Наблюдения в природе- основа познания дошкольника
материал (средняя группа)

Петрова Татьяна Анатольевна

Наблюдения в природе- основа познания дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudeniya_v_prirode-_osnova_poznaniya_doshkolnika.docx389.41 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Березка» Моргаушского района ЧР

Доклад на тему:

 «Наблюдения в природе- основа познания дошкольника»

https://ooo-ado.ru/wp-content/uploads/2021/06/AdobeStock_86194915-scaled-1.jpeg

  Выполнила:

                                                   Петрова Татьяна Анатольевна,

План

1.Введение

Основная часть.

1. Наблюдения в природе - основа познания дошкольника»

1.1.Природа в познавательном развитии ребёнка.

1.2.Наблюдения- как метод экологического       воспитания.

3.Заключение

4.Литература

Введение

Наблюдения в природе неразрывно связаны с экологическим воспитанием дошкольников. С принятием законов Российской Федерации «Об образовании» и «Об охране окружающей природной среды» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. В проекте федерального закона «Об экологической культуре», Концепции дошкольного воспитания подчеркивается, что именно в дошкольном возрасте закладываются этические принципы отношения к природе. Целью экологического образования дошкольников является воспитание экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами; понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека с ней [1]

Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познания экологических закономерностей природы.[2,2-5],[2,51-54]
   
 Программа Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа» (1998) нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе, навыков практического участия в природоохранительной деятельности в своем крае.[3,26-34]
В последнее время идет интенсивный творческий процесс в регионах России. Педагоги, экологи разрабатывают программы экологического образования детей с учетом местных природных и социальных условий, национальных традиций.[4,23-35]

   Цель моей работы- раскрыть значение наблюдения в ознакомлении детей с природным миром.

Наблюдение – это специальное организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.(5)
     Правильная организация наблюдений решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе (в том числе и экологические) , учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает  эстетически. 
    Необходимо, чтобы наблюдение проходило при высокой умственной активности детей, заставляло их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивало любознательность, воспитывало интерес и бережное отношение к природе и всему окружающему.

 

«Мир, окружающий ребенка, – это прежде всего мир природы

с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

В.А. Сухомлинский

       Природа – это богатый источник всесторонних знаний ребенка. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает у дошкольника привычку делать выводы, формирует логическое мышление, красоту и образность речи. Соприкасаясь с природой, дошкольники обычно испытывают сильное желание выразить свои впечатления от созерцания природы или ее преобразования в процессе детского посильного труда в продуктах творческой деятельности, будь то рисунок, рассказ, аппликация или сюжетно-ролевая игра. Таким образом, каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.

    Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за явлениями природы (листопад, снегопад, метель, гроза), дети хотят постичь их, проявляют познавательную и поисковую активность, задают вопросы взрослым. А со временем начинают понимать и могут объяснить, например, почему идет дождь, почему осенью птицы улетают в теплые края, когда и почему начинается сезон гроз, что такое наводнение и т.д.

       Природа- это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Ребёнок радуется травке, восхищается необыкновенной окраской бабочки, настораживается при раскатах грома, прыгает и хлопает в ладоши, увидев радугу. Первые пргулки в лес, на луг… Кто из взрослых не наблюдал этой бесконечной радости, счастья.

       Природа повсеместно воздействует на ребёнка. Но малыши многого не замечают, порой их восприятие бывает очень поверхностным. И всё же здесь, в царстве природы, он имеет первый чувственный опыт, накапливает ощущения, идущие от самой жизни. Здесь он первооткрыватель, исследователь.

      В ранние годы ребёнок, видя отдельные явления природы, воспринимает, их как само собой разумеющуюся данность, не задумываясь над объективной  реальностью разворачивающейся перед ним картины мира. Задача взрослых - помочь малышу обрести сугубо «человеческое видение» мира (и в социуме, и в природе), которое формируется благодаря возможности усваивать опыт, преподносимый взрослыми, опыт материальной и духовной культуры (А.Н.Леонтев) в образе их жизни и отношении к окружающему миру.

     Ребёнок, как доказали ученые, уже в самом раннем детстве копирует эмоции и поступки близких. Если взрослые трепетно относятся  к природе, восхищаются шелковистой травкой, прозрачным и сверкающим ручейком, нежным цветком и т.п., дитя, можно сказать «с молоком матери» впитает эти эмоции и чувства. И наоборот, если ребенок становится не только свидетелем, но и соучастником бесчинства взрослых в лесу, на поляне, на реке, в поле, он вырастет бездумным жестоким. Если взрослый собирает полевые цветы, а потом оставляет их вянуть на солнце, малыш получает «урок» безнравственного отношения  к живой природе, и ему уже в старшем возрасте не придёт в голову, что лишённое воды и питания растение, как всё живое страдает. Также если взрослые грубы и жестоки с животными, можно с уверенностью сказать, что дети повторят все поведенческие реакции в  тех же ситуациях.

    Таким образом, только человек способен видеть, создавать и видеть красоту, способен испытывать радость от общения с братьями нашими меньшими, наслаждаться видом родных пейзажей, восходом солнца, первой зеленой травкой и т.п. Эти истины ребенок усваивает в раннем  детстве не только через слово, но главным образом, через поступки взрослых. Они «открывают» малышу духовные, чисто человеческие ценности своим восприятием мира. Привожу пример из своего опыта. Ребёнок видит красивый цветок и в большинстве случаев  бросается к нему, желая сорвать. Реакция воспитателя: «Подожди, посмотри, какой красивый цветок! Не будем его срывать. Если сорвём, колокольчик завянет и умрёт. Он нас не встретит завтра на этой тропинке, не будет звенеть, не будет кивать своей головкой: «Здравствуй, Юленька!» И нам будет грустно» Так мы формируем у детей доброе, ласковое, нежное чувство- чувство любви к живому.

Наблюдения- как метод экологического воспитания.

     Дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и предоставляет широкие возможности для экологического воспитания. Кроме того, любая программа предусматривает ознакомление дошкольников с окружающим, неотъемлемой частью которого является мир природы. А это объязательная часть экологической образовательно-воспитательной работы, нацеленной на развитие экологически мыслящей личности. Как же это понимать? Начну издалека. Так, например, до сих пор встречается разделение представителей фауны на полезных и вредных, опасных и неопасных, красивых и некрасивых, отмечаются негативные по отношению к какому- либо виду либо неправильные суждения. Приведу несколько примеров.

    .»Бабочки полезны: они опыляют цветы. Их надо охранять- без бабочек у нас не будет цветов и ягод» Логическим завершением этой мысли может стать следующее утверждение: если нам не нужны ягоды или цветы, то и бабочки нам не нужны.

    .»Гусеницы вредны, так как они поедают листья». Утверждение находится в явном противоречии с предыдущим высказыванием: гусеница-это стадия развития бабочки, значит, охраняя бабочек, невозможно в гусенице видеть вредное существо.

     .»Тараканы вредны: они не только портят пищу, но и переносят возбудителей болезней» Это утверждение не верно: в природе тараканы выполняют важную функцию- они уничтожают органические остатки, кроме того сами являются кормом для разных видов животных. Воспитателям следует проводить четкое различие между средой природной, естественной и средой созданной человеком. Это поможет им понять, как надо объяснять детям, почему мы уничтожаем тараканов, если всё в природе ценно и нельзя губить ничего живого. Объяснять надо так: в искусственной среде некоторые виды получают возможность для значительного увеличения своей численности вследствие благоприятной для них обстановки (много пищи, ограниченное число хищников, много места для размножения и т. д.). В подобной среде законы природы действуют, но в ограниченном объёме, поэтому человек вынужден брать на себя функцию регулирования численности некоторых видов, к которым относятся тараканы, колорадские жуки, моль, домовые мыши и др. А вот в естественной среде вредных и полезных видов нет: они все необходимы для нормального функционирования любой экосистемы.                           Именно поэтому человек не должен вмешиваться в естественное течение жизни. Любая «помощь» природе должна быть хорошо продумана, должна основываться на знании законов природы, учитывать потребности отдельных видов и предугадывать возможные последствия того или иного воздействия.

     Полностью усвоить это способен не каждый ребёнок. Однако, знакомя детей с подобной информацией, не следует добиваться того, чтобы они досконально разобрались в ней или смогли воспроизвести в деталях. Это придёт позже. Важно, чтобы дошкольник  познакомился с такой информацией и научился руководствоваться простейшими природоохранными правилами в своей деятельности.

Заключительная часть

  Таким образом, наблюдение является очень важным методом          экологического воспитания и основой познания дошкольника.

   Наблюдение позволяет показать детям природу естественных условиях во всем многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует понимание природы. А понимание природы формирует осознанное поведение в природной среде.

Литература

1. Глазачев С.Н., Когай Е.А. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии. - М.: Горизонт, 1999. – 174 с.

 2.   Ашиков, В., Ашиков, С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. – №7. – 2005. – с – 2-5; №11. – 2005. – с. 51-54
3.   Рыжова, Н. «Наш дом – природа» Программа экологического воспитания дошкольников  // Дошкольное воспитание. – №5. – 2003. – с. 26-34
4. Глазачев С.Н., Когай Е.А. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии. - М.: Горизонт, 1999. – 174 с.

5.   Введение в психологию. Под общей редакцией проф. А. В. Петровского. –М.: Академия, 1996. – 439 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Игровая деятельность основа познания окружающего мира дошкольником»

Консультация на тему: "Игровая деятельность основа познания  окружающего мира дошкольником"...

"Наблюдение в природе - основа познания дошкольника"

Познавательное развитие дошкольников  в ходе наблюдений в природе....

Сенсорное развитие младших дошкольников-основа познания мира (2013 г.)

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, от уровня которого в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания д...

"Наблюдение как метод чувственного познания природы"

Подробно раскрыто содержание наблюдения как формы взаимодействия с детьми, аскрыто , обозначены требования  к проведению наблюдений и описаны примеры использования этого метода в работе с детьми....

"Наблюдения в природе – основа познания дошкольника"

В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию, вызывает желание...

Наблюдения в природе – основа познания дошкольника

В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию, вызывает желание...