могут быть интонация, мимика, жесты, походка, поза, движения. В результате к концу года дети приобретают необходимые навыки для создания того или иного образа. У них появляется интерес к кукольным и плоскостным спектаклям, к литературным произведениям, особенно к сказкам и потешкам, они более эмоционально проявляют свое отношение к героям.

В средней группе мы продолжали учить детей сочетать в роли движение и слово, развивать чувство партнерства. При этом использовали те же методы и приемы, что и в младшей группе, постепенно усложняя их. Например, в игре «Паровоз» пантомиму ' разыгрывали 2—4 действующих лица. Затем дети учились сопровождать движения словами, следить за интонацией. Это давалось им нелегко. Поэтому мы старались помочь детям, вводя различные упражнения: предлагали вести рассказ от первого лица, сопровождая слова движениями; представить себя кем-нибудь и рассказать о себе, например: «Я маленький зайчик, прыг-прыг (прыгает), у меня длинные ушки (показывает), короткий хвостик, я люблю грызть морковку (имитирует движения). Я всех боюсь. Ой, страшно! (Обхватывает себя руками, дрожит.) До свидания, я побежал прятаться».

С группой наиболее активных детей мы драматизировали сказку «Колобок», используя настольный театр. Ребятам очень понравился спектакль, они пробовали самостоятельно обыграть сказку, но вначале это им не удавалось. Поощряя инициативу детей, воспитатель руководил их игрой, включая в нее всех желающих. И через некоторое время одна подгруппа детей показала эту сказку другой подгруппе.

Привлекая к играм малоактивных ребят, мы драматизировали произведения, в которых было небольшое количество действий, например потешку «Кисонька-мурысенька», стихотворения «Где мой пальчик?» Н. Саконской, «Перчатки» С. Маршака. Изображаемые здесь несложные действия близки жизненному опыту детей, и это облегчает проведение игры.

В старшей группе мы учили ребят самостоятельно находить способы образной выразительности, продолжали развивать чувство партнерства. С этой целью проводили специальные экскурсии, прогулки, наблюдая окружающую жизнь. Дети внимательно присматривались к повадкам собаки, прислушивались к пению птиц, обращали внимание на поведение людей, отмечая особенности их движений, интонации.

Для развития воображения предлагали детям разные задания, например: «Представьте себе море, песчаный берег. Мы все лежим на теплом песке, загораем. У нас хорошее настроение. Поболтали ногами, опустили их. Разгребли теплый песок руками. Перевернулись на спину, сели, дотянулись руками до носочков. Быстро встали, побежали к морю. Поплыли — вода прохладная. Рассекаем воду руками — то правая, то левая рука впереди (имитация движений пловца). Сейчас будем нырять. Остановитесь, быстро разведите руки через стороны вверх. Нырнули, плаваем под водой, рассекая воду двумя руками перед собой. Вынырнули, выходим из воды. Берем полотенце, обтираемся». Давали задания и такого характера: «Пройдись, как старая бабушка, как царевна» и т. д.

В своей работе с детьми использовали мимические этюды (один ребенок рассказывает, другой показывает с помощью мимики и жестов то, о чем говорится). Иногда предлагали изобразить несколько персонажей сразу, например щенка и кошку, воробья и бабочку: «Щенок лежит на коврике, сладко спит. Вот он проснулся, потянулся, зевнул, посмотрел по сторонам. Побежал на улицу, там встретил кошку» и т. д. Ребятам очень нравятся подобные этюды.

Интересны такие упражнения с воображаемыми предметами типа: «Представьте себе мяч, возьмите его». Некоторые дети вначале отказывались от такой игры и оставались лишь наблюдателями: «Как же мы будем играть, если у нас нет мячей?», «Я не хочу прыгать через прыгалку, у меня нет ее в руках». Но постепенно они осваивались и играли с большим удовольствием.

Проводили с детьми игры и такого типа. Все становились в круг и по команде воспитателя начинали делать разные произвольные движения. По сигналу все играющие замирали в разных позах. Затем воспитатель ходил по кругу и спрашивал, что ребенок делал. (Ответы: стирала, танцевала, пела, колол дрова и т. д.) Игра продолжалась. Поначалу движения детей были неловкие, неуверенные. Но постепенно ребята стали более точно воспроизводить задуманные действия.

Учили детей отгадывать и придумывать загадки: показать своего героя в движении сначала без слов, потом со словами, а все должны отгадать, кто это был. Для образца педагог показал зайчика, который грыз морковку, но потом испугался и убежал, бросив ее. Дети легко отгадывали такие загадки и сами их придумывали.

Продолжая работу по развитию творческих способностей дошкольников, мы обратились к сказкам. Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, свойственные сказкам, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка — все это создает благоприятные условия для проведения игр-драматизаций.

Вначале педагог читал детям сказку, а затем проводил с

ними беседу по вопросам: «Чем вам понравилась сказка, что в ней было интересного? Какой герой вам больше понравился и почему? Расскажите о нем подробнее. Вы бы так же поступили на его месте или по-другому? Почему? Вспомните, в каких сказках этот персонаж ведет себя по-другому. Кто не понравился вам в этой сказке и почему?»

В конце беседы давал задание: «Придумайте и расскажите новую сказку про этих же героев. Покажите их такими, как вам хочется».

Прежде чем драматизировать сказку, дети рассказывали ее по ролям, находя нужные интонации. Педагог проводил индивидуальную работу над закреплением навыков выразительного чтения и рассказывания в сочетании с движением. Для развития чувства партнерства предлагал разыграть небольшие эпизоды с двумя персонажами.

Итогом работы была драматизация сказки «Три поросенка». Сначала мы рассмотрели с детьми книги, оформленные разными художниками (Н. Кротовым, А. Савченко, Э. Булатовым, О. Васильевым). Ребятам очень понравились иллюстрации А. Савченко:

«Поросята здесь веселые и красиво одеты».

Готовясь к драматизации, разделили ребят на несколько групп и объяснили, что та группа, у которой сказка получится лучше, покажет ее малышам.

Учитывая возможности детей, драматизировали сказку не целиком, а по отдельным сценкам.

Дети сами выбирали костюмы для своих героев, вместе решали, какие иллюстрации использовать при изготовлении декораций. Все, что можно, делали своими руками: вырезывали, красили листья — это был осенний лес; нарисовали лужу для поросят. Большую помощь оказали родители: вместе с детьми они готовили декорации и костюмы.

Работа в течение нескольких лет по развитию у детей навыков участия в играх-драматизациях дала хорошие результаты. У детей в самостоятельной деятельности активно стало проявляться творческое воображение, в речи они четко стали определять задачи игр, характеры героев, содержание своих действий, т. е. использовать все те знания и умения, которые они приобрели в играх-драматизациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...